Паломничество во град Ярослава Мудрого
...От Москвы до Ярославля можно добраться и по железной дороге, и на автобусе. Наиболее удобный вариант – на поезде-экспрессе. Его мы и выбрали. В конечном пункте нашего путешествия мы оказались чуть после полудня.
Первым храмом, который мы увидели, была церковь святителя Николая Мокрого. Это огромный собор, почти как Дивеевский Свято-Троицкий, только не белый, а коричневатый, построенный из красного кирпича. Архитектура отличается неповторимой оригинальностью. Наличники на окнах покрыты цветными изразцами – это характерная особенность для ярославского архитектурного типа. Храм находится на реставрации, но при нем действует домовая церковь.
Изразцовый наличник
Храм свт. Николая Мокрого
Далее наш путь лежал за город – на автобусе мы направились в знаменитый Толгский монастырь. Доехав до Толгоболя (село в Ярославской области. – Примеч. ред.), мы пошли пешком через березовую аллею к монастырю. День выдался солнечный, и мы наслаждались красотой золотой осени.
Эта обитель основана святителем Трифоном Ростовским в XIV веке. Тогда на месте явления ему Толгской иконы Божией Матери был сооружен деревянный храм. Впоследствии на этом месте построены каменные здания.
Роспись стен и потолка крыльца, ведущего в главный храм обители, посвящена сценам Апокалипсиса. Было крайне интересно наблюдать нынешние события, изображенные языком древнерусской иконописи. Тут и падение звезды Полынь, по-украински «Чернобыль», на третью часть рек, и Вавилонская жена-блудница, сидящая на звере с семью головами и семью рогами, в которой современные толкователи Апокалипсиса усматривают Америку. На одной из фресок изображена апокалиптическая армия, в которой под видом саранчи в броне с жалами и человеческими лицами Тайновидец Иоанн Богослов изобразил современную военную технику: танки и самолеты.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), мощи которого почивают в Толгском монастырском храме, предчувствовал надвигающиеся апокалиптические события и предупреждал о них своих современников. Значение его писаний для нынешнего монашества и вообще для Православия трудно переоценить. Святитель Игнатий изучил творения древних Отцов Церкви и изложил их учение применительно к новейшему времени.
Толгский женский монастырь, где почивают
мощи свт. Игнатия (БРЯНЧАНИНОВА)
Святитель наставляет, что каждому православному христианину необходимо читать творения святых Отцов, но при этом необходим и совет современных наставников. И если совет современников не противоречит святоотеческому учению, тогда можно его принять. А если он расходится с учением святых Отцов, тогда надо следовать святым Отцам, а не современным авторитетам, как бы это ни было тяжело. Избирать духовного руководителя следует не по его прозорливости или чудотворению, каковые дарования редки в наше время. Достаточно, учит Святитель, чтобы он был начитан в святых Отцах и смиренно следовал их учению.
Вне Православия спасение невозможно, утверждает свт. Игнатий. Все еретики пребывают в глубокой бесовской прелести. Злободневны слова Святого о латинской ереси: «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели отречение от папы. Папа есть идол папистов, он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов, они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма».
Апокалиптическая блудница
Фреска в Толгском монастыре
Предупреждая христиан об опасностях нашего апокалиптического времени, в своих писаниях святитель Игнатий указывает и пути их преодоления. Читая и изучая его труды, иноки и миряне обретают путь не только ко спасению, но и к духовному совершенству в современном антихристианском мире.
Еще одним местом нашего паломничества стал Казанский монастырь. Как гласит пояснительная надпись на вратах, он основан в XVII веке в память о пребывании на этом месте нижегородского ополчения во главе с князем Пожарским и гражданином Мининым. При ополчении, как известно, находилась чудотворная икона Божией Матери Казанская. В честь нее монастырь и получил свое название. В Казанском храме покоятся мощи святителя Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского, исповедника. Его житие очень поучительно: можно сказать, что оно является яркой иллюстрацией к богодухновенным наставлениям свтятителя Игнатия.
Святитель Тихон, Патриарх Московский, назначил его своим вторым Местоблюстителем после митрополита Петра (Крутицкого). Вслед за кончиной Патриарха Тихона его место занял святитель Петр, но вскоре богоборцы заключили его в узы и сослали на север. Но и митрополиту Агафангелу не позволили стать Местоблюстителем Патриаршего Престола: он попал под арест и несколько лет провел в тюрьмах и лагерях, исповедуя веру Христову. Ко времени возвращения его из ссылки у власти стоял митрополит Сергий (Страгородский), и преосвященный Агафангел не смог занять престол Местоблюстителя. Чувствуя приближение смерти, он уступил митрополиту Сергию и вскоре блаженно почил о Господе.
Нынешнее время напрямую перекликается с гонениями начала прошлого века. Как тогда все духовенство разделилось на «тихоновцев» и обновленцев, так и сейчас оно разделилось на верных Священному Преданию ревнителей Православия и священнослужителей-модернистов. И как тогда обновленцы гнали «тихоновцев», так сейчас модернисты клевещут на истинных пастырей. Святитель-исповедник Агафангел являет нам пример твердого стояния в вере, наставляя избегать как вероотступного обновленчества, так и уклонения в раскол.
Из Казанского монастыря мы прошли к храму святого пророка Божия Илии. Как и большинство ярославских храмов, он поразил нас своими размерами и замечательной архитектурой. Оттуда мы проследовали к храму Рождества Христова и на берег Волги. И храм пророка Илии, и храм Рождества Христова оказались закрытыми. Мы ограничились лицезрением их чудесной архитектуры, которая уже сама по себе, даже без церковного пения и росписей, сообщает душе молитвенный настрой.
В конце нашего паломничества в древний Ярославль мы зашли еще в Феодоровский собор, в котором покоятся мощи святого благоверного князя Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Князь Феодор жил во время татаро-монгольского засилия на Руси. Он отличался красотой, силой и благочестием. Дочь хана полюбила князя и пожелала выйти за него замуж. Когда святому Феодору сообщили об этом, он мужественно заявил татарам, что христианину не подобает жениться на язычнице. Княжна смиренно выслушала эти слова и ради любви к Феодору согласилась креститься. Во святом Крещении ее нарекли Анной. Став зятем хана, святой Феодор обрел великую власть и использовал ее на строительство и благоукрашение храмов и монастырей, подавал щедрую милостыню бедным, вдовам и сиротам.
Своей жизнью он преподает урок подлинной христианской любви и твердого следования канонам Православной Церкви. Он не стал, подобно современным модернистам, говорить кровавым сатрапам хана, что у нас якобы один Бог с язычниками. Святой Феодор не польстился на богатство и власть, которые ему сулила женитьба на дочери хана. Он твердо исповедал пред иноверцами, что их боги – идолы, а христианам нельзя вступать в брак с идолопоклонниками. Его могли за это убить, как ранее убили святого князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Потому по произволению святой Князь Феодор – мученик. Благодаря его любви к Истине, и невеста уверовала во Христа и обрела вечное спасение. Такая подлинная христианская любовь к Богу и ближнему, верность законам Святой Православной Церкви особенно необходимы нам, современным христианам!
Получив глубокое духовное назидание и истинное эстетическое наслаждение от соприкосновения с древнерусскими зодчеством и иконописью, поздно вечером мы вернулись в Москву, сохранив самые теплые воспоминания о граде святого Ярослава Мудрого.
Подготовила
Екатерина АНТОНОВА