Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
«Надлежит всему тому быть...» 01.11.2015

«Надлежит всему тому быть...»

Проблема проведения т. н. «восьмого вселенского собора» сегодня волнует многих верующих. Одни, ссылаясь на известные пророчества, ратуют за то, чтобы он не состоялся. Другие, напротив, не видят в этой инициативе высших иерархов никакой угрозы и недоумевают: «А почему бы и нет? Разве Церковь в чем-либо ограничена?»

Мы знаем, что расхождения во мнениях по тому или иному вопросу среди православных допустимы – надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись <...> искусные (1 Кор. 11, 19). Однако разногласия умножаются с каждым днем, так что сегодня можно встретить как противников, так и сторонников практически любого явления церковной жизни. Споры людей несведущих, еще только ищущих истину, т. н. неофитов, не удивляют. Но не редкими стали разделения и между священниками. Например, один батюшка убежден, что представителям иных вер и конфессий не только можно, но и с миссионерской точки зрения полезно посещать православные храмы. Другой, наоборот, считает присутствие иноверцев и еретиков на богослужениях недопустимым. А паства недоумевает: какого же отца слушать? И, не задумываясь, а как же нужно искать единственно верный и обоснованный ответ на возникший вопрос, многие выбирают то, что им ближе как соответствующее их взглядам и убеждениям. Но так проявляется греховное своеволие.
 
Между тем в Православной Церкви все устроено просто. Существуют заповеди Божии, догматы, каноны и наставления Святых Отцов. Это безусловно авторитетные, признанные всей Церковью источники, в которых содержится непогрешительное и неизменное учение Господа нашего Иисуса Христа. Некоторые правила мы черпаем из Священного Писания, другие – из церковного Предания.

Однако враг нашего спасения всячески стремится уничтожить или ослабить веру в Божественное учение, чтобы насадить различные ереси и расколы и тем самым увлечь человеческие души в погибель. Поэтому он и склоняет людей к вольнодумству и самочинию.

Главное оружие против уловок врага – смирение. Именно оно, по слову преподобного Антония Великого, разрушает все козни диавола. А выражается эта добродетель, как учат Святые Отцы, прежде всего в послушании Богу.
Учение Церкви свято и не имеет двусмысленности. Сомнения же возникают по причине недоверия канонам и святоотеческому наследию, как плод превозношения и непокорности Богу.

Святитель Василий Великий пишет: «Должно не на собственных рассуждениях утверждаться и отвергать сказанное Господом, но знать, что глаголы Господни достовернее собственного удостоверения». А святитель Игнатий (Брянчанинов) наставляет: «Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения Святых Отцов. Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию Святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительно воспитание и образование посредством их писаний».

Поэтому если мы станем искать ответы на все возникающие вопросы в канонах и святоотеческих творениях, то пагубным разномыслиям не будет места. Ибо канонические правила богодухновенны: Изволися бо Святому Духу и нам (Деян. 15, 28), – свидетельствовали Отцы на принимавших их Соборах. «Писания Святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святаго Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание!» – восклицает святитель Игнатий.

Возьмем, например, уже упомянутую проблему – посещение наших церквей людьми неправославными. 6-е правило Лаодикийского Собора заповедует: «Не попускать еретикам, коснеющим в ереси, входить в дом Божий». Значит, священник, дозволяющий инославным, пусть даже в процессе экскурсии, заходить в храм, нарушает этот канон.

Обычно те, кто преступает правила, ссылаются на «практику», т. е. поведение или мнение тех или иных авторитетных для них лиц. Но, как известно, даже если и Ангел с Небес начнет проповедовать новое учение, верующие не должны следовать ему и поступать вопреки однажды установленному порядку (см.: Гал. 1, 8).
 
А каково же учение Церкви о «восьмом вселенском соборе»? Древний богослужебный текст однозначно дает понять, что такой собор невозможен: «Седмь убо духов, иже почиша на Христе, Исаия сие рече: на Седмих же Соборех почи Христос, со Отцем и Божественным Духом» (Песнь 4-я. Канон Святым Отцам). «Православного Вселенского Собора больше не будет. Было Семь Соборов, как семь Таинств, семь Даров Святаго Духа», – говорил святой Оптинский старец Нектарий.

А преподобный Иустин Сербский писал: «Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ. А исходя из апостольско-святоотеческого исторического опыта Церкви, такой собор вместо лечения откроет новые раны на Теле Церкви и создаст для нее новые проблемы и страдания».

Заслуживают внимания и слова подвижника благочестия XX века архиепископа Серафима (Соболева), материалы к канонизации которого собираются уже не одно десятилетие. «Мы знаем, – говорил Владыка, – каким злом является в Церкви модернизм с его стремлением созвать „восьмой вселенский собор“. Спрашивается, для чего модернисты хотят созвать этот собор? Для того чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем, монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений…»

Поэтому опасения чад нашей Церкви по поводу возможной реформации Православия на «Всеправославном соборе», который впоследствии может быть объявлен Вселенским, оправданы. И нам сейчас важно понять, как вести себя верующему человеку, если действительно будут узаконены те или иные нарушения.

На этот вопрос Церковь также давно ответила. Предположим, что «восьмой вселенский» примет ряд антиканонических решений по тем вопросам, которые упоминали в своих пророчествах святые и подвижники – экуменизм, календарь, посты, брак и т. д. Как же нам быть в таком случае? Новые правила о постах не станут для нас камнем преткновения, потому что никто не запретит всем желающим по-прежнему придерживаться постановлений Типикона и стараться соблюдать его нормы во всей полноте. Реформа, дозволяющая второбрачие священников, тоже коснется лишь тех «пастырей», которые сами захотят нарушить каноны (или уже пренебрегли ими в этом вопросе). Конечно, наряду с ослаблением постов, это нововведение поспособствует общему упадку благочестия, но тех, кто останется верным Христу и Его Божественному учению, священноначалие не принудит поступать вопреки вековым порядкам. Также и мирян нельзя будет заставить обращаться к двоеженцам как к духовникам, поскольку это дело совести и личного выбора человека. Но вот календарная реформа причинит Церкви огромный вред, ибо это нарушение, как показывает практика новостильных Поместных Церквей, будет навязываться повсеместно.

Православный годичный круг богослужений, согласно канонам, не может совершаться в соответствии с римской пасхалией. А т. н. новоюлианский (новостильный) календарь с православной Пасхалией не сочетается, и его принятие ведет к ряду серьезнейших ошибок. Так, у новостильников Благовещение может выпадать на Первую седмицу Великого Поста, а постовой праздник сорока Севастийских мучеников (которые «всечестный пост светлший соделасте памятию» своей, как поет Церковь) – на мясопустную. Петров пост, который начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов, сокращается, а нередко и вовсе упраздняется. Но модернистов это не смущает – они могут переписать Типикон и изменить сроки постов. Ибо их цель – реформировать Православие ради дальнейшего соединения с католической лжецерковью, устранив препятствующие этому святые каноны.

Поэтому, когда богослужения в храмах начнут совершаться по григорианскому или, как его лукаво называют обновленцы, новоюлианскому календарю, мы не должны становиться соучастниками этого беззакония. Нужно будет сохранять верность святоотеческому летосчислению, служить, молиться и поститься в соответствии с ним, но при этом не уклоняться в раскол, оставаться чадами Русской Православной Церкви.

Современный подвижник благочестия приснопамятный Оптинский игумен Симеон (Ларин) наставлял: «Ересь и раскол станут по обе стороны каждой души. И враг будет предлагать либо принять ересь, либо уйти в раскол. А вы не идите ни по тому, ни по другому пути. Выбирайте путь средний, как учили святые, как учит нас Сам Господь. Если ты пастырь, то служи по церковному святоотеческому календарю, а не по новому – латинскому. Но при этом поминай своего епископа, даже если он и оступился. Мы не имеем власти над епископами, и нам не дано право низлагать или рукополагать их. Потому с почтением относись к их сану, пока те, кому дано право вершить над ними суд, не осудят их. Когда преподобный Максим Исповедник находился в Селемврии в заточении, пришли к нему важнейшие клирики города. Несмотря на то, что те открыто исповедали ересь, преподобный Максим встал и поклонился до земли, проявляя почтение к их сану. Скажешь: он не имел общения. И ты не имей, но сан почитай. Ибо, перестав поминать епископа, уклонишься в раскол, если не найдешь другого епископа, который против ереси и примет тебя.

И как предупреждает нас Священное Писание: „Не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть“ (Мф. 24, 6). Главное – помнить, что Господь с теми, кто готов ради Него на любую жертву, даже на смерть. Это и есть достояние верных. „Будь верен до смерти“ (Откр. 2, 10)!»

Священник Владимир РОМАНОВ
Источник: Газета "Православный крест" № 141

<-назад в раздел

Русский календарь