Архиепископ Серафим (Соболев) наконец будет прославлен?
В состав комиссии вошли следующие лица: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых; архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых; протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям и А.А. Кострюков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Архиепископ Серафим (Соболев) – выдающийся архипастырь и богословов Русской Православной Церкви XX века. Владыка последовательно выступал против модернизма в Православии, католического и протестантского влияния, раскрывал опасность экуменического движения, разоблачая его зависимость от масонства и других враждебных Церкви Христовой организаций. Значительная часть его трудов посвящена также раскрытию темы православной монархии как единственно богоугодной власти, основанной на Священном Писании. Вместе с тем архиепископ Серафим был строгим аскетом и молитвенником, подвижником высокой духовной жизни. Промыслом Божиим после революции он оказался в Болгарии, где продолжал нести свое служение, окормляя множество духовных чад – как русских эмигрантов, так и болгар, еще при жизни снискав глубокое почитание среди православных.
+ + +
Приведем несколько цитат из трудов Владыки Серафима на актуальные темы:
Об участии православных в экуменических организациях:
«Если наша Православная Церковь от организаторов экуменических конференций не имеет никаких заявлений о готовности инославных церквей воссоединиться с нею, и если на этих конференциях даже не обсуждается вопрос о сем воссоединении, то спрашивается, зачем же нашей Русской церкви посылать туда своих представителей? Какие плоды даст нашей Церкви ее участие в экуменических конференциях? Конечно, плоды только недобрые. Одним из этих плодов является, то, о чем мы уже говорили,— отступление православных от своей веры через попрание ими св. канонов и догмата о Церкви, который мы исповедуем в девятом члене Символа веры».
О ложном тезисе экуменистов про «разделение церквей»:
«Не Православная Церковь, а еретики создавали ереси. Православная же Церковь до мученической крови защищала от еретиков чистоту Православной веры. Если бы не было этой борьбы, то православная истина через смешение с еретической ложью перестала бы существовать, а вместе с этим исчезла бы и Православная Церковь с лица земли. Не обвинять надо последнюю за то, что она не смешалась с еретиками и отделилась от них, а ублажать ее надо за мученические подвиги разделения, происходившего по причине восстания еретиков на Церковь, на ее богооткровенные и святоотеческие истины и даже на самого Бога».
О недопустимости принятия новостильного календаря:
«Как мы становимся на путь тяжкого греха непослушания Церкви принятием нового стиля всецело, через отвержение святых канонических правил, так точно мы становимся на этот путь непослушания и принятием нового стиля при смешанном календаре, через отвержение требований "Типикона"»;
«Нам следует быть с теми Православными Церквами, которые строго, без всякого компромисса держатся старого стиля в своей церковной жизни вследствие канонических установлений, которые должны быть незыблемы, ибо эти установления являются одною из основ бытия нашей Православной Церкви».
О второбрачии духовенства
«На "Священническом конгрессе" было высказано мнение, что Болгарская Церковь сильно ушла вперед по сравнению с Русской – в том смысле, что Болгарская Церковь в лице своего священства готова отступить от канонов, которые запрещают второбрачие священнослужителей. Это мнение не может быть верным, поскольку в его основе лежит непонимание сущности Православной Церкви. Понятие прогрессивности не может применяться к Православной Церкви, когда имеется в виду ее существенная и, в частности, каноническая сторона. Существенная сторона Церкви состоит в неизменности ее догматического и нравственно-канонического учения, которое исходит от Самого Бога, Господа Иисуса Христа. Как неизменен Бог, так неизменно и Его учение: оно не может прогрессировать или развиваться и изменяться».
О «восьмом вселенском соборе»:
«Мы знаем, каким злом является в Церкви модернизм, с его стремлением созвать "восьмой вселенский собор". Спрашивается, для чего модернисты хотят созвать этот собор? Для того, чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем, монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений. Эти модернисты, под именем обновленцев и живоцерковцев, страшно колебали, и так еще недавно, Русскую Церковь. И те, и другие были виновниками великих церковных смут и всяких бедствий в России. Какую гибель они готовили Русской Церкви, это видно из того, что обновленцы подрывали самую главную основу бытия Православной Церкви – святые каноны, ибо допускали женатый епископат, двубрачие священников и вводили другие противоканонические новшества. Ясно, что как те, так и другие хотели уничтожить то, что было установлено на Семи Вселенских Соборах не только Святыми Отцами Церкви, но и Самим Богом – Духом Святым, ибо установления этих Соборов произошли во исполнение слов апостольских: "изволися бо Святому Духу и нам" (Деян. 15, 28). Хранение нами Православной веры, или церковного учения, чуждого всяких ересей и всякого модернизма, есть источник всех неизреченных к нам милостей Божиих».
Дмитрий Мельников
http://www.christian-spirit.ru