18.10.2015
<-назад в раздел
Венец закона Христова.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Тема сегодняшнего Евангелия – любовь к врагам. Давайте еще раз послушаем эту заповедь Божию: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 31–36).
Вот уникальная формула человеческого поведения! Это все настолько просто и естественно, что когда человек впервые слышит: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, то кажется странным, почему же так не происходит в жизни. А перед повелением Господним о любви к врагам наш разум и вовсе теряется – трудным, слишком трудным представляется нам оно. Но этой заповедью Спаситель стремится умягчить наши злые сердца, и исполнение ее необходимо каждому, кто не хочет быть отлученным от Бога. В сих словах – ключ к пониманию тайны Христианства, свет, озаряющий самые глубины Божиего откровения. Здесь – сердце жизни христианской, это – дверь во Святая Святых Церкви.
Для людей, часто даже крещеных, но имеющих ветхозаветное сознание, повеление о любви к врагам, так же как и тайна Креста и страданий Господних, остается абсолютно недоступным, кажется какой-то ошибкой, терзающей их разум и сердце противоречиями. А причина – в том, что мы часто читаем Евангелие невнимательно и размышляем поверхностно. Ведь Христос Сам увещевает нас, каких врагов мы должны полюбить, – врагов личных! Эта «трудная» заповедь о благожелании неприятелям точно разъяснена великим русским святым середины XIX века, святителем Филаретом Московским: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими».
О каких же именно врагах шла речь в сегодняшнем евангельском чтении? Сначала Господь говорит о неспасительности корысти как таковой. Действительно, если человек любит только любящих его, т. е. своих друзей, то что в этом особенного? И когда он делает добро своим благотворителям, есть ли здесь какой-нибудь подвиг? Все это присуще и грешникам, но они остаются преступниками закона Божия, потому что никогда не прощают причиненного им зла, не милуют своих обидчиков, воюют против них как против врагов. И потому заповедь Господня для таких людей – некий парадокс, разрушающий их обыденность. Итак, речь в данном случае идет о врагах личных, мирских, повседневных.
Почему же Господь не дает повеления молиться за врагов Отечества и благотворить им? Ответ очевиден – есть еще одна не менее важная заповедь Божия, повелевающая защищать своих ближних и даже полагать за них душу свою (см.: Ин. 15, 13). И в этих словах нет никакого противоречия с рассматриваемым ныне евангельским призывом о любви к врагам, если, конечно, не вырывать это из контекста. Отсюда ясно, что Христос говорит именно о личных недругах, но не о супостатах, угрожающих Отечеству. Также и другое Его слово – Все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52) – относится к убийцам, а не к воинам, защищающим свою Родину и ближних. В нем заложен и такой смысл: иудеи, взявшие меч против Личности Христа, уподобились злым грабителями и убийцам, и потому были истреблены оружием римлян.
Теперь перейдем к врагам Божиим, которыми святитель Филарет заповедует гнушаться. Апостолы, слушатели речи Господней, собирались идти на проповедь в самую опасную среду гонителей Христа. Тяготясь притеснениями и изнемогая, они могли бы возненавидеть своих мучителей – и в нравственном отношении опустились бы тогда до уровня иудеев и язычников, для которых такая неприязнь была нормой. Поэтому Спаситель убеждает Своих учеников не мстить обидчикам, но мужественно переносить все совершаемые против них злодеяния. Таким же образом Господь поступил и Сам, взойдя на Крест с молитвой за распинателей: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Чтобы апостолы не сомневались в возможности любить врагов, в удобоисполнимости этого повеления, Он наставляет – чего желаешь ты себе самому, то делай и другим. Если, например, ты хочешь, чтобы недруги твои были жестоки к тебе, то и ты волен так поступать с ними. Но когда чаешь сострадания и доброты с их стороны, то и сам проявляй то же.
Казалось бы, тут опять – принцип взаимности, обращенный уже не только на личных врагов, но и на врагов Христа. Да, когда вы любите только любящих вас, то вы подобны грешникам и язычникам, вы не отличаетесь от них. А вот если жалеете тех, кто злобствует против вас, то тогда подражаете Самому Богу, Который любит всех людей, даже злых и неправедных. Т. е. в отношении противников Божиих мы должны быть столь же терпеливы, как и в отношении врагов личных, и жалеть их, погибающих в своих заблуждениях. Вражда против Истины, Правды, Бога – это же ужасная болезнь духа человеческого! Но с самим этим злом, поразившим ближнего, мы по званию христиан обязаны вести духовную брань, противостоять пропаганде лжи, неверия и греха. Если же в одном лице враг Божий сочетается с врагом, взявшим меч, то против такого супостата мы не просто имеем право, но непременно должны применить силу, чтобы он от меча и погиб.
Наше русское слово «любовь» – очень емкое по своему содержанию, и его смысл всегда зависит от контекста. Ведь можно сказать: «Я люблю сахар», «Я люблю животных», «Я люблю играть на пианино» и «Я люблю Бога», «Я люблю врагов своих»... Ко всем перечисленным объектам применен один и тот же глагол. Но мы, конечно, понимаем, что любовь к Богу и любовь к сахару – не одинаковая. В сегодняшнем Евангелии слова Господа Иисуса Христа любите врагов ваших, взятые в контексте всей Его речи к ученикам, обозначают прежде всего призыв к жалости и милосердию по отношению к личным врагам, а также предостережение от пагубного чувства ненависти к инакомыслящим людям. И не неуместно будет в нашем случае слово «любовь» заменить на «жалость»: «Но вы жалейте врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
Примечательно, что эта заповедь дана Христом не в начале Его проповеди. Поучением о любви к врагам Господь по сути завершил Свое благовестие Царствия Небесного, предлагая прежде уроки более доступные – чтобы поэтапно, шаг за шагом, привести Своих учеников и последователей к осознанию возможности и необходимости любить даже творящих им зло. Т. е. Он показал, что путь к совершенству состоит в постепенном духовном преображении. Сначала Господь требовал от учеников покаяния и сокрушения о грехах, смиренномудрия, кротости, стремления к познанию Его правды, милосердия, чистоты помыслов, умиротворения враждующих, терпения в страданиях и гонениях за истину. Усвоивших эти повеления, Он побуждает уже не только не причинять страданий ближним, но и не гневаться на них. Он заповедует супругам хранить верность и не осквернять брачного союза даже невоздержанным взглядом. Научает быть правдивым и не нуждаться в клятвах, не мстить, воздавать за зло добром и не отказывать в помощи просящим. Понятно, что человек, исполнивший и эти заповеди, достигший такого высокого нравственного состояния, будет, несомненно, сокрушаться о грехах своего недруга, желая, чтобы тот покаялся и тем избавил себя от осуждения Божия. Одним словом – начнет жалеть его. А кто жалеет врага, кто хочет ему добра – тот, естественно, его любит.
Жизненный опыт показывает, что люди, пусть и не достигшие нравственной высоты, но просто добрые, нередко абсолютно безкорыстно щадят своих противников, проявляют по отношению к ним сочувствие, а, значит, и любовь. Таким образом, любовь к врагам, нелюбящим нас, вполне возможна, а для сознательных христиан, стремящихся исполнить заповеди Христовы, – она необходима.
Дорогие братья и сестры! Каждый из нас может быть ближнему или врагом, или другом. Но безусловно лучше нам побеждать свою гордость, тщеславие, осуждение и жалеть ближних, проявляя хоть малую толику терпения, прощения, милосердия и любви. Помолимся и за грешника и покажем ему, что Бог его тоже любит, ибо Сам Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).
Братья и сестры! Щадите друг друга, да пощадит вас Господь! Все это не так трудно, и слова Христовы столь же просты, сколь и велики: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Аминь.
Вот уникальная формула человеческого поведения! Это все настолько просто и естественно, что когда человек впервые слышит: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, то кажется странным, почему же так не происходит в жизни. А перед повелением Господним о любви к врагам наш разум и вовсе теряется – трудным, слишком трудным представляется нам оно. Но этой заповедью Спаситель стремится умягчить наши злые сердца, и исполнение ее необходимо каждому, кто не хочет быть отлученным от Бога. В сих словах – ключ к пониманию тайны Христианства, свет, озаряющий самые глубины Божиего откровения. Здесь – сердце жизни христианской, это – дверь во Святая Святых Церкви.
Для людей, часто даже крещеных, но имеющих ветхозаветное сознание, повеление о любви к врагам, так же как и тайна Креста и страданий Господних, остается абсолютно недоступным, кажется какой-то ошибкой, терзающей их разум и сердце противоречиями. А причина – в том, что мы часто читаем Евангелие невнимательно и размышляем поверхностно. Ведь Христос Сам увещевает нас, каких врагов мы должны полюбить, – врагов личных! Эта «трудная» заповедь о благожелании неприятелям точно разъяснена великим русским святым середины XIX века, святителем Филаретом Московским: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими».
О каких же именно врагах шла речь в сегодняшнем евангельском чтении? Сначала Господь говорит о неспасительности корысти как таковой. Действительно, если человек любит только любящих его, т. е. своих друзей, то что в этом особенного? И когда он делает добро своим благотворителям, есть ли здесь какой-нибудь подвиг? Все это присуще и грешникам, но они остаются преступниками закона Божия, потому что никогда не прощают причиненного им зла, не милуют своих обидчиков, воюют против них как против врагов. И потому заповедь Господня для таких людей – некий парадокс, разрушающий их обыденность. Итак, речь в данном случае идет о врагах личных, мирских, повседневных.
Почему же Господь не дает повеления молиться за врагов Отечества и благотворить им? Ответ очевиден – есть еще одна не менее важная заповедь Божия, повелевающая защищать своих ближних и даже полагать за них душу свою (см.: Ин. 15, 13). И в этих словах нет никакого противоречия с рассматриваемым ныне евангельским призывом о любви к врагам, если, конечно, не вырывать это из контекста. Отсюда ясно, что Христос говорит именно о личных недругах, но не о супостатах, угрожающих Отечеству. Также и другое Его слово – Все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52) – относится к убийцам, а не к воинам, защищающим свою Родину и ближних. В нем заложен и такой смысл: иудеи, взявшие меч против Личности Христа, уподобились злым грабителями и убийцам, и потому были истреблены оружием римлян.
Теперь перейдем к врагам Божиим, которыми святитель Филарет заповедует гнушаться. Апостолы, слушатели речи Господней, собирались идти на проповедь в самую опасную среду гонителей Христа. Тяготясь притеснениями и изнемогая, они могли бы возненавидеть своих мучителей – и в нравственном отношении опустились бы тогда до уровня иудеев и язычников, для которых такая неприязнь была нормой. Поэтому Спаситель убеждает Своих учеников не мстить обидчикам, но мужественно переносить все совершаемые против них злодеяния. Таким же образом Господь поступил и Сам, взойдя на Крест с молитвой за распинателей: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Чтобы апостолы не сомневались в возможности любить врагов, в удобоисполнимости этого повеления, Он наставляет – чего желаешь ты себе самому, то делай и другим. Если, например, ты хочешь, чтобы недруги твои были жестоки к тебе, то и ты волен так поступать с ними. Но когда чаешь сострадания и доброты с их стороны, то и сам проявляй то же.
Казалось бы, тут опять – принцип взаимности, обращенный уже не только на личных врагов, но и на врагов Христа. Да, когда вы любите только любящих вас, то вы подобны грешникам и язычникам, вы не отличаетесь от них. А вот если жалеете тех, кто злобствует против вас, то тогда подражаете Самому Богу, Который любит всех людей, даже злых и неправедных. Т. е. в отношении противников Божиих мы должны быть столь же терпеливы, как и в отношении врагов личных, и жалеть их, погибающих в своих заблуждениях. Вражда против Истины, Правды, Бога – это же ужасная болезнь духа человеческого! Но с самим этим злом, поразившим ближнего, мы по званию христиан обязаны вести духовную брань, противостоять пропаганде лжи, неверия и греха. Если же в одном лице враг Божий сочетается с врагом, взявшим меч, то против такого супостата мы не просто имеем право, но непременно должны применить силу, чтобы он от меча и погиб.
Наше русское слово «любовь» – очень емкое по своему содержанию, и его смысл всегда зависит от контекста. Ведь можно сказать: «Я люблю сахар», «Я люблю животных», «Я люблю играть на пианино» и «Я люблю Бога», «Я люблю врагов своих»... Ко всем перечисленным объектам применен один и тот же глагол. Но мы, конечно, понимаем, что любовь к Богу и любовь к сахару – не одинаковая. В сегодняшнем Евангелии слова Господа Иисуса Христа любите врагов ваших, взятые в контексте всей Его речи к ученикам, обозначают прежде всего призыв к жалости и милосердию по отношению к личным врагам, а также предостережение от пагубного чувства ненависти к инакомыслящим людям. И не неуместно будет в нашем случае слово «любовь» заменить на «жалость»: «Но вы жалейте врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
Примечательно, что эта заповедь дана Христом не в начале Его проповеди. Поучением о любви к врагам Господь по сути завершил Свое благовестие Царствия Небесного, предлагая прежде уроки более доступные – чтобы поэтапно, шаг за шагом, привести Своих учеников и последователей к осознанию возможности и необходимости любить даже творящих им зло. Т. е. Он показал, что путь к совершенству состоит в постепенном духовном преображении. Сначала Господь требовал от учеников покаяния и сокрушения о грехах, смиренномудрия, кротости, стремления к познанию Его правды, милосердия, чистоты помыслов, умиротворения враждующих, терпения в страданиях и гонениях за истину. Усвоивших эти повеления, Он побуждает уже не только не причинять страданий ближним, но и не гневаться на них. Он заповедует супругам хранить верность и не осквернять брачного союза даже невоздержанным взглядом. Научает быть правдивым и не нуждаться в клятвах, не мстить, воздавать за зло добром и не отказывать в помощи просящим. Понятно, что человек, исполнивший и эти заповеди, достигший такого высокого нравственного состояния, будет, несомненно, сокрушаться о грехах своего недруга, желая, чтобы тот покаялся и тем избавил себя от осуждения Божия. Одним словом – начнет жалеть его. А кто жалеет врага, кто хочет ему добра – тот, естественно, его любит.
Жизненный опыт показывает, что люди, пусть и не достигшие нравственной высоты, но просто добрые, нередко абсолютно безкорыстно щадят своих противников, проявляют по отношению к ним сочувствие, а, значит, и любовь. Таким образом, любовь к врагам, нелюбящим нас, вполне возможна, а для сознательных христиан, стремящихся исполнить заповеди Христовы, – она необходима.
Дорогие братья и сестры! Каждый из нас может быть ближнему или врагом, или другом. Но безусловно лучше нам побеждать свою гордость, тщеславие, осуждение и жалеть ближних, проявляя хоть малую толику терпения, прощения, милосердия и любви. Помолимся и за грешника и покажем ему, что Бог его тоже любит, ибо Сам Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).
Братья и сестры! Щадите друг друга, да пощадит вас Господь! Все это не так трудно, и слова Христовы столь же просты, сколь и велики: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Аминь.
Протоиерей
Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва
Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва