Паломничество в Александровскую слободу – вотчину Иоанна Грозного
Покровская церковь
Александров находится в 112-ти километрах от Москвы. Самый удобный способ добраться до этого города – на электричке от Ярославского вокзала. В первую очередь нам хотелось побывать в музее-заповеднике «Александровская слобода», непосредственно связанном с великим русским Государем – Царем Иоанном Васильевичем IV Грозным. Также в наши планы входило посещение женского монастыря, который, как мы ранее слышали, находится в Александрове. И как же мы были приятно удивлены, когда узнали, что Свято-Успенский женский монастырь расположен в стенах Александровского кремля.
Александровский кремль обнесен мощной стеной, уступающей разве что стенам Московского кремля, и то только по размерам, но не по красоте архитектуры. В XVI веке слобода в течение семнадцати лет была царской резиденцией, идеологическим центром Руси. А поскольку русское храмоздательство переживало в тот период свой расцвет, то зодчие превратили кремлевский комплекс в настоящую жемчужину не только русской, но и мировой архитектуры.
Миновав вход, посетитель попадает на липовую аллею. На стоящих вдоль нее стендах кратко отражена история кремля и Александровской слободы. Точная дата ее основания не известна. Согласно преданию, святой благоверный великий князь Александр Невский, путешествуя к своему отцу Ярославу Всеволодовичу в Переяславль, останавливался на этом месте станом. Впоследствии здесь возникло село Александрово. Политическое возвышение его связано с именем великого князя Василия III. Очарованный красотой местности, а также близостью Троице-Сергиевой лавры, которую он особо любил из всех русских монастырей, князь приказал столичным мастерам соорудить на этом месте загородную резиденцию, и уже в 1513 году она была готова.
Сын Василия III Иван Васильевич, оставшийся после отца в возрасте трех лет, с детства часто бывал здесь, испытывая к слободе сильную привязанность. Впоследствии, в декабре 1564 года, когда в результате боярской измены он вынужден был оставить Москву, то именно это место избрал своей новой столицей. На стенде аллеи так описывается данное событие: «Первый русский Царь Иван Грозный возвеличил Александровскую слободу до статуса „столичного града“, навсегда вписав ее имя в российскую и европейскую историю. Многочисленные посольства, прибывавшие с миссией в слободу, поражались „крепости <…> обширной, выстроенной по-царски, окруженной стеной и рвами, вмещавшей три замечательных храма“. Слобода стала средоточием общественно-политической и культурной жизни XVI века – центром становления Российской державности».
Удалению Грозного в слободу предшествовала, как уже было сказано, боярская измена, а также поход предателя Андрея Курбского на Москву во главе 70-тысячного войска, состоявшего из поляков, литовцев, валахов (т.е. румын, – примеч. ред.), немцев и венгров. Вот как приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) описывает это событие: «Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не Царю – под угрозой оказывалось существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. Царь прекрасно понимал, что заставить человека нести „Божие тягло“ силой – нельзя. Можно добиться внешней покорности, но принять на себя послушание, осмысленное как религиозный долг, человек должен добровольно. Народ русский должен был решить сам: желает ли он быть народом-богоносцем, хранителем Истины и жизни Православия – или отказывается от этого служения. Согласен ли народ нести все тяготы, искушения и соблазны, грозящие ему на этом пути, по слову Писания: „Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение; управи сердце твое и потерпи“ (Сир. 2, 1–2)? И русский народ ответил Царю: „Да!“» (Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1997).
На последующих стендах рассказывается о том, какой след в истории слободы оставили Цари из рода Романовых: Алексей Михайлович, Петр Алексеевич и Елизавета Петровна.
Главная экспозиция музея расположена в Покровской церкви. На первом ее этаже находятся царские палаты и белокаменные погреба.
О Царе Иоанне существует множество мифов. Один из них – его нечеловеческая жестокость. К сожалению, экспозиция начинается с экспонатов, культивирующих этот миф. Спустившись в погреб, зритель видит восковые фигуры царского опричника и узника, закованного в деревянные колоды. Тут же рядом лежат орудия пыток. Эта красочная, но далекая от истины картина – символ учрежденной Царем опричнины.
«Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление Царя, обезпечивая материально „опричников“ – корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию, – пишет владыка Иоанн. – Есть свидетельства, что состав опричных земель менялся – часть их со временем возвращалась в земщину (то есть к обычным формам управления), из которой, в свою очередь, к опричнине присоединялись новые территории и города. Таким образом, возможно, что через сито опричнины со временем должна была пройти вся Россия. Опричнина стала в руках Царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга» (Указ. соч.).
Далее, следуя по экспозиции, зритель заходит в малую картинную галерею, в которой собраны портреты Иоанна Васильевича, а также исторические картины разных художников, посвященные эпохе его царствования. Центральное место в ней занимает копия известной или, как говорится в пояснении к выставке, «самой замечательной» картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года», выполненная современным художником Жученковым.
Картина действительно написана мастерски. И, благодаря этому, миф об убийстве Грозным своего сына укоренился в сознании наших соотечественников. Но это только миф, в котором нет и доли правды. В 50-е годы XX века советские ученые-криминалисты обследовали гробницы Иоанна Васильевича, его жен, детей и родственников и пришли к сенсационному открытию: оказалось, что они все были отравлены ртутью и мышьяком.
В свете этого открытия история правления Царя Иоанна Васильевича предстает в новом ракурсе. Также и моральный облик его приближенных бояр выявляется с неприглядной стороны. Вместо незлобивых агнцев, какими их изобразил Карамзин и последующие за ним историки левого толка, они предстают хищниками, не щадящими ни младенцев, ни женщин, ни стариков. И разве не прав был Царь, который не стал ждать, когда его отравят изменники, а решил искоренить измену? И даже при всех мерах предосторожности ему не удалось избежать смерти от рук предателей-бояр. Современникам, кстати, было известно о насильственном характере смерти Грозного.
Несколько комнат экспозиции воссоздают царскую опочивальню и трапезную. Глядя на них, поражаешься изяществу вкуса наших благочестивых предков и переносишься в ту пропитанную благодатной церковностью атмосферу XVI века, которой жила вся Русь от Царя до простолюдина.
Также на первом этаже можно увидеть иконы из храмов Александровской слободы, церковную утварь и облачения.
На втором этаже находится домовая Покровская церковь Царя Иоанна. Однако сохранилась только ее архитектура и часть росписи на купольном шатре. По стенам храма размещены экспонаты.
Еще один известный миф о Грозном Царе – это его мнимое распутство. Либеральные историки вслед за Карамзиным повторяют небылицы о семи царских женах и множестве любовниц. На самом деле Царь Иоанн Васильевич был женат четыре раза. Третья его жена была отравлена сразу после Венчания и умерла, так и не вступив в супружеские отношения. Царь указал на этот факт иерархам, собравшимся на собор, которые разрешили ему четвертый и последний брак.
Заслуживают внимания уцелевшие с XVI века часы, ранее помещавшиеся на Распятской колокольне. В то далекое время наши предки жили по византийскому времяисчислению. Суть этого исчисления, берущего начало от апостольских новозаветных времен, сводится к тому, что полуночью считался заход солнца. И от него начинался отсчет времени, которое делилось на дневные и ночные часы. Продолжительность дня и ночи менялась в течение года. Например, в июне было 17 дневных часов и 7 ночных, а в декабре – наоборот.
Представлена в экспозиции и парсуна, изображающая талантливого русского полководца Смутного времени боярина Михаила Скопина-Шуйского. В годы польско-литовской интервенции оккупанты не раз разоряли слободу. В отчаянии крестьяне окрестных от слободы села Ирково и деревни Поддатнево писали Лжедмитрию II о насилиях, которые учинили польско-литовские шайки в 1608–1609 годах: «Приезжают к нам в село Ирково многие ратные заезжие люди и церковь разорили, и нас бьют и пытают разными пытками из денег, и животина наши, лошади и быки, и кабаны, и овцы, и всякую животину и платья поимали, а иные девки и женки со страсти, по лесам в нынешнюю зимнюю померзли, и в деревню Поддатневу приехав, ратные люди разграбили и выжгли». Но, разумеется, никакой помощи от самозванца они не получили. А защитил их воевода Скопин-Шуйский, который возглавил в 1609–1610 годах борьбу русского народа против католических оккупантов. Со своими войсками он освободил Александровскую слободу, встав в ней укрепленным лагерем. Отсюда он предпринимал свои победоносные походы, разбив лагерь «Тушинского вора» под Москвой, сняв осаду с Троице-Сергиевой лавры и разгромив ватаги оккупантов под стенами Макарьева Унженского монастыря.
Осмотрев экспозицию, мы вышли из Покровского храма и решили пройтись по территории кремля, богатой храмами. Вспомнилась святая ревность Грозного Царя о Православии. Его стояние в вере было несокрушимым. Папский легат иезуит Антонио Поссевино соблазнял в 1581–1582 годах Царя к принятию унии: «Коли будет вера одна, то и Церковь одна Греческая с Римскою совокуплена будет вместе и Ты, Великий Государь, не токмо будешь на прародительской вотчине на Киеве, но и в царствующем граде Константинополе Государем будешь; а Папа и Цесарь, и все государи великие о том будут стараться». Иоанн Васильевич на соблазны всемирного господства не покусился, и ответил иезуиту словом, достойным Православного монарха: «Мы веру истинную христианскую веруем. А что папу называешь, что он наместник верховного апостола Петра, а Петр апостол в Христово место; и апостол Петр так не делал, как папу на столе носят и целуют в ногу, и то есть гордостная, а не святительская; а апостол Петр на коне не ездил, и на столе его не носили, а ходил пеш и бос»; «Мы получили Христианскую веру при начале Христианской Церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы пройти в Рим; таким образом, мы на Москве приняли Христианскую веру в то же самое время, как вы в Италии, и с тех пор доселе мы соблюдали ее ненарушимо».
Бюст Царя Иоанна Грозного,
воссозданный по его останкам
Вспомнился и монашеский устав жизни опричной дружины Царя, который был для них фактически игуменом. Вот как в историческом и археологическом описании Успенского монастыря в Александрове рассказывается о распорядке дня опричнины: «Царь, поселившись в кельи близ церкви, завел у себя весь монастырский обиход, составил из трехсот опричников братию, наименовал себя ее игуменом, Вяземского – келарем, Малюту Скуратова – екклесиархом, сам ежедневно в 4 часа утра ходил с царевичем и Малютою на колокольницу благовестить к заутрене, и, одевшись в „смирное“ платье (монашеское облачение), становился в храм между опричниками, являвшимися в скуфьях и черных рясах. Из церкви опричники собирались в 11 часов за общую трапезу, а сам Царь, стоя у аналоя, читал вслух трапезующим душеспасительные поучения, кушал же сам после <…>. В 8 часов был благовест к вечернему богослужению, продолжавшемуся до 9 часов».
Спустя сто лет, когда резиденция русских Царей вновь переместилась в Москву, в середине XVII века на этом месте был основан Успенский женский монастырь. Его история связана с именем преподобного Лукиана Александровского. Слободские купцы уговорили его устроить при обветшавшей Успенской церкви девичью обитель, и Старец дал свое согласие.
Преподобный Лукиан, в миру Иларион, родом был из города Галича Костромской губернии. Родители его, Димитрий и Варвара, будучи безплодными, дали обет Богу, что если у них родится сын, то они окончат свои жизни в монастырях. Господь внял их молитве, и когда Илариону исполнилось восемь лет, они решились исполнить свой обет. Отрок попросился в монастырь вместе с отцом. Димитрий взял его с собой и основал в Брынском бору пустынный монастырь. Впоследствии он принял постриг с именем Дионисий и стал первым духовным наставником будущего подвижника. После смерти отца Иларион подвизался в Афанасьевском монастыре рядом с Мологой, а затем в Покровском Углическом монастыре. Когда он укрепился в подвижнической жизни, Господь вразумил его идти в Александров. Неподалеку от города, в лесу, он нашел заброшенную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в которой пребывал Ее чудотворный образ. Святой остался на этом месте и впоследствии основал здесь монастырь. Трижды по навету врага рода человеческого он был изгоняем с этого места и каждый раз возвращался, победив супостата терпением и смирением – качествами, необходимыми всем православным христианам. Скончался святой Лукиан в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы в 1655 году.
Его труды продолжил преподобный Корнилий (в миру Косма). Он происходил из купеческого звания, родился в Троицкой слободе. Начало своему монашескому подвигу полагал во Флорищевой Пустыни. Там святой Корнилий духовно преуспел, и к нему начал обращаться за советом народ. Это возбудило в настоятеле зависть, и он изгнал преподобного из Пустыни. Святой пришел в Лукианову Пустынь, в которой скоро был избран настоятелем. Святейший Патриарх Никон утвердил его в звании строителя Лукиановой Пустыни и возложил на него управление двумя обителями – мужской и женской Успенской. В кремле преподобным Корнилием был построен каменный храм в честь Богоявления Господня. Последние годы жизни святой провел в Успенском монастыре. В первую очередь он учил сестер послушанию и утвердил среди них общежительный устав, который после его кончины, к сожалению, поколебался. Когда сестры унывали, преподобный дозволял им прогулки, указывая для этой цели тихое место в поле или близ реки, вдалеке от дорог. За примерное настоятельство враг не раз явно нападал на святого, желая его погубить, но он мужественно преодолел все козни вражии. Иеросхимонах Корнилий преставился 11 / 24 августа 1681 года, его святые мощи почивают в Свято-Троицком храме Успенского монастыря. Там же в парной иконе, на которой он изображен вместе со своим предшественником, вставлена частичка мощей преподобного Лукиана. А мощи его почивают в Лукиановой Пустыни, находящейся в нескольких километрах от города.
Троицкий собор
Особо стоит сказать о великолепном Троицком соборе. Он был возведен в 1513 году по приказу великого князя Иоанна III. В соборе уцелела роспись XVI века, а также шедевры мирового декоративного искусства – Васильевские и Тверские металлические врата, на которых вытравлены изображения святых. В этом храме молился боголюбивый Государь Иоанн Васильевич и прочие русские Цари и Царицы. Здесь незримо пребывает их благочестивый дух, молитвенно питая наши измученные современной суетой и искушениями души.
Часы Александровской
слободы
В заключение вернемся к часам времен Грозного Царя, которые выставлены в Покровской церкви. На Святой Горе Афон монахи до сих пор живут по византийскому времяисчислению. Они словно сохраняют для нас осколок Византийской Империи и ее преемницы в служении хранительницы Православия во Вселенной – Святой Руси. Из этого осколочка, по пророчествам Святых Отцов, Господь воссоздаст Русское Самодержавное Царство с новым Самодержцем во главе.
Часы – символ времени, его неумолимого стремления вперед, к концу человеческой истории, апокалипсису, армагеддону и Страшному Суду, вслед за которыми каждому человеку Господь определит либо вечную жизнь, либо – вечную муку. И от нас самих зависит наша посмертная участь: будем ли мы в Царстве Небесном, с Царем Иоанном Васильевичем и прочими русскими Царями и святыми подвижниками, или же окажемся в аду, в вечных муках, вместе с отступниками от Святого Православия. От такой участи избави нас Бог молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых, а в первую очередь – наших благочестивых предков, молитвенников за Землю Русскую!
Александр МАЛИНИН