Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Духовно-нравственный облик архиерея 05.10.2015

Духовно-нравственный облик архиерея


Фотография на могиле
владыки Иоанна

 

В нынешнем году исполняется 20 лет со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995) – мудрого и честного иерарха, апологета идеалов Святой Руси, патриота, монархиста, обличителя опасных лжеучений нашего времени. В преддверии этой даты мы начинаем публикацию избранных глав из курсовой работы Владыки (тогда еще иеромонаха) на тему духовно-нравственного облика русских архиереев XI–XVI веков, написанной в период его обучения в Ленинградской духовной академии. Данный труд ценен как актуальностью поднятого вопроса, так и серьезностью подхода к нему автора, глубоко осознававшего высоту миссии архипастыря – быть «солью земли» (см.: Мф. 5, 13).

 

Полвека минуло с тех пор, как были написаны эти строки, но и поныне слова приснопамятного Владыки не оставляют равнодушными тех, кто является частицей Церкви Христовой, – Церкви, которая, по слову Святых Отцов, не может существовать без епископа, как, впрочем, и епископ не будет таковым вне церковной ограды. Знают православные и то, как легко спасаться близ доброго пастыря, и сколь просто погибнуть, вверившись епископу, увлекаемому веяниями нашего лукавого века. «Что пользы, если он хорошо борется с язычниками, а его опустошают иудеи? – сокрушался еще святитель Иоанн Златоуст. – Или он преодолевает тех и других, а его расхищают манихеи? <...> Если пастырь не умеет хорошо отражать все эти ереси, то волк может и посредством одной пожрать множество овец». Отсюда – из благоразумного страха оказаться невольными участниками погибельного апостасийного процесса – и возникает ныне пристальное, порой даже болезненное внимание верующих к своим архиереям: тверды ли они в вере Православной? Паства готова простить иерархам все личные прегрешения, лишь бы не оставили они узкого святоотеческого пути чистоты исповедания веры, не избрали бы дороги пространные и удобные, но ведущие в ад.

До написания этой работы автору, молодому священнику, уже приходилось изучать «епископскую тему», когда он помогал своему духовному отцу митрополиту Мануилу (Лемешевскому) составлять «Каталог русских архиереев». Духовное чадо владыки Иоанна покойная схимонахиня Варвара (Дюнина) говорила, что все вышедшие из-под его руки строки он прежде «пропускал сквозь свое сердце». И действительно, знания, воспринятые при изучении святоотеческого наследия, пастырь-академист не столько излагал на бумаге, сколько собирал в сокровищницу души и потом до конца дней учился у своих великих предшественников стяжанию добродетелей и твердому стоянию в истине Христовой.

Современники характеризовали Владыку как человека простого и доверчивого. Это соответствовало действительности, ибо он сумел стяжать такую великую любовь к людям, которая не видела в них зла, отделяя его проявления от их душ. Но в вопросах чистоты Православного вероисповедания добрый пастырь был непреклонен и не боялся обличать своих собратьев-епископов, соглашавшихся на уступки богоборческой власти.

Нам остается только догадываться о чувствах, которые пережил будущий митрополит при совершенно неожиданном для него поставлении во епископа. Но знаем, что еще при рукоположении в священники он не мог сдержать слез и написал по этому случаю в дневнике: «О, насколько высоко должно быть мое служение в сане иерея! <…> Оно должно быть благоговейным и нелицеприятным, чтобы всякий, взирая на мое служение и на жизнь мою, восхвалял бы Отца нашего, Иже на Небесах. Служение мое Господу и ближнему должно заключаться не только в одном благоговейном, истовом богослужении и требоисправлении, но и являться для окружающих путеводной звездой – для всех, как верующих, так и неверующих, – к вечному незаходимому Свету».

«Во времена своя» митрополит Иоанн принес Господу достойные плоды. Из сонма перечисленных им полвека назад добродетелей иерарха трудно найти такую, которую бы он сам не сумел приобрести и приумножить. Остается молиться Господу и надеяться, что в нашей Русской Церкви еще воссияют новые архипастырские имена, которые в нынешнем греховном и апостасийном мире станут для нас неложными маяками, указующими путь ко спасению.

 ЗНАЧЕНИЕ ЕПИСКОПА В ЦЕРКВИ

 Прежде чем приступить к выяснению духовно-нравственного облика архиерея (проявленного в жизни), необходимо хотя бы кратко, в общих чертах коснуться вопроса о значении епископа в Церкви. Постановка такого вопроса необходима, ибо только через выяснение значения епископа будет понятна сама цель и основание нашего сочинения.

Итак, какое же значение имеет епископ в Церкви? На этот вопрос нам прекрасно отвечают Восточные Патриархи. Вот как они пишут в своем послании: «Без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Святаго Духа, получив преемственно данную ему от Бога власть решить и вязать, есть живой образ Бога на земли (здесь, несомненно, взята мысль св. Игнатия Богоносца, – здесь и далее примеч. митр. И.(С).) и, по священнодействующей силе Духа Святаго, обильный источник всех Таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. Епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира» (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви. Гл. 10. Царская и Патриаршая грамоты. СПб., 1838. С. 33–34).

Как видим, Восточные Патриархи различают три весьма важных значения епископа в Церкви: первое – Церковь без епископа не может существовать; второе – епископ есть непосредственный преемник апостольской благодати, и, следовательно, он, в собственном смысле слова, всецело имеет власть вязать и решить, и только ему принадлежит церковное управление; третье – он обладает полнотою апостольской благодати, и потому епископ, в строгом смысле слова, является источником всех Таинств Вселенской Церкви, или, иначе, он есть совершитель всех церковных Таинств.

Разберем по отдельности каждое из значений епископа в Церкви.

 А. ЦЕРКОВЬ БЕЗ ЕПИСКОПА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ1

 Исходя из данного определения, можно вполне видеть, что епископ имеет очень большое значение в Церкви. Он ставится в тесную связь с видимой стороной Церкви. Между епископом и Церковью существует таинственное взаиморастворение, так что ни епископ без Церкви, ни Церковь без епископа не могут быть. Они неразрывно связаны между собою.

Отдели епископство от Церкви – и Церковь потеряет значение, потеряет даже свое наименование «Церковь». Равным образом если отделить Церковь от епископства, то последнее также потеряет значение, ибо само по себе не будет уже составлять Церкви и не будет получать оживотворение.

Поистине, в союзе Церкви и епископства мы видим нечто таинственное и чудное, что приводит нас в благоговение и вызывает любовь как к Церкви, так и к епископству.

Но возникает вопрос, каким же образом ни Церковь не может быть без епископа, ни епископ без Церкви? Что, собственно, является основою для такого взаимообщения?

Разрешение данного вопроса дают нам следующие два значения епископа в Церкви.

 Б. ЕПИСКОП ЕСТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПРЕЕМНИК
АПОСТОЛЬСКОЙ БЛАГОДАТИ, И ПОТОМУ ОН ЯВЛЯЕТСЯ
ГЛАВНЫМ УЧИТЕЛЕМ ВЕРЫ И ПРАВИТЕЛЕМ ЦЕРКВИ

 Церковь как таковая является обществом верующих, которое с видимой стороны имеет определенную организацию, установленную Самим Основателем Церкви Христом Спасителем. Первенствующее значение в ней имеет епископ, которому сообщена особая благодать апостольского преемства к руководству и оживотворению членов Церкви.

Епископ, являясь главным носителем преемственной апостольской благодати, непрерывно сохраняет в Церкви и сообщает ее членам благодатное освящение и оживотворение чрез особые Таинства, первый совершитель которых, как учат Восточные Патриархи, есть епископ.

В этом смысле те же Патриархи утверждают: «Что Бог в Церкви первородных на Небесах и солнце в мире – то каждый архиерей в своей частной Церкви, так что им паства освящается, согревается и соделывается храмом Божиим» (Там же. С. 34).

Вследствие этого становится понятным, почему существует такое тесное взаимообщение, или слияние Церкви и епископа. Потому, что без преемственной апостольской благодати, носителями которой являются епископы, Церковь была бы лишена самого главного – свойства освящения, а отсюда – оживотворения и рождения пастырей и мирян.

 

 

1 Здесь и далее термин «епископ» мы употребляем в общем смысле со значением вообще епископства, а не одного епископа. Мы делаем специальное пояснение, чтобы никто не подумал, что мы проводим католическое учение о главенстве папы.


Вот почему Святые Отцы так горячо учили, что без епископа нет и не может быть Церкви. Без преемственной благодати, которую носят епископы, прекращается освящение Церкви, прекращается оживотворение членов ее; одним словом, наступает полное замирание.

Во главу церковного основания они полагали преемственность епископов от апостолов. И если какое-либо общество было лишено этой преемственности, то оно теряло всякое право не только быть Церковью, но даже и именоваться ею.

Так, например, святой Ириней, епископ Лионский, в борьбе с еретиками признавал только те Церкви истинными и благодатными, которые возглавлялись епископами, поставленными апостолами и их преемниками. «Надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, – говорит святой Ириней, – которые <...> имеют преемство от апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины» (Пять книг против ересей. Кн. 4. Гл. 26. СПб., 1900. С. 387).

В другом месте, как бы подтверждая правоту своего взгляда, Святитель говорит: «Мы можем перечислить тех, кои от апостолов поставлены епископами в Церквах и преемников их даже до нас» (Там же. Кн. 3. С. 222–225). И затем перечисляет в преемственном порядке всех епископов Римской Церкви, почти до II века.

Другой учитель Церкви, подобно Иринею Лионскому, обращаясь к еретикам, требовал от них, чтобы они, в доказательство истинности своих церквей, показали начало их и преемственность епископов.

«Пусть покажут, – говорил он, – начала своих церквей и объявят ряд своих епископов, который бы продолжался с таким преемством, чтобы первый их епископ имел своим виновником или предшественником кого-либо из апостолов, или мужей апостольских, долго обращавшихся с апостолами. Ибо Церкви апостольские ведут свои списки [епископов] именно так: Смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, Римская – Климента, рукоположенного Петром, равно и прочие Церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самих апостолов, имели они у себя отраслями апостольского семени» (Православно-догматическое богословие. Т. 3. СПб., 1851. С. 287–288).

Другими словами, учитель Церкви признает только то общество Церковью, которое имеет свое начало от апостолов через преемственную благодать епископства.

С не меньшей ясностью говорит об этом же и святой Киприан, епископ Карфагенский. Он ни в коем случае не называет Церковью общество, находящееся под управлением пастыря, не имеющего преемственности от апостолов. «Я удивляюсь, – пишет святой Киприан, – что некоторые с дерзким безрассудством вздумали написать ко мне такое письмо, которое составлено от имени Церкви, тогда как Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере» (Творения священномученика Киприана. Ч. 1. Письмо 17. С. 139).

По всей вероятности, общество, писавшее письмо святому Киприану от имени Церкви, вообще не имело епископа и потому не могло именоваться Церковью как лишенное преемственности в иерархии.

В другом месте священномученик Киприан возмущается, что некоторые считали себя пастырями общества, отдалившегося от Церкви, но, несомненно, претендовавшего на название Церкви, между тем как они не имели никакого преемства от апостолов и, следовательно, не могли называться пастырями (епископами).

«Каким образом, – пишет святой Киприан, – может считаться пастырем тот, кто, при существовании пастыря, управляющего в Церкви Божией по преемству посвящения, оказывается чужим и сторонним, – кто, никому не наследуя, начиная от самого себя, будучи врагом Господня мира и Божественного единства, не обитает в доме Божием, то есть в Божией Церкви?!» (Там же. Письмо 62. С. 364).

Наряду со Святыми Отцами то же самое утверждают и Восточные Патриархи. Правда, они высказывают не свои суждения, а свидетельства Святых Отцов, но тем не менее проводят такую мысль, что Вселенская Церковь вообще была вверена епископам и что епископы являются преемниками апостолов (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви. С. 35). Таким образом, в этом отношении епископ имеет очень и очень большое значение. Уничтожь епископство – и прекратится Церковь. Так велико значение епископа!

Б. ЕПИСКОП ЕСТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ
ПРЕЕМНИК АПОСТОЛЬСКОЙ БЛАГОДАТИ, И
ПОТОМУ ОН ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ УЧИТЕЛЕМ
ВЕРЫ И ПРАВИТЕЛЕМ ЦЕРКВИ

 Но, кроме этого, епископ имеет и другое значение, соответствующее его наименованию: он является в Церкви главным учителем веры и нравственности и правителем церковных дел. Ему принадлежит право учить паству с пастырями и наблюдать за чистотою церковного вероучения, являясь в данном случае хранителем животворных источников Христовой Церкви. Вокруг него концентрируется все церковное управление1.

На епископа возлагается очень большая ответственность – быть образцом и хранителем веры Христовой и нравственности в Церкви. На эту весьма важную обязанность епископа обращают внимание Апостолы, Святые Отцы и наши современные отечественные архипастыри.

Вникай в себя и в учение (1 Тим. 4, 16), – так заповедовал епископу Тимофею святой апостол Павел. Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2). Апостол заповедовал также, чтобы он воспринятое им учение сохранял и преподавал в чистоте (см.: 1 Тим. 6, 20; 2 Тим. 2, 15), неискаженно, подготовлял достойных учителей веры (см.: Там же. 4, 2) и следил за жизнью и трудами пастырей (см.: 1 Тим. 5, 17).

58-е апостольское правило строго осуждает тех епископов, которые нерадиво относятся к своим проповедническим обязанностям. «Епископ, – говорит правило, – <...> нерадящий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен» (Правила Православной Церкви с толкованием Никодима, еп. Долматинско-Истрийского. СПб., 1911. Т. 1. С. 131). 39-е апостольское правило с особой ясностью говорит о том, что именно епископу, и исключительно ему, вверены люди Божии и попечение о них. «Пресвитеры и диаконы, – говорит оно, – без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (Там же. С. 108).

О епископах как о хранителях истин Христовых свидетельствует и святой Киприан Карфагенский. «Мы [епископы], – говорит он, – по милости Божией, напояем жаждущий народ Божий, мы охраняем границы животворящих источников» (Творения сщмч. Киприана, епископа Карфагенского. Ч. 1. Письмо 60. Киев, 1891. С. 338). «Мы [епископы] наиболее заботимся и должны заботиться, брат, – писал он Корнелию, – о том, чтобы по мере возможности поддерживать единство, преданное от Господа чрез Апостолов нам, их преемникам, и, сколько зависит от нас, собирать в Церковь рассеянных и блуждающих овец, коих отделил от матери упорный замысел некоторых и еретическое искушение» (Там же. Письмо 36. С. 199). Здесь особенно ясно святой Киприан подчеркивает обязанность епископа учить и охранять истины Христовы2.

С не меньшей ясностью говорят о таковом полномочии епископа в Церкви Восточные Патриархи. Они так утверждают: «Он [епископ] особенно и преимущественно имеет власть вязать и решить и творить по заповеди Господа суд, приятный Богу; он проповедует Святое Евангелие и православных утверждает в вере, а некоторых, как язычников и мытарей, отлучает от Церкви, еретиков же предает извержению и анафеме, и свою душу полагает за овцы. Отовсюду открывается неоспоримое различие епископа от простого священника, а вместе и то, что, кроме его, все в мире священники не могут пасти Церковь Божию и совершенно управлять ею» (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви. Гл. 10. С. 37–38).

Присоединяясь ко всем свидетельствам Святых Отцов, и наш русский патриарх Алексий (Алексий I (Симанский), – примеч. ред.) в своих речах при вручении новопоставленным епископам архиерейского жезла отображает то же самое значение епископа в Церкви. Вот как он, например, говорит в своей речи к новопоставленному епископу Ростовскому и Таганрогскому Серафиму: «Промыслом Божиим через таинственное рукоположение вручается тебе ныне жребий апостольского служения в Церкви Христовой, которое призывает тебя не только идти во главе словесного стада, но и стоять на страже церковного корабля в качестве его кормчего». И далее, указав на трудность архиерейского служения, он продолжает: «На епископе лежит долг следить зорко за тем, чтобы пастыри Церкви творили дело Божие со страхом Божиим <...>. Епископу вручен суд. И тяжелой обязанностью его является соединить суд не только с милостию, но и с наказанием непокорных и нерадивых» (Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи: В 3-х тт. (1949–1957). М., 1948. Т. 1. С. 147–148).

Итак, епископу преимущественно вверены управление Церковью и охранение православного учения. Как символ такого полномочия ему вручаются архипастырский жезл и омофор.

 

В. ЕПИСКОП ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ
ИЛИ СОВЕРШИТЕЛЕМ ВСЕХ ТАИНСТВ
ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

 

Епископ, кроме всего вышесказанного, обладает полнотой апостольской благодати и является главным проводником всех Таинств Вселенской Церкви. В этом нетрудно убедиться, если только обратить внимание на то, что епископ имеет право совершать все виды священнодействия, такие, например, как Таинство рукоположения, освящение мира и антиминсов, которые никогда не может совершать пресвитер.

Кроме того, Таинства, которые дозволено совершать пресвитеру, имеют силу лишь в зависимости от епископа, и особенно – совершение Таинств Евхаристии и Миропомазания: первое пресвитер не может совершать без антиминсов, а другое – без святого мира, которые освящаются только епископом.

Ясные свидетельства этому мы находим в учении Святых Отцов. Так, например, святой Игнатий Богоносец в Послании к Смирнянам особо подчеркивает, что только то Таинство истинно и богоугодно, которое совершается или непосредственно епископом, или же лицом, от него поставленным. «Без епископа, – говорит святой Игнатий, – никто [не] делай, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это <...>. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно» (Писание мужей апостольских. Послание к Смирнянам. СПб., 1895. Гл. 8. С. 305).

Другой отец Церкви, Епифаний Кипрский, в своей книге против ересей подчеркивает особое право, принадлежащее только епископу, право, которое возвышает епископа над пресвитером, – право рукоположения. «Чин епископов, – говорит он, – преимущественно назначен для рождения отцов: ибо ему принадлежит умножать в Церкви отцов [духовных]; другой чин [пресвитерский], который не может рождать отцов; он рождает Церкви банею пакибытия3 детей, но не отцов или учителей. Как же возможно, чтобы пресвитер поставлял пресвитера, когда для поставления его не имеет никакого права хиротонии? Или каким образом пресвитер может быть назван равным епископу?» (Православно-догматическое богословие. СПб., 1851. Т. 3. С. 295–296).

Не менее ясное свидетельство находим мы в учении Церкви о другом праве, принадлежащем только епископу: об освящении мира и антиминсов. Так, например, 6-е правило Карфагенского Собора определенно говорит, что «совершение мира <...> да не творит пресвитер». Это же правило, по замечанию толкователя, епископа Никодима, воспрещает пресвитерам освящение храмов (Правила Православной Церкви с толкованием Никодима, еп. Долматинско-Истрийского. СПб., 1912. Т. 2. С. 148).

Основанием как для первого, так и для второго права, по замечанию того же толковника, служит полнота священства в епископе, из которой проистекают все остальные степени священной иерархии. Епископ, в силу своего положения в Церкви, не только сообщает через Таинства духовные дары, но и приготовляет средства, с помощью которых человек становится способным принимать эти дары. Пресвитер же, в силу права, данного ему епископом, может только сообщать людям через Таинства духовные дары, но никогда не может приготовлять средства, обуславливающие принятие человеком этих даров. Так, например, пресвитер не может освятить миро, ибо это право принадлежало издревле только Святым Апостолам, которые первоначально сообщали дары Святаго Духа верующим через руковозложение, а потом через миропомазание. Апостолы это право передали своим преемникам – епископам. И как руковозложение перешло от апостолов на епископов, так и освящение мира для Миропомазания (для освящения церквей и антиминсов) перешло на епископов (Там же. С. 148–149).

Таким образом, из всего вышесказанного видно, что епископ из той полноты священства, которую он имеет в себе и через которую совершает все виды священнодействия, даже такие, которые не может совершать священник, несомненно, является источником всех Таинств Вселенской Церкви.

 + + +

 Итак, рассмотренные нами все три положения о том, что: 1) Церковь без епископа не может быть; 2) епископ является непосредственным преемником апостольской благодати и 3) он является источником всех Таинств Вселенской Церкви, – вполне оправдываются учением Святых Отцов и самою Церковью, так что определение, высказанное Восточными Патриархами относительно епископа, вполне справедливо.

Если это так, то мы вполне можем сделать обобщающее заключение: епископ, вне всякого сомнения, имеет громадное значение в Церкви. На нем Церковь держится как на своих краеугольных камнях, через него она сохраняет преемственную благодать и Священное Предание. Им (епископом) охраняется чистота и учение в Церкви. Через него Церковь обладает всеми Таинствами, через него рождает пастырей и учителей. Епископы руководят и надзирают над пресвитерами и мирянами. Епископ есть живой образ Бога на земле и является, по учению Восточных Патриархов, частной главой своей духовной области (Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. СПб., 1830. Ч. 1. Ответ на вопрос 85. С. 85).
Таково значение епископа в Церкви.

 

    Примечания:
     1 Заметим, что управление Вселенской Церковью одинаково принадлежит всем епископам, т. е. Собору, а не одному епископу. Каждый епископ управляет только частью Вселенской Церкви.
     2 Заметим, что право учительства и попечения о пастве принадлежит и пресвитерам, но это право дано от епископа через рукоположение, как об этом говорит Послание Восточных Патриархов в 10-м члене. Причем пресвитеры, согласно 39-му апостольскому правилу, как во всем, так и в преподавании учения подлежат надзору и суду епископа.
     3 Баня пакибытия – Крещение.

 

Подготовил Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

Источник: Газета "Православный крест"

Продолжение следует


<-назад в раздел

Русский календарь