«Материнство – это всегда жертва»
Протоиерей ИгорьТарасов, клирик Успенского Кафедрального собора города Коломны, уже знаком нашим читателям. В №№ 15 (87) и 16 (88) мы публиковали его беседу, прозвучавшую в эфире телеканала «Союз», на тему духовных аспектов глобализации, где батюшка аргументированно высказался об опасности цифровых идентификаторов и электронных «документов». Затем, в № 15 (135), отец Игорь ответил на наши вопросы о воспитательной работе Церкви с молодежью и рассказал о духовно окормляемом им православном военно-патриотическом клубе «Пересвет». А еще одно не менее важное поле деятельности коломенского пастыря как руководителя медико-просветительского центра охраны материнства и детства «Жизнь» составляют труды по противодействию массовому греху детоубийства в нашей стране. Предлагаем к прочтению расшифровку записи состоявшейся несколько лет назад на упомянутом телеканале передачи с участием отца Игоря. К сожалению, приведенные в ней разъяснения относительно страшной беды абортов в России пока не утратили актуальности.
Ведущий Александр Сергиенко: Батюшка, что такое аборт с православной точки зрения?
Протоиерей Игорь Тарасов: С православной точки зрения аборт – это один из самых тяжких грехов. Во-первых, это убийство, страшнейшее преступление против заповеди о любви, потому что жертвой становится собственный ребенок! Мать объявляет врагом не какого-то неприятеля, агрессора, даже не просто постороннего человека, а своего ребенка, и приговаривает его к смерти. Здесь также очевидно противление воле Божией, потому что младенца в мир посылает Бог, и если отец и мать не хотят его принять, то таким образом они пренебрегают волей Господней.Нужно сказать и об общей ситуации, сложившейся в связи с этой проблемой: в нашей стране грех детоубийства официально разрешен уже на протяжении более 90 лет. Т. е. почти век целые поколения родителей и врачей «законно» убивают детей. Практически все наше общество, все люди в России в той или иной степени повинны в этом страшном грехе – кто-то лично его совершил, другой потворствовал этому своим безразличием, молчанием и бездействием. Согласно статистике, за 90 лет в России в результате абортов было убито порядка 200 миллионов человек. Жуткая цифра! Кровью наших детей залита Русская земля!
Но, конечно, каждому человеку, совершившему этот и любой другой тяжкий грех, всегда оставлено покаяние. Бог дает нам возможность опомниться и, изменив свое отношение к детоубийству, изменив всю свою жизнь в целом, спастись. Однако, к сожалению, очень многие люди, сотворив этот грех, так и не приходят к покаянию и умирают, не осознав содеянного, а это, безусловно, накладывает отпечаток на духовный облик нашего народа. Ведь долготерпеливый Господь может в конце концов отвернуться от нас, и тогда мы разделим участь оставленных Им за свои злодеяния народов. Не приведи Бог дойти до этой черты!
Ведущий Александр Сергиенко: С какого срока эмбрион считается человеком?
Протоиерей Игорь Тарасов: Святая Церковь и все науки (биология, эмбриология, генетика) согласно считают началом человеческой жизни момент зачатия. С этой минуты ребенок начинает расти и развиваться – некоторое время, девять месяцев, – в утробе матери, а затем – уже родившись в мир. Соответственно, возможность существования вне тела матери ни в коем случае не является признаком становления человека из эмбриона. Потому что новорожденный младенец, точно так же, как и находящийся в материнской утробе, не способен выжить самостоятельно, без попечения родителей.Ведущий Александр Сергиенко: А есть ли случаи, когда аборт можно разрешить или оправдать?
Протоиерей Игорь Тарасов: Вопрос несколько некорректен, потому что аборт – это всегда убийство. Отдельно можно сказать только о внематочной беременности – когда зачатый ребенок точно не может быть выношен, не может родиться, а жизнь матери действительно находится в опасности. Что же касается всех других ситуаций, когда считается, что аборт якобы необходим из-за той или иной угрозы здоровью и жизни женщины, – все они обусловлены некой вероятностью и всегда неоднозначны. Врачи часто говорят о том, что женщина может умереть, если не прервет беременность, но они, как люди неверующие, не думают о воле Божией и Его Промысле, вносящем свои коррективы, и зачастую настоятельно, даже без каких-либо показаний, без реальной угрозы здоровью беременной, понуждают ее к детоубийству. Но известно много случаев, когда православные женщины, которым был поставлен якобы безнадежный диагноз, отказывались убивать своих чад, вынашивали и рожали здоровых младенцев. Однако даже если женщина, не сделавшая аборт, умрет до родов или при них, ее поступок будет истинно богоугодной жертвой. Такая мать жертвует собой ради своего ребенка. А это – высшее проявление материнской любви, и Господь ее, безусловно, вознаградит. Это есть исполнение Его заповеди – полагать душу свою за други своя (см.: Ин. 15, 13), это подвиг мученичества. А мать призвана поступаться собой, само по себе материнство – это всегда жертва. Именно поэтому сейчас не хотят рожать – потому что стремятся жить для себя, в свое удовольствие, избегают самоотверженности.
Ведущий Александр Сергиенко: Кроме медицинского фактора, какие еще бывают причины – реальные или мнимые – для совершения аборта?
Протоиерей Игорь Тарасов: Если не принимать во внимание медицинские показания, которые, как я уже сказал, всегда неоднозначны, то других уважительных оснований нет и быть не может. Все эти доводы – социальные и материальные – ни здесь, в земной жизни, ни, конечно, на Страшном Суде Господнем, оправданием послужить не могут.
Ведущий Александр Сергиенко: А какие именно мотивы указывают сами женщины?
Протоиерей Игорь Тарасов: Называется много причин, порой приходится долго беседовать, выясняя те якобы непреодолимые обстоятельства, которые побуждают их к такому страшному шагу. Говорят о всевозможных экономических затруднениях, тяжелых семейных ситуациях. Но самая главная причина всегда одна – женщина не понимает, что ребенок послан ей Богом, Который прекрасно знает ее положение – материальное и социальное, все ее тяготы и беды. Премудрый и всевидящий Господь промыслительно посылает того или иного младенца в мир. Он дарует женщине ребенка с единственной целью – чтобы с его помощью, пожертвовав собой, своими интересами, какими-то благами, она могла спасти свою душу. Т. е. Бог предлагает матери путь спасения, и если бы она это осознавала, то у нее никогда бы не возникло сомнений по поводу сохранения беременности, как не было их у наших православных предков. А ведь они жили в гораздо более суровых бытовых и материальных условиях, порой в полной нищете, но при этом не могли даже помыслить об избавлении от своего еще не рожденного младенца. Они рожали столько, сколько Бог пошлет, и Господь давал им пропитание на всех чад, и все вырастали, и счастье и радость царили в их домах, при постоянном чувстве любви, благодарности и почтения к родителям. А в семьях, где детей убивают, не может быть истинного счастья, потому что его нельзя построить на смертном грехе, крови собственного потомства.
Ведущий Александр Сергиенко: Если женщины в основном говорят об экономических трудностях, то, выходит, в обезпеченных семьях абортов должно быть меньше?
Протоиерей Игорь Тарасов: Если бы причины действительно имели материальный характер, то – да, богатые должны были бы рожать больше детей. Но наша жизнь полностью опровергает это предположение. У состоятельных людей чад не больше, чем в обычных, среднестатистических семьях. Ведь финансовые проблемы – это только предлог, а суть в том, что женщина (а вместе с ней и ее супруг) просто не хочет ущемлять себя, менять, перестраивать свою жизнь, подчиняясь воле Божией. Она, например, собиралась учиться, зарабатывать деньги, а тут – беременность, которая нарушает все ее планы. И начинается поиск каких-то оправданий и «существенных» поводов для детоубийства.
Ведущий Александр Сергиенко: А на ком преимущественно лежит вина за совершение аборта – на отце ребенка или на матери?
Протоиерей Игорь Тарасов: Виноваты оба – и мужчина, и женщина. Как вдвоем они участвовали в зачатии, так вместе и несут ответственность за свое чадо. Но все же в большей степени обязанность хранить младенца возлагается на мать, поскольку она особенно близка к нему в период его вынашивания. Однако в то же время думается, что если бы отец сказал: «Не смей делать аборт, я тебе это запрещаю!», то 90% беременных не решились бы на этот грех. Поэтому роль мужчины не стоит умалять, и, несмотря на то, что он может делать вид, что проблема его не касается – мол, разбирайся с этим сама, тем не менее, в случае совершения аборта он также становится детоубийцей, как и учинившая его женщина.
Ведущий Александр Сергиенко: У нас есть звонок. Казань на связи. Здравствуйте, Вы в эфире!
Телезрительница: Батюшка, я уже в годах... В советское время нас обманывали врачи, говорили, что до трех месяцев аборт не опасен, что это еще не ребенок. Никто ничего тогда не объяснял, духовной литературы не было… Как же нам теперь замолить и искупить содеянные грехи?
Протоиерей Игорь Тарасов: Такой вопрос задают многие. Беда в том, что не только в советские годы, но и сейчас врачи обманывают своих пациентов. Разница состоит лишь в том, что сегодня нам дозволено об этом говорить, а раньше такой возможности не было. Многие медики делают аборты десятилетиями, по сути они уже стали серийными убийцами. И их профессиональный менталитет изменился настолько, что они относятся к абортам даже не просто легко, как к некой повседневной операции, но под разными предлогами сами понуждают к детоубийству тех женщин, которые хотят вынашивать и рожать ребенка.
Так что же делать тем, кто когда-то в юности, по неведению, не осознавая происходившего, совершил этот грех? Прежде всего, нужно помнить, что Господь может простить любое прегрешение, если человек искреннее в нем раскаивается. Но искреннее раскаяние – это не только сердечное сокрушение, излитое на Исповеди. Оно должно простираться и на поступки, т. е. необходимы дела покаяния. Что это может быть? Во-первых – духовная помощь ближним: тем, кто пока не знает о пагубности детоубийства, кто все еще пребывает в заблуждении, как когда-то и сам согрешивший человек. Надо разъяснять своим детям, дочерям и внучкам, что такое аборт и как потом из-за него женщина всю оставшуюся жизнь страдает. Участвовать в работе центров защиты материнства и детства, оказывающих поддержку беременным, находящимся в кризисной ситуации. Т. е. стараться удержать от сего смертного греха тех, кто уже решил или может его сотворить в будущем. Такой информационный труд посилен каждому. А во-вторых – если есть возможность, хорошо бы заняться благотворительностью, подавать милостыню, которая, как известно, покрывает наши грехи. Можно помогать нуждающимся людям лично – одиноким матерям, многодетным семьям; можно жертвовать средства сотрудникам вышеупомянутых медико-просветительских центров. Но в любом случае главное – не отчаиваться и не терять надежды. Господь безмерно добр и, видя наше действенное покаяние, готов помиловать нас и даровать нам спасение.
Ведущий Александр Сергиенко: Каковы духовные последствия абортов?
Протоиерей Игорь Тарасов: Как и всякий смертный грех, детоубийство накладывает серьезный отпечаток на душу. Только по официальной статистике более половины женщин испытывают т. н. постабортный синдром, непрестанную духовную муку, и в результате приобретают какие-либо психические расстройства. Но эти тяжелые внутренние переживания попускаются согрешившим неслучайно – они служат призывом к покаянию как к единственному способу исцеления души. А кроме того этот грех пагубно отражается на семье, отношениях с супругом, которые, как правило, или совсем разрушаются, или по крайней мере заметно ухудшаются, осложняются. Но и это должно побуждать родителей, отвергших посланного им Богом ребенка, к покаянию.
Ведущий Александр Сергиенко: Какую епитимию накладывают священники на совершивших аборт?
Протоиерей Игорь Тарасов: По канонам Церкви детоубийцы отлучаются от Святого Причащения на 20 лет. Сейчас это строгое правило обычно по икономии, снисхождению, смягчается, и в каждом отдельном случае духовник определяет епитимию индивидуально. Важно знать, что епитимия – это не наказание, а духовное лекарство, цель которого – привести согрешившую женщину к покаянию. Люди неодинаково воспринимают свой грех, по-разному сообщают о нем на Исповеди. Пастыри, принимающие покаяние, знают об этом; они видят, в каком состоянии находится та или иная душа, и, исходя из этого, назначают подобающее духовное средство. Обычно женщина на какое-то время отлучается от Причастия – для того, чтобы она осознала тяжесть содеянного. Это есть некий образ исключения из Царствия Божия – видя, как прочие прихожане храма приступают к Таинству Евхаристии, обещающему нам соединение со Христом в будущей жизни, она должна помыслить о том, что своим смертным грехом лишила себя этой блаженной участи. Также часто священники рекомендуют таким женщинам исполнять особое молитвенное правило, включающее чтение канонов, акафистов, Псалтири; брать на себя иные аскетические труды и подвиги.
Многие женщины, совершившие аборт, часто задумываются об участи убиенных детей в вечности. Однако это уводит их от главной цели – личного покаяния, переключает их внимание на мысли о погибших чадах, а не о своей душе. А этим женщинам нужно вымаливать в первую очередь себя самих, а не заботиться о невинно убиенных младенцах, потому что те уже у Бога, и где они там, что с ними творится – это все в руках Божиих, Он Сам об этом печется. А наше дело – снискать к себе милость Божию и Его прощение.
Ведущий Александр Сергиенко: Наш следующий звонок, Тульская область на связи. Здравствуйте, Вы в эфире! Пожалуйста, говорите!
Телезрительница: Здравствуйте, ведущий! Здравствуйте, батюшка! Мне бы хотелось задать такой вопрос: что Вы посоветуете делать женщине, которой на УЗИ поставили диагноз «внутриутробное поражение плода» и прогнозируют, например, церебральный паралич или иную тяжелую патологию у ребенка? Как ей быть: смириться или все-таки в данном случае возможен аборт?
Протоиерей Игорь Тарасов: Как я уже говорил, сегодня медики, на протяжении более 90 лет привыкшие к узаконенному, но остающемуся сугубым грехом детоубийству, изменили свой нравственный облик, они уже сами ищут поводы, чтобы сделать аборт. Специально создана система скрининга, дородового исследования ребенка, с целью найти у него хоть какой-нибудь изъян, и те малые проценты, которые свидетельствуют о нахождении плода, как они говорят, в группе риска, служат для них достаточными причинами, чтобы в ультимативной форме объявить женщине: «У тебя может родиться урод». И конечно, беременная, пребывающая в психологически неустойчивом состоянии – ведь сама по себе беременность есть тяжелое послушание от Бога, – слыша такие слова от врачей, которым наши женщины еще доверяют, приходит в очень горестное состояние. К сожалению, часто пациентки прислушиваются к рекомендациям медиков-детоубийц, которые убеждают: «Ну, зачем тебе рожать урода? Давай, мы сделаем аборт, а потом, в будущем родишь здорового».
Но, повторюсь, никакие предполагаемые патологии ребенка не могут послужить причиной к тому, чтобы приговорить его к смерти. Ничто не может стать оправданием аборта, обоснованием убийства. Потому что когда ребеночек на самом деле имеет какую-то обнаруженную аномалию, то нужно дать ему родиться, и, если он не способен к жизни, значит, он умрет естественным образом, и родители не возьмут на себя греха, значит – такова воля Божия. Если же Господь посылает родителям малыша, у которого будут какие-то изъяны, т. е. инвалида, это значит, Он дает им такой крест, такой путь спасения. Любящий Господь не может причинить никому зла, Он не пошлет семье ничего дурного. Это только в нашем понимании различные скорби – зло; в действительности же они – проявление воли Божией – премудрой, всеблагой, всесовершенной, направленной только на одно – на спасение наших душ. Поэтому какого ребенка родителям дарует Господь – такого и нужно выносить, родить, воспитать и привести ко спасению, в Царство Небесное Господа нашего Иисуса Христа.
Подготовила Серафима Смолина
Источник: газета «Православный Крест», № 18 (138) (от 15 сентября с. г.)