"Там не поклоняются Богу, нет – там место идолослужения"
"...У жалких и несчастных иудеев наступает непрерывный ряд праздников: трубы, кущи, посты; а многие из тех, которые считаются нашими и говорят о себе, будто веруют по-нашему, одни ходят смотреть на эти праздники, а другие даже участвуют в праздниках и постах иудейских, - сокрушается Святой Иоанн Златоуст в первом слове против иудеев, - <...> Не удивляйтесь, что иудеев я назвал жалкими. Истинно жалки и несчастны они, намеренно отринувшие и бросившие столько благ, с неба пришедших в их руки. Воссияло им утреннее Солнце правды: они отвергли свет Его и сидят во тьме", хотя и празднуют с великим размахом свои праздники.
Так, в Петербурге начался новый год: Рош Ашана по иудейскому календарю 13 сентября вечером. Праздновали в Большой Хоральной синагоге на Лермонтовском и в общинных центрах на Лесном, Московском, Тверской, в Приморском районе и на Васильевском
Рош Ашана – еврейский 5776 Новый год – в этом году отмечается 13 – 15 сентября. Традиционное трубление в бараний рог шофар пройдет 14 и 15 сентября в полдень и вечером в синагоге и общинных центрах.
К празднику приурочена церемония открытия и освящения Малой синагоги (Лермонтовский пр., 2, двор Большой Хоральной синагоги) после реставрации, продолжавшейся с 2011 года. Церемония начнется 17 сентября в 19.00. Во дворе будет представлена фотовыставка, посвященная реставрации Малой синагоги. Как рассказали «ВП» в пресс-службе еврейской общины Петербурга, на дверях Малой синагоги будет торжественно укреплена мезуза – так называют пергаментный свиток со священными текстами, который является непременным атрибутом еврейского дома. Кантор исполнит литургические песнопения, главы еврейской общины и традиционно представители власти выступят с приветственными речами.
В 20.00 все соберутся в Центральном зале Большой Хоральной синагоги. Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер протрубит в шофар, атрибут праздника Рош Ашана. Далее состоится вручение премии «Аревим» (еврейский аналог премии «Человек года») видным членам еврейской общины.
В Московском еврейском общинном центре (МЕОЦ) вечером 13 сентября начнутся торжества. В 18.30 участники праздника зажгут свечи, перед этим их поздравит главный раввин России Берл Лазар. Затем в общинном центре прочтут первую молитву нового года, и начнется вечерняя трапеза. Такая же трапеза состоится во всех синагогах России.
На следующий день, 14 сентября, пройдет праздничная утренняя молитва «Шахарит» и трубление в шофар – еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент из рога животного, как правило, барана. Звуки шофара призывают человека к раскаянию, его глас слушают стоя. Согласно традиции, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем "вживую", а не в записи и не посредством электронных носителей.
Российских иудеев с наступлением 5776-го года поздравил и президент Владимир Путин: "На протяжении веков ценности иудаизма служат благородным целям - единению людей, укреплению доверия и взаимопонимания между ними".
Президент также подчеркивает, что "российские еврейские религиозные организации ведут активную работу по поддержанию межнационального мира и согласия в обществе, развитию плодотворного диалога с другими традиционными религиями, противодействию любым проявлениям антисемитизма и ксенофобии, деятельно участвуют в реализации востребованных благотворительных, просветительских, образовательных проектов и инициатив".
Управляет всей этой деятельностью всем известный главный раввин Берл Лазар. Он родился 19 мая 1964 г. в Италии в семье раввина еврейской общины г. Милана. Будучи студентом, в 1988 г. Берл Лазар впервые посетил Россию. В 1989 г. он был направлен в СССР лидером движения «ХАБАД-Любавич» Любавическим Ребе М.М. Шнеерсоном для восстановления еврейской религиозной жизни. Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2004 раввин Берл Лазар - главный раввин России - награжден орденом Дружбы «за заслуги в развитии духовной культуры и укреплении дружбы между народами». Орден вручен Б. Лазару главой государства в Кремле 25 июня 2004 года. В настоящее время в России и СНГ под его духовным попечением более чем в 430 городах возрождены еврейские общины, действуют национальные школы и детские сады, в десятках городов работают раввины, функционируют синагоги и благотворительные организации.
Главный раввинат России ставит перед собой задачу оказывать любые религиозные услуги россиянам и гостям страны. В рамках Главного раввината работает ряд департаментов, каждый из которых отвечает за свой род деятельности. Всемирная организация "Брит Йосеф Ицхак", работающая с целью присоединить как можно больше евреев к союзу обрезания, работает в России в тесном сотрудничестве с Главным раввинатом. Департамент кашрута при Главном раввинате России занимается сертификацией кошерных продуктов, производимых в России.
Сертификаты, выданные за подписью Главного раввина России Берла Лазара высоко котируются на мировом рынке кошерной продукции, так как организация кошерного производства делается на самом высоком уровне требований еврейского религиозного закона. Бюро ритуальных услуг при Главном раввинате, оказывает услуги в самые трудные моменты жизни в целом ряде городов России. Одна из сторон работы раввината – восстанавливать еврейские кладбища, а также находить новые участки под захоронения согласно еврейской традиции.. Благодаря спонсорским пожертвованиям, есть возможность оказывать эти услуги по символической цене.
Главный раввинский суд во главе с раввином Лазаром, занимается самыми различными вопросами, связанные с семейной жизнью: свадьба (хупа), развод (гет). В ряде крупных городов России действуют бассейны для ритуального омовения (миквы).
Решения Главного раввинского суда России признаются во всех религиозных еврейских общинах мира. В частности, раввинский суд тесно сотрудничает с Главным раввинатом Израиля и с Объеинением раввинов Европы.
Но давайте вернемся к святоотеческим наставлениям Святого отца нашего Иоанна Златоуста: " Как животные, когда пользуются обильным кормом, разжирев, делаются буйными и неукротимыми, не допускают к себе ни ярма, ни узды, ни руки возничего, так и иудейский народ, от опьянения и пресыщения низвергшись в крайнее нечестие, заскакал, не взял на себя ига Христова и не повлек плуга евангельского учения. На это указывая, и другой пророк говорил: "Якоже юница стрекалом стречема, разсвирепе Израиль" (Ос. 4, 16); а другой называет народ иудейский "телцем ненаученным" (Иер. 31, 18).
А такие животные, будучи негодны для работы, годны бывают для заклания. Это случилось и с иудеями: сделав себя негодными для работы, они стали годными только для заклания. Поэтому и Христос сказал: "Враги Моя оны, иже не восхотеша Мя, да царь был бых над ними, приведите семо, и изсецыте предо Мною" (Лк. 19, 27).
Поститься тебе, иудей, надлежало тогда, когда пьянство причиняло тебе столько бедствий, когда пресыщение порождало нечестие, тогда, а не теперь, потому что теперь пост неуместен и мерзок. Кто говорит это? Сам Исаия, громко взывающий: "Не сицевого поста Аз избрах" (Ис. 58, 5). Почему? "Потому что в судех и сварех поститеся, и биете пястми смиренного" (Ис. 58, 4). Если же твой пост был мерзок, когда ты бил подобных тебе рабов, то приятен ли он будет тогда, как ты убил Владыку? Как же так?
Постящемуся должно быть кротким, сокрушенным, смиренным и не опьянять себя гневом, а ты бьешь подобных себе рабов? Тогда иудеи постились "в судех и сварех", а теперь постятся в неумеренности и крайней невоздержанности, пляша босыми ногами на площади; по намерению они постящиеся, а по виду пьянствующие!
Послушай, как пророк повелевает поститься: освятите, говорит, пост; не сказал: шумно празднуйте пост; "проповеди цельбу, соберите старейшины" (Иоил. 1, 14). А они, собрав толпы изнеженных людей и скопище распутных женщин, весь этот театр и актеров увлекают в синагогу, ибо между театром и синагогою нет никакого различия.
*** *** ***
Знаю, что некоторые сочтут меня дерзким за то, что я сказал, нет никакого различия между театром и синагогою; а я считаю их дерзкими, если думают иначе. Если я решаю так сам собою, вини меня; но, если говорю слова пророка, прими решение. Знаю, что многие уважают иудеев и нынешние обряды их считают священными, потому спешу исторгнуть с корнем это гибельное мнение. Я сказал, что синагога нисколько не лучше театра, и приведу на это свидетельство из пророка; иудеи, конечно, не больше пророков заслуживают вероятия.
Так что же говорит пророк? "Но у тебя был лоб блудницы, – ты отбросила стыд" (Иер. 3, 3). А где блудница предается блудодеянию, то место и есть непотребный Дом. А лучше сказать: синагога есть не только непотребный дом и театр, но и вертеп разбойников и логовище зверей. Не вертеп ли гиенин (гиены), говорится, достояние мое мне (ср.: Иер. 2, 7; 7, 11), – вертеп не просто зверя, но зверя нечистого.
И еще: "Оставих дом Мой, оставих достояние Мое" (Иер. 12, 7); а когда Бог оставит, то какая уже надежда на спасение? Когда оставит Бог, тогда место то делается жилищем демонов. Конечно, иудеи скажут, что и они поклоняются Богу. Но этого сказать нельзя: никто из иудеев не поклоняется Богу.
Кто говорит это? Сын Божий. "Аще Отца Моего бысте ведали, – говорит Он, – и Мене не ведали бысте: ни Мене весте, ни Отца Моего" (Ин. 8, 19). Какое еще можно привести мне свидетельство, достовернее этого? Итак, если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа, то кто не может смело сказать, что место то (синагога) есть жилище демонов? Там не поклоняются Богу, нет – там место идолослужения.
А между тем некоторые из христиан обращаются к этим местам как к священным; и это говорю не по догадкам, но по указанию самого опыта. Ибо за три дня пред этим – поверьте, не лгу – я видел, что какой-то негодяй и безумец, выдающий себя за христианина (не могу назвать истинным христианином отважившегося на такой поступок) принуждал одну почтенную, благородную, скромную и верную женщину войти в синагогу еврейскую и там поклясться по спорному между ним и ею делу. Так как эта женщина взывала о помощи и просила остановить такое беззаконное насилие, говоря, что ей, причастнице Божественных Тайн, не подобает идти в такое место, то я, возгорев и воспламенясь ревностию, встал и не дозволил влечь ее на такое преступное дело, но освободил от этого нечестивого принуждения.
Потом я спросил влекшего, христианин ли он? И, когда он признал себя таким, я строго выговаривал ему, порицая его за бесчувственность и крайнее бессмыслие, и говорил, что он ничем не лучше осла, если, говоря о себе, что поклоняется Христу, в то же время влечет кого-нибудь в вертепы иудеев, распявших Его. И долго говорил я ему, во-первых, на основании Божественных Евангелий, что вовсе не должно ни самому клясться, ни другого принуждать к клятвам; потом что не должно принуждать к клятве не только верную и посвященную (в Таинства христианские), но и никого из непосвященных. Когда же, поговорив много и долго, изгнал я из души его ложную мысль (важности синагоги), то спросил его и о причине, по которой он, оставя церковь, влек эту женщину в еврейское сборище.
Он отвечал, что многие сказывали ему, будто клятвы, там даваемые, особенно страшны. При этих словах я застенал, воспламенился гневом и потом засмеялся. Видя коварство диавола и то, к чему успел он склонить людей, я стенал; размышляя о беспечности обольщаемых, я воспламенился гневом; а смотря опять на то, каково и как велико неразумие обольщенных, я смеялся. Об этом я рассказал и сообщил вам потому, что вы бесчувственны и несострадательны к тем (из христиан), которые и сами делают и другим позволяют делать с собою такие вещи.
Видя, что кто-нибудь из ваших братии впадает в подобные беззакония, вы считаете это чужой бедой, а не вашею, и думаете оправдаться пред обличающими вас, говоря: "А мне какая забота? что у меня общего с ним?" – слова, выказывающие крайнее бесчеловечие и сатанинское жестокосердие! Что говоришь ты? Будучи человеком, имея одну и ту же природу или даже, если уже говорить об общности природы, имея одну главу – Христа, ты осмеливаешься сказать, что у тебя ничего нет общего с твоими членами? Как же ты исповедуешь, что Христос есть глава Церкви?
Глава естественно соединяет все члены, с точностью направляет их друг к другу и связывает между собою. Если (на самом деле) у тебя ничего нет общего с твоими членами, то ничего нет у тебя общего и с твоим братом и Христос не глава тебе. Иудеи пугают вас, как малых детей, а вы не чувствуете этого. Как негодные слуги, показывая детям страшные и смешные личины (сами то по себе они не страшны, но только представляются такими по слабости детского ума), возбуждают большой смех, так и нуден пугают только слабых христиан своими личинами. Могут ли в самом деле устрашать обряды их, срамные и постыдные, – обряды людей, прогневавших Бога, подпавших безчестию и осуждению?
*** *** ***
Не таковы наши церкви; нет, они истинно страшны и ужасны. Ибо, где Бог, имеющий власть над жизнию и смертию, где так много говорят о вечных муках, об огненных реках, о ядовитом черве, о несокрушимых узах, о тьме кромешной, – то место страшно. А иудеи ничего этого и во сне не видят, так как живут для чрева, прилепились к настоящему и по своей похотливости и чрезмерной жадности нисколько не лучше свиней и козлов, только и знают, что есть да пить, драться из-за плясунов, резаться из-за наездников. Это ли, скажи мне, заслуживает почтения и страха? Кто может утверждать это? Отчего же нам представляется это страшным? Разве уже кто скажет, что и опозорившиеся слуги, не смеющие вымолвить слова и выгнанные из господского дома, страшны для (слуг) почетных и пользующихся свободою? Но это не так, нет.
Корчемницы отнюдь не почетнее царских палат, а синагога бесчестнее и всякой корчемницы, потому что служит убежищем не просто для разбойников и торгашей, но для демонов; а вернее сказать, не синагоги только (служат таким убежищем), но и самые души иудеев, что постараюсь доказать в конце слова. Итак, прошу вас помнить особенно эту беседу, потому что мы говорим теперь не для того, чтобы показать себя и вызвать рукоплескания, но чтобы уврачевать ваши души. Ибо какое остается еще нам извинение, когда при таком множестве врачей есть между нами больные? Апостолов было (только) двенадцать – и они привлекли всю Вселенную; (а у нас) большая часть города состоит из христиан, и, однако ж, есть еще больные иудейством.
Какое же оправдание нам – здоровым? Конечно, и они, больные, достойны осуждения но и мы не свободны от него, когда небрежем о них в болезни; нельзя было бы им долго оставаться в недуге, если бы они пользовались особенною попечительностию с нашей стороны. Поэтому увещеваю вас теперь, чтобы каждый из вас привлек брата, хотя бы для этого нужно было сделать принуждение, употребить силу, причинить неприятность или вступить в спор, – все сделай, только бы исхитить его из сети диавола и исторгнуть из общества христоубийц.
Если бы ты увидел на площади, что кого-нибудь, осужденного по справедливому приговору, ведут на смерть, и имел бы власть вырвать его из рук палача, скажи мне, не употребил ли бы ты всех средств для освобождения его? А теперь видишь своего брата, беззаконно и неправедно влекомого в пропасть погибели, не палачем, а диаволом, и не хочешь вступить в борьбу, чтобы избавить его от такого злодейства? Получишь ли же какое снисхождение? Но он, скажешь, сильнее и могущественнее тебя? Покажи его мне: скорее решусь сложить свою голову, нежели дозволю ему вступить в это священное преддверие, если он будет упорствовать и оставаться при том же.
Что у тебя (скажу ему) общего с свободной, с вышним Иерусалимом? Ты избрал нижний (Иерусалим) – с ним и работай, ибо и он, по слову апостола, "работает с чады своими" (Гал. 4, 25). Ты постишься с иудеями? Так сними вместе с ними и обувь, ходи по площади босыми ногами и будь сообщником их позора и срама. Но ты на это не можешь решиться: тебе стыдно и позорно. Так, иметь одинаковую с ними внешность ты стыдишься, а участвовать в их нечестии не стыдишься? Какого же можешь ожидать себе снисхождения, когда ты христианин только наполовину?
Поверьте, скорее сложу свою голову, нежели оставлю без внимания кого-нибудь из таких больных, если только увижу; если же не буду знать, то Бог, конечно, простит. Об этом пусть поразмыслит и каждый из вас самих, и никто пусть не считает этого дела маловажным. Разве вы не знаете, что диакон постоянно возглашает во время совершения Таинств: "Познавайте друг друга"? Как он этим обязывает вас к строгому наблюдению за вашими братьями!
Так поступай и по отношению к этим людям: когда узнаешь, что кто-нибудь иудействует, останови, объяви о нем, чтобы и тебе самому не подвергнуться вместе с ним опасности. И в воинских лагерях, если кто из среды воинов обличен будет в преданности варварам и единомыслии с персами, не только сам он подвергается опасности, но и всякий из знавших об этом, но не объявивших вождю. А как и вы составляете войско Христово, то тщательно разыскивайте и разузнавайте, не вмешался ли между вами кто-нибудь из иноплеменников, и объявляйте о нем не для того, чтобы мы, подобно тем (вождям), убили его или истязали и наказали, но для того, чтобы нам избавить его от заблуждения и нечестия и свое дело исполнить во всей точности.
Если же не хотите этого и, зная (виновного), станете скрывать, то будьте уверены, что подвергнетесь одинаковому с ним наказанию. И Павел подвергает наказанию не только творящих зло, но и соизволящих им (Рим. 1, 32); и пророк одинаково осуждает как тех, кои крадут, так и тех, кои бегут вместе с ними (Пс. 49, 18), — и это справедливо. Кто, зная о злодее, прикрывает его, тот дает ему повод к большему своеволию и располагает его делать зло с большим бесстрашием." (Творения Святого отца нашего Иоанна Златоуста. Первое слово против иудеев. СПб., 1898-1902. Т.1. С.646-671).
Источник: http://www.raskolu.net