Еретический институт прекратил существование
Время, в которое нам выпало жить, имеет ряд особенностей. Сегодня происходят такие события, которые можно охарактеризовать как смену эпох, т. е. мы пересекли некий рубеж между различными историческими периодами. Неудивительно поэтому, что учреждения, построенные не на крепком фундаменте Христова учения, а на зыбком песке человеческих мудрований и заблуждений, начали рушиться (См.: Мф. 7, 26). В частности, такая участь постигла т. н. Свято-Сергиевский Парижский богословский институт (ПБИ).
По информации СМИ, 16 июня с. г. ПБИ объявил о прекращении образовательного процесса в грядущем учебном году. Старейшее модернистское заведение приостановило свою антиправославную пропаганду. Причиной послужили внутренние распри – а именно деятельность главы Русской архиепископии в Западной Европе архиепископа Иова (Гечи).
Осенью прошлого года для решения финансовых и организационных проблем института был создан специальный независимый комитет, членами которого стали: митрополит Галльский Эммануил (председатель), архиепископ Телемесский Иов, французский египтолог Николя Грималь, епископ Филипп (Бордэнь) (ректор Католического института в Париже) и пастор Жак-Ноэль Пэрес (почетный декан Протестантского института в Париже). Архиепископ Иов учредил параллельную организацию «Colline Saint-Serge», на счет которой призвал жертвовать средства на ПБИ, а также предпринял попытку подчинить ПБИ своей Архиепископии с помощью светских судов. В знак протеста против «монархической власти» епископата руководство института прекратило его работу, поскольку, по их словам, «лучше исчезнуть, чем сдаться».
Огромное негативное влияние ПБИ на современное православное богословие переоценить трудно. Еще на заре своего появления он не предвещал ничего хорошего. Преподобный Нектарий Оптинский охарактеризовал этот институт как «еретический» (см.: И. Концевич, «Оптина Пустынь и ее время»), и слова великого Оптинского старца полностью оправдались. Ереси обновленчества и экуменизма были неизменной идеологией «парижан» на протяжении десятилетий. Кроме того с самого начала институт был инкорпорирован в международную сеть «вольных каменщиков», у его истоков стоял печально известный масон Д. Мотт. Этот деятель являлся создателем крупнейшей экуменической организации «Всемирный совет церквей» (ВСЦ). Именно он в 1922 году выделил модернистам А. Карташеву и В. Зеньковскому крупные средства на основание ПБИ.
Интересно, что за все время существования ПБИ там не работал ни один выдающийся православный богослов. Многие профессора института были основоположниками новых лжеучений и возобновителями древних ересей, осужденных Вселенскими Соборами. Например - протоиерей Сергий Булгаков ввел четвертую Ипостась во Святую Троицу, учил о т. н. «вечной женственности», которая якобы выше Пресвятой Богородицы. В том же ряду - основатель ПБИ А. Карташев, отрицавший богодохновенность Священного Писания. Стены института помнят и «пророка» еретического движения «Нью-Эйдж» философа Н. Бердяева. А богохульства епископа Кассиана (Безобразова), утверждавшего, что якобы святой апостол Павел имел психические откклонения, пропитали саму атмосферу этой обновленческой «Мекки».
Именно ПБИ послужил духовной колыбелью для таких столпов модернизма, как протоиереи И. Мейндорф и А. Шмеман. (Первый утверждал, что якобы каждый человек имеет право на ересь и у всякого Святого Отца можно найти какое-либо еретическое заблуждение. А второй по собственному признанию ненавидел Русскую Церковь и вел аморальный образ жизни: курил, вкушал Великим Постом мясо, смотрел мирские телепередачи, писал еретические книги). Почти все реформы, предложенные еретиками-обновленцами в начале ХХ века, нашли свое воплощение в сочинениях и пастырской практике выпускников ПБИ: безграничный экуменизм, новостильный календарный стиль, нравственно-этический либерализм, отвержение святоотеческого Предания, презрение к монашеству и т. д.
Таким образом, столетие профессора и студенты-«парижане» день за днем на деньги международных ненавистников России и Русской Православной Церкви скрупулезно трудились над разрушением ее устоев. Подрыв коснулся всех областей церковной жизни, науки, культуры и искусства - догматики, канонического права, церковной истории, пастырского и нравственного богословия, иконописи, патрологии и патристики, библеистики, исихазма и т. д.
В этой связи известие о закрытии Парижского института может вызывать у ревнующих о чистоте Православной веры христиан лишь положительные эмоции.
Михаил Теплов
http://www.christian-spirit.ru