Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
03.08.2015

Наша сила – в вере и единомыслии

В день празднования Владимирской иконе Богоматери, 23 июня / 6 июля, Русская Православная Церковь вспоминает спасение в 1480 году Пресвятой Богородицей Москвы и всей России от нашествия хана Ахмата. Казалось бы, подобных дат в нашем церковном календаре немало – только в честь Владимирской иконы в течение года совершается несколько празднеств: 21 мая / 3 июня – в память избавления русской столицы от крымского хана Махмет-Гирея (в 1521 г.), и 26 августа / 8 сентября – в честь сохранения Москвы при нападении Тамерлана (в 1395 г.). Но именно этот день – 6 июля – выделяется особо среди всех похожих праздников, и произошедшее тогда событие считается наиболее значимым чудом от Владимирского образа Богородицы.
Дело в том, что спасение Москвы от войск хана Ахмата стало явлением, означающим полное освобождение наших предков от татаро-монгольского ига; фактически – это день нашей победы над татарами, победы решительной и окончательной. Ибо, как известно, после Куликовской битвы Русь еще целый век платила дань своим поработителям, а 6 июля 1480 года она наконец совершенно избавилась от насилия иноплеменников.
Ханское владычество над нашей Родиной, положенное Батыевым погромом, продолжалось почти два с половиной века. По оценкам историков, после татаро-монгольского вторжения 1238 года из десяти миллионов ее населения уцелело лишь два. На наших предков была наложена тяжкая дань – «выход». В год простой работник в те времена мог получить лишь рубль, но при этом в Орду он должен был выплатить от полтины до двух рублей! Вот почему для русских людей милость Царицы Небесной, в результате которой они обрели долгожданную свободу, стала неоценимой.
В этот великий по своему духовному значению день мы посетили Свято-Владимирский скит Тихоновой пустыни (в Калужской области), где отмечался престольный праздник.

угра.jpg
Угра в окрестностях Владимирского скита

Служба началась в 6 часов 35 минут с чтения Часов; затем совершалась Литургия, которую возглавил настоятель Тихоновой Пустыни архимандрит Тихон (Завьялов) в сослужении братии монастыря. Народу собралось относительно немного – небольшой скитский храм, стены которого украшают фрески, посвященные двунадесятым праздникам и чудесам от Владимирской иконы Божией Матери, вместил всех желавших помолиться. Древнерусские распевы, благоговейный монашеский дух и даже внешний вид прихожан, а особенно некоторых прихожанок, одежда которых была скроена по примеру той, что носили наши благочестивые прабабушки, – все окутывало душу благодатью родной старины.
По окончании Литургии состоялся крестный ход к месту стояния русских войск на реке Угре, где ныне установлен высокий деревянный поклонный крест. Возле него был отслужен молебен с поминовением воинов, павших в борьбе против татаро-монгольского ига, и возношением прошений о благостоянии нашей Российской державы. Затем архимандрит Тихон сказал краткое слово, после которого отцы, братия и сестры – всего человек 50 – вернулись крестным ходом в скит, где батюшка произнес еще одну проповедь.
Говоря о рабстве, отец Тихон отметил, что оно подразумевает такое состояние человека, когда тот, пребывая в неволе и выполняя порученную работу, вынужден трудиться сверх всяких сил. Его усталость, болезни, настроение и т. д. никого не интересуют. Испытывая телесную немощь, раб терпит свои скорби в одиночестве – хозяин не считает себя обязанным заботиться о его здоровье. Именно в таком положении находились наши предки во время татаро-монгольского владычества. А причиной, по которой Русь оказалась под этим игом, священник назвал междоусобные брани чад и потомков святого равноапостольного великого князя Владимира. За исключением святых Бориса и Глеба, почти все они участвовали в различных распрях. И когда на Русь пришли татары, то каждый пытался дать им отпор в одиночку, князья сражались разрозненными силами и потому все потерпели поражение. Архимандрит Тихон также отметил, что ордынцы были хорошо обученными воинами: по его словам, любой из них в минуту выпускал до 30 стрел и бил метко, хотя стрелял в движении, верхом на скачущем коне. Противостоять такой мощи раздираемая междоусобицами Русь не могла, и в итоге шесть поколений русских людей прожили в тяжком рабстве. «Одно слово „татарин“ приводило их в ужас», – подчеркнул настоятель. Однако нет худа без добра – более чем двухвековое закабаление помогло нашим предкам осознать и прочувствовать необходимость объединения и создания целостного сильного государства. И тогда они добровольно покорились власти Московских князей.
Особым, переломным моментом в борьбе за освобождение Руси, как рассказал священник, стало перенесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву в 1395 году: с этим событием связано чудесное спасение столицы от нашествия орд Тамерлана. Несомненно, наши предки на протяжении десятилетий постоянно возносили молитвы Пречистой об избавлении Родины от татарского засилья и, наконец, наша Матерь – Царица Небесная – вняла их прошениям. «Спасение Руси совершилось не силой войск или искусством полководцев, – отметил батюшка, – а предстательством Матери Божией».
В 1480 году хан Ахмат со своими полчищами двинулся на Русь, чтобы наказать наш народ за неуплату дани. Не сразу великий князь Иоанн III решился на военное противостояние с Ордой, т. к. понимал, что его сил для этого недостаточно. По словам отца Тихона, робость эту поддерживали и некоторые советники – бояре, убеждавшие князя выплатить дань, откупиться, чтобы сохранить жизнь мужам и защитить от пленения жен и детей. В какой-то момент Иоанн III заколебался, но в решающий час получил укрепление от Московского митрополита Геронтия и Ростовского епископа Вассиана, напомнивших ему, что он – отец для всего русского народа и должен по евангельскому завету полагать за него жизнь (см.: Ин. 15, 13). Воодушевленный такими словами, князь отважился на борьбу с поработителями и был увенчан от Господа победой.
Поначалу, когда Иоанн III выдвинул свои войска к Угре, события развивались с переменным успехом. Татары многократно пытались форсировать реку, но всякий раз русские ратники отбивали их атаки. Стояние на Угре продолжалось шесть месяцев. В октябре, казалось, природа стала содействовать Ахмату и его батырам. Реку сковал лед, вражеская конница переправилась на противоположный берег, и великий князь отдал своим воинам приказ отступать до Боровского монастыря, надеясь, что его высокие стены и запас продовольствия позволят успешно держать оборону. Но дальнейшее развитие событий до сих пор вызывает недоумение у неправославных историков. Вместо того чтобы преследовать и осаждать русских, хан Ахмат тоже повелел своему войску отступать. А вскоре он погиб, в Орде начались раздоры и брани – и иго было сокрушено, рассыпавшись как бы само собой. Но для верующего сердца очевидно, что случившееся явилось чудом по ходатайству Пресвятой Богородицы.

храм в скиту.jpg
Храм в скиту в честь Владимирской иконы  Божией Матери и преп. Сергия Радонежского

Свой рассказ об истории праздника архимандрит Тихон завершил следующим выводом – наша Родина благоденствует и процветает лишь в том случае, когда сохраняется симфония государственной и церковной властей. Если Церковь, ее благотворное влияние на народ государством отрицается, если она пребывает в гонении, как это произошло в ХХ веке, тогда все общественные институты подвергаются разложению. Вот почему, подытожил настоятель, нам необходимо стремиться к единомыслию и единению во Христе и всячески избегать раздоров и распрей.

После службы мы посетили экспозицию монастырского музея, главная достопримечательность которого – диорама приснопамятного живописца Павла Рыженко, посвященная празднуемому событию – 535-летию Стояния на реке Угре. Эта работа стала не только новой вершиной его творчества, но и своего рода финальным аккордом: сразу по ее завершении художник отошел ко Господу.
Диораму «Стояние на Угре» можно сравнить с аналогичными композициями других мастеров (например, с панорамой «Бородинская битва» Франца Рубо), но по многим параметрам она уникальна. Во-первых, работа Рыженко абсолютно точна физически – зритель находится в той самой точке, которая соответствует изображенному пространству, и если бы вокруг музея не было современных строений, то ему открылся бы точно такой же раскинувшийся вокруг ландшафт, как и на картине, тот же рельеф местности и перспектива. Но посетитель не просто попадает в место запечатленных событий – он испытывает и некий эффект перемещения во времени, ощущение собственного участия в Стоянии. Так, в композиции диорамы «Бородинская битва» видимость объема изображения достигается за счет размещения на переднем плане реальных объектов – фрагмента избы, колеса от телеги и проч. А диорама Рыженко сообщает ощущение реальности в несравненно большей степени, потому что в нее введены не только различные бытовые предметы, но и макеты человеческих фигур, использован ряд технических эффектов: свечение, задымление, звуки и даже запахи. Фигуры людей в диораме – это не просто одетые манекены, а настоящие произведения искусства, которые мог создать только большой художник – позы, выражения лиц, складки одежд, сползшая набок от резкого поворота сумка или оружие – каждая деталь тут не случайна, но находится «на своем месте и в своем времени», в общем, выраженном в работе как бы застывшем на миг движении.
Такое органичное сочетание живописи, реальных предметов и спецэффектов погружает нас в события 1480 года, с которых началось падение власти Орды и рождение нового русского независимого государства. Мы становимся свидетелями множества сцен. Вот князь принимает послание от прибывшего гонца. Вот русский витязь, уже по грудь углубившись в землю, роет могилу своему товарищу. В центре на небольшом холме возвышается крест, на котором теплится лампада. Справа стоит на коленях монах, помогая раненому русскому ратнику. Вдали – березовая роща в осеннем наряде. Золотая листва контрастно смотрится на темно-зеленом фоне елового перелеска и деревянных высоких крыш. Под березами – древнерусские могильные кресты. В середине диорамы – стан русского войска. Примерно в километре от зрителя (настолько реальна перспектива!) тонкой полоской тянется Угра и за ней – шатры хана Ахмата. Мы слышим голоса людей, колокольный звон, удары молота о наковальню…

патриарх.jpg
Святейший Патриарх Кирилл перед диорамой «Стояние на Угре»

Но все это производило бы лишь сильное эмоциональное впечатление, когда бы не дающие повода для глубоких размышлений скрытые знаки и символы, заложенные в произведение художником. Как и все полотна Рыженко, диорама «Стояние на реке Угре» весьма символична, и критики давно обратили внимание, что ее духовный подтекст выходит за рамки исторического содержания. В масштабной картине представлены три основы, звучащие лейтмотивом во всем творчестве Павла Рыженко: государственность (сильная власть), народность (готовность встать за общую идею) и духовность (сила единого духа и моральное превосходство). А условные первый и второй ярус диорамы разделяет на горизонте Угра, «Пояс Богородицы», существующий не только в природе, но и в душе каждого из нас как грань между добром и злом, светом и тьмой, – и зритель априори оказывается на стороне добра. Вот только часть символического содержания этой удивительной работы.
Сам художник в одном из последних интервью сказал, что его произведение – о зарождении многонациональной Империи. И действительно, каким-то невероятным образом чувствуешь, что и воины, и монахи, и князь – не просто «находятся в кадре», а стоят на своей собственной земле – великой и свободной. Для Руси, России «все только начинается», и этим ощущением вольности и самостояния веет от каждой детали.
Еще один скрытый смысловой пласт композиции – тема смерти, заметная в этой работе мастера сильнее, чем в прочих (за исключением, пожалуй, лишь росписи «Страшный Суд»): могила, которую копает ратник, на время отложивший свои доспехи и оружие; лежащий рядом натуральный могильный крест; кладбище под березами… Как мы помним, Стояние на Угре прошло без массового кровопролития и закончилось добровольным отступлением неприятеля, однако символы смерти присутствуют на полотне как явные маяки. Что это? Возможно, художник предчувствовал свою близкую кончину. Так или иначе, Павел Рыженко – один из истинных народных витязей, положивших свою жизнь в многовековой непрекращающейся до сих пор битве за Россию. Почти в одиночку он создал свой последний живописный шедевр высотой примерно в 7 и длиной – в 27 метров, и этот труд можно назвать его личным стоянием, его подвигом во славу Родины, ее минувших и будущих побед.
…Покидали мы Свято-Владимирский скит со светлым чувством приобщенности к русской старине, нашим православным корням, ко дню победы Русского мира над татаро-монгольским игом и с доброй памятью о Павле Рыженко – замечательном художнике и патриоте Отечества.

Александр МАЛИНИН

<-назад в раздел

Русский календарь