02.08.2015
<-назад в раздел
Христианин не может не быть патриотом
Русская Церковь всегда заботилась о патриотическом воспитании своих чад. Сегодня наше подрастающее поколение, все еще разобщенное и пока не обретшее духовно-нравственных ориентиров, тем не менее тянется к Церкви Христовой как спасительному пристанищу. И она помогает молодым получать основы христианского воспитания, в том числе любви к своей Родине и ближним, дефицит которой ощущается в обществе. Отрадно, что в России растет число православных военно-патриотических клубов, возрождающих духовную связь со славным прошлым нашего Отечества и его традициями. И нет сомнений: наша страна будет существовать, процветать и развиваться только в том случае, если мы сумеем привить свои детям дух чести, служения и верности.
С вопросами о воспитательной работе Церкви с молодежью мы обратились к непосредственному участнику этого процесса – клирику Успенского Кафедрального собора города Коломны протоиерею Игорю Тарасову. Батюшка рассказал об идее воинского служения, задачах и принципах подготовки христолюбивых бойцов, отношении Вселенской Церкви к войне, а также о проблемах нынешней русской армии.
– Отец Игорь, что представляет собой государство с религиозно-нравственной точки зрения? Это – бездушный механизм для управления обществом и поддержания материального благополучия, или же – нечто большее, имеющее духовные основания? В данном контексте объясните, пожалуйста, что такое истинный патриотизм и может ли человек быть патриотом без Православия?
– Государство – это система организации жизни народа на определенной территории. Наше государство, его государственный строй на протяжении своей истории основывался на разных принципах. Например, до 1917 года у нас существовала Русская Православная Империя, затем – Советский Союз, а сегодня – неолиберальная олигархическая империя с колониальным «суверенитетом». Вот эти три типа государства значительно отличаются друг от друга по организации жизни своих граждан. И, конечно, само слово «государство» не тождественно понятиям «Родина» и «Отечество». Родина у нас всегда одна, и ее составляют наши вера, земля, народ, культура, традиции…
Сейчас мы живем в государстве, которое использует в разных целях населяющих его людей – ради своей выгоды, выгоды властьимущих. Политики, находящиеся у власти, организуют такую систему жизни народа, которая ставит его интересы на десятое место. А государство – это не только народ, но и территории, и природные ресурсы, которые они также держат в своих руках и употребляют в своих нуждах. Даже Советский Союз – страна другого склада, отличался куда большей заботой о людях, хотя идеологические устремления его вождей тоже весьма далеко отстояли от народных. Наилучшая из государственных формаций это Российская Империя – государство, благословленное Богом, где сама система организации и управления страной была богоустановленной. Именно поэтому столь гармоничное и не имеющее себе равных государство-Отечество существовало долго, развиваясь и процветая, позволяя экономике – укрепляться, народу – жить по принципу «сколько потопал, столько и полопал», т. е. устраивать личную и общественную жизнь в соответствии со своими нравственными ценностями и национальными обычаями.
Итак, если говорить о сегодняшнем государстве и его системе управления народом, то нужно признать, что она далека от совершенства, чужда русскому человеку – поэтому вряд ли долго продержится. Государство и Отечество у нас разделены, между ними нет согласия. И даже наша экономика подтверждает неприемлемость такого развития. Но народ все-таки потихоньку приходит к Богу, и установившаяся система организации государства противоречит мироощущению православных людей, которые, несмотря на то, что их меньшинство, все же очень многое определяют в нашей стране. Это противостояние богопротивной власти, ее культа страстей и греха, со Христовым Евангелием, с христианским духом, с мировоззрением той части общества, которая называет себя православной, особенно заметно из событий на Донбассе. Власть конкретно дала нам понять, что для нее русский народ – лишь средство достижения своих корыстных целей.
Итак, исходя из того, что у одного и того же жившего на территории России народа на протяжении всего лишь ста с небольшим лет были разные государства, можно говорить о том, что патриотизм как явление относится только к Родине и людям. Соответственно, патриот России заботится прежде всего о благе народа, а действия власти поддерживает лишь в случае совпадения интересов, иными словами – если они полезны для Отечества (например, приветствует программу патриотического воспитания молодежи и участвует в ней, готовится к защите или защищает Родину от любого внешнего давления или прямой агрессии, участвует в адекватных просветительских программах и т. д.). А антинародным инициативам такой человек должен противодействовать (и тут примеров не счесть: «ювеналка», пропаганда разврата, навязывание западных «ценностей», «колониальный» характер экономики и т. п.).
Православный христианин не может не быть патриотом, потому что земное Отечество народу даровано Богом, Который на протяжении тысячи лет был Водителем и Участником нашей истории. Забота о благоденствии Родины – это исполнение евангельской заповеди о любви к ближним. При этом каждый православный патриот России должен помнить, что он живет здесь, на земле, временно и имеет Отечество на Небесах, куда все мы непременно когда-то переселимся после встречи с Судией – Господом нашим Иисусом Христом. Земное Отечество – это как бы икона Отечества Небесного. И жизнь каждого из нас должна быть построена так, чтобы земное максимально приближалось к Небесному. Все сказанное труднодостижимо, но это направление и цель ежедневных трудов русского патриота.
– Батюшка, в силу многолетнего господства материалистических принципов в практике государственного строительства ослаблены устои традиционного общества, многое потеряно, разрушено, в том числе в людях оскудевает любовь к Родине. А из-за умаления патриотизма уходит и желание послужить России в воинском звании и честной верности. Расскажите, пожалуйста, о ратном служении с православной точки зрения. Должен ли молодой человек проходить службу в армии или это необязательно, и почему? Что Вы думаете о нынешнем состоянии наших вооруженных сил?
– Да, у нас есть такая проблема – оскудение патриотизма. Однако по большому счету от формы правления в государстве это не зависит, скорее, тут дело в состоянии человеческих душ, которые сегодня формируются в основном под влиянием СМИ, и в первую очередь, конечно, телевидения, где патриотичного до крайности мало. Как это ни прискорбно, но именно руководители СМИ определяют, стоит ли пробуждать у нашей молодежи патриотические чувства или же пусть она остается холодной, безразличной и даже враждебной по отношению к своей Родине. А «воспитатели» эти – абсолютно антипатриотического склада люди, и они навязывают нашим детям неправославные мировоззрение, «культуру», обычаи. И, конечно, именно «властители умов» воспитывают в нас такое отношение к Родине и к нашему долгу, когда и в армию никто не хочет идти, и работать тоже никто не желает, и детей рожать не собирается, предпочитая всему этому безделье, развлечения и блуд.
А в Царской России воспитание в целом было хорошее, соответственно, и патриотические чувства у народа находились на высоте. Как мы уже отмечали, в Российской Империи Богом установленная власть и православный люд существовали в единении, любили свое Отечество и жили общими интересами, зиждущимися на Православии. И даже в Советском Союзе, где государственная формация тоже не соответствовала народным устремлениям, тем не менее, самые необходимые человеческие качества молодому поколению прививались, система патриотического воспитания была весьма продуманная, поэтому хотя бы в этой области не наблюдалось таких проблем, как сегодня.
Поэтому что касается воспитания, сейчас, в нынешней ситуации, выход только один: если человек любит свое Отечество и осознает существующие в нем проблемы, то должен на своем месте стараться эти недостатки исправить. Так, у нас, например, есть военно-патриотический клуб «Пересвет», где занимаются полсотни мальчишек, из которых мы стараемся воспитать настоящих православных воинов, патриотов России.
Теперь – о том, нужно ли молодому человеку проходить службу в армии. Здесь все упирается в то, какая у нас сейчас армия. К сожалению, многие возвращаются оттуда с ощущением, что лишь потеряли год жизни, претерпели много всяких скорбей от т. н. дедовщины, но совершенно ничему не научились. И неудивительно: если за целый год службы в руках солдат держал только лопату да метлу, а автомата и в глаза не видел – то, разумеется, в таком случае никакого воинского образования, опыта и пользы он не приобрел. Увы, нынешнее состояние армии нужно признать весьма плачевным. Опять же, даже в Советском Союзе занимались солдатами больше, поддерживали моральное и нравственное состояние воинов. Власть как будто лучше нынешней понимала необходимость точек соприкосновения государства и народа. Учили и Родину любить, и оружием владеть – действительно готовили защитников Отечества. А ныне такого очень мало. Посему в наши дни вопрос об армейской службе – это вопрос о том, где и как ее проходить.
Второй момент – состояние самих ребят. Многие современные молодые люди совершенно не годны для армии. Не получив должного физического и морально-нравственного воспитания, они могут там просто погибнуть. Они абсолютно не адаптированы ко взрослой жизни, привыкли к маминой опеке, удобствам, всегдашнему удовлетворению своих потребностей. Таким я бы не советовал идти служить. Их там не научат, не сделают мужчинами, а попросту сломают, вернее, они сами сломаются. По-хорошему им надо сначала года два позаниматься допризывной подготовкой, и только после этого отправляться в воинскую часть. Т. е. я считаю, что когда встает проблема призыва в армию, каждый случай нужно рассматривать отдельно. Кому-то я как священник, если есть такая возможность, советую не рваться в строй, а послужить Родине на гражданке. А тем, кто более-менее самостоятелен и готов к трудностям службы, рекомендую постараться выбрать нормальную часть, где можно будет постичь хотя бы азы воинской науки.
– Расскажите о вашем военно-патриотическом детско-юношеском клубе и о методах преподавания там добронравия. Какие качества вы стараетесь воспитать в детях в первую очередь? Приходят ли к вам ребята из невоцерковленных и неблагополучных семей и каковы успехи в их физическом и нравственном укреплении и душевном врачевании?
– Наш военно-патриотический клуб «Пересвет» существует с 2007 года. Набираем мы мальчишек от восьми до шестнадцати лет. Преподаем им историю России, военную и общую спортивную подготовку; практикуется школа выживания в природных и экстремальных условиях с элементами горной подготовки, сообщаются туристические навыки – ребята круглый год ходят в походы – на лодках и на лыжах. Вот как раз недавно у нас был летний сбор, две недели мы жили на природе в военном лагере.
И все наши занятия мы стараемся основать на Православной вере; подбираем только верующих преподавателей и с их помощью формируем у детей христианское отношение к жизни. Кроме того, каждое воскресенье в штабе проходят специальные беседы и уроки по основам Православия. Мы стремимся научить ребят тем навыкам, которые пригодятся им и на воинской службе, и в гражданской жизни. У нас есть много воспитанников из невоцерковленных семей, которые записались в клуб лишь потому, что захотели поносить форму, почувствовать себя военными. И вот им на фоне военного антуража предлагаются примеры иного отношения к жизни, отличного от того, которое принято у них дома, в школе, во дворе. И в результате происходят порой просто разительные перемены!
Во всех походах и на сборах мы всегда исполняем утреннее и вечернее правило, читаем молитвы перед едой. В таких мероприятиях я участвую как духовник клуба, обязателньо провожу занятия, беседы и стараюсь каждый раз преподать ребятам какой-либо душеполезный урок.
– В «Пространном катехизисе» святителя Филарета, митрополита Московского, в главе, касающейся шестой заповеди – «Не убий», есть два примечания: «Не есть беззаконное убийство, когда: 1) преступника наказывают смертной казнью; и 2) когда убивают неприятеля на войне за Государя и Отечество». Эти утверждения там даны без какого-либо пояснения, как аксиома. На чем Православная Церковь их основывает? Как согласуется заповедь «Не убий» с разрешением участвовать в военных действиях и почему Церковь благословляет брать в руки оружие?
– У святителя Филарета Московского кроме «Пространного катехизиса» есть еще «Катехизис для воинов», где он как раз поясняет основы православного отношения к войне и убийству на поле брани. Отсылаю Вас к нему, потому что не считаю себя богословом, способным непогрешительно толковать церковные установления. Но, тем не менее, выскажу и личное понимание этой проблемы: думаю, что заповедь «Не убий» должна рассматриваться в контексте заповеди «Возлюби ближнего твоего», ибо воин обязан не просто воевать с врагами, но и защищать своих соотечественников ради любви к ним, охранять и спасать свой народ.
– А наносят ли лжеучения пацифистов, духоборов, толстовцев и прочих еретиков о непротивлении злу вред государству? Можно ли эту концепцию, вопреки их заверениям, что отказ брать в руки оружие проистекает из любви к людям, назвать не только антицерковной, но и безчеловечной?
– Неправота приверженцев данного лжеучения состоит именно в том, что они говорят только об одной заповеди, запрещающей убивать, не принимая во внимание повеление возлюбить ближнего. Их концепция противоречива даже внутри себя, поскольку ведет к последствиям, противоположным заявленному «миролюбию». Если, следуя их теории, нельзя никого ни в коем случае физически уничтожать, то получается, что в момент внешней агрессии государство некому будет защищать, и оно претерпит разрушение с последующими бедствиями для народа.
Кроме того, не стоит забывать, что любовь к врагам в Евангелии провозглашается только в отношении личных обид: должно любить лишь своих недругов и не противиться злу, которое они нам причиняют. Если враг ударит меня в правую щеку, то я, по заповеди, обязан подставить ему и левую. Но если человек стремится причинить зло не только мне, но и моим ближним – в таком случае я как христианин должен буду его удержать, нейтрализовать, встав на защиту обиженных, и даже, если потребуется, душу свою положить за други своя (см.: Ин. 15, 13).
Точно также и в армейском, военном плане. Воюя за Родину, солдаты защищают не себя лично, но так проявляют заботу о ближних. Поэтому совершенно однозначно – все эти пацифизмы и непротивления не только противоречат православному отношению к проблеме, но и предельно далеки от истинной любви, ведут к трагическим последствиям для народа и государства.
– Что такое воинская честь и кто такой христолюбивый воин?
– Воинская честь – это совокупность внутренних ценностей бойца. Конкретной расшифровки, насколько мне известно, не существует. До революции были попытки сформулировать это понятие, когда, например, для какого-нибудь морского училища составлялся кодекс чести. Но по сути у каждого воина – свой кодекс, который складывается из его воспитания, мировоззрения, из того, что он считает для себя важным. Например, у наемника, воюющего за деньги, понятие о чести одно. А у православного воина понимание долга, отношения к Родине и ее врагам зиждется на его вере. И это как раз и есть христолюбивый воин!
Цель жизни всякого человека – приготовление к Вечности, к встрече с Богом. Духовное преображение – это очень глубокое понятие, и оно касается не только солдата или члена военно-патриотического клуба, но и каждого православного христианина. Вот, мальчишки наши из «Пересвета», преодолевая трудности лагерной жизни, очень сильно меняются, мужают, взрослеют, перестают быть рохлями, становятся ответственными. И это – преображение пока лишь физическое, но на его основе происходит и закалка характера, что открывает путь к дальнейшему, уже духовному совершенствованию этих ребят.
– Как Вы оцениваете ситуацию на Украине с духовной точки зрения? Что это за борьба, кто и с кем там сражается? Различные аналитики определяют наше время как предвоенное. Сейчас разрабатываются курсы для студентов, желающих во время обучения в вузе получить еще и военную специальность, хотят вернуть военную подготовку в школы… Все эти изменения, похоже, подтверждают, что угроза начала боевых действий с участием наших войск действительно реальна. Как Вы полагаете, возможно ли, что Российская армия будет сражаться со страждущей Украиной?
– Задумаемся: что же это за война такая? – Война совершенно неправильная, неправедная, потому что те, кто ее развязал, имеют свои цели – олигархические, никак не пересекающиеся с интересами народа, которым эти люди управляют и который гибнет в настоящем конфликте. Участники боевых действий (вступившие в войну по принуждению или даже добровольно) вряд ли осознают, что руководят войной отнюдь не полевые командиры. Тем более что на обе противоборствующие стороны сильное воздействие оказывает пропаганда, СМИ. Люди получают установки и слепо начинают их выполнять, не владея достаточной информацией о том, кто и ради чего на самом деле начал и поддерживает это противостояние. Поэтому с точки зрения духовной – это война братоубийственная, междоусобная брань обманутых, зомбированных русских людей.
Со «страждущей» Украиной наша армия сражаться не будет; да и первая, если сравнивать наши экономики, – не более несчастная, чем Россия; кто из нас действительно страждущий – надо еще посмотреть. Но вот что касается войны, предвоенного времени, с этим я согласен: война обязательно начнется и, по моим соображениям, будет странной и неправильной, основанной на лжи и предательстве, подобно происходящему на Донбассе. Скорее всего, не предвидится никакой четкости, ясности – истинные цели и руководители этой войны останутся в тайне, будет действовать пропаганда, нужным образом обрабатывая сознание людей. Т. е., я полагаю, военные действия будут иными, чем в предыдущих войнах, когда солдаты четко понимали – вот, там противник, а это – наши. Недавние примеры боевых действий – в Югославии, Ливии, Сирии, а теперь и на Украине – показывают, что и у нас в случае начала военного конфликта события, вероятно, станут развиваться по тому же принципу – кроваво и безтолково. И пока в этом хаосе не образуется христолюбивое воинство во главе с благочестивыми полководцами, которые будут исповедовать высокие цели и призывать помощь Божию, – до тех пор безсмысленная братоубийственная брань не прекратится. А когда появится это богоугодное воинство – во что все истинные патриоты должны свято верить, чего должны чаять и вымаливать у Бога – тогда все совершенно преобразится. Нам начнут помогать Ангелы Небесные под предводительством Архангела Михаила, и мы обязательно одолеем всех врагов, видимых и невидимых – победа будет за нами!
С вопросами о воспитательной работе Церкви с молодежью мы обратились к непосредственному участнику этого процесса – клирику Успенского Кафедрального собора города Коломны протоиерею Игорю Тарасову. Батюшка рассказал об идее воинского служения, задачах и принципах подготовки христолюбивых бойцов, отношении Вселенской Церкви к войне, а также о проблемах нынешней русской армии.
– Отец Игорь, что представляет собой государство с религиозно-нравственной точки зрения? Это – бездушный механизм для управления обществом и поддержания материального благополучия, или же – нечто большее, имеющее духовные основания? В данном контексте объясните, пожалуйста, что такое истинный патриотизм и может ли человек быть патриотом без Православия?
– Государство – это система организации жизни народа на определенной территории. Наше государство, его государственный строй на протяжении своей истории основывался на разных принципах. Например, до 1917 года у нас существовала Русская Православная Империя, затем – Советский Союз, а сегодня – неолиберальная олигархическая империя с колониальным «суверенитетом». Вот эти три типа государства значительно отличаются друг от друга по организации жизни своих граждан. И, конечно, само слово «государство» не тождественно понятиям «Родина» и «Отечество». Родина у нас всегда одна, и ее составляют наши вера, земля, народ, культура, традиции…
Сейчас мы живем в государстве, которое использует в разных целях населяющих его людей – ради своей выгоды, выгоды властьимущих. Политики, находящиеся у власти, организуют такую систему жизни народа, которая ставит его интересы на десятое место. А государство – это не только народ, но и территории, и природные ресурсы, которые они также держат в своих руках и употребляют в своих нуждах. Даже Советский Союз – страна другого склада, отличался куда большей заботой о людях, хотя идеологические устремления его вождей тоже весьма далеко отстояли от народных. Наилучшая из государственных формаций это Российская Империя – государство, благословленное Богом, где сама система организации и управления страной была богоустановленной. Именно поэтому столь гармоничное и не имеющее себе равных государство-Отечество существовало долго, развиваясь и процветая, позволяя экономике – укрепляться, народу – жить по принципу «сколько потопал, столько и полопал», т. е. устраивать личную и общественную жизнь в соответствии со своими нравственными ценностями и национальными обычаями.
Итак, если говорить о сегодняшнем государстве и его системе управления народом, то нужно признать, что она далека от совершенства, чужда русскому человеку – поэтому вряд ли долго продержится. Государство и Отечество у нас разделены, между ними нет согласия. И даже наша экономика подтверждает неприемлемость такого развития. Но народ все-таки потихоньку приходит к Богу, и установившаяся система организации государства противоречит мироощущению православных людей, которые, несмотря на то, что их меньшинство, все же очень многое определяют в нашей стране. Это противостояние богопротивной власти, ее культа страстей и греха, со Христовым Евангелием, с христианским духом, с мировоззрением той части общества, которая называет себя православной, особенно заметно из событий на Донбассе. Власть конкретно дала нам понять, что для нее русский народ – лишь средство достижения своих корыстных целей.
Итак, исходя из того, что у одного и того же жившего на территории России народа на протяжении всего лишь ста с небольшим лет были разные государства, можно говорить о том, что патриотизм как явление относится только к Родине и людям. Соответственно, патриот России заботится прежде всего о благе народа, а действия власти поддерживает лишь в случае совпадения интересов, иными словами – если они полезны для Отечества (например, приветствует программу патриотического воспитания молодежи и участвует в ней, готовится к защите или защищает Родину от любого внешнего давления или прямой агрессии, участвует в адекватных просветительских программах и т. д.). А антинародным инициативам такой человек должен противодействовать (и тут примеров не счесть: «ювеналка», пропаганда разврата, навязывание западных «ценностей», «колониальный» характер экономики и т. п.).
Православный христианин не может не быть патриотом, потому что земное Отечество народу даровано Богом, Который на протяжении тысячи лет был Водителем и Участником нашей истории. Забота о благоденствии Родины – это исполнение евангельской заповеди о любви к ближним. При этом каждый православный патриот России должен помнить, что он живет здесь, на земле, временно и имеет Отечество на Небесах, куда все мы непременно когда-то переселимся после встречи с Судией – Господом нашим Иисусом Христом. Земное Отечество – это как бы икона Отечества Небесного. И жизнь каждого из нас должна быть построена так, чтобы земное максимально приближалось к Небесному. Все сказанное труднодостижимо, но это направление и цель ежедневных трудов русского патриота.
– Батюшка, в силу многолетнего господства материалистических принципов в практике государственного строительства ослаблены устои традиционного общества, многое потеряно, разрушено, в том числе в людях оскудевает любовь к Родине. А из-за умаления патриотизма уходит и желание послужить России в воинском звании и честной верности. Расскажите, пожалуйста, о ратном служении с православной точки зрения. Должен ли молодой человек проходить службу в армии или это необязательно, и почему? Что Вы думаете о нынешнем состоянии наших вооруженных сил?
– Да, у нас есть такая проблема – оскудение патриотизма. Однако по большому счету от формы правления в государстве это не зависит, скорее, тут дело в состоянии человеческих душ, которые сегодня формируются в основном под влиянием СМИ, и в первую очередь, конечно, телевидения, где патриотичного до крайности мало. Как это ни прискорбно, но именно руководители СМИ определяют, стоит ли пробуждать у нашей молодежи патриотические чувства или же пусть она остается холодной, безразличной и даже враждебной по отношению к своей Родине. А «воспитатели» эти – абсолютно антипатриотического склада люди, и они навязывают нашим детям неправославные мировоззрение, «культуру», обычаи. И, конечно, именно «властители умов» воспитывают в нас такое отношение к Родине и к нашему долгу, когда и в армию никто не хочет идти, и работать тоже никто не желает, и детей рожать не собирается, предпочитая всему этому безделье, развлечения и блуд.
А в Царской России воспитание в целом было хорошее, соответственно, и патриотические чувства у народа находились на высоте. Как мы уже отмечали, в Российской Империи Богом установленная власть и православный люд существовали в единении, любили свое Отечество и жили общими интересами, зиждущимися на Православии. И даже в Советском Союзе, где государственная формация тоже не соответствовала народным устремлениям, тем не менее, самые необходимые человеческие качества молодому поколению прививались, система патриотического воспитания была весьма продуманная, поэтому хотя бы в этой области не наблюдалось таких проблем, как сегодня.
Поэтому что касается воспитания, сейчас, в нынешней ситуации, выход только один: если человек любит свое Отечество и осознает существующие в нем проблемы, то должен на своем месте стараться эти недостатки исправить. Так, у нас, например, есть военно-патриотический клуб «Пересвет», где занимаются полсотни мальчишек, из которых мы стараемся воспитать настоящих православных воинов, патриотов России.
Теперь – о том, нужно ли молодому человеку проходить службу в армии. Здесь все упирается в то, какая у нас сейчас армия. К сожалению, многие возвращаются оттуда с ощущением, что лишь потеряли год жизни, претерпели много всяких скорбей от т. н. дедовщины, но совершенно ничему не научились. И неудивительно: если за целый год службы в руках солдат держал только лопату да метлу, а автомата и в глаза не видел – то, разумеется, в таком случае никакого воинского образования, опыта и пользы он не приобрел. Увы, нынешнее состояние армии нужно признать весьма плачевным. Опять же, даже в Советском Союзе занимались солдатами больше, поддерживали моральное и нравственное состояние воинов. Власть как будто лучше нынешней понимала необходимость точек соприкосновения государства и народа. Учили и Родину любить, и оружием владеть – действительно готовили защитников Отечества. А ныне такого очень мало. Посему в наши дни вопрос об армейской службе – это вопрос о том, где и как ее проходить.
Второй момент – состояние самих ребят. Многие современные молодые люди совершенно не годны для армии. Не получив должного физического и морально-нравственного воспитания, они могут там просто погибнуть. Они абсолютно не адаптированы ко взрослой жизни, привыкли к маминой опеке, удобствам, всегдашнему удовлетворению своих потребностей. Таким я бы не советовал идти служить. Их там не научат, не сделают мужчинами, а попросту сломают, вернее, они сами сломаются. По-хорошему им надо сначала года два позаниматься допризывной подготовкой, и только после этого отправляться в воинскую часть. Т. е. я считаю, что когда встает проблема призыва в армию, каждый случай нужно рассматривать отдельно. Кому-то я как священник, если есть такая возможность, советую не рваться в строй, а послужить Родине на гражданке. А тем, кто более-менее самостоятелен и готов к трудностям службы, рекомендую постараться выбрать нормальную часть, где можно будет постичь хотя бы азы воинской науки.
– Расскажите о вашем военно-патриотическом детско-юношеском клубе и о методах преподавания там добронравия. Какие качества вы стараетесь воспитать в детях в первую очередь? Приходят ли к вам ребята из невоцерковленных и неблагополучных семей и каковы успехи в их физическом и нравственном укреплении и душевном врачевании?
– Наш военно-патриотический клуб «Пересвет» существует с 2007 года. Набираем мы мальчишек от восьми до шестнадцати лет. Преподаем им историю России, военную и общую спортивную подготовку; практикуется школа выживания в природных и экстремальных условиях с элементами горной подготовки, сообщаются туристические навыки – ребята круглый год ходят в походы – на лодках и на лыжах. Вот как раз недавно у нас был летний сбор, две недели мы жили на природе в военном лагере.
И все наши занятия мы стараемся основать на Православной вере; подбираем только верующих преподавателей и с их помощью формируем у детей христианское отношение к жизни. Кроме того, каждое воскресенье в штабе проходят специальные беседы и уроки по основам Православия. Мы стремимся научить ребят тем навыкам, которые пригодятся им и на воинской службе, и в гражданской жизни. У нас есть много воспитанников из невоцерковленных семей, которые записались в клуб лишь потому, что захотели поносить форму, почувствовать себя военными. И вот им на фоне военного антуража предлагаются примеры иного отношения к жизни, отличного от того, которое принято у них дома, в школе, во дворе. И в результате происходят порой просто разительные перемены!
Во всех походах и на сборах мы всегда исполняем утреннее и вечернее правило, читаем молитвы перед едой. В таких мероприятиях я участвую как духовник клуба, обязателньо провожу занятия, беседы и стараюсь каждый раз преподать ребятам какой-либо душеполезный урок.
– В «Пространном катехизисе» святителя Филарета, митрополита Московского, в главе, касающейся шестой заповеди – «Не убий», есть два примечания: «Не есть беззаконное убийство, когда: 1) преступника наказывают смертной казнью; и 2) когда убивают неприятеля на войне за Государя и Отечество». Эти утверждения там даны без какого-либо пояснения, как аксиома. На чем Православная Церковь их основывает? Как согласуется заповедь «Не убий» с разрешением участвовать в военных действиях и почему Церковь благословляет брать в руки оружие?
– У святителя Филарета Московского кроме «Пространного катехизиса» есть еще «Катехизис для воинов», где он как раз поясняет основы православного отношения к войне и убийству на поле брани. Отсылаю Вас к нему, потому что не считаю себя богословом, способным непогрешительно толковать церковные установления. Но, тем не менее, выскажу и личное понимание этой проблемы: думаю, что заповедь «Не убий» должна рассматриваться в контексте заповеди «Возлюби ближнего твоего», ибо воин обязан не просто воевать с врагами, но и защищать своих соотечественников ради любви к ним, охранять и спасать свой народ.
– А наносят ли лжеучения пацифистов, духоборов, толстовцев и прочих еретиков о непротивлении злу вред государству? Можно ли эту концепцию, вопреки их заверениям, что отказ брать в руки оружие проистекает из любви к людям, назвать не только антицерковной, но и безчеловечной?
– Неправота приверженцев данного лжеучения состоит именно в том, что они говорят только об одной заповеди, запрещающей убивать, не принимая во внимание повеление возлюбить ближнего. Их концепция противоречива даже внутри себя, поскольку ведет к последствиям, противоположным заявленному «миролюбию». Если, следуя их теории, нельзя никого ни в коем случае физически уничтожать, то получается, что в момент внешней агрессии государство некому будет защищать, и оно претерпит разрушение с последующими бедствиями для народа.
Кроме того, не стоит забывать, что любовь к врагам в Евангелии провозглашается только в отношении личных обид: должно любить лишь своих недругов и не противиться злу, которое они нам причиняют. Если враг ударит меня в правую щеку, то я, по заповеди, обязан подставить ему и левую. Но если человек стремится причинить зло не только мне, но и моим ближним – в таком случае я как христианин должен буду его удержать, нейтрализовать, встав на защиту обиженных, и даже, если потребуется, душу свою положить за други своя (см.: Ин. 15, 13).
Точно также и в армейском, военном плане. Воюя за Родину, солдаты защищают не себя лично, но так проявляют заботу о ближних. Поэтому совершенно однозначно – все эти пацифизмы и непротивления не только противоречат православному отношению к проблеме, но и предельно далеки от истинной любви, ведут к трагическим последствиям для народа и государства.
– Что такое воинская честь и кто такой христолюбивый воин?
– Воинская честь – это совокупность внутренних ценностей бойца. Конкретной расшифровки, насколько мне известно, не существует. До революции были попытки сформулировать это понятие, когда, например, для какого-нибудь морского училища составлялся кодекс чести. Но по сути у каждого воина – свой кодекс, который складывается из его воспитания, мировоззрения, из того, что он считает для себя важным. Например, у наемника, воюющего за деньги, понятие о чести одно. А у православного воина понимание долга, отношения к Родине и ее врагам зиждется на его вере. И это как раз и есть христолюбивый воин!
Цель жизни всякого человека – приготовление к Вечности, к встрече с Богом. Духовное преображение – это очень глубокое понятие, и оно касается не только солдата или члена военно-патриотического клуба, но и каждого православного христианина. Вот, мальчишки наши из «Пересвета», преодолевая трудности лагерной жизни, очень сильно меняются, мужают, взрослеют, перестают быть рохлями, становятся ответственными. И это – преображение пока лишь физическое, но на его основе происходит и закалка характера, что открывает путь к дальнейшему, уже духовному совершенствованию этих ребят.
– Как Вы оцениваете ситуацию на Украине с духовной точки зрения? Что это за борьба, кто и с кем там сражается? Различные аналитики определяют наше время как предвоенное. Сейчас разрабатываются курсы для студентов, желающих во время обучения в вузе получить еще и военную специальность, хотят вернуть военную подготовку в школы… Все эти изменения, похоже, подтверждают, что угроза начала боевых действий с участием наших войск действительно реальна. Как Вы полагаете, возможно ли, что Российская армия будет сражаться со страждущей Украиной?
– Задумаемся: что же это за война такая? – Война совершенно неправильная, неправедная, потому что те, кто ее развязал, имеют свои цели – олигархические, никак не пересекающиеся с интересами народа, которым эти люди управляют и который гибнет в настоящем конфликте. Участники боевых действий (вступившие в войну по принуждению или даже добровольно) вряд ли осознают, что руководят войной отнюдь не полевые командиры. Тем более что на обе противоборствующие стороны сильное воздействие оказывает пропаганда, СМИ. Люди получают установки и слепо начинают их выполнять, не владея достаточной информацией о том, кто и ради чего на самом деле начал и поддерживает это противостояние. Поэтому с точки зрения духовной – это война братоубийственная, междоусобная брань обманутых, зомбированных русских людей.
Со «страждущей» Украиной наша армия сражаться не будет; да и первая, если сравнивать наши экономики, – не более несчастная, чем Россия; кто из нас действительно страждущий – надо еще посмотреть. Но вот что касается войны, предвоенного времени, с этим я согласен: война обязательно начнется и, по моим соображениям, будет странной и неправильной, основанной на лжи и предательстве, подобно происходящему на Донбассе. Скорее всего, не предвидится никакой четкости, ясности – истинные цели и руководители этой войны останутся в тайне, будет действовать пропаганда, нужным образом обрабатывая сознание людей. Т. е., я полагаю, военные действия будут иными, чем в предыдущих войнах, когда солдаты четко понимали – вот, там противник, а это – наши. Недавние примеры боевых действий – в Югославии, Ливии, Сирии, а теперь и на Украине – показывают, что и у нас в случае начала военного конфликта события, вероятно, станут развиваться по тому же принципу – кроваво и безтолково. И пока в этом хаосе не образуется христолюбивое воинство во главе с благочестивыми полководцами, которые будут исповедовать высокие цели и призывать помощь Божию, – до тех пор безсмысленная братоубийственная брань не прекратится. А когда появится это богоугодное воинство – во что все истинные патриоты должны свято верить, чего должны чаять и вымаливать у Бога – тогда все совершенно преобразится. Нам начнут помогать Ангелы Небесные под предводительством Архангела Михаила, и мы обязательно одолеем всех врагов, видимых и невидимых – победа будет за нами!
– Отец Игорь, редакция «ПК» благодарит Вас за интервью, желает Вам Божией помощи, духовной крепости и стойкости в Вашем богоугодном служении на благо Отечеству!
Беседовала
Екатерина ПОДВОРЦЕВА
Источник: Газета "Православный крест" № 135
Екатерина ПОДВОРЦЕВА
Источник: Газета "Православный крест" № 135