О духовных причинах «восьмого собора»
Модернизм или обновленчество на протяжении вот уже двух веков тревожит Церковь Божию и смущает ее чад. Зародившись в середине XIX века на Западе под влиянием протестантской «теологии», в следующем столетии это течение окрепло и развилось, проявляясь с особой силой в международном экуменическом движении. В наши же дни оно стало практически господствующим «богословским» направлением во всех Поместных Православных Церквах.
Пытаясь утвердиться в Церкви за счет разрушения ее апостольского фундамента, модернизм возводит на его месте свои шаткие псевдоцерковные строения. Главным инструментом в этом процессе сегодня является т. н. «Всеправославный собор», подготовка к которому продолжается уже около ста лет. По замыслам организаторов он должен стать неким концентрированным выражением обновленчества, орудием утверждения его господства.
Слава Богу, в последнее время православные СМИ освещают проблему созыва «восьмого собора» достаточно активно. Но внимание при этом уделяется в основном каталогу тем и возможной реформации традиционных церковных устоев в соответствии с намеченным перечнем. Внутренние же, духовные, идейные причины форума обычно остаются за рамками публикаций и конференций. Однако осведомленность об этих скрытых пружинах, первопричинах навязываемой нам ревизии Православия позволяет взглянуть на проблему в новом ракурсе и обозначить ее главного автора и вдохновителя – отца лжи и изобретателя всех ересей, исконного врага рода человеческого...
Если определить основной фактор стремления к «обновлению» Церкви, то это, прежде всего, духовное невежество. Это непонимание Богочеловеческой природы Тела Христова и проистекающее из него неприятие его в том виде, в каком оно сохранено до сего дня всеми святыми, вплоть до наших современников – новых мучеников, исповедников и подвижников благочестия. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14), – говорит святой апостол Павел. Душевный человек не способен постигнуть глубину, красоту и премудрость всех постановлений, уставов и устоев Церкви, основанной Христом при посредстве водимых Духом Святым Апостолов и Отцов. Он почитает идеальный церковный организм несовершенным и потому пытается его «улучшить», в действительности же – исказить, привнеся в него свои, более приемлемые для ограниченного земного разума «обновленные» правила и нормы. Однако падший человеческий разум – самое ненадежное средство для постижения глубин и тайн Премудрости Божией. «Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжеименный разум, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский, – что разум падшего естества нашего, какого бы он ни имел достоинства природного, как бы ни был изощрен ученостию мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом».
Схоластическое «богословие», особенно нынешняя постреформенная «теология», происходящая от иезуитской и протестантской, несомненно есть часть «учености» мира сего. И эта мирская премудрость – один из главных источников лжеучений экуменизма и т. н. «восточного папизма», которые лежат в основе повестки предстоящего в 2016 году «Всеправославного собора» и, вероятно, будут на нем легитимизированы. «Это очень естественно: книжник, или земной ученый, должен, по завещанию Спасителя, научиться Царствию Божию, чтоб прийти в состояние износить из сокровищницы своей ветхое и новое, т. е. предлагать учение Божие в формах учености человеческой (см.: Мф. 13, 52), – поясняет святитель Игнатий. – Научиться Царствию Божию – значит стяжать Царствие Божие внутри себя. Без этого земной ученый может предлагать одно ветхое, хотя бы он беседовал о Боге из душевного, школьного знания. Ему невозможно избежать заблуждения, несмотря на всю его ученость, потому что ветхость, в духовном смысле, и есть состояние заблуждения и самообольщения».
Здесь богомудрый Святой Отец затронул ключевую для церковного образования двух предыдущих и особенно нынешнего веков проблему. Наши духовные академии, семинарии и училища, сообщая студентам познания в догматике, каноническом праве, церковной истории, к сожалению, обычно не научают их стяжанию Царствия Божия. Правда, в семинарском курсе есть предмет «Нравственное богословие», а в академическом существует или, по крайней мере, раньше существовала «Аскетика», которые были призваны отчасти восполнить этот пробел. Однако отнюдь не многих выпускников духовных школ прошлого и тем более нашего времени можно назвать аскетами. Увы, для большинства духовное образование и самообразование (воспитание своей личности по образу Божию) завершается с получением соответствующего диплома. Затем вчерашние слушатели семинарий и академий принимают священный сан, становясь носителями апостольской благодати, и, туне получая сей высокий дар, зачастую ощущают себя полноправными наследниками Святых Апостолов и Отцов, равными им по способностям, возможностям и полномочиям. «Разве Христос не Тот же, каким Он был во времена первохристианской общины и Вселенских Соборов? Разве в нас не пребывает та же благодать, какую имели Апостолы и Святые Отцы? Если же Церковь наша по-прежнему благодатна, то почему бы нам не провести новый Вселенский Собор?» – говорят они, упуская из вида указанное святителем Игнатием коренное различие между нынешним поколением пастырей и наставниками древней Церкви. А именно – наличие у Святых Отцов аскетизма, благочестия и ревности в исполнении заповедей Божиих. «Святые Григорий Неокесарийский, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий и многие другие церковные светильники, стяжав современную человеческую ученость, позаботились, посредством евангельского жительства, перейти из состояния плотского и душевного в духовное, совлеклись ветхого Адама, облеклись в Нового,– пишет тот же Святой Отец, – таким образом они соделались способными преподать братии своей, человекам, учение новое, в форме ветхой, столько приятной падшему человеку, сколько естественной падшему человечеству».
Вот в чем главная и принципиальная разница между инициаторами «восьмого вселенского» и Святыми Отцами Первого и последующих Вселенских Соборов! Организаторы предстоящего в следующем году форума хотят «исправить» постановления, узаконенные в Церкви Духом Святым при посредстве Отцов, не разумея их духовную высоту и красоту. А это означает, что они, в отличие от святых, как раз таки и не постарались «перейти из состояния плотского и душевного в духовное».
Так, например, почему возник «Вопрос поста в современном мире» – седьмая тема повестки «Всеправославного собора», реформы по которой направлены на радикальное сокращение и ослабление постов? – Он поднят лишь потому, что модернисты не осознают благостных плодов подвига воздержания, которое, по слову святителя Афанасия Великого, есть «жизнь Ангелов», ибо оно «врачует болезни, иссушает кровоточивые потоки, изгоняет демонов, прогоняет злые помыслы, просвещает ум, делает сердце чистым, освящает тело и поставляет человека пред Престолом Божиим». Они не понимают, что посредством намеченных пагубных реформ не только самих себя, но и овец стада Христова лишат душевного и физического здоровья, ясности ума, чистоты сердечной и в конечном итоге – возможности достижения христианского совершенства.
Из уст некоторых весьма образованных пастырей нередко можно услышать критику великих Святых Отцов, даже таких, как преподобные Иоанн Дамаскин и Серафим Саровский, и эти порицания порой граничат с кощунством. Не разумея ложности убеждения о своем мнимом «равенстве» со святыми, они выискивают в трудах богодухновенных мужей несуществующие ошибки. Что это, если не прелесть бесовская?
Цель и предназначение западного «богословия» (и ориентированного на него отечественного) – подменить просвещение от благодати Духа Святаго, обретаемое в посильном исполнении заповедей Божиих и аскетическом делании, своим лжемудрованием, удобным и выгодным для падшего человеческого естества. Столкнувшись с трудностями на пути духовного совершенствования, которые для западных «теологов», лишенных Божественной благодати, непреодолимы, их последователи почувствовали необходимость как-то успокоить себя, оправдать свои немощи и восстановить внутренний комфорт. Конечно, враг рода человеческого подхватил эту инициативу, ибо он, по слову Кавказского святителя, «употребляет прежнее и всегдашнее свое оружие – ложь. Он старается обольстить и обмануть нас, опираясь на наше состояние самообольщения; наши страсти – эти болезненные влечения – он приводит в движение; пагубные требования их облачает в благовидность, усиливается склонить нас к удовлетворению страстям. <…> Неверный учению Христову, последующий своей воле и разуму подчиняется врагу и из состояния самообольщения переходит к состоянию бесовской прелести, теряет остаток своей свободы, вступает в полное подчинение диаволу».
«Исполнены безрассудной гордости желание и стремление видеть духовные видения умом, не очищенным от страстей, не обновленным и не воссозданным десницею Святаго Духа, – читаем в том же труде, –исполнены такой же гордости и безрассудства желание и стремление сердца насладиться ощущениями святыми, духовными, Божественными, когда оно еще вовсе неспособно для таких наслаждений». Исполнено безрассудной гордости и намерение «обновить» Церковь посредством реформ «восьмого вселенского собора», продолжим мы мысль святого.
«Как ум нечистый, желая видеть Божественные видения и не имея возможности видеть их, сочиняет для себя видения из себя, ими обманывает себя и обольщает, так и сердце, усиливаясь вкусить Божественную сладость и другие Божественные ощущения и не находя их в себе, сочиняет их из себя, ими льстит себе, обольщает, обманывает, губит себя, входя в область лжи, в общение с бесами, подчиняясь их влиянию, порабощаясь их власти», – учит святитель. Точно так же и те люди, из чьих умов и сердец проистекает желание организовать «всеправославный собор», не имея ни духовных сил, ни Божественного просвещения, ни святости жизни, сочиняют новую форму епископских собраний, ложную повестку, нетрадиционный регламент – для себя и из себя, ими льстят себе, силясь обольстить и паству, в угоду отцу лжи ввести в заблуждение верных чад Церкви Христовой.
Что собой представляли все Вселенские Соборы? Это были заседания верных Православию архипастырей. «Не всякое собрание епископов есть собор, но собрание епископов, стоящих в истине», – замечает преподобный Феодор Студит. А на предсоборных конференциях и форумах, относящихся к «восьмому вселенскому», мы видим епископов, колеблющихся в истине, а подчас и прямо утвердившихся во лжи и ереси, в частности – в экуменизме. Все Вселенские Соборы лжеучения своего времени осуждали и анафематствовали. На соборе же «Всеправославном» намереваются официально одобрить экуменизм и «восточный папизм». Святые Отцы Вселенских Соборов проводили дни, недели и многие месяцы в трудах, в Духе Святом изучая вопросы, вызывавшие нестроения в Церкви, вступая в полемику с еретиками, и подчас довольно жесткую (вспомним, как отстаивая истину, святитель Николай заушил еретика Ария). Инициаторы же «восьмого» лжесобора обсуждения проводят кулуарно, без участия «посторонних» – ревнующих о чистоте веры клириков и мирян, зная, что те воспрепятствуют принятию разработанных ими обновленческих проектов.
Святые Отцы наставляют, что входить на брак Сына Божия, т. е. стремиться к достижению высоких духовных состояний, приличных Святым Отцам Вселенских Соборов, нужно только в чистых и светлых одеждах души, убеленных покаянием. Тот же, кто покусится сделать это в ветхом и убогом рубище страстей, в самообольщении ветхого человека, будет извержен вон, во тьму внешнюю – впадет в бесовскую прелесть. «Зараженные прелестью „мнения" встречаются очень часто, – пишет святитель Игнатий. – Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению или по учению инославному, находится в этой прелести».
Слова святого вполне приложимы как к повестке упомянутого собора, так и к делу его подготовки и к проектам, которые разрабатываются на предсоборных встречах.
Рассмотрим в качестве примера докторскую лекцию активного участника предсоборного процесса митрополита Илариона (Алфеева) «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви».
Владыка Иларион весьма осторожно рассказал о решениях, принятых им и его коллегами из других Церквей на заседаниях всеправославных комиссий. В частности, по поводу календарного вопроса он заявил следующее: «Важным пунктом итогового решения совещания является положение о том, что „возникшие в связи с календарем аномалии не должны вести к разделению, расхождениям и расколам, и что даже те, кто не согласен со своей Церковью, должны принять освященный Преданием священный принцип послушания канонической Церкви и воссоединения в ее лоне в евхаристическом общении"».
Но Предание говорит нам о том, что пять Поместных Соборов анафематствовали новый календарный стиль. Более того, им же, Преданием, – освящен календарь юлианский, поскольку Церковь Христова на протяжении всех веков своего существования употребляла только эту и никакую иную систему летосчисления. С момента возникновения в XVI веке католического григорианского календаря верные Православию иерархи, священнослужители, монашествующие и миряне отвергали это еретическое новшество. Весьма назидательны слова постановления Великого Константинопольского Собора 1583 года по поводу сего изобретения папских астрономов: «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали Семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову <...> – да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость, – и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание». Вот истинный глас Православного Предания!
Далее, обратившись к теме о браке, митрополит Иларион сообщил: «В 1982 году всеправославное предсоборное совещание в целом утвердило проект решения по вопросу о препятствиях к браку, предложенный Комиссией 1971 года, внеся в него следующие определения, касающиеся смешанных браков: „<…> Принято решение, чтобы: а) препятствовать браку православных с инославными по канонической акривии, однако благословлять его по снисхождению и человеколюбию при определенном условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви. Поместные Автокефальные Православные Церкви могут принимать решения относительно применения икономии в отдельных случаях, в зависимости от своих особых пастырских нужд; б) брак между православными и иноверцами или с неверующими абсолютно запрещается по канонической акривии. Но в случае такого брака Поместные Автокефальные Православные Церкви могут все же применять пастырскую икономию к православному члену в зависимости от своих особых пастырских нужд"».
Очевидно лукавство и двойственность приведенных определений. Правило 72-е Шестого Вселенского Собора гласит: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подобает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников». Вот четкое постановление, касающееся темы, затронутой митрополитом Иларионом. Как видим, оно не содержит никакой двусмысленности и не вызывает колебаний в отличие от предсоборного проекта с его произвольными рассуждениями по проблемам, уже решенным Святыми Отцами на Вселенских Соборах.
«Общий признак состояний духовных – глубокое смирение и смиренномудрие, соединенное с предпочтением себе всех ближних, с расположением, евангельской любовью ко всем ближним, со стремлением к неизвестности, к удалению от мира, – свидетельствует святитель Игнатий. – „Мнению" тут мало места <…>, а „мнение" состоит в присвоении себе достоинств, данных Богом, и в сочинении для себя достоинств несуществующих». Здесь можно вспомнить о попытках Вселенского Патриарха Варфоломея и его предшественников приписать себе несуществующее достоинство, согласно которому Константинопольские Патриархи в Православной Церкви якобы имеют первенство власти, аналогичное безграничному владычеству «непогрешимого» папы в западной псевдоцерковной организации (с данной темой связаны два вопроса повестки – о диаспоре и автокефалии).
«Из этого рода прелести возникли пагубные ереси, расколы, безбожие, богохульство», – указывает святитель Игнатий. А проблема ереси – экуменизма – охватывает как минимум четыре последних пункта соборного перечня, причем вектор ее решения – утверждение, а не осуждение сей пагубы.
«Состояние душевное и плотское есть следствие нашего падения: оно есть состояние возмущения против Бога и вражды на Бога, – читаем у богомудрого святителя. – По неспособности душевного человека правильно понимать духовное Святая Церковь <…> заповедует всем желающим с подробностию и точностию узнать христианство, особливо пастырям и учителям, по приобретении познания от человеков и из книги, приобрести познание христианства деятельное и живое жительством по Евангельским заповедям, распятием плоти со страстями и похотями (cм.: Гал. 5, 24), причастием Божественной благодати Святаго Духа. Весьма справедливо преподобный Марк назвал теоретические познания о христианстве вводными. Сей богомудрый отец с особенною ясностию излагает необходимость познаний опытных и благодатных, показывает то страшное душевное бедствие, в которое впадает приобретший первые познания и вознерадевший о приобретении вторых».
Завершим наше рассуждение о внутренних причинах подготовки т. н. «Всеправославного собора» еще одним метким святоотеческим определением в адрес всех модернистов, как прежних, так и нынешних, осознанно и неосознанно избирающих путь содействия диаволу, силящемуся разрушить Церковь Христову: «Хотящие угождать человекам вместо Божественной Премудрости усвоили человеческую; напыщаемые ею и превозносясь ею внутренне, они обольстили многих незнающих, склонив их любомудрствовать не в трудах благочестия и молитвы, а в „препретельных (убедительных) словах человеческой мудрости" (1 Кор. 2, 4), которую апостол Павел часто порицает и называет упразднением Креста Христова. Он говорит в Первом Послании к Коринфянам: „Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова" (Там же. 1, 17). И еще: „Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит <...>, и худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит: яко да не похвалится всяка плоть пред Богом" (Там же, 27–29). Если Бог благоволит не к словам эллинской премудрости, но к трудам молитвы и смиренномудрия, как показано, то точно [по слову преп. Марка Подвижника] „суемудрствуют те, которые, оставив первый образ благочестия, как неудобоисполнимый, не хотят спастись <...>, но пребывают вне священной правды"».
Священник Михаил Новиков
Источник: http://pkrest.ru