Дорога к благодати
Странники в Серафимо-Понетаевском
монастыре, конец XIX века
Фото М.П. ДМИТРИЕВА
Лето вмещает в себя массу событий и смыслов. Для одних – это период отпусков и отдыха, для других – пора активных работ на грядках, для третьих – насыщенный возможностями сезон, завершающий годовой круговорот дел… Сказанное относится ко всем жителям России, но для православных лето – это еще и пора паломничеств по святым местам. Верующие стараются приобщиться благодати: побывать в намоленных уголках земли, поклониться чудотворным иконам, мощам угодников Божиих и с покаянным чувством хотя бы краешком души прикоснуться к иному миру, дарующему внутреннее преображение, очищение, обновление. На тему паломнических путешествий мы беседуем с уже знакомым читателям священником – отцом Александром Парамоновым.
– Уважаемый отец Александр! Расскажите, пожалуйста, о паломничестве. Почему верующих, посещающих святые места, называют паломниками? Как и когда возникла традиция таких странствований, какова ее история?
– Паломничество – это посещение религиозно значимого объекта с целью поклонения святыне. Обычай совершать такие путешествия возник еще в ветхозаветные времена, когда иудеи собирались в Иерусалимский храм к празднику Пасхи. Также в древности многие поднимались к Ноеву ковчегу на гору Арарат. После богоубийства и разрушения Иерусалимского храма преемники древней Иудейской Церкви – христиане – начали посещать места, связанные с жизнью и смертью Господа нашего Иисуса Христа. Сохранились сведения, что в 119 году римский Император-язычник Адриан († 138), раздраженный массовым паломничеством ко Гробу Господню, приказал завалить пещеру камнями, сделать там насыпь и соорудить капище в честь языческой богини Венеры. При Императоре Константине Великом († 237) его мать, святая равноапостольная Царица Елена, разрушила это богопротивное строение, обрела Животворящий Крест Христов и повелела воздвигнуть храм Гроба Господня, который с тех пор стал для христиан основным центром паломничества.
В период гонений от язычников верующие приходили к могилам мучеников и местам их страданий и подвигов. В III веке, с зарождением монашества, появились отшельники, скитяне и киновиаты (монахи, проживающие в киновии – общежительном монастыре, – примеч. ред.). Среди иноков древней Церкви просияло множество аскетов, чудотворцев и прозорливцев, к которым еще при их жизни стекались тысячи людей, ищущих духовного совета, утешения, вразумления, молитвенной поддержки и исцелений своих душевных и телесных недугов. После кончины старцев христиане по-прежнему посещали основанные ими обители; а ученики почивших сопровождали их в места подвигов аввы, повествуя: «Вот, в этой пещере наш отец уединялся, тут он проводил ночи в молитве, на сем жестком и узком ложе предавался кратковременному отдыху…» Так на протяжении веков традиции паломнических странствований постепенно расширялись, развивались и укоренялись во всем мире.
– Как известно, посещать особо важные, сакральные места принято не только в Православии, но и в иных конфессиях и верах. Что Вы можете об этом сказать? Есть ли какие-то особенности именно православного паломничества?
– Душа человеческая – по природе христианка. Если она открыта к восприятию Божественного света, то, соприкасаясь со святыней, будет переживать особенное духовное состояние – Божию благодать. Всем известный пример – впечатления наших далеких предков-язычников, которые по приказанию святого равноапостольного князя Владимира, выбиравшего новую веру для русского народа, посетили храм святой Софии в Константинополе. «Не знаем, на небе мы были или на земле», – рассказывали послы князю по возвращении. Однако попадая в какое-либо место, считающееся объектом поклонения, но не имеющее отношения к истинному Богу, безпристрастные паломники свидетельствуют об отсутствии благодатных переживаний. Напротив, нередко им приходится претерпевать неприятные моменты, связанные, видимо, с воздействием темных, бесовских сил. Так, один путешественник, побывавший во время поездки на Святую Землю в католическом костеле, заметил, что его не покидало ощущение, «будто там кто-то умер». Т. е. главное отличие православного паломничества от путешествий иноверцев и еретиков – в том, что мы посещаем действительно заслуживающие почитания места, и потому наши усилия в этом направлении душеполезны и приносят искренне верующим людям спасительные духовные плоды.
– Как появилась и развивалась практика путешествий к святыням на Руси? С какого времени наши предки стали совершать паломничества не только в иные страны (в Иерусалим, в Константинополь, на Святую Гору), но и внутри своего государства? Чем были для них такие походы, зачем и как предпринимались? Почему эти богомолья часто связывались с каким-либо обетом? И чем объясняется расцвет русского паломничества в XIX – начале XX века?
– Паломничество на Руси возникло одновременно с Христианством. Почти с самого момента Крещения нашего народа русские люди стали совершать эти богомольные путешествия – например, в Киево-Печерский монастырь. Массовые посещения святых мест несколько приостановило татаро-монгольское нашествие, ибо варвары разрушали не только города и села, но и иноческие обители. Однако уже в XIV веке образовались новые центры поклонения святыням, главным из которых стал Троице-Сергиев монастырь; восстала из руин и Киево-Печерская лавра. Освобождение Руси от монгольского ига и становление Московского централизованного государства способствовали дальнейшему развитию паломничества.
Пример в сем богоугодном делании подавали наши благочестивые Государи. Особенно часто посещал святые места Царь Иоанн Васильевич Грозный. Практически перед каждым военным походом он ездил в монастырь или какой-либо древний русский город со множеством святынь и испрашивал помощи Божией, давая обет – как правило, о возведении нового храма или обители. А после каждой одержанной победы Царь возвращался в места своих молебствий, чтобы возблагодарить Господа и исполнить данное слово. Видимо, именно в этом и заключалась причина его необыкновенного успеха в области территориальных приобретений: за годы правления Иоанна Васильевича Русь возросла в размерах, как минимум, втрое.
Процветало паломничество и среди простого народа. По большей части оно было пешим; при этом всегда находились люди, которые посвящали таким странствиям не один год жизни. Существовал и такой вид подвига, как странничество; его делателей называли странниками, и эти богомольцы пользовались в народе особым уважением. Благочестивые традиции странничества и странноприимства сохранялись на нашей земле вплоть до начала ХХ века.
Особое развитие русского паломничества в XIX – начале XX века связано, по моему мнению, вообще с возвышением Российской Империи, которая в то время претендовала на роль самой мощной мировой державы. Мы славились непобедимыми армией и флотом, высокоразвитым сельским хозяйством и постоянно набиравшей темпы роста промышленностью, лучшими в мире наукой и образованием, небывалым расцветом культуры и искусства, миллионным годовым приростом численности населения... Кроме того, во многом распространению практики паломничества поспособствовало создание в Иерусалиме Русской Духовной Миссии, а также Императорского Православного Палестинского Общества, которое приобретало на Святой Земле участки и возводило на них монастыри, храмы и школы для бедных местных арабских детей. Создавались особые государственные проекты по присоединению к России Константинополя и Святой Земли, и эти планы имели хорошие шансы на реализацию. Однако совершавшееся не одно десятилетие и даже столетие постепенное уклонение народа, прежде всего – интеллигенции, от духовных начал Святой Руси, коварство западных «партнеров» и предательство доморощенных иуд – все эти вместе взятые явления – привели в конце концов к краху могущественной Российской державы…
– Что происходило с традицией паломничества в годы советской власти? Как отразились на ней антицерковные репрессии, какие характерные черты она утратила и какие – приобрела? Какой смысл вкладывали в это богоугодное делание наши ближайшие предки?
– В период гонений безбожная власть закрыла практически все монастыри и множество храмов, большинство из которых было впоследствии разрушено. Святыни изымались, уничтожались, подвергались поруганию. Благодатные источники, колодцы и купальни засыпались землей, камнями, мусором, заливались бетоном; воду из них через водопроводы использовали для хозяйственных нужд. В местах явления чудотворных икон, прежде особо многолюдных, устраивались засады и облавы… И хотя верующие все равно тайно посещали эти островки духовного утешения, приходя на руины древних обителей и храмов, к поруганным святыням – времена для паломничества были крайне тяжелыми. Только после войны, когда открылись некоторые обители и в них возобновилась монашеская жизнь, православные снова потянулись туда, желая укрепиться в вере и получить духовное назидание у истинных светильников веры – прошедших пытки и лагеря исповедников Православия.
Современные паломники в Дивееве
– Сегодня, по милости Божией, у людей, стремящихся приобщиться к святому, имеются широкие возможности. Что Вы можете посоветовать собирающимся в паломническую поездку? Что важно знать и учитывать, на что настроиться, к чему себя подготовить?
– Прежде всего нужно определить правильную цель. Например, некоторые люди едут в монастыри в надежде пообщаться со старцами. Таким путешественникам необходимо помнить, что истинных столпов благочестия, обладающих духовными дарами (главным из которых является рассуждение), в наши дни, к сожалению, очень немного. Они, как правило, стараются хранить свои подвиги в тайне – их жизнь неприметна для мирских глаз, сокрыта в Боге зачастую даже от ближайших собратий-монашествующих. Зато нередко людская молва окружает ореолом старческой славы пастырей, которые ей попросту «удобны», тех, кто своим общепризнанным авторитетом, усвоенным в силу возраста (подразумевающего наличие определенного духовного опыта) и многолетнего ношения монашеского чина и священного сана, может «санкционировать» те или иные уступки – в угоду нашему самолюбию, расслабленности, малодушию и маловерию…
В целом же – как к жизни духовной вообще, так и к паломничеству в частности – приложимы слова премудрого сына Сирахова: Чадо мое, если приступаешь работать Господу, уготовь душу твою ко искушению (Сир. 2, 1). Только в таком случае все неожиданности и возможные неприятные моменты человек перенесет, сохраняя мир в душе. Подготавливаться же к ним лучше всего молитвой: «Господи, не введи меня во искушение! Укрепи мою веру, управи мой путь ко спасению, пусть это начинание послужит мне и моим ближним во благо!..»
А искушения православного путешественника могут поджидать немалые. Например, один журналист описал примечательную паломническую поездку к святыням Кавказа, состоявшуюся в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Во время движения по горной дороге автобус верующих остановила группа вооруженных бородачей; всем приказали выйти из салона и выстроиться в ряд. Когда путники выполнили требование, боевики под угрозой расстрела повелели им снять нательные крестики. И что вы думаете? Из всей группы, состоявшей примерно из 20–30 человек, только пятеро отважились им не подчиниться! Довольные своим успехом исламисты с усмешкой укорили последовавших их приказу православных, но в итоге никого не расстреляли, всех отпустили. Понятно, что группу составляли самые разные люди, что слаб человек и пуглив, но именно то, что даже среди «средних» верующих каждый пятый был готов разделить участь Жени Родионова, видимо, и повлияло на решение бандитов сохранить жизни этих паломников.
Вот какие бывают испытания в богомольческих поездках! Соответственно, собираясь в путь, мы должны запастись терпением, смирением и мужеством, стремиться быть духовно бдительными и все свои усилия направлять к единой цели – богоугождению и душевному спасению.
– В наши дни у всех на слуху такие словосочетания, как «паломнический туризм», «паломнический тур», «паломническая экскурсия» и т. д. А насколько они уместны? Чем паломничество отличается от туризма (в том числе и т. н. религиозного туризма), почему об этой разнице нельзя забывать?
– Как я уже сказал, паломничество – это путешествие верующего человека к объекту религиозного значения для поклонения святыне. А туризм – это посещение каких-либо достопримечательностей в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных и иных целях. Православные люди могут быть и туристами, но неверующие паломниками не станут. В этом разница. Паломник стремится к стяжанию Духа Святаго, турист – только удовлетворяет любопытство, ищет и находит «новые ощущения». К тому же туризм в наши дни превратился в особый религиозный культ со своими «мекками». А главная цель турагентов – нажива; это один из прибыльных видов современного бизнеса. Для насельников же монастырей, основных центров паломничества, принятие богомольцев, предоставление им крова и пищи, духовного утешения и назидания – своего рода служение, богоугодный спасительный подвиг.
– На одном сайте мне встретилось следующее утверждение: «Призывая своих верующих к совершению паломничества, Русская Православная Церковь с уважением относится и к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения». Как Вы можете прокомментировать эти слова? Как следует относиться к туристам-иноверцам? Могут ли они посещать наши монастыри и храмы, присутствовать на богослужениях?
– Туристы могут приезжать в наши монастыри, но молитву еретиков в православных храмах церковное законодательство не приемлет. Так, 6-е правило святого Лаодикийского Собора заповедует «не попускать еретикам, коснеющим в ереси, входить в дом Божий». А 10-е и 45-е правила Святых Апостолов запрещает церковным чадам любую совместную молитву с неправославными. Однако, к сожалению, по причине того, что некоторая часть наших священнослужителей заражена сегодня еретическими идеями экуменизма, древние каноны по этим вопросам не всегда соблюдаются.
Но нужно знать и помнить, что такое положение дел не является нормой, и рано или поздно все сторонники отступлений от чистоты Православия пожнут горькие плоды своих заблуждений. Не надо соблазняться их мнимым человеколюбием: напротив, истинная любовь к ближним, не принадлежащим пока по тем или иным причинам к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, состоит в том, чтобы обратить их на путь покаяния, уврачевать их душевный недуг, объяснив им причины, по которым они не могут участвовать в православных богослужениях. Это – а не притворная «любовь» и вседозволенность – будет подлинным духовным просвещением ко спасению душ и гостей-туристов, и встречающих их православных верующих.
– Как известно, ряд важнейших христианских святынь находится в культовых сооружениях представителей иных конфессий (например, Терновый венец Спасителя – в католическом костеле Парижской Богоматери, мощи святителя Николая – в католической базилике в Бари). Может ли православный человек им поклониться? На что при этом ему следует обратить внимание?
– Подобный вопрос задавали преподобному Оптинскому старцу Нектарию в 20-е годы прошлого века. Тогда обновленцы захватили многие православные храмы с пребывающими в них чтимыми чудотворными иконами, и верующие, желающие приложиться к этим святыням, недоумевали, как быть. Старец Нектарий благословлял заходить в принадлежавшие еретикам церкви, но при этом проходить только строго к святыне, не участвуя ни умом, ни сердцем в еретическом молении, и, почтив святыню, сразу же удаляться. Думаю, его совет справедлив и в отношении католических костелов и прочих неправославных зданий, где хранятся христианские святыни, – во всяком случае, он вполне согласен с церковными канонами.
– Отец Александр, благодарим Вас за интересную беседу! Что в ее заключение Вы хотели бы пожелать нашим читателям?
– Желаю всем отцам, матерям, братиям и сестрам во Христе, а также всем людям, ищущим истину и желающим соприкоснуться с благодатными сокровищами Православия, твердой и правой веры, крепкого здоровья и счастливого пути – во всех смыслах этого слова!
Беседовала Анна САМСОНОВА
Источник: "Православный крест" № 133