19.07.2015
<-назад в раздел
«Просто наш народ особенный»
Год назад, 3/16 июля, православная Русь понесла большую утрату – в возрасте 44 лет скоропостижно скончался известный живописец, представитель классического реализма, мастер исторической картины, заслуженный художник России Павел Рыженко.
Творчество Павла Викторовича, которому он отдавал всего себя, все силы своей многогранной, духовно цельной и могучей личности, было жертвенным служением во имя Православной веры и Родины. «Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь», – говорил художник. Жизненный крест мастера стал своего рода мученичеством – он «сгорел», из глубины своей души, от всего сердца призывая зрителей задуматься, переосмыслить наше прошлое и настоящее, вступить на стези спасения.
Но стремление к высоким идеалам проявлялось у Павла Рыженко не только в живописи – лично знавшие его люди свидетельствуют, что свою семейную и общественную жизнь он старался подчинить исконно русским православным традициям, подражая воспетым на холстах святым. И тем ценнее для нас рассуждения, утвержденные собственным опытом художника.
Сегодня, в преддверии дня памяти святых Царственных Мучеников, в канун которого живописец отошел ко Господу, мы решили познакомить читателя с его мыслями о православной семье и о значительной роли женщины в деле созидания «домашней церкви» – основы грядущего возрождения России.
– Павел Викторович, отличается ли, на Ваш взгляд, православная женщина от неправославной?
– Да, это колоссальная разница. Православная женщина, как небо от земли, отличается от неправославной. По замыслу Божию, полнота женской природы проявляется в том, что женщина принимает Бога как своего Творца и свое второе место после мужской природы; в том, что она смиряется со своей ролью помощницы для мужчины. А под словом «помощница» скрыт огромный диапазон деятельности, и поэтому женщина в жизни мужчины становится незаменимой. Она не просто помогает – она вдохновляет его на все великое и святое. Но вместе с тем женщина должна понимать, что главное для мужчины – его жизненный подвиг во имя Бога и России, которая есть Престол Божий. Конечно, все, о чем я говорю, – это идеал.
– Есть ли, по Вашему мнению, что-то недопустимое для женского образа?
– Безусловно. Я бы даже не стал акцентировать внимание на брюках или длине юбки, хотя и это, конечно, важно. Ведь, на мой взгляд, внешний вид женщины – это выражение ее внутреннего мира. Мерилом того, как должна выглядеть женщина, является та, которая познала, что такое прощение Божие. Женщина должна одеваться для Бога, а не для мужчины. Опять же – так должно быть в идеале. В действительности же современные мужчины в нашей стране порой одеваются более вызывающе, чем женщины. Почему так происходит – это отдельный разговор. Просто наш народ особенный. Это сейчас мы стали размытыми «россиянами». А прежде мы были великим русским народом и жили служением. И женщина знала, что ее избранник будет служить в армии, он может уехать на год в экспедицию, может пропасть без вести, может погибнуть на войне или вернуться инвалидом. А сейчас такого нет. Сегодня у православной женщины спектр выбора будущего мужа такой же, как и у неправославной. Потому что ее суженый сидит в том же офисе перед компьютером, где продаются факсы, ксероксы или тряпки. Все это не служение – это заработок на жизнь для маленькой ячеечки.
– Должна ли женщина быть образованной или достаточно быть хорошей женой и умело вести хозяйство?
– Женщине безспорно нужно образование. Она должна хорошо знать нашу культуру, литературу, историю. Прежде всего, это потребуется для воспитания детей. Я считаю, женщине просто необходимо учиться. Но не распылять свои знания понапрасну, а все приносить в семью, хранить ее, делать крепостью. Но тут многое зависит от мужчины, он должен быть в семье главой. Однако проблема в том, что сейчас почти не осталось мужчин, способных держать слово, знающих, что такое честь. Нынешние мужчины не могут победить себя даже по части нецензурной брани.
– Но корни этого – в семье, в воспитании...
– Если уж говорить об этом, то корни упомянутого явления – в родовых грехах человека. Знаете, если прабабушка или прадедушка участвовали в клятвопреступлении, в разрушении храмов, в кампаниях «долой стыд», в съездах безбожников, в раскулачивании, в доносах на невинных людей – разве это все может не сказаться на правнуках? Представляете, какое это мученичество – искупить такие родовые грехи! И вот еще к вопросу о воспитании. В 90-е годы, когда Церковь получила внешнюю свободу, множество воцерковленных людей бравировало незнанием светской культуры. А я считаю, что прежде, чем обрести культуру духовную, нужно научиться не сморкаться в рукав. Это касается и женщин, и мужчин. Прежде чем изучать, сколько масла можно есть в пост, как правильно творить Иисусову молитву, надо получить элементарные школьные знания. В противном случае можно соблюдать все внешние правила, но не понимать догматов своей веры и стать фарисеем. Главное в воспитании – быть для своего ребенка живым примером. Ребенок будет копировать родителей лет до двадцати – это совершенно точно. Потом, конечно, он начнет искать свой путь, но матрица будет заложена.
– Вы можете перечислить те качества, которые обязательно должны присутствовать у православной женщины?
– Верность, верность до смерти, врожденное чувство целомудрия. Конечно, если оно слабо развито, то его нужно воспитывать – молитвой, постом, чтением духовных книг. Совестливая верная девушка красивее любой топ-модели. Говорю вам с гарантией, что когда мужчина, любой, даже закоренелый блудник, встречает чистую целомудренную девушку, он теряет свою настойчивость, и ему становится стыдно. У него рука не поднимется на такое чистое существо, он будет мучиться, и зло в нем начнет разрушаться. Женщина дана мужчине для спасения. Настоящая женщина – чистая, совестливая, верная своей любви, та, которая произнесла: «Я тебя люблю» и этими словами дала присягу на всю жизнь. А настоящая любовь всегда созидательна. Женщина не должна быть эгоисткой, пусть даже воцерковленной, которая занята только собой, каждый день ходит на службы и думает лишь о себе, любимой. Она обязана видеть вокруг себя людей, нуждающихся в помощи, и по возможности им помогать. Такой девушке Господь пошлет замечательного мужа. И еще я считаю, что каждая девушка должна все-таки мечтать о принце. Наша беда в том, что мы перестали мыслить высокими категориями, снизили планки.
– Отличается ли, на Ваш взгляд, православная русская женщина от православной женщины любой другой национальности?
– Кардинально. Гречанки, африканки, канадки и женщины многих других национальностей не имеют той генетической памяти, которая присуща русским. Мы – избранный Богом народ. У нас на уровне подсознания – память немыслимых подвигов, которые совершали наши предки, а у других этого нет. Причем подвиги наших предков – за веру, Царя и Отечество. Они шли воевать за веру – и умирали за Церковь, вступали в бой за Царя – отдавали жизнь за державу, отстаивали Отечество – гибли за свой народ. Русская женщина об этом, подчас не помня – помнит, даже не зная – знает. Иностранкам такие вещи надо разъяснять, да и вообще, они – то с нами, то против нас, то они в НАТО, то еще где-то. А разве могут православные выступать против православных?.. Но я часто езжу на Афон и знаю, что греческие монахи молятся о Царе для России. У нас же, русских, еще до сих пор, к сожалению, большевистское сознание...
Женщина в силе поднять своего мужа из опустившегося состояния, даже самого последнего пьяницу она может назвать таким именем, что он встанет из грязи и ради нее пойдет на подвиг. Именно так русская женщина исполняет свою миссию – несет проповедь любви, верности и русской силы.
Творчество Павла Викторовича, которому он отдавал всего себя, все силы своей многогранной, духовно цельной и могучей личности, было жертвенным служением во имя Православной веры и Родины. «Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь», – говорил художник. Жизненный крест мастера стал своего рода мученичеством – он «сгорел», из глубины своей души, от всего сердца призывая зрителей задуматься, переосмыслить наше прошлое и настоящее, вступить на стези спасения.
Но стремление к высоким идеалам проявлялось у Павла Рыженко не только в живописи – лично знавшие его люди свидетельствуют, что свою семейную и общественную жизнь он старался подчинить исконно русским православным традициям, подражая воспетым на холстах святым. И тем ценнее для нас рассуждения, утвержденные собственным опытом художника.
Сегодня, в преддверии дня памяти святых Царственных Мучеников, в канун которого живописец отошел ко Господу, мы решили познакомить читателя с его мыслями о православной семье и о значительной роли женщины в деле созидания «домашней церкви» – основы грядущего возрождения России.
– Павел Викторович, отличается ли, на Ваш взгляд, православная женщина от неправославной?
– Да, это колоссальная разница. Православная женщина, как небо от земли, отличается от неправославной. По замыслу Божию, полнота женской природы проявляется в том, что женщина принимает Бога как своего Творца и свое второе место после мужской природы; в том, что она смиряется со своей ролью помощницы для мужчины. А под словом «помощница» скрыт огромный диапазон деятельности, и поэтому женщина в жизни мужчины становится незаменимой. Она не просто помогает – она вдохновляет его на все великое и святое. Но вместе с тем женщина должна понимать, что главное для мужчины – его жизненный подвиг во имя Бога и России, которая есть Престол Божий. Конечно, все, о чем я говорю, – это идеал.
– Есть ли, по Вашему мнению, что-то недопустимое для женского образа?
– Безусловно. Я бы даже не стал акцентировать внимание на брюках или длине юбки, хотя и это, конечно, важно. Ведь, на мой взгляд, внешний вид женщины – это выражение ее внутреннего мира. Мерилом того, как должна выглядеть женщина, является та, которая познала, что такое прощение Божие. Женщина должна одеваться для Бога, а не для мужчины. Опять же – так должно быть в идеале. В действительности же современные мужчины в нашей стране порой одеваются более вызывающе, чем женщины. Почему так происходит – это отдельный разговор. Просто наш народ особенный. Это сейчас мы стали размытыми «россиянами». А прежде мы были великим русским народом и жили служением. И женщина знала, что ее избранник будет служить в армии, он может уехать на год в экспедицию, может пропасть без вести, может погибнуть на войне или вернуться инвалидом. А сейчас такого нет. Сегодня у православной женщины спектр выбора будущего мужа такой же, как и у неправославной. Потому что ее суженый сидит в том же офисе перед компьютером, где продаются факсы, ксероксы или тряпки. Все это не служение – это заработок на жизнь для маленькой ячеечки.
– Должна ли женщина быть образованной или достаточно быть хорошей женой и умело вести хозяйство?
– Женщине безспорно нужно образование. Она должна хорошо знать нашу культуру, литературу, историю. Прежде всего, это потребуется для воспитания детей. Я считаю, женщине просто необходимо учиться. Но не распылять свои знания понапрасну, а все приносить в семью, хранить ее, делать крепостью. Но тут многое зависит от мужчины, он должен быть в семье главой. Однако проблема в том, что сейчас почти не осталось мужчин, способных держать слово, знающих, что такое честь. Нынешние мужчины не могут победить себя даже по части нецензурной брани.
– Но корни этого – в семье, в воспитании...
– Если уж говорить об этом, то корни упомянутого явления – в родовых грехах человека. Знаете, если прабабушка или прадедушка участвовали в клятвопреступлении, в разрушении храмов, в кампаниях «долой стыд», в съездах безбожников, в раскулачивании, в доносах на невинных людей – разве это все может не сказаться на правнуках? Представляете, какое это мученичество – искупить такие родовые грехи! И вот еще к вопросу о воспитании. В 90-е годы, когда Церковь получила внешнюю свободу, множество воцерковленных людей бравировало незнанием светской культуры. А я считаю, что прежде, чем обрести культуру духовную, нужно научиться не сморкаться в рукав. Это касается и женщин, и мужчин. Прежде чем изучать, сколько масла можно есть в пост, как правильно творить Иисусову молитву, надо получить элементарные школьные знания. В противном случае можно соблюдать все внешние правила, но не понимать догматов своей веры и стать фарисеем. Главное в воспитании – быть для своего ребенка живым примером. Ребенок будет копировать родителей лет до двадцати – это совершенно точно. Потом, конечно, он начнет искать свой путь, но матрица будет заложена.
– Вы можете перечислить те качества, которые обязательно должны присутствовать у православной женщины?
– Верность, верность до смерти, врожденное чувство целомудрия. Конечно, если оно слабо развито, то его нужно воспитывать – молитвой, постом, чтением духовных книг. Совестливая верная девушка красивее любой топ-модели. Говорю вам с гарантией, что когда мужчина, любой, даже закоренелый блудник, встречает чистую целомудренную девушку, он теряет свою настойчивость, и ему становится стыдно. У него рука не поднимется на такое чистое существо, он будет мучиться, и зло в нем начнет разрушаться. Женщина дана мужчине для спасения. Настоящая женщина – чистая, совестливая, верная своей любви, та, которая произнесла: «Я тебя люблю» и этими словами дала присягу на всю жизнь. А настоящая любовь всегда созидательна. Женщина не должна быть эгоисткой, пусть даже воцерковленной, которая занята только собой, каждый день ходит на службы и думает лишь о себе, любимой. Она обязана видеть вокруг себя людей, нуждающихся в помощи, и по возможности им помогать. Такой девушке Господь пошлет замечательного мужа. И еще я считаю, что каждая девушка должна все-таки мечтать о принце. Наша беда в том, что мы перестали мыслить высокими категориями, снизили планки.
– Отличается ли, на Ваш взгляд, православная русская женщина от православной женщины любой другой национальности?
– Кардинально. Гречанки, африканки, канадки и женщины многих других национальностей не имеют той генетической памяти, которая присуща русским. Мы – избранный Богом народ. У нас на уровне подсознания – память немыслимых подвигов, которые совершали наши предки, а у других этого нет. Причем подвиги наших предков – за веру, Царя и Отечество. Они шли воевать за веру – и умирали за Церковь, вступали в бой за Царя – отдавали жизнь за державу, отстаивали Отечество – гибли за свой народ. Русская женщина об этом, подчас не помня – помнит, даже не зная – знает. Иностранкам такие вещи надо разъяснять, да и вообще, они – то с нами, то против нас, то они в НАТО, то еще где-то. А разве могут православные выступать против православных?.. Но я часто езжу на Афон и знаю, что греческие монахи молятся о Царе для России. У нас же, русских, еще до сих пор, к сожалению, большевистское сознание...
Женщина в силе поднять своего мужа из опустившегося состояния, даже самого последнего пьяницу она может назвать таким именем, что он встанет из грязи и ради нее пойдет на подвиг. Именно так русская женщина исполняет свою миссию – несет проповедь любви, верности и русской силы.
Источник: Газета "Православный крест" № 134