Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Наша Родина уснула, но скоро пробудится 17.07.2015

Наша Родина уснула, но скоро пробудится

Критикуя Россию, многие говорят о так называемом «патернализме» русского народа – его «излишнем» отцелюбии, почитании родителей, предков, Царя, Бога. Согласно этому мнению, указанная черта русского характера – досадный недостаток, мешающий стране наконец-то стать частью «цивилизованного мира» и «равноправным партнером на рынке» – т. е. отбросить все моральные «условности» и принять «демократические ценности».
Но, конечно, людям православным ясно: в этом и есть счастье русского человека, что отцелюбие – одна из главных особенностей его чуткой души. Именно это качество побудило Великого Князя Владимира откликнуться на Божий призыв и обратиться к Православию. Эта черта – любовь и уважение к своим родителям, старшим – в каждом из нас заложена с детства. И как раз ее наличием объясняется мистическое, не вытравляемое десятилетиями уклонений от истины стремление народа к самодержавию и чаяние православного Царя.
Сегодня, после почти векового разрушения устоев России, наша страна все еще духовно страждет. Рассчитывать на исцеление можно лишь в случае восстановления благодатной преемственности русской жизни, зиждущейся на сокровищах тысячелетней истории. Вместе с тем мысли о возрождении монархии неотделимы от подвига святых Царственных Мучеников, память которых Православная Церковь чтит 4/17 июля. Об этих истинных хранителях и защитниках веры Христовой, а также о самодержавии и возвращении к нему мы побеседовали со священником Георгием Правдолюбовым.


Отец Георгий, почему святой преподобный Серафим Саровский говорил: «В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть православного Царя»? Что подтверждает соответствие царской власти закону Божиему?

– Святая Церковь учит, что православная монархия – это власть от Бога, по благоволению Божию, утверждаемая в Таинстве Помазания Государя на Царство. При совершении этого сакрального действа монарх получает свыше особую благодать – править державой и народом, ему сообщаются духовные дары для исполнения его миссии. Т. е. Царем, если он верен Православию и старается не отступать от учения и нравственных уставов веры, руководит Сам Господь. Поэтому мы можем говорить не только о соответствии царской власти закону Божиему, но и о том, что она напрямую из этого закона проистекает.

Какой уклад жизни внутри страны существовал при Царе Николае II? Как Государь заботился о своих подданных? Какие преобразования за время его правления произошли в России?

– Попечение Царя-Мученика о своем народе, Церкви, армии отражают  многие известные случаи и факты. Так, в царствование Николая II наша Родина была главной кормилицей Западной Европы. В отличие от современной экономики, использующей правило равных доходов и расходов, императорская Россия строила свою экономическую политику еще и на принципах значительного накопления золотого запаса. Налог в России до Первой мировой войны был самым низким во всем мире, при этом государственные доходы росли, процветало не только народное хозяйство, но и культура, искусство. По словам Тафта, президента США тех лет, рабочее законодательство, созданное Государем, было более совершенным, чем в демократических странах. Все находилось в гармонии – религия, политика, культура, потому что Царь, Помазанник Божий, искренне любил свой народ и действительно как отец заботился о подданных. Он жил с Россией одной душой, имел необыкновенную чуткость, относился к людям с сугубым вниманием, был смиренным Царем. Позже его смирение враги пытались выдать за слабохарактерность. Но чистое сердце всякого русского человека, знающего об испытаниях, выпавших на долю Государя, прекрасно видит в этой кротости необычайную крепость духа.

По законам Российской Империи Царь считался светским главой, земным покровителем Православной Церкви. Каков религиозный и нравственный облик Николая II Александровича? Что известно о его взаимоотношениях с Церковью как Императора?

– Как чадо Церкви Христовой Царя Николая отличало истинное боголюбие и сострадание к ближним. Повторюсь – при этом он обладал сильной волей и глубокими разносторонними познаниями. Он, конечно, никогда не гордился, не радовался власти, но нес этот крест как послушание, приняв в конце жизни венец мученика. За время его правления Церковь обогатилась многими святыми, и Царь принимал личное участие в прославлении угодников Божиих. Например, вопреки нежеланию Синода канонизировать преподобного Серафима Саровского, Государь добился этого от инертного собрания бюрократов. Он хотел прославить и Иоанна Грозного, т. к. почитал его как святого. Царь Николай жертвовал из своего личного состояния на монастыри и храмы, ревностно заботился о церковно-приходских школах, щедро снабжал различные епархии Автокефальных Церквей по всему миру, был ктитором Вселенской Православной Церкви.
В качестве православного Государя его основной задачей было вернуть Россию на спасительный путь. Он пытался восстановить Соборы, Патриаршество; стремился воплотить в жизнь свое искреннее убеждение, что в основе могущества православной державы лежит единство Церкви, Царя и народа. Именно так – Царь хотел выстроить государственное здание на духовных началах.

Как известно, основа государства – это семья, и возрождение нашей страны необходимо начинать с восстановления этого института. Сейчас, в результате насильственной ломки многовековых традиций, мы наблюдаем его распад. Многие семьи просто не знают, как возобновить потерянную преемственность. Охарактеризуйте, пожалуйста, семейный уклад Царственных Мучеников – в назидание всем нам.

– Духовный строй жизни Царской Семьи – это чистый образец семьи русской, патриархальной, единой «домашней церкви», фактически семейный идеал Святой Руси. Дети Царя воспитывались в строгости, скромности и целомудрии, были покорны воле родителей, с трепетом испрашивали у них благословения. Без строгости вообще не может быть нормальной семьи. В основу воспитания были положены любовь к Богу, к молитве и святоотеческому чтению. Дочери почти каждый день пели на клиросе. Родители служили детям примером во всем – в христианской супружеской любви, духовном единении, религиозном миролюбии. Учили, что смысл жизни – не здесь, не в земном существовании, а в Царствии Небесном. «Уста в скорби, не произносящие ропота, равны устам святых мучеников», – говорил святитель Иоанн Златоуст. И Царь Николай с Царицей Александрой привили эти высокие добродетели – покорность воле Божией и всегдашнее благодарение Ему – своим чадам, которым вместе с родителями пришлось подъять крест великих скорбей и страданий. В воспитание царских детей внес свою благую лепту и мученик Григорий Распутин…
А насчет нашей современной русской семьи мысль проста: без любви к Богу воспитать детей невозможно. Как и без любви к родителям. В прежние времена не было школ и детских садов, дети росли в своих семьях в атмосфере веры и благочестия, ходили в храм с отцом и матерью, братьями и сестрами, вместе молились, трудились... Тем не менее, даже сегодня воспитание должно начинаться с дома, с храма и Таинств. Это целая наука, некое народное предание, которое не выразить словами, – оно постигается только жизнью. Дети практически все перенимают от родителей, внимательно слушают их разговоры, усваивают привычки. Взрослые говорят о духовном – и ребенок навсегда сохраняет это в сердце своем. А если спорят о деньгах, о работе, о покупках, о машине, об одежде? Конечно, дети и это тоже впитают! Поэтому совет только один – наполняйте сердца детей нетленным, чистым, вечным! Тем, что именуется закваской духовной. И тогда окрепнут наши семьи, а ими – вся Россия. Все еще вернется, Господь приведет нас опять к Себе, примет как блудных чад. Сердце мое чувствует, что Россия не погибла. Наша Родина лишь уснула, но вскоре она пробудится.

Батюшка, дети – это лицо родительницы. Какова же была Государыня Александра? Как Царица, будучи немкой по рождению и англичанкой по образованию, стала истинной матерью нашего Отечества?

– В том, что немка по рождению стала русской Царицей, сокрыт особый Промысл Божий. Но сама Царица Александра жизнью своей совершила великий духовный подвиг; немало тут значили и молитвы Государя. Первоначальные колебания исчезли, когда она приняла Православие и уже без тени сомнения сказала супругу: «Твой Бог – мой Бог, твой народ – мой народ». И сила Божия, и ее личная заслуга – в том, что Государыня соделалась истинно православной по духу, религиозному чувству и всему своему мировосприятию.
Провожая полк на войну, она плакала на молебне навзрыд, будто прощалась с собственными детьми. Она чувствовала себя матерью огромной России. Мы говорили об этом выше – через Таинство Миропомазания на Царство Царь становится отцом той страны, которой правит, а Царица – матерью, поскольку ей дается та же благодать. Дух Святый так преобразил ее ум и расширил сердце, что она стала настоящей русской Государыней. Настольными книгами Царицы Александры были Писания Святых Отцов на церковно-славянском языке, она творила молитву Иисусову, имела яркую, богатую внутреннюю жизнь, сокрытую от посторонних, – жизнь в Боге.

Отец Георгий, почему же все-таки народ предал своего Царя? Как получилось, что наши предки попустили врагам России убить Помазанника Божия и его благочестивую Семью?

– Всегда нужно разделять народ и тех, кто в этом народе «мутит воду». Русские люди в большинстве своем хранили чистоту  души и верность Христу. А те, кто проводит «реформы» и революции, как правило, твердо и с убеждением ненавидят наш народ и особенно – его духовность, веру. С петровских времен в России намеренно насаждалось безумие «реформаторства», начавшееся с «прорубленного окна в Европу». Власть, нацеленная на слом всех прежних ценностей и традиций, навязывала людям жизнь по западному образцу, поставляя материальное и плотское превыше духовного. Позже неукорененная в духе Православия часть общества, в основном – представители т. н. интеллигенции, приняли идеи либерализма и демократии в качестве новой религии, не исповедовать которую означало прослыть ретроградом. А Царь Николай II Александрович был ревнителем идеалов Святой Руси и соборности. Интеллигенция не понимала и не принимала его, потому что потеряла способность мыслить и чувствовать так, как учит Православная Церковь; дух благочестия оскудел, распространилось непочтительное отношение к Церкви и ее уставам. Но я бы не стал утверждать, что отступило от веры и предало Царя все русское общество. Известны факты массовых народных недовольств разграблением большевиками храмов и монастырей; эти протесты прекратились только потому, что практически все до последнего несогласного были утоплены в собственной крови... Показательна и история с охраной Царской Семьи, когда мученики уже находились в заключении в Екатеринбурге: большевики вынуждены были неоднократно менять состав стражи, приставив в конце концов латышей и китайцев, поскольку русские красноармейцы неизменно проникались к Царю симпатией. Настоящая русская душа всегда любила Государя и его Семью. Но те, кто последовал за богоборцами, повинны в отступничестве, предательстве и клятвопреступлении.

Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Можно ли сказать, что Царственные Мученики положили души за всю Россию, что этот крест стал естественным завершением их жизненного пути?

– Царь говорил: «Я уверен, что предопределен к ужасным испытаниям и не получу награды здесь, на земле». Царственные Мученики познали непостоянство и тленность земных благ и возжелали быть неразлучными с Богом. Всего земного они лишились, как и прежде них Сам Христос. Они верили, что смерть неповинная есть приобретение победных венцов – не временных, но вечных. Задолго до заточения Император сказал: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия». Сейчас нам очень важно осознать величие этой искупительной жертвы Николая II за русский народ. Он и его Семья пошли на верную смерть за Россию, явив исповедническую крепость Православной веры, мученическое незлобие и прощение врагов. И вот что важно: Царь Николай до сих пор остается нашим Государем; пока власть не передана другому монарху, мы – его подданные.

Почему мы должны стремиться к восстановлению самодержавия? Зависит ли от каждого из нас будущее страны? Как мы можем приблизить долгожданное время возрождения России?

– Ответ прост – без любви к Царю не может быть любви к Богу. Нам, православным, необходимо осознать, что царская власть – это единственный правильный и законный образ правления, установленный Богом на земле. Если кто-то считает иначе, то есть наглядный пример – с 1917 года Господь показывает нам, каково жить без Царя, Божия Помазанника. Жизнь без Царя – это не альтернатива, не политическая ошибка в выборе государственного строя, не изъян, это – проклятие. Несостоятельность большевистских идей обличила сама жизнь; губительные последствия демократии, разрушающей наши традиции, также у всех на виду. Поэтому мы молимся о даровании Государя нашей Русской державе. К тому есть множество внешних и внутренних препятствий, но монархия у нас на Руси будет восстановлена! Мы должны любить свою веру, свое Отечество, своих родителей и ближних и просить Господа о возвращении Царя. А Господь обязательно услышит и призрит на нас, и дарует нам Своего Помазанника.

Батюшка, редакция «ПК» благодарит вас за интервью и желает, чтобы милость Божия пребывала с Вами во все дни.

– А я со своей стороны желаю вам и всем, кто трудится в вашей газете во Славу Божию, – крепости духа и неуклонного стояния в Православии. Будьте верными Богу и идите, не сдаваясь, до конца! А читателям – чтобы они через газету познавали истину. Помощи Божией и Божие вам благословение – во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Беседовала
Екатерина ПОДВОРЦЕВА

<-назад в раздел

Русский календарь