Секта ли Михайлова обитель? Диспут
В поселке Победа близ города Пензы снесли монастырь - Михайловскую обитель, деятельность которой определенный круг людей считал сектантской. Ликвидация построек началась из-за того, что они были незаконно возведены – т.е. без оформления соответствующих документов
Жители поселка Победа утверждали, что обитель – сектантская; насельники обители верили в святость этого места и всячески пытались отстоять свои права. Но все изменилось после того, как в редакцию портала vPenze.ru обратилась жительница Пензы, сообщив, что именно там, в обители, «пропал» ее сын, уроженец Краснодарского края Сергей Мурин.
14 апреля 2015 года в поселке Победа представители службы судебных приставовснесли монастырские постройки.
«Это не обитель, это секта. Церковь просто-напросто выжимает деньги из прихожан. Члены обители прогремели на всю страну. А потом, воспользовавшись своим положением, написали книгу, которую сейчас продают за 500 рублей! На территории храма Успения Пресвятой Богородицы располагается могила старца Алексия. Прихожан Михайловской обители водят к этому месту и под различными предлогами предлагают почтить память старца и оставить деньги, кто сколько может”, - говорили местные жители о монастыре.
На чем же основана вера членов Михайловой обители в святость их места и собственную правоту? Что такое секта? Все ли верующие христиане считают Михайловскую обитель сектой? Эти вопросы мы предложили на обсуждение участникам наших дискуссий.
ДИСПУТ:
СТОРОНА "Б":
Конечно, это секта, обычные раскольники. И это сообщество разогнали, постройки снесли. Все закономерно. Не стоит смущать православных
СТОРОНА "А":
На основании каких доказательств вы утверждаете, что Михайловская обитель – сектантская? В ее храмах возносили при Богослужении имя Святейшего Патриарха Кирилла и правящего митрополита Серафима, ни о каком разрыве канонического и молитвенного общения с Патриархом и правящим архиереем не объявляли.
А по святым канонам именно эти два признака приводятся в качестве характеристики раскола. 13-е правило Двукратного собора гласит: «Аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде Соборного исследования и рассмотрения и совершенного осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякой священнической чести». В Михайловой обители поминали и Патриарха, и митрополита. Так что Михайловская обитель - это не раскол.
СТОРОНА "Б":
Но, как мне сообщили в епархии, Михайловская обительне принадлежала к ним и не подчинялась правящему епископу
СТОРОНА "А":
По нашим данным, это был типичный иссихастирий, построенный на частной земле. В Греции это обычное дело. Такие монастыри действительно не входят в состав епархии, но в них поминают Предстоятеля Церкви и правящего епископа той епархии, на территории которой они находятся. Отличие их от епархиальных монастырей в том, что епархиальные монастыри отчисляют деньги в казну епархии, и епархия заботится о восстановлении монастыря, назначении туда настоятелей и благоустройстве обители. А иссихастирий, поскольку построен на частной земле, на частные средства, то пользуется большей свободой. Он свободен от денежных взносов в епархию. Настоятели не назначаются извне, а избираются из братии монастыря. Вообще такой порядок канонически более верный. До революции во всех наших ведущих монастырях – Сарове, Валааме, Оптиной, хотя они были епархиальными и не были иссихастириями, настоятели избирались не со стороны, а избирались из среды братии этих обителей. Это гарантировало духовную преемственность традиций, что способствовало преуспеянию братии в аскетическом подвиге. В ХХ в. эти традиции были нарушены и до сих пор не восстановлены. Посему ревнители иноческого делания по святоотеческим уставам в настоящее время стали создавать иссихастирии, чтобы иметь свободу угождать Богу по канонам и иноческим уставам. Таким образом Михайлова обитель стала жертвой духовного невежества местных епархиальных и гражданских властей
СТОРОНА "Б":
Это секта, а не иссихастирий. Там заставляли снимать обувь при входе в храм
СТОРОНА "А":
А вы разве дома не снимаете обувь? Этот факт свидетельствует лишь об особой обстановке, похожей на домашнюю, семейную, сложившейся в общине, столь обычную для наших благочестивых предков и столь редкую в наше холодное и безжалостное время.
Если же говорить о секте, то вам должно быть известно, что это понятие происходит от католического Запада. В писаниях Святых Отцов говорится лишь о ересях и расколах. Потому если рассматривать это понятие со святоотеческих позиций, то получается, что сектант - это еретик. Но никакой ереси членов Михайловой общины вы приписать не можете, поскольку они православные христиане и ревностно придерживаются учения Матери-Церкви.
СТОРОНА "Б":
В Латинско-русском словаре Дворецкого слово «secta» имеет следующие значения: 1) путь, образ действия, мыслей или жизни; 2) учение, направление, школа; 3) ересь; 4) шайка.
Наш ведущий сектовед проф. Дворкин дает следующее определение: «Секта – это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине страны или региона».
СТОРОНА "А":
Во-первых, вам не кажется странным, что гражданин США, выпускник иезуитского колледжа Дворкин считается ведущим сектоведом России? Неужели в России нет ни одного достойного профессора-сектоведа, гражданина нашей Родины? Если он и ведущий сектовед, то разве что американский. И понятие секты он дал по-иезуитски расплывчатое: «Закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине страны или региона». Первоапостльские христианские общины тоже подходят под это определение. Но у кого повернется язык назвать их сектами (хотя иудеи так их и называли)? Поэтому католическое истоки понятия «секты» очевидны.
СТОРОНА "Б":
Михайлова обитель - секта, по крайней мере, по четвертому определению латинского слова «secta», шайка. Не забывайте, что там пропал человек, и журналисты vPenze.ru авторитетно заверяют, что вина за его смерть лежит именно на т.н. «Михайловой обители».
СТОРОНА "А":
Но пока вина член ов обители не доказана, обвинять их в этом преступлении нельзя, поскольку это неправда, и такие заявления противоречат журналистской этике. Насколько мне известно, журналисты ресурса vPenze.ru не представили материалов расследования
СТОРОНА "Б":
Жители поселка Победа считали их сектой
СТОРОНА "А":
Но жители поселка – это обычные, неверующие, невоцерковленные, даже скорее атеистически настроенные люди. Они – далеко не эксперты в области сектоведения, и из-за каких-то личных амбиций, неприязни к Православию могут заявить что угодно. Особенно при «правильной» постановке вопроса журналистами.
Но давайте вернемся еще раз к тексту обсуждаемого сообщения ресурса vPenze.ru, где заявлялось, что в поселке Победа снесли Михайловскую обитель, которую «все верующие христиане считали сектой». Ложь в сообщении очевидна. Не все православные христиане даже в Пензе, не говоря уже о других регионах, считают сектой Михайлову обитель. Таким образом, ресурс vPenze.ru, его журналисты погорели на непрофессионализме – они не могут гарантировать ни истинность своих слов, ни правдивость обнародованных ими фактов. А потому и верить их информации о сектантском характере снесенной в Пензе Михайловской обители нельзя.