Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Суть всех ересей – отречение от Христа 05.06.2015

Суть всех ересей – отречение от Христа

Писания Святых Отцов – неиссякаемая сокровищница духовного просвещения и мудрости. Угодники Божии по неизреченной любви к нам, грешным, осветили в своих творениях практически все стороны христианской жизни – и вероучительные, и нравственные. Православные христиане могут и должны обращаться к их драгоценному опыту как при решении различных недоумений, для назидания, так и для духовного пробуждения, возбуждения в себе ревности по Бозе и желания подражать святым в их богоугодном жительстве.

Особое внимание Святые Отцы уделяли проблеме различных лжеученией, ересей, остро стоящей и в наши дни. Близкий к нам по времени жизни святитель Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867) в своем небольшом по объему, но весьма содержательном труде «Понятие о ереси и расколе» дает обзор всех основных лжеучений, возникавших с первых веков Христианства до XIX века.

Главная мысль святителя: ересь - это отречение от Христа. «Ересь есть прикровенное отвержение христианства, - пишет Святой Отец. - Когда человеки начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством».

Далее святитель Игнатий рассматривает высказанное им положение на примере отдельных лжеучений, начиная с арианства:«Что такое арианство? - Это отречение от Христа и христианства, отречение от Бога. Если Сын - тварь, как утверждал Арий, то нет и истинного в трех Лицах Бога. Если Сын - не Бог, то где же вочеловечение Бога? Где причастие человеческого естества естеству Божию (см.: 2 Петр. 1, 4), приобретенное для человеков вочеловечением Бога? Где спасение? Где христианство? - "Всякий отвергающий Сына не имеет и Отца" (1 Ин. 2, 23), - говорит Слово Божие. Арианство - и безбожие, и богохульство».

Святитель говорит об арианстве, а мы, исходя из его слов, можем провести параллель с более актуальным для нашего века заблуждением – магометанством (мусульманством). По своей сути оно очень близко подходит к арианству, поскольку, отрекаясь от Сына, отрицая за ним Божественное происхождение, не имеет и Бога Отца, Которому якобы поклоняется и служит.

Далее Святитель продолжает: «Что такое несторианство? - Отвержение вочеловечения Бога Слова. Если родился от Девы простой человек, то где же зачатие от Святаго Духа (см: Мф. 1, 18)? Где событие слов Писания: "Слово стало плотию" (Ин. 1, 14)? Где рождение Сына Божия (см.: Лк. 1, 31)? Где христианство? - Повторяется Несторием Ариева ересь, но под другою личиною: сущность этих ересей одна - отвержение Христа, а посредством отвержения Христа - отвержение от Бога».

Затем Отец Церкви разбирает ересь монофелитов, которые учили, что во Христе Божественная воля поглотила человеческую, тогда, как святые узаконили, что во Христе две воли и два существа соединены «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Святитель Игнатий пишет: «Сливая в Богочеловеке два естества и две воли воедино и утверждая, что во Христе человечество исчезло в Божестве, как капля вина в обширном море, они приходят к той же цели, хотя с другой стороны, к какой пришли Арий и Несторий, потому что, отвергая присутствие человеческого естества в вочеловечившемся Сыне Божием, они непременно отвергают все, что претерпел Господь, как человек, следовательно, отвергают и искупление человечества страданиями и смертию Господа, отвергают все христианство».

В том же направлении, по учению святителя, движутся и иконоборцы. «Отвергая возможность изобразить Христа живописью, они косвенно отвергают пришествие Сына Божия во плоти человеческой. Если Сын Божий облечен плотию, то имеется полная возможность Его, неизобразимого по Божественному естеству, изобразить как человека. Если можно изобразить Его, то изображения Его должны быть особенно почитаемы. Мы почитаем изображения наших родителей, Царей, начальников, благодетелей, ставим их на почетные места; тем более должна быть уважаема икона Спасителя нашего, а по ней - иконы Божией Матери и всех святых» (Кстати, иконоборчество присуще и магометанству).

«То же усиливается совершить папизм; - продолжает святитель Игнатий,- так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христовы и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех - отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов; он - божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане, изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили существенного значения, выкинув из нее призывание Святого Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Эта существенная часть Литургии находилась во всех Литургиях, преданных апостолами Христовыми по всей вселенной, находилась и в первоначальной Литургии римской. Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жесткого презрения к человекам и ненависти к ним».

По мнению Святого Отца, подобную суть - отречение от Христа - имеет и протестантизм. «Протестанты восстали против заблуждений папистов, правильнее - восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямою целию стремления к святой Истине, и не так, как искал ее Корнилий Сотник, то и не оказались достойными узреть ее. "Всякий, делающий злое, ненавидит Свет, и не идет к Свету" (Ин. 3, 20). Протестанты из всех заблуждений папистов отвергли только нечестивое мнение их о папе; прочим заблуждениям папистов они последовали, многие погрешности усилили, к прежним заблуждениям и ошибкам присовокупили много новых. Так, например, они отвергли все Таинства, само священство; отвергли вовсе Литургию; отвергли все церковные предания и предоставили каждому из своих последователей объяснять Священное Писание по произволу, между тем как оно, будучи произнесено Святым Духом, может быть и объяснено только Святым Духом (см.: 2 Пет. 1, 21)». Добавим здесь, что протестанты, наряду с мусульманами, отвергают иконопочитание, т. е. исповедуют ересь иконоборцев.

Завершает свой обзор святитель Игнатий еще одной ересью, получивший в его время широкое распространение: «К ересям должно отнести и то учение, которое, не прикасаясь ни догматов, ни Таинств, отвергает жительство по заповедям Христовым и дозволяет христианам жительство языческое. Это учение, которое по наружности кажется как бы не враждебным христианству, в сущности вполне враждебно ему: оно - отречение от Христа».

С момента блаженной кончины Святого Отца прошло больше полутора столетий. С тех пор зародились, развились и расцвели еще некоторые новейшие ереси (по существу также являющиеся повторениями уже известных Церкви и осужденных ею лжеучений). Так, наиболее опасным искажением истины, которым, к сожалению, поражены многие умы в наши дни, является экуменизм. По слову преподобного Иустина (Поповича), «это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем - сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А все этому есть общее евангельское название: ересь, ибо в течение всей истории разные ереси не считали важными или искажали отдельные особенности Христа, а эти новые европейские ереси отвергают, оттесняют, отстраняют Богочеловека и на Его место ставят человека, и здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион».

Таким образом, все, что выше было сказано о папизме и протестантизме, в полной мере относится и к экуменизму: он также является отречением от Христа. Вообще же, экуменизм искажает догмат о Церкви Христовой, которая есть Его Тело, а Он – Глава этого Тела. Отвергая единство и единственность Церкви, ее святость и непогрешимость, экуменисты вместе с тем отвергаются и Главы Церкви – Господа нашего Иисуса Христа.

Наконец, в ХХ веке появилась еще одна опасная ересь – т. н. «восточный папизм». Согласно этому лжеучению, Константинопольский Патриарх (якобы на основании святых канонов!) имеет некие особые властные полномочия среди Предстоятелей Поместных Православных Церквей и может узурпаторски вмешиваться в их внутреннюю жизнь. С момента возникновения (1922 г., автор - Патриарх Мелетий (Метаксакис)) данная ересь тесно связана со своим историческим прототипом - папизмом западным, римским.

В ходе сложных политических процессов ХХ века, а также ряда шагов Фанара, в частности - «снятия» анафемы с католиков в 1965 году, римский папа и «папа восточный» составили неразрывный тандем и в настоящее время выступают единым фронтом против Православия. Они стремятся подчинить всю Вселенскую Церковь сначала власти папы № 2 – Константинопольского Патриарха, который, в свою очередь, затем обязывается привести ее к ногам римского понтифика. Признав примат папы римского, Константинопольский Патриарх отрекся от Христа, поставив на Его место ватиканского идола. И через поклонение ему и тесное общение с ним он сам приобретает и усваивает себе его черты.

Таким образом, на примере главнейших лжеучений человечества мы удостоверились, что, действительно, суть всех ересей - это прикровенное отречение от Христа.

Дмитрий МельниковПисания Святых Отцов – неиссякаемая сокровищница духовного просвещения и мудрости. Угодники Божии по неизреченной любви к нам, грешным, осветили в своих творениях практически все стороны христианской жизни – и вероучительные, и нравственные. Православные христиане могут и должны обращаться к их драгоценному опыту как при решении различных недоумений, для назидания, так и для духовного пробуждения, возбуждения в себе ревности по Бозе и желания подражать святым в их богоугодном жительстве.

Особое внимание Святые Отцы уделяли проблеме различных лжеученией, ересей, остро стоящей и в наши дни. Близкий к нам по времени жизни святитель Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867) в своем небольшом по объему, но весьма содержательном труде «Понятие о ереси и расколе» дает обзор всех основных лжеучений, возникавших с первых веков Христианства до XIX века.

Главная мысль святителя: ересь - это отречение от Христа. «Ересь есть прикровенное отвержение христианства, - пишет Святой Отец. - Когда человеки начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством».

Далее святитель Игнатий рассматривает высказанное им положение на примере отдельных лжеучений, начиная с арианства:«Что такое арианство? - Это отречение от Христа и христианства, отречение от Бога. Если Сын - тварь, как утверждал Арий, то нет и истинного в трех Лицах Бога. Если Сын - не Бог, то где же вочеловечение Бога? Где причастие человеческого естества естеству Божию (см.: 2 Петр. 1, 4), приобретенное для человеков вочеловечением Бога? Где спасение? Где христианство? - "Всякий отвергающий Сына не имеет и Отца" (1 Ин. 2, 23), - говорит Слово Божие. Арианство - и безбожие, и богохульство».

Святитель говорит об арианстве, а мы, исходя из его слов, можем провести параллель с более актуальным для нашего века заблуждением – магометанством (мусульманством). По своей сути оно очень близко подходит к арианству, поскольку, отрекаясь от Сына, отрицая за ним Божественное происхождение, не имеет и Бога Отца, Которому якобы поклоняется и служит.

Далее Святитель продолжает: «Что такое несторианство? - Отвержение вочеловечения Бога Слова. Если родился от Девы простой человек, то где же зачатие от Святаго Духа (см: Мф. 1, 18)? Где событие слов Писания: "Слово стало плотию" (Ин. 1, 14)? Где рождение Сына Божия (см.: Лк. 1, 31)? Где христианство? - Повторяется Несторием Ариева ересь, но под другою личиною: сущность этих ересей одна - отвержение Христа, а посредством отвержения Христа - отвержение от Бога».

Затем Отец Церкви разбирает ересь монофелитов, которые учили, что во Христе Божественная воля поглотила человеческую, тогда, как святые узаконили, что во Христе две воли и два существа соединены «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Святитель Игнатий пишет: «Сливая в Богочеловеке два естества и две воли воедино и утверждая, что во Христе человечество исчезло в Божестве, как капля вина в обширном море, они приходят к той же цели, хотя с другой стороны, к какой пришли Арий и Несторий, потому что, отвергая присутствие человеческого естества в вочеловечившемся Сыне Божием, они непременно отвергают все, что претерпел Господь, как человек, следовательно, отвергают и искупление человечества страданиями и смертию Господа, отвергают все христианство».

В том же направлении, по учению святителя, движутся и иконоборцы. «Отвергая возможность изобразить Христа живописью, они косвенно отвергают пришествие Сына Божия во плоти человеческой. Если Сын Божий облечен плотию, то имеется полная возможность Его, неизобразимого по Божественному естеству, изобразить как человека. Если можно изобразить Его, то изображения Его должны быть особенно почитаемы. Мы почитаем изображения наших родителей, Царей, начальников, благодетелей, ставим их на почетные места; тем более должна быть уважаема икона Спасителя нашего, а по ней - иконы Божией Матери и всех святых» (Кстати, иконоборчество присуще и магометанству).

«То же усиливается совершить папизм; - продолжает святитель Игнатий,- так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христовы и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех - отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов; он - божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане, изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили существенного значения, выкинув из нее призывание Святого Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Эта существенная часть Литургии находилась во всех Литургиях, преданных апостолами Христовыми по всей вселенной, находилась и в первоначальной Литургии римской. Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жесткого презрения к человекам и ненависти к ним».

По мнению Святого Отца, подобную суть - отречение от Христа - имеет и протестантизм. «Протестанты восстали против заблуждений папистов, правильнее - восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямою целию стремления к святой Истине, и не так, как искал ее Корнилий Сотник, то и не оказались достойными узреть ее. "Всякий, делающий злое, ненавидит Свет, и не идет к Свету" (Ин. 3, 20). Протестанты из всех заблуждений папистов отвергли только нечестивое мнение их о папе; прочим заблуждениям папистов они последовали, многие погрешности усилили, к прежним заблуждениям и ошибкам присовокупили много новых. Так, например, они отвергли все Таинства, само священство; отвергли вовсе Литургию; отвергли все церковные предания и предоставили каждому из своих последователей объяснять Священное Писание по произволу, между тем как оно, будучи произнесено Святым Духом, может быть и объяснено только Святым Духом (см.: 2 Пет. 1, 21)». Добавим здесь, что протестанты, наряду с мусульманами, отвергают иконопочитание, т. е. исповедуют ересь иконоборцев.

Завершает свой обзор святитель Игнатий еще одной ересью, получивший в его время широкое распространение: «К ересям должно отнести и то учение, которое, не прикасаясь ни догматов, ни Таинств, отвергает жительство по заповедям Христовым и дозволяет христианам жительство языческое. Это учение, которое по наружности кажется как бы не враждебным христианству, в сущности вполне враждебно ему: оно - отречение от Христа».

С момента блаженной кончины Святого Отца прошло больше полутора столетий. С тех пор зародились, развились и расцвели еще некоторые новейшие ереси (по существу также являющиеся повторениями уже известных Церкви и осужденных ею лжеучений). Так, наиболее опасным искажением истины, которым, к сожалению, поражены многие умы в наши дни, является экуменизм. По слову преподобного Иустина (Поповича), «это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем - сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А все этому есть общее евангельское название: ересь, ибо в течение всей истории разные ереси не считали важными или искажали отдельные особенности Христа, а эти новые европейские ереси отвергают, оттесняют, отстраняют Богочеловека и на Его место ставят человека, и здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион».

Таким образом, все, что выше было сказано о папизме и протестантизме, в полной мере относится и к экуменизму: он также является отречением от Христа. Вообще же, экуменизм искажает догмат о Церкви Христовой, которая есть Его Тело, а Он – Глава этого Тела. Отвергая единство и единственность Церкви, ее святость и непогрешимость, экуменисты вместе с тем отвергаются и Главы Церкви – Господа нашего Иисуса Христа.

Наконец, в ХХ веке появилась еще одна опасная ересь – т. н. «восточный папизм». Согласно этому лжеучению, Константинопольский Патриарх (якобы на основании святых канонов!) имеет некие особые властные полномочия среди Предстоятелей Поместных Православных Церквей и может узурпаторски вмешиваться в их внутреннюю жизнь. С момента возникновения (1922 г., автор - Патриарх Мелетий (Метаксакис)) данная ересь тесно связана со своим историческим прототипом - папизмом западным, римским.

В ходе сложных политических процессов ХХ века, а также ряда шагов Фанара, в частности - «снятия» анафемы с католиков в 1965 году, римский папа и «папа восточный» составили неразрывный тандем и в настоящее время выступают единым фронтом против Православия. Они стремятся подчинить всю Вселенскую Церковь сначала власти папы № 2 – Константинопольского Патриарха, который, в свою очередь, затем обязывается привести ее к ногам римского понтифика. Признав примат папы римского, Константинопольский Патриарх отрекся от Христа, поставив на Его место ватиканского идола. И через поклонение ему и тесное общение с ним он сам приобретает и усваивает себе его черты.

Таким образом, на примере главнейших лжеучений человечества мы удостоверились, что, действительно, суть всех ересей - это прикровенное отречение от Христа.

Дмитрий Мельников


<-назад в раздел

Русский календарь