Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Патриархия собирается издавать модернистские собрания сочинений протоиерея Александра Меня 28.05.2015

Патриархия собирается издавать модернистские собрания сочинений протоиерея Александра Меня

Издательство Московской патриархии выпустит собрание сочинений известного «православного»  модерниста протоиерея Александра Меня*.

Выход первого тома намечен на сентябрь 2015 года. Издание осуществляется в рамках памятных мероприятий к 80-летию со дня рождения и 25-летию со дня трагической гибели священника, сообщает сайт Московского патриархата.

Книги покойного протоиерея Александра Меня в настоящее время издаются большими тиражами. Однако тем, кто их читает, следует знать, что хотя о. Александр и был священником Православной Церкви, в его трудах много идей и положений, которые противоречат основным истинам Православной веры. Одна из причин этого, видимо, в том, что о. Александр находился под сильным влиянием неправославного западного богословия – католического и протестантского.

  _________________________________________

 * Отец Мень Александр Вольфович (1935-1990) - один из крупнейших модернистов в Русской Православной Церкви XX века, экуменист, основатель религиозного синдиката, носящего его имя.

О. Алексадр Мень утверждал, что на него оказали большое влияние представители “русской религиозной мысли” и богословского модернизма. Он называл В.С. Соловьева своим учителем, не разделяя основных положений учения Соловьева: учение о Софии, о всеединстве, о теократии. Наиболее чужды мне его апокалиптические мотивы, - говорил он.  Из западных считал наиболее важными для себя Гарнака, Честертона, Любака, Л. Буйе, советника по литургической реформе Второго Ватиканского Собора: "Очень дорожу духом Второго Ватиканского Собора",- говорил о. А. Мень в одном из последних интервью. В 1961 году познакомился с трудами Тейяра де Шардена, которого высоко ценил за оккультный эволюционизм и вообще за разрушительные для Христианской веры выводы. 

Также о. А.Мень публикуется в католическом издательстве “Жизнь с Богом”, которое использует его книги как орудие католического прозелитизма в России.

Образец герменевтики о. А.Меня: Он говорит о вечности загробных мучений буквально следующее: Слово “вечность” не должно пониматься как бесконечность во времени. Ведь сказано, что времени уже не будет. И сказано, что “Бог будет всем во всех”… Слова Христовы о “вечных” муках следует скорее понимать как слова о муках “потусторонних”. Ибо вечное в данном случае синоним неземного, так же как и “жизнь вечная” есть не просто существование без конца (такое ведь может быть и в аду), а с истинной Жизнью в ином бытии. Средневековое же понятие о бесконечных муках ада было, вероятно, скорее педагогическим приемом. То есть вечность мук будет конечной, “потому что” в вечности нет времени! Иными словами, о. А.Мень противоречит святым Отцам, не постигает, что время есть мера, а вечность – отсутствие всякой меры и всякого предела. Именно из этого Св. Отцы делали вывод о том, что за гробом мучения будут продолжаться бесконечно.

С середины 60-х годов статьи о. А.Меня печатаются в “православных” модернистских и католических изданиях: “Вестник РХД” (Париж), “Голос Православия”(“Stimme der Ortodoxie”) (Берлин), “Логос” (Брюссель), “Посев” (Франкфурт-на-Майне).

В 1975 году дал интервью самиздатскому журналу “Евреи в СССР” под заголовком “Евреи и христианство”, перепечатанное через год в “Вестнике РХД”. В нем о. А.Мень называет “ошибочным” прославление Церковью св. мучч. Гавриила Белостокского и Евстратия Печерского. Полагая недостоверным подвиг этих святых (принятие мученической кончины от иудеев), признавал возможность их деканонизации. Позднее, в 1989 г. в интервью С.С. Бычкову в газете “Московский комсомолец” объявил политической акцией карловчан канонизацию Новомучеников Российских. На вопрос о наличии в православных богослужебных текстах резких выпадов против евреев, о. А.М. ответил, что они являются пережитком средневековых нравов и, возможно, вскоре будут изъяты из богослужения. Речь шла о текстах из “Последования 12 Евангелий Страстей Господних” и Утрени Великой Субботы: “За благая, яже сотворил еси роду еврейскому, распяти Тя осудиша, оцта и желчи напоивше Тя.”; “О предательстве не довольни быша, Христе, роди еврейстии, но покиваху главами своими, хулу и ругание приносяще;, “Богоубийц собор, иудейский язык беззаконный, к Пилату неистовне зовый, и глаголаше: распни Христа неповиннаго”. Такова оценка о. А.М. Святоотеческих текстов: св. Мелитона Сардийского “О Пасхе”, текст которой лег в основу антифонов Утрени Великого Пятка, трипеснца св. Космы Маиумскогои тропарей крестовоскресных канонов Октоиха “Христоубийца и пророкоубийца бысть еврейское множество…” автором которых является св. Иоанн Дамаскин.

Еще в студенческие годы целиком перешел на экуменические позиции. На этой почве сблизился с Н.Е. Пестовым, который, по воспоминаниям близких, открыл ему западное христианство. Причинами отпадения западных христиан от Православной Церкви о.А.М. парадоксально считалразличия в душевном складе разных людей и народов, и политические распри, и культурные расхождения. В результате возникли и отличия в обрядах и в вероучительных формулировках. Это, разумеется, несправедливо по отношению к католическому Западу, который отличался догматическими нововведениями, но отнюдь не по душевному складу от греков, болгар и славян. Различие же в обрядах относится к эпохе первых веков Христианства и никак не может считаться результатом расовых различий римлян от сирийцев, греков и евреев.

В круг последователей и почитателей о.А.М. входили многие модернисты и экуменисты, в частности, С.И. Фудель, о. Сергий Желудков, католическая монахиня в миру Н.Л. Трауберг, Владимир Никифоров, ставший отступником от Православия и перешедший в католицизм, Сергей Маркус, отрекшийся от Христа и ставший магометанином, о. М. Аксенов-Меерсон, Е.В. Барабанов, С.С. Бычков, В.К. Зелинский, Г.П. Чистяков, Я. Кротов, Е.Ю. Гениева, А.И. Борисов, В.Н. Лапшин, Л.И. Василенко, В.И. Илюшенко, С.С. Аверинцев и др.

 

В целях распространения наследия о. А.Меня еще при его жизни был создан религиозный синдикат, в который на настоящий момент входят приход храма свв. Космы и Дамиана в Шубине (настоятель о. Александр Борисов, руководитель книготорговлей – брат о.А.Меня Павел Мень), приход храма Сретения Господня в пос. Новая Деревня (о. Иоанн Пеньтковский, о. Владимир Архипов) и ряд других, Общедоступный Православный Университет, Российское Библейское общество, Гуманитарно-благотворительный фонд им. о. А. Меня в России, Международный благотворительный фонд им. А. Меня в Латвии и другие организации.

В Культурно-просветительском центре “Дубрава” им. протоиерея Александра Меня ежегодно проходит научно-богословская конференция – “Меневские чтения“.

Премия имени о. Александра Меня с девизом “За экумену культуры” была учреждена в 1995 году Академией католической епархии Роттенбург-Штутгарт, ВГБИЛ (директор Е.Ю. Гениева), Европейской Академией “Гражданское общество”, журналом “Иностранная литература” и Институтом восточноевропейской истории и страноведения Тюбингенского университета (Германия). Среди лауреатов – М.С. Горбачев, писатели Л. Копелев, Ч. Айтматов А. Приставкин Д. Гранин, Л. Улицкая, немецкие политики, журналисты.

В Большом зале ВГБИЛ ежегодно проводятся Международные межрелигиозные тематические конференции памяти протоиерея Александра Меня.


<-назад в раздел

Русский календарь