Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Диакон Владимир Василик об автокефалистских заявлениях епископа Ивано-Франковского и Коломыйского Тихона 27.05.2015

Диакон Владимир Василик об автокефалистских заявлениях епископа Ивано-Франковского и Коломыйского Тихона

Епископ Ивано-Франковский и Коломыйский Тихон дал интервью местной газете «Западный курьер».

В начале беседы журналист отметил, что накануне интервью пресс-секретарь епархии отец Василий попросил не использовать применительно к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата приставку «Московский Патриархат», так как это оскорбляет священнослужителей. На это владыка Тихон, ставший в декабре 2014 года епископом Ивано-Франковским и Коломыйским, ответил: «Дело в том, что до разделения с Киевским патриархатом этой приставки вообще не было. Нет и сейчас. Ни по какому документу. Приставку МП нам дали искусственно, чтобы разделить на Киевский и Московский патриархаты. Покойный Патриарх Алексий предоставил Украинской Православной Церкви независимость. Украинская Православная Церковь имеет свой Священный Синод, имеет своего предстоятеля, все вопросы решает самостоятельно. Епископы избираются также самостоятельно. Единственное, что может быть: когда предстоятель церкви бывает в Москве – он может проинформировать Патриарха о принятых решениях».
 
Также епископ Тихон признал, что на Украине находится львиная часть приходов Московского Патриархата. «Русская Православная церковь считается огромной, но территориально все основные приходы фактически в Украине. Россия большая, но... Вот почему Кирилл старается расширить Православие, в частности, открывая новые епархии в Сибири», – объяснил он. 

Епископ подчеркнул: «Мы фактически отошли от Московского Патриархата. Об этом говорили в начале нашего разговора. УПЦ - автономная церковь. У нас в Церкви - предстоятель. Не митрополит какой-то территории, а предстоятель! Как и во всех других Поместных Церквах». 

Он отметил, что «в Черновицкой епархии есть много приходов, где Патриарха Кирилла во время службы Божьей не поминают». Владыка Тихон рассказал, что такая практика установилась по благословению митрополита Онуфрия во многих приходах не только Черновицкой и Буковинской епархии. «Будучи еще митрополитом Черновицким, владыка Онуфрий, чтобы снять политический вопрос, позволил отцам так поступать... Вот на Коломыйщине (Ивано-Франковская епархия) – священники тоже не поминают Патриарха. Когда я служу на Коломыйщине, как там и положено, Патриарха не поминаю. Служу на украинском языке, а не на старославянском. Для меня это близкое и родное, ведь 9 лет прослужил в Канаде», – рассказал епископ Тихон, вспоминая свое служение в украинской диаспоре. 

Заявления епископа Тихона прокомментировал в интервью "Русской народной линии"  кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:  

К сожалению, заявление досточтимого епископа Тихона не соответствует действительности. В 1992 году на Харьковском соборе Украинской Православной Церкви была предоставлена широкая автономия, а не независимость. Конечно, УПЦ МП может принимать решения, но они должны координироваться с решениями Священного Синода и Архиерейских Соборов Русской Церкви. Тем паче, что Украинская Православная Церковь присылает своих представителей на Архиерейские Соборы, чем подчеркивает каноническое единство с Русской Церковью. Приставка МП изначально присутствовала по решениям Харьковского собора, тем самым подчеркивая каноническую связь. 

Заявление о том, что большинство приходов располагается на Украине, не соответствует действительности. Очевидно, что досточтимый владыка еще живет в советские времена, когда перед перестройкой для Церкви была характерна подобная ситуация. Но ныне все по-другому. В России насчитывается 26 тысяч приходов, и такого количество храмов нет в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Открытие новых епархий, в том числе в Сибири, связано отнюдь не с погоней за числом приходов и епархий, а со стремлением привлечь ко спасению все большее число граждан России, шире распространить веру Христову и Православие. Разве за этим можно подозревать империализм? Нет.

Еще один важный момент –  миро, которое варит Святейший Патриарх Кирилл, Украинская Православная Церковь получает его из Москвы. Поэтому полной независимости нет и, надеемся, что пока не может быть. Мы понимаем трудности украинского епископата, тот страшный прессинг, которому он подвергается, но если украинские архиереи будут дистанцироваться от Москвы, то их участь будет еще более тяжкой и печальной. Отторгнув Москву, святительский омофор Святейшего Патриарха Кирилла, они останутся один на один с раскольниками, которые их поглотят, даже если они попытаются создать особливую Украинскую автокефальную православную церковь. На все их места придут филаретовцы, автокефалисты, а бывшие украинские архиереи Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в этой ситуации всегда останутся людьми второго сорта. Значительная часть архиереев лишится своих кафедр и того объема полномочий, которыми они прежде обладали. Единственный выход для них - укреплять связь с Матерью-Церковью. А мы должны оказывать всемерное содействие нашим страждущим православным братьям на Украине.

<-назад в раздел

Русский календарь