Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Снос православного монастыря под Пензой: истоки противостояния, развитие конфликта и его развязка 05.05.2015

Снос православного монастыря под Пензой: истоки противостояния, развитие конфликта и его развязка

Снос православного монастыря в поселке Победа Железнодорожного района Пензы 14 апреля этого года православных христиан поверг в шок. У многих возник вопрос – неужели гонения на Церковь 30-х г.г. прошлого века возвращаются? О том, что желтые СМИ лгут об истинных причинах гонений на обитель, сомневаться не приходится. На то они и желтые СМИ. Но тогда каковы истинные причины трагедии? Давайте разберемся.


 

Предыстория противостояния


СНОС ПРАВОСЛАВНОГО МОНАСТЫРЯ ПОД ПЕНЗОЙ: ИСТОКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ, РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО РАЗВЯЗКА

Михайлова обитель обязана своим возникновением трудам великого старца схиигумена Алексия (Шумилина) (1930-2005). О. Алексий происходил из с. Ломовка Лунинского района Пензенской области. Он с детства был инвалидом, но благодаря глубокой вере прожил яркую и насыщенную жизнь. С детства он был избран Божией Матерью на создание монастыря. Об этом ему возвестила Сама Пресвятая Богородица во время Своего явления мальчику Мише, будущему старцу. В 22 г. Господь призвал его на старческое-апостольское служение в Пензу. Правильность духовного подвига старца Михаила подтвердил великий Глинский старец святитель Зиновий Третрицкоройский, который совершил над ним монашеский постриг.


О. Алексий обладал благодатными дарами прозорливости и чудотворения. Чудеса совершались как при его жизни, так и по смерти старца продолжают совершаться. Песочек с могилки батюшки отгоняет нечистую силу, что проверено многократно и каждый может испытать на личном опыте. Одна женщина, страдавшая от явлений нечистой силы, имела у себя всегда песочек с могилки о. Алексия и по его молитвам на время получала передышку от мучивших ее постоянно страшных явлений.


Позже о. Алексий был рукоположен в сан священника и возведен во игумена. Имя владыки, совершившего рукоположение, который еще здравствует, открыть время пока не пришло. Снос основанного старцем монастыря дает понять весь накал сатанинской злобы, которая может обрушиться на архипастыря. И здесь мы подходим к истокам противостояния.

 

Истоки противостояния


Священническая хиротония над старцем была совершена в годы управления Пензенской епархией архп. Серафима (Тихонова). Поскольку хиротонисал не он, а имя хиротонисавшего тоже не могли ему сообщить, то владыка не признавал этой хиротонии и, соответственно духовенство и духовные чада владыки не признавали схиигумена Алексия за старца.


В данном случае ошибка архиерея состоит в том, что не все, что нам неизвестно, не существует. Будучи неглупым человеком, он и сам об этом догадывался, но не мог смириться, что хиротония была совершена без его ведома и благословения. Но если бы это был обычный священник, тогда такая позиция была бы оправдана. Однако о. Алексий был необычным священником, а старцем.


Проблема заключалась в том, что архп. Серафим не признавал его и за старца: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем (Мф. 13, 57). Поэтому сложилась обычная для старцев ситуация – из столичных регионов ехали к о. Алексию за советом и помощью. А Пенза, которая имела такого светильника, в основном пользовалась только его молитвенным покровом, а за советом и исцелением не обращалась, за редким исключением. Несмотря на такую позицию архиерея, все-таки некоторые священники поддерживали связь со батюшкой.


Т.о. первопричиной противостояния явилось духовное невежество и недопонимание сути православного старчества, что не раз случалось в истории нашей Церкви.

 

Оттепель


После смерти архп. Серафима на Пензенскую кафедру взошел еп. Филарет (Карагодин). В свое время он был ректором Московской духовной академии и обладал большим духовным кругозором и опытом. Владыка Филарет взглянул на старца безпристрастным взглядом и признал его за истинного раба Божия, пользуясь советами и духовной помощью о. Алексия. Он посылал священников к нему на совет. Владыка же Филарет благословил издание книги о нем и во время его управления противостояние между епархиальным управлением и общиной старца Алексия улеглось.


 

Возобновление конфронтации


После удаления на покой владыки Филарета по состоянию здоровья Пензенскую кафедру занял еп. Вениамин (Зарицкий), позже митрополит. Он сразу же невзлюбил старца Алексия и его обитель. Правда, сначала он попытался ее поставить под свой контроль. Но, благодаря предусмотрительности, прозорливости старца Алексия и его мудрости, она была построена на частной территории. Таковая предосторожность была не лишней. При строительстве старец предвидел, что в ближайшее время начнутся гонения на православных христиан, которые не примут номера и документы с числом зверя. Поэтому заблаговременно он постарался свою обитель оградить от происков глобалистов.


Между тем в Пензенской епархии с борьбой против ИНН дела обстояли не ахти. Священники, не принимавшие номера подвергались репрессиям епархиального начальства. Только владыка Филарет, который застал начало этой волны гонений, лояльно смотрел на антиглобалистов. А митр. Вениамин был и сейчас на Рязанской кафедре остается яростным противником духовенства и мирян, которые не приемлют антихристовой глобализации. Священнослужители-карьеристы при нем стали преобладающим и господствующим типом пензенского духовенства. Нельзя сказать, что добрых пастырей в Пензенской епархии не осталось. Каким-то чудом они уцелели и служат где-нибудь в глухой деревне. Но господствующим течением епархиальной жизни является духовный карьеризм. Старец же Алексий и его духовные чада были равнодушны к карьере и земным благам. Это вторая причина взаимного непонимания, которое сложилось между обителью и членами епархиального управления.


Кроме того, старец не благословлял принимать ИНН, российские паспорта и электронные карты с числом зверя. Например, в начале 2000-х годов из Мордовии к нему приезжала за советом игуменья, настоятельница одного из женских монастырей с вопросом, принимать или нет ИНН. Старец не благословил, и матушка послушалась доброго совета. За это она вместе с единодушными с ней сестрами была отстранена от управления обителью и в конечном итоге изгнана из монастыря. Позиция старца Алексия по вопросам глобализации – это третья причина гонений на него и его духовных чад.

Но на Архиерейском Соборе 2013 г. была принята Позиция Церкви в связи с развитием новых технологий учета и обработки персональных данных. Согласно этому официальному церковному документу, «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обезпечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями». Т.о. митрополия, осуществляя гонение на антиглобалистов из Михайловой обители, противится воле Божией, выраженной Архиерейским Собором.


Старец Алексий, имея в себе Духа Божия не принимал и ересь ересей – экуменизм. Свое неприятие ереси он передал и своим духовным чадам. А митр. Вениамин пропитан насквозь этим лукавым духом. Вот какова четвертая причина гонений на обитель.

Пятой причиной является элементарная зависть. Рассказывают, что однажды на епархиальном собрании пензенского духовенства митр. Вениамин посетовал: «У одного монастыря доход больше, чем у епархии». Ему было досадно, что у него, который материальную прибыль поставил во главу своей церковной деятельности, дела обстояли хуже, чем у старца и его обители, которые искали прежде всего Царства Небесного и правды его (Мф. 6, 33) и Господь приложил им земных благ в изобилии.


Первым желанием митр. Вениамина было подмять под себя столь лакомый кусок, но не получилось. Поминовением же Патриарха за богослужением в монастыре и возношением своего имени – что является основой молитвенного и канонического общения с Церковью -- он не довольствовался.

Потерпев неудачу в попытке подчинения себе обители, митр. Вениамин в 2008 г. обратился к местным органам светской власти за помощью в переподчинении монастыря. Тогда же и было принято решение о сносе обители. Пользуясь своими московскими связями – митр. Вениамин много лет управлял Московским Николо-Угрешским монастырем – он пригласил из столицы журналистов и в центральных церковных СМИ появились статьи об обители, как о секте. К этому митр. Вениамин издал распоряжение, согласно которому все, кто посетит монастырь старца Алексия, будут отлучены от Причастия. Благочестивые верующие люди с пониманием относились к этому распоряжению, не сообщали пастырям и архиерею о своих поездках на могилку к старцу, щадя их ревность не по разуму.


Между тем после вынесения судебного решения о демонтаже монастырских построек обитель попала под экономические санкции. Ее пытались задушить штрафами. Вот как об этом рассказали ИА «ПензаИнформ» в пресс-службе УФССП по Пензенской области: «Исполнительное производство о демонтаже самовольно возведенных построек с религиозной символикой находилось на исполнении у судебных приставов с 2008 года. Попытки снести постройки, незаконно возведенные членами религиозной общины, делались не один год. Приставы неоднократно пытались исполнить судебное решение, однако должник категорически отказывался это сделать. Должник был ограничен в выезде за пределы РФ, неоднократно привлекался к административной ответственности. В отношении него было составлено 292 протокола на сумму, превышающую 730 тысяч рублей. Принудительное исполнение усложнялось спецификой объектов, подлежащих сносу -- двух молельных домов, колокольни и жилого дома».


 

Развязка



После перевода митр. Вениамина на Рязанскую кафедру правящим епископом Пензенской митрополии стал митр. Серафим, который продолжил линию в отношении к обители своего предшественника, хотя мог бы последовать и благому примеру владыки Филарета.

Для характеристики митр. Серафима, его либеральных воззрений на христианскую этику можно привести следующий общеизвестный в Пензенской митрополии факт. В нарушение монашеских обетов о посте митр. Серафим вкушает мясо, что категорически запрещено монашескими уставами.

На первый взгляд для мирского человека это может показаться мелочью. Однако в духовной жизни, как учат святые отцы, мелочей не бывает. «От малого человек преуспевает и в большее; равно как и от малых страстей происходят великие страсти», -- говорит преп. Варсонофий Великий. Это мы и наблюдаем в его действиях, направленных против монастыря.


Митр. Серафимом были учтены ошибки Зарицкого. Если митр. Вениамин не стеснялся самостоятельно выступать против обители, публично возводя не нее клевету, то митр. Серафим предпочитает оставаться в тени. Духовенство, враждебно настроенное к Михайловой обители также умерило свою внешнюю активность.

Зато в 2014 г. активизировались пензенские журналисты. В СМИ началась травля монастыря. Такая травля, как мы уже говорили, бывала и раньше, при митр. Вениамине, но тогда обвинения ограничивались только упреками в мнимом сектантстве, что, конечно же, на самом деле не соответствует действительности. Поэтому пензенское общество на эти обвинения не обращало внимания.

Вот почему в новую информационную компанию против обители был внесен элемент детектива. Появился труп. Вот как об этом сообщает ИА «ПензаИнформ»:«В октябре прошлого года были найдены останки одного из членов общины. Сергей Мурин из Краснодарского края регулярно приезжал в обитель. В мае родители потеряли с ним связь, а полгода спустя в лесу у поселка Победа было обнаружено его тело». «Всезнающие» журналисты, не выяснив истины, обвинили в его смерти членов общины, подняв настоящую истерию.


УФССП по Пензенской области воспользовалось ситуацией, не стало ожидать выяснения дела и 14 апреля нанятые им работники специализированной организации снесли постройки Михайловской обители.

Вот детали того, как все происходило. По информации пензенских интернет-ресурсов, поселок Победа под Пензой на пару дней превратился в закрытый населенный пункт. На его границах установили несколько постов полиции. За них пропускали людей только с местной пропиской. В Победе снесли строения, которые сотни людей считали святыми. Журналистов за полицейский кордон пускают с трудом, после длительных согласований.

«Производится принудительное исполнение решения суда о сносе четырех самовольно возведенных построек», -- сообщила начальник межрайонного отдела УФССП России по Пензенской области Вера Артемова.


Тех, кто сносит здания с религиозной символикой, серьезно охраняют. В обители живут десятки человек, большинство -- истово верующие в то, что старец Алексий велел строить храм на этом самом месте. Сотрудники правоохранительных органов опасались эксцессов. Их не случилось.

«Никто себя не сжег и, наверное, не собирается», -- отметил атаман Бессоновского казачьего хутора Александр Дубцов.

Видно, что жильцы общины не верили в возможность сноса, так как из строений заранее не выносили вещи, хотя о решении суда было известно. За двое суток с территории Михайловской обители благодаря стараниям приставов убрали два молельных дома, один жилой и колокольню. Те, кто раньше тут молился, угрюмо наблюдали за исчезновением своих святынь.


При этом журналист не обратил внимание на то, что верующим сразу же бросилось в глаза – на кощунственный характер этого деяния. Купол с крестом и иконы валялись на земле среди развалин храмов и колокольни.


А между прочим икона -- это образ Изображенного на ней. «Так как Бог, по Своему благоутробию, для нашего спасения поистине сделался человеком, не явился только в виде человека, как (являлся) Аврааму и пророкам, но по существу и воистину сделался человеком, жил на земле, обращался с людьми, творил чудеса, пострадал, был распят, воскрес, вознесся; и все это было на самом деле, видимо людьми и описано для напоминания нам и для научения еще не живших тогда, чтобы мы, не видав, но услышав и уверовав, достигли блаженства с Господом. Но так как не все знают грамоту и могут заниматься чтением, то отцы рассудили, чтобы все это, подобно тому как некоторые (славные) подвиги, было рисуемо на иконах для краткого напоминания. Без сомнения, часто, не имея в уме (мысли) о страдании Господа, при виде изображения распятия Христа, мы вспоминаем о спасительном страдании и павши -- поклоняемся не веществу, но изображаемому (на нем), подобно тому как не веществу евангелия и не веществу креста мы поклоняемся, но тому, что ими изображается. Ибо чем различается крест, не имеющий изображения Господа, от креста, имеющего (его)? То же должно сказать и о Богоматери. Ибо честь, воздаваемая ей, возводится к Воплотившемуся от нее. Подобным образом подвиги святых мужей возбуждают нас к мужеству, к соревнованию, к подражанию их добродетели и к прославлению Бога. Ибо, как мы сказали, честь, воздаваемая усердным из соработников, доказывает любовь к общему Владыке, и честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу. И это есть неписанное предание, как и предание о поклонении на восток, о поклонении кресту и о многом другом, подобно этому».


Соответственно безчестие, воздаваемое образу также восходит к Первобразу т.е. к Богу, Его Пречистой Матери и всем святым. Такое отношение к иконам и кресту Господню, которое проявили рабочие, ломавшие постройки монастыря, – тяжкий грех.

Еще более тяжкий грех – разрушение храмов Божиих. Если кто разорит храм Божий, -- говорит св. ап. Павел, -- того покарает Бог: ибо храм Божий свят (1 Кор. 3, 17).


Тяжесть греха усугубляется еще и тем, что монастырь был построен по воле Царицы Небесной на указанном Ею месте. Т.о. все противники обители – противники Господа и Его Пречистой Матери. А кто может противиться их святой воле? Никто и ничто.


 

Справедливости ради необходимо отметить...


Справедливости ради необходимо отметить, что не все было благополучно в Михайловой обители. Некоторые духовные чада старца находились в неверном духовном состоянии. Но неужели это является достаточной причиной для сноса монастыря? Неужели, когда болит голова, ее лечат отрубанием?

 

Эпилог


Нынешнее торжество сил зла временное и призрачное. Однажды, когда были затруднения со строительством монастыря, старец Алексий сказал: «Господь Сам управит и все построится, если не с первого раза, так с третьего…». Как показала практика, его слово было со властью и впоследствии неизменно подтверждается делом. Поэтому, верим, рано или поздно обитель будет восстановлена. А противники монастыря, если продолжат противиться Господу, то их участь будет печальной, как всех противников Бога…

Источник: http://www.sobor2008-narod.ru/


<-назад в раздел

Русский календарь