21.04.2015
<-назад в раздел
Могли ли ошибаться Вселенские соборы?
Мы уже разбирали расхожее мнение о том, что святые Отцы будто бы могли ошибаться. Сегодня рассмотрим смежную с этой тему - об «ошибках» Вселенских Соборов. Православно ли такое учение? Могли ли ошибаться Вселенские Соборы?
ДИСПУТ:
СТОРОНА "Б"
Святые отцы, утверждавшие соборные определения, не всегда правильно оценивали ситуацию. По данной причине их решения зачастую применимы только к тому времени, а из этого следует, что Вселенские Соборы действительно могли ошибаться.
СТОРОНА "А"
Есть ли конкретные примеры ошибочных решений Вселенских Соборов?
СТОРОНА "Б"
Например, 16-е правило Шестого Вселенского Собора исправляет ошибку, допущенную в 15-м правиле Святого Поместного Неокесарийского Собора. 15-е правило Неокессарийского собора: «По первоначальному правилу, диаконам седми быти должно, аще и весьма велик град. В сем удостоверен будеши из книги Деяний апостольских». Правило 16-е Шестого вселенского собора: «Поелику в книге Деяний Апостольских предано, яко седмь диаконов поставлены от апостолов: отцы же неокесарийскаго собора, в постановленных ими правилах, ясно рассуждали, что седмь диаконов должны быти по правилу, хотя бы то было и в весьма великом граде, удостоверяя в сем книгою Деяний: того ради мы, сличив мысль отцов с изречением апостолов, обрели, что у них было слово не о мужах служащих таинствам, но о служении в потребностях трапез. Ибо в книге Деяний написано тако: во днех онех умножившимся учеником, бысть роптание эллинов ко евреом, яко презираеми бываху во вседневном служении вдовицы их. Призвавше же двунадесять множество ученик, реша: не угодно есть нам оставльшим слово Божие, служити трапезам. Усмотрите убо, братие, мужи от вас свидетельствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, ихже поставим над службою сею: мы же в молитве и служении слова пребудем. И угодно бысть слово сие пред всем народом: и избраша Стефана, мужа исполнена веры и Духа Свята, и Филиппа и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая, пришельца антиохийскаго, ихже поставиша пред апостолы (Деян. 6:1-6). Сие изъясняя учитель церкви Иоанн Златоустый, тако беседует: удивления достойно, како не разделися народ при избрании мужей, како не отринуты им апостолы. Но должно ведати, какое достоинство имели сии мужи, и какое прияли рукоположение: в степень ли диаконов, но оныя не было в церквах; в должность ли пресвитеров, но еще не было никакого епископа, а токмо были одни апостолы. Сего ради думаю, что ни имя диаконов, ни пресвитеров не было известно и употребительно. На основании сего и мы проповедуем, яко вышереченные седмь диаконов не должны приемлемы быти за служителей таинствам, по изложенному учению, но суть те, которым поручено было домостроительство для общей потребности тогда собранных: и они были для нас в сем случае образцем человеколюбия и попечения о нуждающихся».
Даже этого примера достаточно.
СТОРОНА "А"
С этим нельзя согласиться, поскольку Святые Отцы Шестого Вселенского Собора лишь истолковали 15-е правило Неокесарийского Собора, а не исправили его. Об этом говорят все православные канонисты: Вальсамон, Зоннара и т.д. Согласно учению Церкви, Определения Вселенских Соборов непогрешимы и не подлежат критике или обсуждению. Каждый христианин обязан тщательно исполнять Соборные постановления, а нарушив их в чем-либо, исправлять это покаянием.
СТОРОНА "Б"
Допустим, здесь не было ошибки, но только истолкование. Но неужели можно отрицать, что в отделении монофизитских христианских общин от Вселенской Церкви большую роль сыграли отнюдь не богословские, а политические реалии того времени?
СТОРОНА "А"
При отпадении человека в ересь ключевую роль играет его гордыня. «Она - плод гордыни, этой причины падения падших ангелов», – пишет свт. Инатий (Брянчанинов). Святые Отцы, движимые Духом Святом, понимали, что причина ереси - не в политической плоскости, а области аскетической, в области страстей человеческих, в которой они не в пример нам прекрасно разбирались.
СТОРОНА "Б"
В настоящее время наша Церковь руководствуется новым пониманием проблемы Восточных нехалкидонских церквей и ведет с ним богословский диалог, имеющий целью преодоление разделений.
СТОРОНА "А"
Практика, не имеющая опоры в святоотеческой традиции, не может служить для нас примером и оправданием своих действий. В Православии новизна есть синоним чего-то ошибочного, неосновательного. Всесовершенство Господа не могло не отразиться и на основанной им Церкви.
СТОРОНА "Б"
Но Церковь же раскрывает учение Христа. Иначе чем тогда занимались Вселенские соборы?
СТОРОНА "А"
Она не изобретает новых учений, а, пользуясь Священным Писанием и Священным Преданием, разрешает все волнующие церковную полноту вопросы в духе святоотеческой традиции. Потому учение о том, что Вселенские Соборы могли ошибаться, является лжеучением, не имеющим ничего общего с Православием.
ДИСПУТ:
СТОРОНА "Б"
Святые отцы, утверждавшие соборные определения, не всегда правильно оценивали ситуацию. По данной причине их решения зачастую применимы только к тому времени, а из этого следует, что Вселенские Соборы действительно могли ошибаться.
СТОРОНА "А"
Есть ли конкретные примеры ошибочных решений Вселенских Соборов?
СТОРОНА "Б"
Например, 16-е правило Шестого Вселенского Собора исправляет ошибку, допущенную в 15-м правиле Святого Поместного Неокесарийского Собора. 15-е правило Неокессарийского собора: «По первоначальному правилу, диаконам седми быти должно, аще и весьма велик град. В сем удостоверен будеши из книги Деяний апостольских». Правило 16-е Шестого вселенского собора: «Поелику в книге Деяний Апостольских предано, яко седмь диаконов поставлены от апостолов: отцы же неокесарийскаго собора, в постановленных ими правилах, ясно рассуждали, что седмь диаконов должны быти по правилу, хотя бы то было и в весьма великом граде, удостоверяя в сем книгою Деяний: того ради мы, сличив мысль отцов с изречением апостолов, обрели, что у них было слово не о мужах служащих таинствам, но о служении в потребностях трапез. Ибо в книге Деяний написано тако: во днех онех умножившимся учеником, бысть роптание эллинов ко евреом, яко презираеми бываху во вседневном служении вдовицы их. Призвавше же двунадесять множество ученик, реша: не угодно есть нам оставльшим слово Божие, служити трапезам. Усмотрите убо, братие, мужи от вас свидетельствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, ихже поставим над службою сею: мы же в молитве и служении слова пребудем. И угодно бысть слово сие пред всем народом: и избраша Стефана, мужа исполнена веры и Духа Свята, и Филиппа и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая, пришельца антиохийскаго, ихже поставиша пред апостолы (Деян. 6:1-6). Сие изъясняя учитель церкви Иоанн Златоустый, тако беседует: удивления достойно, како не разделися народ при избрании мужей, како не отринуты им апостолы. Но должно ведати, какое достоинство имели сии мужи, и какое прияли рукоположение: в степень ли диаконов, но оныя не было в церквах; в должность ли пресвитеров, но еще не было никакого епископа, а токмо были одни апостолы. Сего ради думаю, что ни имя диаконов, ни пресвитеров не было известно и употребительно. На основании сего и мы проповедуем, яко вышереченные седмь диаконов не должны приемлемы быти за служителей таинствам, по изложенному учению, но суть те, которым поручено было домостроительство для общей потребности тогда собранных: и они были для нас в сем случае образцем человеколюбия и попечения о нуждающихся».
Даже этого примера достаточно.
СТОРОНА "А"
С этим нельзя согласиться, поскольку Святые Отцы Шестого Вселенского Собора лишь истолковали 15-е правило Неокесарийского Собора, а не исправили его. Об этом говорят все православные канонисты: Вальсамон, Зоннара и т.д. Согласно учению Церкви, Определения Вселенских Соборов непогрешимы и не подлежат критике или обсуждению. Каждый христианин обязан тщательно исполнять Соборные постановления, а нарушив их в чем-либо, исправлять это покаянием.
СТОРОНА "Б"
Допустим, здесь не было ошибки, но только истолкование. Но неужели можно отрицать, что в отделении монофизитских христианских общин от Вселенской Церкви большую роль сыграли отнюдь не богословские, а политические реалии того времени?
СТОРОНА "А"
При отпадении человека в ересь ключевую роль играет его гордыня. «Она - плод гордыни, этой причины падения падших ангелов», – пишет свт. Инатий (Брянчанинов). Святые Отцы, движимые Духом Святом, понимали, что причина ереси - не в политической плоскости, а области аскетической, в области страстей человеческих, в которой они не в пример нам прекрасно разбирались.
СТОРОНА "Б"
В настоящее время наша Церковь руководствуется новым пониманием проблемы Восточных нехалкидонских церквей и ведет с ним богословский диалог, имеющий целью преодоление разделений.
СТОРОНА "А"
Практика, не имеющая опоры в святоотеческой традиции, не может служить для нас примером и оправданием своих действий. В Православии новизна есть синоним чего-то ошибочного, неосновательного. Всесовершенство Господа не могло не отразиться и на основанной им Церкви.
СТОРОНА "Б"
Но Церковь же раскрывает учение Христа. Иначе чем тогда занимались Вселенские соборы?
СТОРОНА "А"
Она не изобретает новых учений, а, пользуясь Священным Писанием и Священным Преданием, разрешает все волнующие церковную полноту вопросы в духе святоотеческой традиции. Потому учение о том, что Вселенские Соборы могли ошибаться, является лжеучением, не имеющим ничего общего с Православием.
Источник: http://dobrievesty.ru