Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Жемчужина зодчества в сердце третьего Рима 22.04.2015

Жемчужина зодчества в сердце третьего Рима

Вот и подошла к концу зима… Когда на тонкой корочке оплавившихся сугробов заиграют искрами лучи солнца, когда холодные краски дальних лесов и перелесков сменятся теплыми, а ветер принесет невесть откуда взявшийся запах земли, – тогда сердце, первым уловившее дыхание наступающей весны, наполняется светлой радостью. А за ней, этой вечно юной и цветущей весной, вскоре грянет и зрелое лето с его изобилием домашних плодов, лесных ягод и грибов. Для Москвы же придет пора одного из ее наиболее значимых праздников – памяти святого Василия Блаженного.
Храм, в котором почивают его благодатные мощи, имеет парадоксальную известность – о нем знают абсолютно все, и одновременно – о нем почти никто ничего не знает. Как это часто бывает с заложниками собственной знаменитости, его история, детали, события, с ним связанные, – все это в прямом смысле продолжает оставаться неизвестным. Весь мир, что называется, с закрытыми глазами видит и помнит этот образ с его праздничным, не превзойденным более ни в одной храмовой архитектуре, убранством. Он – символ России в ее центре, в ее сердце, Москве – Третьем Риме. Но если спросить какого-либо среднестатистического гражданина нашей страны об истории храма, то в лучшем случае он скажет, что этот храм построил Иван Грозный, да прибавит распространенную легенду, что Царь якобы приказал ослепить строителей, дабы те нигде не смогли воспроизвести ничего подобного по совершенству. Истоки этого мифа, который вбивается в головы наших детей со школьной скамьи, восходят к «объективным воспоминаниям» еретичествовавших западных путешественников, ненавидевших молодое русское государство и его благочестивого Царя. До сих пор неизвестно ни одного достоверного источника, который бы подтвердил факт об ослеплении… На этом, собственно, познания большинства наших соотечественников о храме Василия Блаженного заканчиваются. Между тем каждый русский должен знать настоящую историю этого архитектурного шедевра, значащего для Москвы почти то же, что для Константинополя храм святой Софии, ну, или, по крайней мере, Влахернский храм.

Храм Покрова на Рву, – таково его первоначальное название, – действительно был построен при благочестивом Царе Иоанне Васильевиче IV, Грозном. В 1552 году, собираясь в поход на Казанское ханство, Государь дал Господу и Его Пречистой Матери обет в случае успешного завершения своего предприятия возвести храм. И этот последний царский поход на Казань увенчался блестящим успехом. Ханство, почти век постоянно угрожавшее Руси и разорявшее ее набегами и грабежами, прекратило свое существование, а при взятии Казани вышли на свободу около ста тысяч русских пленников, томившихся в татарской неволе.
Во исполнение обета глубоко верующий наш великий Самодержец в июне 1555 года приказал гениальным русским зодчим Постнику Яковлеву и Ивану Барме заложить храм в девять престолов, строительство которого продолжалось шесть лет.

Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы, поскольку именно 1/14 октября начался штурм татарской столицы. Второй престол освящен в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины, в день памяти которых 2/15 октября цитадель одного из последних остатков Золотой Орды пала при атаке русских воинов. Третий – сооружен в честь трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла Нового, в праздник которых 30 августа / 12 сентября Царь наголову разгромил на Арском поле близ Казани войско татарского Царевича Епанчи, направлявшегося из Крыма на помощь осажденным соплеменникам. Четвертый придел – во имя прославленного накануне строительства собора в 1547 году нового русского чудотворца преподобного Александра Свирского. Придел же Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца был возведен в похвалу иконы святителя, явившейся во дни царствования Иоанна Васильевича в городе Хлынове на реке Великой. В 1555 году Царь приказал перенести этот образ в столицу. Святыня была торжественно встречена благочестивым Государем с «новокрещеными цари казанскими» и митрополитом Макарием, который повелел сделать точный список с иконы, впоследствии помещенный в этом приделе. Еще один придел освящен во имя преподобного Варлаама Хутынского, покровителя Царского рода. Церковь святителя Григория, просветителя Армении (память 30 сентября/13 октября), возведена в память о взрыве Арской башни Казанского кремля, произошедшем в этот день. Еще два придела посвящены Входу Господню в Иерусалим и Святой Троице.

Во время строительства собора скончался известный всей Москве царский друг – блаженный Василий, Христа ради юродивый. В его честь собор и получил свое второе, более распространенное, имя. Удивительна жизнь этого святого угодника!
Раб Божий Василий родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. Родители его, крестьяне, отдали сына учиться сапожному ремеслу. В это время Святый Дух уже обильно почил на блаженном. Однажды в мастерскую, где он трудился, зашел некий купец и попросил сшить ему сапоги, которые не износились бы за год. Василий со слезами ответил заказчику: «Сошьем тебе такие, что и не износишь». Когда купец ушел, хозяин мастерской поинтересовался у юродивого, почему он прослезился и что значат его слова. Тогда юноша поведал, что купец скоро умрет, так и не воспользовавшись новой обувью. Через несколько дней его предсказание исполнилось.
В 16-летнем возрасте Господь призвал Василия к одному из наиболее трудных духовных подвигов – юродству Христа ради. Подъемлющие это бремя подвижники как бы отрекаются от главного достояния человека, дарованного ему Творцом, – разума. Впрочем, блаженные отвергают не разум как таковой. Они прекрасно помнят и понимают предписания гражданского законодательства и общественного приличия, но сознательно пренебрегают ими ради свободного служения Христу и более точного исполнения Его заповедей, зачастую подавляемых законами мира сего.
Так поступал и блаженный Василий. Он переворачивал лотки у торговцев хлебом, выливал из бутылок продававшийся квас, за что разгневанные хозяева товара избивали его. Но он радостно, со смирением и кротостью все терпел, воздавая благодарение Господу. Потом же оказывалось, что хлебы те были испечены некачественно, да и квас не годен к употреблению.
Юродивые покорно и простодушно принимают все случавшиеся с ними скорби, таким образом упражняясь в стяжании добродетелей терпения, смирения и всепрощения. Кроме того, при помощи «безумных» поступков они скрывают свои подвиги, как завещал Спаситель (см.: Мф. 6, 2–18). Вместе с тем эти рабы Божии соблюдают и еще одну заповедь Христа: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Там же. 18, 3).
Действительно, юродивые поведением своим напоминают больше не сумасшедших, а младенцев, которые также не смущаются общественными приличиями и гражданскими законами. Только младенцы совершают это по возрастному недомыслию, не успев еще усвоить общепринятые нормы поведения, а юродивые младенчествуют ради спасения.
Блаженный Василий тоже младенчествовал во Христе, зимой и летом ходя нагим. Зачем он это делал? Во-первых, так святой в совершенстве исполнил заповедь об отречении от мира и всех его благ. На другую же причину указывает церковный тропарь: «Якоже солнце и луна наготою своею не срамляются, тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся, восприят бо ризу Адама превозданнаго, юже он ношаше прежде в раи, ты же сию на земли носил еси…»
Современники высоко почитали его за нелицемерное благочестие, и даже сам Царь Иоанн не считал зазорным приглашать блаженного к своей трапезе. На одной из таких встреч произошел следующий случай. Государь трижды наполнял чашу святого Василия, а тот раз за разом выплескивал ее содержимое в окно. Иоанн Васильевич оскорбился таким поведением святого и потребовал объяснений. Блаженный отвечал, что тушил огонь в Великом Новгороде. Позже из Новгорода к Государю прибыли бояре, доложившие, что там начался было страшный пожар, но в небе явился некий нагой человек и прекратил его. После этого Грозный Самодержец стал более внимательно относиться к «странностям» святого Василия. Когда 2 августа 1557 года тот скончался, Царь лично, вместе со своими приближенными нес его гроб. Спустя 31 год, блаженный Василий был причислен к лику святых. В том же году над местом его погребения к собору Покрова на Рву пристроили еще один придел в его честь. Были обретены мощи святого, с тех пор открыто почивающие в этом храме.

В той же церкви, в подклети, находятся мощи другого блаженного – Христа ради юродивого Иоанна по прозванию Большой Колпак.
Родился святой в первой половине XVI века, в Вологодском крае, и в молодости трудился на солеварнях. Когда Господь призвал его к подвигу юродства, он ушел в Ростов Великий, где с благословения духовника, возложив на себя вериги и тяжелый железный колпак, терпеливо приступил к прохождению этого поприща. Известно, что блаженный был сподвижником преподобного Иринарха Ростовского. В последние годы жизни по указанию Божию он перешел в столицу, где, подражая святому Василию, и летом, и в зимнюю стужу ходил почти раздетым.

Подвижник не тяготился каким-либо лицеприятием, высказывая правду как незнатным, так и сильным мира сего. Господь же сподобил его дара чудотворения. Однажды святой Иоанн проходил мимо больного и будто случайно наступил ему на пораженную недугом ногу, которая тут же стала здоровой. Господь открыл юродивому время его кончины, и он испросил у настоятеля Покровского храма место для своего погребения. Блаженный Иоанн почил 3 июля 1589 года, на следующий год после прославления святого Василия, и был погребен недалеко от него. Во время похорон юродивого получил исцеление человек, 20 лет страдавший глазной болезнью. Нетленные мощи святого были обретены в 1672 году. Но, к сожалению, подклеть, в которой они почивают, в настоящее время недоступна для паломников и посетителей собора.

С Покровским собором связано имя и еще одного великого угодника Божия – священномученика протоиерея Иоанна Восторгова, бывшего его последним настоятелем в годы советской власти.
Отец Иоанн родился 20 января 1864 года в станице Новоалександровской Ставропольской губернии, в семье священника. В 1887 году он окончил Ставропольскую духовную семинарию, а в 1889-м был рукоположен в священный сан и начал свое служение в церкви кубанского села Кирпильского, большая часть населения которого пребывала в «старообрядческом» расколе. Пастырь открыл общество трезвости, устроил церковно-приходскую школу и при любой возможности – не только в храме, но и в быту, на улицах – проповедовал Слово Божие. Его труд принес ощутимые плоды – через год около ста раскольников присоединилось к Церкви.
Вскоре отца Иоанна перевели в Грузинский Экзархат на должность епархиального миссионера. Он выучил сиро-халдейский (ассирийский) язык и во время миссионерской поездки в Персию присоединил к Церкви трех несторианских епископов с их паствой – айсорами.
Вернувшись на Родину в 1905 году, в разгар революционных безпорядков, священномученик вступил в активную борьбу против врагов Бога, Царя и Отечества. Вместе с единомышленниками он участвовал в учреждении московского отдела «Союза Русского Народа» и в издании православно-патриотических газет «Церковность», «Русская Земля», журнала «Верность», на страницах которых обличал виновников русской смуты. Можно сказать, что революция 1905 года захлебнулась отчасти и благодаря активной работе таких людей, как отец Иоанн.

В 1910 году святой совершил поездку по Дальнему Востоку, организовав силами Братства во имя Воскресения Христова заботу о могилах русских воинов, павших в русско-японской войне. В следующем году священник приобрел земельный участок в городе Бари – с целью устройства православной церкви и гостиницы для русских паломников, приезжавших к мощам святителя Николая Чудотворца. В 1913 году отца Иоанна назначили синодальным миссионером, и это послушание он исполнял до конца своих дней. В том же году священник участвовал в освидетельствовании мощей святителя Софрония Иркутского.
Во время Первой мировой войны в Москву, в собор Василия Блаженного из Белостока были перенесены мощи убиенного иудеями святого мученика младенца Гавриила. Отец Иоанн ежедневно служил перед ними молебен, прося Господа о спасении охваченной революционными безпорядками Родины.
После убиения в Киеве митрополита Владимира (Богоявленского) священномученик на Поместном соборе в Москве произнес вдохновенную проповедь, за которую удостоился благодарности Святейшего Патриарха Тихона. В частности, он сказал: «Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния, а для искупления прегрешений народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва, а в жертву всегда избираются лучшие, а не худшие. Вот где тайна мученичества старца митрополита! Чистый и честный, церковно настроенный, правдивый, смиренный митрополит Владимир мученическим подвигом сразу вырос в глазах верующих, и смерть его такая, как и вся жизнь, – без позы и фразы, не может пройти безследно. Она будет искупляющим страданием и призывом и возбуждением к покаянию...» В той же речи святой призвал паству объединяться в союзы для защиты Церкви, а пастырей готовиться к исповедничеству и страданиям за Христа.

20 мая / 2 июня 1918 года отец Иоанн был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. В заключении он вместе с прочими узниками копал могилы для жертв красного террора. 23 августа / 5 сентября того же года пастырь в составе группы других заключенных, среди которых находился епископ Селенгинский Ефрем, а также бывшие царские министры Щеголовитов, Маклаков, Хвостов, сенатор Бельский и иные люди, был расстрелян. Перед казнью все помолились и приняли благословение у епископа Ефрема и отца Иоанна. Протоиерей Иоанн первым подошел к исполнителям приговора и сказал: «Я готов». Палач-богоборец заломил ему руку за спину и выстрелил из револьвера в голову, толкнув тело в заранее вырытую самим священником могилу; затем были казнены и остальные. На солдат произвели огромное впечатление проявленные на пороге смерти хладнокровие и мужество отца Иоанна, Н.А. Маклакова и И.Г. Щеголовитова. Место их погребения осталось неизвестным. На юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году протоиерей Иоанн и епископ Ефрем были причислены к лику святых.

Советская история собора Василия Блаженного полна легенд и противоречий. Известно, что он мешал выходу танковых колонн во время парадов на Красной площади. Необходимость монолитным колоннам распадаться, огибая собор, казалась некоторым вождям даже признаком некоей слабости, унизительной уступкой «старому миру». Но каким-то чудом, возможно, благодаря уникальной архитектуре (или заступничеству свыше?) собор не был разрушен. Так или иначе, советские вожди не решились трогать эту жемчужину зодчества. Замечательно, что в последние годы богослужения в соборе возобновились и верующие вновь обрели возможность возносить молитвы у его святынь.

У каждого из нас своя просьба к блаженному Василию. Изображенный с простертыми руками, обращенными ко Господу, на фоне Московского Кремля, святой словно прислушивается к воззваниям поклоняющихся его образу христиан, испрашивая им милости от неисчерпаемых щедрот Божиих. И хочется обо всем ему рассказать – обо всех своих скорбях и нуждах, принести молитву о своих близких, чтобы ходатайство святого, а также блаженного Иоанна и священномученика Иоанна, как дождь, низвели на всех нас Господню благодать, подавая помощь и исцеление всему народу русскому, всей Святой Руси!

Александр МАЛИНИН
Источник: Газета "Православный крест" № 128


<-назад в раздел

Русский календарь