19.04.2015
<-назад в раздел
Вера и неверие – вопрос выбора. Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Сегодня мы вспоминаем, как воскресший Господь наш Иисус Христос через семь дней после Своего восстания от гроба снова явился апостолам. Теперь – для уверения одного из Своих учеников, для утверждения веры апостола Фомы. И хотя последователи Христовы уже не раз становились свидетелями великих чудес, которые совершал их Наставник, однако восстание из мертвых, Воскресение с телом необыкновенным, не с таким как у воскресшего четверодневного Лазаря, – с преображенным, способным проходить сквозь закрытые двери, но при этом и могущим употреблять обыкновенную земную пищу – такое Воскресение из мертвых поражало учеников. И поэтому они со смешанным чувством страха и восторга рассказывали о явлении им воскресшего Христа апостолу Фоме. Но сей апостол, не лицезревший до сих пор Христа, говорил им: «Пока не увижу на руках Его ран от гвоздей и не потрогаю своей рукой Его тело – не буду вам верить» (см.: Ин. 20, 25). Почему он не хотел верить своим ближайшим друзьям, которые, конечно, его не обманывали? Ведь и апостолов, и Фому с ними в течение трех лет постоянно окружали удивительные чудеса Христовы…
Святое Евангелие достаточно сдержанно говорит о внутренних переживаниях людей, и поэтому первоначальное неверие Фомы нам необходимо понять. Дело в том, что апостол Фома очень горячо любил Христа. Он не хотел верить даже своим собратьям, потому что желал веровать только Христу. Личность Спасителя стала его личной жизнью. И поэтому ему было непонятно, как могло случиться так, что другие уже видели воскресшего Иисуса, а он – еще нет. Он был внутренне убежден, что Христос должен явиться ему первому – ведь он так любит своего Учителя, и Учитель, знающий глубины человеческого сердца, конечно, ведает о его любви и преданности. Поэтому, считает Фома, вряд ли Иисус мог предстать его друзьям, а ему – не явиться. Вот откуда «блаженное неверие» святого апостола, как называется это чувство в церковных песнопениях.
Фома любил Христа и был готов умереть с Ним – он сам говорил об этом, когда перед Лазаревой субботой Иисус направлялся в Иудею, где враги Божии уже приняли решение убить Его. Ученики тогда отговаривали Господа от этого путешествия, а Фома сказал собратьям: «Идем и умрем вместе с Ним» (см.: Там же. 11, 16). Но ни он, ни другие апостолы еще не понимали, что любовь ко Христу не должна быть слишком эмоциональной или эгоистичной, слишком по-человечески горячей и несмиренной, не допускающей в свою область других. Любовь ко Христу должна быть в Духе Святом, не от мира сего. Ученики до поры не осознавали, что во Христе неразрывно соединены два начала – Божественное и человеческое. Но, не умея еще выразить в мыслях и словах свое понимание Христа, они интуитивно правильно верили в Него как в Богочеловека.
От неверующих людей часто можно услышать: «Если не увижу, если наука не докажет существование Бога – то не поверю». Наука, настоящая, современная, пришла к пониманию того, что мир создан Великим Разумом, и в каждой живой клетке заложена некая программа, по которой эта клетка действует, как будто она разумная. И в глобальных явлениях природы, не обладающей разумом, наблюдается невероятно разумный порядок; вся вселенная действует по законам, которые выявляют наличие Законодателя, т. е. Творца. Но люди – и ученые, и не ученые – все равно делятся на верующих и неверующих, потому что вера в Бога – это вопрос духовно-нравственный, а не только научный. В отличие от всей природы Бог даровал человеку Свои образ и подобие, т. е. свободу выбирать и любить. Нам дано право: свободно избрать и возлюбить Бога, своего Создателя, или предпочесть ему самого себя, иного человека, какие-то вещи... Вот в этом выборе и состоит ответ на вопрос о вере или неверии в Бога.
Люди, которые считают для себя унизительным повиноваться Богу, никакими научными доказательствами не могут быть убеждены в существовании Творца. Поэтому Христос и не явился в Своем воскресшем теле книжникам, фарисеям и неверующим, но зато показался Фоме, вопиявшему о своем неверии. Вера в Бога была главным делом для Фомы. Когда он встретил Христа – Человека, учившего о Боге-Отце и Царстве Божием, раскрывая великую тайну Божественной любви, – то стал Его учеником и постепенно проникся сознанием, что во Христе действует Сам Бог. Любовь Иисуса к Своему Богу-Отцу зажгла сердце апостола, и в нем соединились любовь к Богу и к своему Учителю – Христу. Фома понял, что если он не будет рядом со Христом, значит, рядом с ним не будет Бога, и жизнь потеряет смысл. Трудно представить, что он испытывал целую неделю после рассказа других апостолов о явлении Воскресшего Спасителя. Но вот, Промысел Божий снисшел к его любящему сердцу, и Воскресший Господь предстал перед ним и остальными учениками. «Посмотри Мои язвы от гвоздей и потрогай меня своими руками, – говорит ему Христос, – и не будь неверующим, но будь верующим» (см.: Там же. 20, 27). Изумленный Фома, не смея прикоснуться ко Христу, падая перед Ним на колени, восклицает из глубины своего существа: Господь мой и Бог мой! (Там же, 28). Вот так по тексту Евангелия получается, что Фома первым из учеников признает Христа истинным Богом.
Признавать живого Человека, пусть даже необыкновенного, Богом – это очень рискованно, очень непросто. Только любящее сердце способно почувствовать то, что для разума недоступно. Благодать Духа Святаго открыла апостолу Фоме духовные очи, и он в благоговейном трепете узрел во Христе Того, ради Которого он живет на земле – Самого Творца. Христос же в назидание другим говорит Фоме: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Там же, 29). Эти слова стали для нас с вами великим утешением и надеждой на спасение. Ибо мы, не видевшие Спасителя лицом к лицу, веруем в Него. И молимся Ему, чтобы вера наша не оскудевала, а преумножалась. Фома после этого события был готов на любые испытания и страдания за Христа – и чем больше страданий, тем лучше, тем радостней, ибо этим он мог доказать свою любовь и преданность возлюбленному Господу.
И мы с вами – тоже имеем это великое обещание от нашего Воскресшего Спасителя – обещание за твердую веру получить блаженство вечное. Мы должны понять для себя, что вопрос веры или неверия – это вопрос выбора: или свободной любви к Богу, или ложного самолюбия, которое всегда оборачивается рабством диаволу, и, в конце концов, это – вопрос о жизни или смерти.
И вера состоит не только в том, чтобы признавать существование Бога, но и в том, чтобы ощущать Его как безконечно дорогого и любимого Отца и Спасителя, а Христа, Сына Божия – как личного Спасителя, без Которого жизнь невозможна. И блаженны мы, если в терпении, в твердой вере во всеобщее воскресение из мертвых ожидаем Его появления на земле. Чтобы Он взял нас от этой юдоли плача на Небо, и мы смогли совершить переход от рабства земного к свободе и славе детей Божиих. Ибо Христос – наша Пасха, «двери райские нам отверзающая!»
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Святое Евангелие достаточно сдержанно говорит о внутренних переживаниях людей, и поэтому первоначальное неверие Фомы нам необходимо понять. Дело в том, что апостол Фома очень горячо любил Христа. Он не хотел верить даже своим собратьям, потому что желал веровать только Христу. Личность Спасителя стала его личной жизнью. И поэтому ему было непонятно, как могло случиться так, что другие уже видели воскресшего Иисуса, а он – еще нет. Он был внутренне убежден, что Христос должен явиться ему первому – ведь он так любит своего Учителя, и Учитель, знающий глубины человеческого сердца, конечно, ведает о его любви и преданности. Поэтому, считает Фома, вряд ли Иисус мог предстать его друзьям, а ему – не явиться. Вот откуда «блаженное неверие» святого апостола, как называется это чувство в церковных песнопениях.
Фома любил Христа и был готов умереть с Ним – он сам говорил об этом, когда перед Лазаревой субботой Иисус направлялся в Иудею, где враги Божии уже приняли решение убить Его. Ученики тогда отговаривали Господа от этого путешествия, а Фома сказал собратьям: «Идем и умрем вместе с Ним» (см.: Там же. 11, 16). Но ни он, ни другие апостолы еще не понимали, что любовь ко Христу не должна быть слишком эмоциональной или эгоистичной, слишком по-человечески горячей и несмиренной, не допускающей в свою область других. Любовь ко Христу должна быть в Духе Святом, не от мира сего. Ученики до поры не осознавали, что во Христе неразрывно соединены два начала – Божественное и человеческое. Но, не умея еще выразить в мыслях и словах свое понимание Христа, они интуитивно правильно верили в Него как в Богочеловека.
От неверующих людей часто можно услышать: «Если не увижу, если наука не докажет существование Бога – то не поверю». Наука, настоящая, современная, пришла к пониманию того, что мир создан Великим Разумом, и в каждой живой клетке заложена некая программа, по которой эта клетка действует, как будто она разумная. И в глобальных явлениях природы, не обладающей разумом, наблюдается невероятно разумный порядок; вся вселенная действует по законам, которые выявляют наличие Законодателя, т. е. Творца. Но люди – и ученые, и не ученые – все равно делятся на верующих и неверующих, потому что вера в Бога – это вопрос духовно-нравственный, а не только научный. В отличие от всей природы Бог даровал человеку Свои образ и подобие, т. е. свободу выбирать и любить. Нам дано право: свободно избрать и возлюбить Бога, своего Создателя, или предпочесть ему самого себя, иного человека, какие-то вещи... Вот в этом выборе и состоит ответ на вопрос о вере или неверии в Бога.
Люди, которые считают для себя унизительным повиноваться Богу, никакими научными доказательствами не могут быть убеждены в существовании Творца. Поэтому Христос и не явился в Своем воскресшем теле книжникам, фарисеям и неверующим, но зато показался Фоме, вопиявшему о своем неверии. Вера в Бога была главным делом для Фомы. Когда он встретил Христа – Человека, учившего о Боге-Отце и Царстве Божием, раскрывая великую тайну Божественной любви, – то стал Его учеником и постепенно проникся сознанием, что во Христе действует Сам Бог. Любовь Иисуса к Своему Богу-Отцу зажгла сердце апостола, и в нем соединились любовь к Богу и к своему Учителю – Христу. Фома понял, что если он не будет рядом со Христом, значит, рядом с ним не будет Бога, и жизнь потеряет смысл. Трудно представить, что он испытывал целую неделю после рассказа других апостолов о явлении Воскресшего Спасителя. Но вот, Промысел Божий снисшел к его любящему сердцу, и Воскресший Господь предстал перед ним и остальными учениками. «Посмотри Мои язвы от гвоздей и потрогай меня своими руками, – говорит ему Христос, – и не будь неверующим, но будь верующим» (см.: Там же. 20, 27). Изумленный Фома, не смея прикоснуться ко Христу, падая перед Ним на колени, восклицает из глубины своего существа: Господь мой и Бог мой! (Там же, 28). Вот так по тексту Евангелия получается, что Фома первым из учеников признает Христа истинным Богом.
Признавать живого Человека, пусть даже необыкновенного, Богом – это очень рискованно, очень непросто. Только любящее сердце способно почувствовать то, что для разума недоступно. Благодать Духа Святаго открыла апостолу Фоме духовные очи, и он в благоговейном трепете узрел во Христе Того, ради Которого он живет на земле – Самого Творца. Христос же в назидание другим говорит Фоме: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Там же, 29). Эти слова стали для нас с вами великим утешением и надеждой на спасение. Ибо мы, не видевшие Спасителя лицом к лицу, веруем в Него. И молимся Ему, чтобы вера наша не оскудевала, а преумножалась. Фома после этого события был готов на любые испытания и страдания за Христа – и чем больше страданий, тем лучше, тем радостней, ибо этим он мог доказать свою любовь и преданность возлюбленному Господу.
И мы с вами – тоже имеем это великое обещание от нашего Воскресшего Спасителя – обещание за твердую веру получить блаженство вечное. Мы должны понять для себя, что вопрос веры или неверия – это вопрос выбора: или свободной любви к Богу, или ложного самолюбия, которое всегда оборачивается рабством диаволу, и, в конце концов, это – вопрос о жизни или смерти.
И вера состоит не только в том, чтобы признавать существование Бога, но и в том, чтобы ощущать Его как безконечно дорогого и любимого Отца и Спасителя, а Христа, Сына Божия – как личного Спасителя, без Которого жизнь невозможна. И блаженны мы, если в терпении, в твердой вере во всеобщее воскресение из мертвых ожидаем Его появления на земле. Чтобы Он взял нас от этой юдоли плача на Небо, и мы смогли совершить переход от рабства земного к свободе и славе детей Божиих. Ибо Христос – наша Пасха, «двери райские нам отверзающая!»
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Протоиерей Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва