Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
«О, Пасха, избавление скорби!» 12.04.2015

«О, Пасха, избавление скорби!»

Христос Воскресе!
Пасха, избавление скорби!» – вот слова пасхального богослужения, которыми святая Церковь хочет побудить нас, мои возлюбленные о Христе чада, всецело отдаться радости праздника Светлого Христова Воскресения.
Может быть, некоторые из нас скажут: «Как вместить эти слова в сердца наши, когда мы так тяжко страдаем от скорбей?» Последних всегда было много в нашей жизни и чем далее идет время, тем эти скорби становятся для нас тяжелее и невыносимее. Вот и ныне Господь посетил нас такими бедствиями, каких еще не было доселе. Настали времена, когда от разрушительных изобретений современной культуры нельзя укрыться ни в катакомбах, ни в горах, ни в пустынных местах. Мы являемся свидетелями чудовищного явления в человеческой жизни, когда истребляется смертоносными аэропланами мирное население, вплоть до неповинных женщин и детей.
Теперь становится понятным, каким образом может быть истреблена третья часть живущих на земле людей, что произойдет перед самым Вторым пришествием Господа и о чем говорится в Откровении Иоанна Богослова в таких словах: Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, а изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей (Откр. 9, 17–18).
Итак, от какой же скорби избавляет нас святая Пасха? Несомненно, здесь разумеются не внешние скорби, которые омрачают нашу жизнь и отнимают от нас временное благополучие. Иначе Господь не указал бы на эти скорби как на признак, отличающий Его последователей, сказавши: В мире скорбни будете (Ин. 16, 33). По учению Христа, эти скорби являются для нас даже спасительным путем, которым мы должны идти к вечной блаженной жизни, почему Господь и сказал: Узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 14). А великий апостол Павел видит в этих спасительных для нас скорбях источник утешения Христова еще в земной нашей жизни. Во Втором послании к Коринфянам он говорит: По мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 5).
Какую же надо разуметь скорбь, избавление от которой дарует нам святая Пасха? Пасха, или Светлое Христово Воскресение, есть наше избавление от скорби будущих вечных мучений. А так как причиною этих мучений является грех, то святая Пасха есть избавление нас от порабощения греху, источнику всякой пагубы. Вот почему в ежедневной молитве великого подвижника Киево-Печерской лавры, иеросхимонаха отца Парфения мы находим такие слова: «О, Боже мой, <...> избави мя от единственного и величайшего зла – греха».
Это избавление от греха даруется нам Богом в Таинствах Церкви вместе с благодатию Святаго Духа. А благодать сия, при содействии нашей свободной воли, не только освобождает нас от бремени греха, но сообщает нам божественную силу, чтобы соблюдать спасительные заповеди, достигать святости и быть наследниками райского блаженства. Недаром в пасхальном богослужении святая Пасха ублажается Церковию не только как избавление от скорби, но и как «всех освящающая верных» и «двери райския нам отверзающая»!
Вот от какой скорби избавляет нас святая Пасха и какие блага духовные и вечные она дает нам вместе с этим избавлением!
Да поможет нам Воскресший Господь Спаситель всегда ощущать в себе благодатную силу избавления нас Пасхою от скорби нашего порабощения греху. О, если бы сие избавление совершилось в наших сердцах! Оно даровало бы нам святую жизнь, которая была бы для нас источником божественной радости еще здесь, на земле, согласно словам Христа: Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, <...> радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится (Ин. 15, 10–11).
Однако благодатную силу этой божественной радости во всей полноте мы будем испытывать только в загробной жизни. Эта радость будет так велика, что мы сейчас даже не можем себе ее представить. Предвкушая райское блаженство, святой Иоанн Богослов сказал: Не у явися, что будем: вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть (1 Ин. 3, 2). Испытавши сие блаженство при своем вознесении до третьего неба, святой апостол Павел не мог изобразить его словами. А преподобный Серафим Саровский, удостоенный от Бога такого же дивного откровения, мог только сказать: «Ах, если бы мы знали, какая радость и какой восторг объемлют душу праведного при ее вселении в райские обители, то мы согласились бы во временной сей жизни с полною готовностью терпеть всевозможные скорби, лишь бы нам не лишиться того блаженства, какое Господь уготовал любящим Его».
Ясно, что все наши скорби ничто в сравнении с райским блаженством Небесного Царства. Поэтому пусть светлый праздник Воскресения Христова не омрачается внешними, хотя бы и весьма великими нашими скорбями и страданиями. Будем помнить слова апостола Павла: Нынешния временныя страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18).
Пусть не омрачается в нас радость светлого праздника скорбями и потому, что в борьбе с ними мы не одиноки. С нами всегда Сам Спаситель со Своею благодатною помощью. Над нами простерт всесильный Покров Его Пречистой Матери. Нам всегда готова помощь в скорбях от Безплотных Сил, которые «ныне с нами невидимо служат» Христу. С нами и все святые угодники Божии.
Будем только верными Господу, не будем изменять Ему своими грехами, страстями и пороками. Тогда в нашей жизни осуществятся Его божественные непреложные слова. Не оставлю вас сиры; прииду к вам (Ин. 14, 18), се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Тогда не оставит Он нас с вами, мои возлюбленные о Христе дети, и после нашей смерти, и над нами исполнятся слова Христовы: Добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Там же. 25, 21). Аминь.

Архиепископ
Серафим (СОБОЛЕВ)

Проповеди.
София, 1944. С. 171–173.

<-назад в раздел

Русский календарь