Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
«Русь Святая живет, пока звонит звонарь...» 11.04.2015

«Русь Святая живет, пока звонит звонарь...»

Русь Святая зовет,

Звон плывет, как встарь.

Русь Святая живет,

Пока звонит звонарь.

Из песни иеромонаха

Романа (Матюшина)

 

После Великого Поста наступает самый желанный праздник для каждого православного христианина – светлый день Пасхи. Святые чувства переполняют собравшихся на богослужение людей, и снова в этот день прославляется чудо из чудес – Воскресение Господне. Лица молящихся сияют радостью, теплятся восковые свечи... И вот, наконец, раздается звон колоколов. Ликующие звуки разносятся по всей земле, возвещая великую весть – Христос Воскресе! Ночи и смерти больше нет, есть только Свет и Жизнь, вечная, непрестающая сладость бытия с Господом.

Колокольный звон – неотъемлемая часть праздника, и редакцию «Православного Креста» сегодня заинтересовала именно эта тема. Мы решили задать несколько вопросов священнику Александру Парамонову.

  – Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о колоколах. Для чего они используются в Православной Церкви?   – Колокола – одна из необходимых составляющих православного храма. Как правило, они размещаются на башне, называемой колокольней или звонницей, которая строится над входом в храм или же устанавливается рядом. Колокола имеют нескольких назначений. Во-первых, они созывают верующих на церковную молитву, сообщают им разряд службы (простая, полиелейная или всенощное бдение), а также возвещают православным, не имеющим возможности по какой-то причине находиться в храме, о частях богослужения.

Во-вторых, колокольный звон выражает различные события жизни церковной общины – торжества, встречи высоких гостей, смерти ее членов и т. д.

В-третьих, кроме внешних задач, на физическом уровне, у колокольного звона есть еще и духовный, невидимый, мистический смысл. Так, в чине на освящение колокола испрашиваются благословение и сила Божия, чтобы слышащие его звуки укреплялись в благочестии и вере; чтобы этот звон воздавал хвалу Богу. Кроме того – чтобы им освящался воздух и прогонялись различные обитающие в нем вредоносные силы, утишались и прекращались «бури ветряные, грады же и вихри, и громы страшные, и молнии».

  – Когда и кем колокольный звон был введен в практику христианского богослужения? С какого времени колокола появились на Руси?   – В первые века, из-за языческих гонений, невозможно было открыто созывать верных на богослужение. По прошествии же тяжких времен с этой целью сначала использовались так называемые била (кандии) и клепала – деревянные доски и железные полосы, согнутые в полукруг. Колокола же появились на православном Западе в IV веке, а в Византии – в IX веке.

На Руси это изобретение было введено в обиход с принятием христианства святым равноапостольным князем Владимиром в конце Х века. Но, как это обычно происходит, даже переняв чужое, русский умелец довел его до совершенства. За появлением, хотя и относительно поздним, последовало не просто распространение, а именно невероятное развитие, расцвет искусства создания колоколов на Руси. Если раньше колокола к нам привозили из других православных стран, то уже с XV века, когда в России появились собственные литейные заводы, наши умельцы стали абсолютными и неоспоримыми лидерами в этом производстве. Фактически каждый колокол в ту пору – это произведение искусства, не говоря уже о совершенстве инженерной мысли и литейных технологий. Именно русским мастерам принадлежит изготовление самого большого в мире Царь-колокола весом в 200 тонн, к сожалению, пострадавшего во время пожара в Москве в 1937 году. Самый же крупный из действующих ныне колоколов был установлен на звонницу Троице-Сергиевой лавры в 2004 году. Его вес составляет 78 тонн.

  – Что известно о роли колоколов и их звона в жизни русского человека, об отношении к ним наших предков?  – Колокольный звон всегда сопутствовал бытию Православной Руси. Звоном созывался люд на народные сходы. Заблудившимся в ненастье путникам звон помогал найти дорогу. Им же извещалось о какой-либо опасности или несчастье, например, о пожаре. В трагические для Родины дни колокола призывали народ на защиту Отечества. Звоном приветствовалось победное возвращение русских воинов с поля брани. Еще относительно недавно, в годину гонений на Православие, когда богоборцы грабили церкви и нападали на монастыри, звонари набатом призывали людей на помощь. Многие из них за это лишились жизни и удостоились мученического венца. Позже советская власть запретила колокольный звон, а в наши дни колокола для перечисленных выше целей практически не используются.

До революции в Москве храмов было – «сорок сороков». Только представьте себе ту всеобщую радость и тот душевный подъем, когда на Пасху во всех церквах одновременно начинался колокольный звон! Город погружался в неповторимую праздничную атмосферу, которая наполняла души людей неизъяснимой легкостью и счастьем. К сожалению, мы можем только отчасти, по свидетельствам современников той эпохи, прикоснуться сердцем к особому качеству жизни наших благочестивых предков.

 

– Расскажите о видах колокольного звона и случаях их применения. Есть ли какой-либо устав церковного звона? Что Вы думаете о звонарском искусстве в целом? Насколько сложно им овладеть, нужно ли для этого специальное музыкальное образование?

  – Согласно Уставу, известны несколько видов звона. Первый – благовест. Это мерные удары одного колокола, которыми возвещается о начале богослужения. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном. Трезвон представляет собой одновременный бой в разные колокола в три приема. Благовест совершают перед вечерней, утреней и часами, предшествующими Литургии. Непосредственно перед Литургией мы слышим трезвон. При торжественных богослужениях за благовестом следует также трезвон. А по великим и двунадесятым праздникам, а также на Пасху порядок звона таков: благовест, перезвон, трезвон.

В звонарском деле, как и во всяком искусстве, необходим высокий уровень мастерства, приобретение коего требует времени на обучение и практику, крепкого здоровья, а также желания и усердия. В настоящее время при Патриархии действуют специальные курсы звонарей. Чтобы овладеть данным искусством, музыкальное образование необязательно. Но ритмический слух, умение слышать доли и такты необходимы. При этом замечено – если человек имеет твердое желание послужить Господу таким трудом и просит о помощи свыше, то она ему непременно даруется и он постигает звонарское мастерство.

  – Сегодня все более и более распространяется практика использования так называемых электронных колоколов (это настоящие колокола, но звон на них осуществляется не человеком, а при помощи компьютерной программы – механизмом, состоящим из специальных молотков). Что Вы об этом думаете? Как Вы считаете, электронные колокола недопустимы в принципе, могут применяться в некоторых случаях (например, при отсутствии в той или иной местности звонарей) или это чрезвычайно удобное и практичное новшество, заслуживающее широкого распространения?  – Наряду с прочими церковными послушаниями труд звонаря имеет свои тяготы и скорби. Но также – и утешения, и награду от Господа в Царствии Небесном. Если звонарь будет добросовестно исполнять свое дело, то через это он сможет угодить Богу. Посредством подобных церковных служений и осуществляется миссия Церкви на земле по спасению душ человеческих от греха, смерти и диавола.

Поэтому мое отношение к использованию компьютеров или роботов в качестве звонарей однозначно отрицательное. Получается, что люди, которые могли бы понести это послушание, лишаются возможности спасения через такой подвиг. «Плюс компьютер» в данном случае всегда означает «минус человек». И даже если для колокольного звона электронное устройство программируется человеком, то в их союзе все равно есть что-то, инженерно выражаясь, биокибернетическое. А Господь пришел спасти не роботов или киборгов, а именно человека. Ни роботы, ни киборги в Царствие Небесное не войдут.

Считаю также, что ссылки на отсутствие звонарей, нехватку средств и т. д. – на самом деле лишь благовидные предлоги для того, чтобы с наименьшим сопротивлением внедрить это новшество в церковную жизнь. А причина – неглубокое и неискреннее воцерковление реформаторов, продвигающих такую модификацию.

Вообще, сам вектор модернизации ошибочен. Православная Церковь стоит на неизменности канонов и традиций, и подобные новшества в ее практике, хотя бы и со ссылкой на отсутствие людей или средств, – есть сдача позиций. Ведь если нет в округе звонарей, то следующей проблемой может стать неимение псаломщиков с певчими. И что тогда делать священнику? Неужели установить магнитофон и служить под фонограмму? Или, предположим дальше, у самого батюшки сядет голос. Как же быть? Включить запись службы, выйти и только открывать рот? В конце концов, если процесс технологизации церковного «производства» дойдет до своего логического завершения, то мы получим священника, который будет просто сидеть за пультом управления и лишь нажимать на кнопки: позвонил в колокола – выключил, включил «электронного чтеца» часов, потом – «электронный клирос» и т. д. Но тогда Господу во Царствии Своем – за что награждать такого пастыря? Ведь за него все выполняли машины. Как говорил преподобный Паисий Святогорец, «современные люди делают все, чтобы облегчить Христу расчеты с собой».

Другой момент. Традиции и практика Церкви не должны зависеть от наличия или отсутствия электричества. Например, мировая война или глобальная катастрофа, по попущению Божию, могут лишить нас нынешних удобств. Что тогда? Все равно священнику придется делать работу, не выполненную сегодня, – искать подходящих людей, либо самому учиться звонить и подниматься на колокольню...

Так что оправдания нехваткой средств и людей лукавы. Многовековая церковная практика знает разные способы звона. Например, в монастырских скитах и обителях Афона используется деревянное било. Если мало денег, можно заиметь такое било и отправить кого-нибудь в монастырь – обучиться с ним обращаться. В крайнем случае, коли уж приход очень бедный и звонить совсем некому, священник и сам может ударами в било созывать народ на службу. Иногда электронные колокола – это еще и следствие плохой организации или произволения некоторых священнослужителей, имеющих богатый приход, но желающих сэкономить на звонаре. Бывали случаи использования фонограммы колокольного звона! Но даже на эстраде пение под фонограмму вместо живого звука считается обманом, неполноценным «продуктом», дешевкой. Тем более практика применения электронных колоколов или фонограммы вместо настоящего звона не может быть одобрена Церковью.

 

– Раз уж мы коснулись темы электронных технологий, то сразу возникает и такой вопрос: еще чаще, чем электронные колокола, ныне используются микрофоны и динамики. Ими уже оснащены сотни, если не тысячи храмов в России, – они устанавливаются на стенах, на солеях, прикрепляются к облачениям диаконов и священников, порой присутствуют даже на святых Престолах! Как должен относиться к этому христианин? Решает ли это, на Ваш взгляд, миссионерские задачи, способствует ли лучшему восприятию богослужения прихожанами храма? Какие альтернативные меры можно предложить?

  – Использование микрофонов – тоже большая проблема и искушение. Священник или диакон, ведущие службу с их помощью, иногда не замечают технических неполадок. Не зная, что микрофон отказал, они продолжают «беззвучные» возгласы. Либо напротив – ошибочно полагая, что устройство не работает или уровень звука слаб, едва не кричат, оглушая молящихся. Также микрофонам свойственно «фонить», создавая неприятный шум, вносящий в богослужение суету концертной площадки и вызывающий у людей смущение. Поэтому вместо миссионерского эффекта получается противоположное воздействие. Мы не привлекаем народ к Православию и Церкви, а отталкиваем.

Наши благочестивые предки, да и недавно почившие предшественники, а также многие современные благочестивые пастыри и монахи благополучно обходились и обходятся без всяких католических модернизаций. Обычно в чтецы назначаются люди, имеющие громкий голос. То же касается и диаконов. Священники стараются громче и четче произносить возгласы. Для прихожан же есть замечательный совет преподобного Амвросия Оптинского – если плохо слышно службу, читай про себя Иисусову молитву. А преподобный Серафим Саровский рекомендует вообще всегда за богослужением творить эту молитву.

 

– В дореволюционной России, как известно, велись споры насчет использования в православных храмах электрического освещения. Однако перед современными верующими такой вопрос не стоит – мы не видим в этом ничего странного и предосудительного. В то же время изобретения человеческого разума развиваются и умножаются, и сегодня уже в нашу Церковь грозят проникнуть и электронные книги, и электронные свечи, прочно вошедшие в «богослужебную» практику католиков. Где та грань применения новейших технологий, которую нельзя переступать? Чем мы должны руководствоваться при решении данной проблемы?

  – Использование электрического освещения не вызывает у нас никакой отрицательной реакции лишь в силу нашего духовного невежества. А вот люди, занимающиеся умным деланием, стараются молиться либо при дневном свете, либо при свечах, утверждая, что электрический свет им мешает. На Афоне до сих пор при богослужениях он не используется.

Электрическими «свечами» мы тоже никого не обманем. Один Московский юродивый Христа ради говаривал:«Ни ты Бога, ни Он тебя не обманет». Восковая свеча – это благоприятная жертва Богу. Обычно мы ставим свечи в благодарность Господу или, что бывает чаще, когда чего-то просим. И Господь, и Матерь Божия, и святые угодники нам помогают. А получим ли мы помощь небесную, «зажегши» перед иконой электрическую «свечу»? Примет ли ее Бог? И вообще, кому эта жертва?

Что касается электронных книг, то, когда чин редкий и у батюшки его нет в бумажном варианте, в крайнем случае, возможно, допустимо воспользоваться такой книгой. Это не та же подмена сути предмета, как с фонограммой, но лишь не очень адекватный нашей традиции «носитель». Поэтому при первой возможности надо найти обычную книгу и служить по ней.

Лучше же за разрешением подобных вопросов обращаться к смиренному духовнику, руководствующемуся святыми канонами. А предварительно необходимо просить Господа о его просвещении, чтобы через него познать волю Божию. Крайне важным является также знакомство с учением Церкви, ее законодательством и наследием Святых Отцов. В этих источниках мы можем найти ответы на многие вопросы, но, опять же, с обязательным обсуждением их с духовным наставником. Кроме того, должна быть молитва ко Господу вообще обо всем, чтобы Он помог нам не уклониться от истины. Наконец, Святые Отцы говорят, что надо смотреть за своим сердцем. Если на сердце нет мира, а присутствует некое смущение, то это признак действия лукавого.

  – В современной церковной жизни немало искажений и соблазнов – от неподобающего внешнего вида и поведения отдельных священнослужителей и прихожан, применения смущающих благоговейные души упомянутых выше электронных технологий – и до проповеди неправославных взглядов в стенах храмов. Как вести себя верующим людям, сталкиваясь с такими искушениями? Допустимо ли под предлогом смущения покидать ограду Церкви Христовой?  – Оставлять спасительное церковное лоно нельзя ни в коем случае, и это надо помнить твердо! Нужно походить, поискать другой храм, где смущающих обстоятельств или совсем нет, или они минимальны и не существенны. А особо благоговейным, благочувствительным душам следует беречься от крайностей. Потому что грубых диавол делает еще более грубыми и безчувственными, через это губя их. А тонкие натуры от вражьих наветов становятся еще более уязвимыми и могут погибнуть, уклонившись в раскол. Поэтому всем, терпящим искушения, не надо вверяться своим помыслам, даже если они и кажутся благочестивыми. Обязательно следует открываться духовнику и уже в соответствии с его советом принимать какие-либо решения.


Беседовала Анна Самсонова

Источник: газета «Православный Крест», 7 (127) (от 1 апреля 2015 г.)


<-назад в раздел

Русский календарь