16.03.2015
<-назад в раздел
Профессор Сергей Перевезенцев считает, что проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» необходимо отвергнуть
Предлагаемая к обсуждению «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее «Стратегия») вызывает серьезные вопросы и возражения.
1. В тексте «Стратегии», призванной показать основные цели, методы и средства воспитания подрастающего поколения нет даже упоминания основных традиционных ценностей, на которых предполагается это воспитание строить. Следовательно, совершенно непонятно, как, кого, и на основе каких ценностей нужно воспитывать.
2. В документе заявлено, что «в условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена… переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция». Но в дальнейшем нет ни слова о том, в чем данное «переосмысление» заключается, кроме общих слов. Возникает твердое подозрение, что для авторов «Стратегии» такие понятия как «патриотизм» и «ответственная жизненная позиция» представляются полной абстракцией.
3. В тексте возникает постоянная путаница в понятиях «гражданская идентичность» и «российская идентичность», не говоря о том, что постоянное навязывание абстрактной «российской идентичности» ведет к полному забвению национальных идентичностей, что, естественно, породит со временем новые межнациональные конфликты. Авторы «Стратегии» вновь повторяют катастрофические ошибки советских идеологов в решении национального вопроса, предлагая обществу новую вариацию мифа под названием «советский народ».
4. Концепция фактически снимает с государства всякую ответственность за воспитание подрастающего поколения, когда «утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности». Тезис о «главенстве семьи» повторяется несколько раз. Так среди «Задач Стратегии» в первую очередь поставлены следующие задачи: «создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи; обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности». В свою очередь, среди «Приоритетов государственной политики в области воспитания» на одном из первых мест стоит «поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей».
5. Большинство положений «Стратегии» носят абстрактный характер, не наполнены никаким содержанием, но выражаются только в пустых призывах.
Выводы:
1. Предложенный проект «Стратегии» необходимо отвергнуть, как полностью несоответствующий поставленным целям и задачам.
2. Потребовать вернуть бюджетные средства, затраченные на производство данного документа.
Перевезенцев Сергей Вячеславович, доктор исторических наук, декан историко-филологического факультета Российского православного университета, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова
1. В тексте «Стратегии», призванной показать основные цели, методы и средства воспитания подрастающего поколения нет даже упоминания основных традиционных ценностей, на которых предполагается это воспитание строить. Следовательно, совершенно непонятно, как, кого, и на основе каких ценностей нужно воспитывать.
2. В документе заявлено, что «в условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена… переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция». Но в дальнейшем нет ни слова о том, в чем данное «переосмысление» заключается, кроме общих слов. Возникает твердое подозрение, что для авторов «Стратегии» такие понятия как «патриотизм» и «ответственная жизненная позиция» представляются полной абстракцией.
3. В тексте возникает постоянная путаница в понятиях «гражданская идентичность» и «российская идентичность», не говоря о том, что постоянное навязывание абстрактной «российской идентичности» ведет к полному забвению национальных идентичностей, что, естественно, породит со временем новые межнациональные конфликты. Авторы «Стратегии» вновь повторяют катастрофические ошибки советских идеологов в решении национального вопроса, предлагая обществу новую вариацию мифа под названием «советский народ».
4. Концепция фактически снимает с государства всякую ответственность за воспитание подрастающего поколения, когда «утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности». Тезис о «главенстве семьи» повторяется несколько раз. Так среди «Задач Стратегии» в первую очередь поставлены следующие задачи: «создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи; обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности». В свою очередь, среди «Приоритетов государственной политики в области воспитания» на одном из первых мест стоит «поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей».
5. Большинство положений «Стратегии» носят абстрактный характер, не наполнены никаким содержанием, но выражаются только в пустых призывах.
Выводы:
1. Предложенный проект «Стратегии» необходимо отвергнуть, как полностью несоответствующий поставленным целям и задачам.
2. Потребовать вернуть бюджетные средства, затраченные на производство данного документа.
Перевезенцев Сергей Вячеславович, доктор исторических наук, декан историко-филологического факультета Российского православного университета, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова