Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Можно ли разделить Таинства Исповеди и Причастия? 28.03.2015

Можно ли разделить Таинства Исповеди и Причастия?

В последнее время часто обсуждается вопрос отделения Таинства Исповеди от Причастия. Чем неудовлетворительна существующая в нашей Церкви практика? Можно и нужно ли разделять указанные Таинства? Эти вопросы мы предложили на обсуждение нашим собеседникам.

ДИСПУТ:

СТОРОНА "Б"
Такая необходимость действительно назрела. Таинство покаяния, как известно, появилось не сразу. Древние христиане подходили к Чаше без исповеди. Следовательно, и мы должны делать также, по крайне мере, стремиться к этому.

СТОРОНА "А"
Не совсем понятно, что Вы хотели сказать, но священномученик Киприан Карфагенский, Святой Отец III в., свидетельствует, что в его время появилась новая ненормальная практика, когда грешников допускают до Причастия без Исповеди: «Грешники и в малых грехах должны приносить покаяние в положенное время, по уставу благочиния совершать исповедь, и через возложение руки епископа и священника получать право [литургического] общения. Теперь же, в наше смутное время… [нарушители правил] допускают их к причащению… без принесения ими частной исповеди» (Ep. IX ad cler.n. 2. Nondum poenitentia acta, nondum exomologesi facta, nondum manu eis ab episcopo et clero imposita eucharistia eis datur).

СТОРОНА "Б"
А разве нормально формальное отношение к исповеди, бытующее сейчас: когда священник совершает литургию, а потом (или даже в какие-то моменты параллельно) выходит на исповедь, а там - сто человек? Если он будет лишь читать разрешительную молитву над ними - и на это уже уйдет час. А если начнет слушать грехи – три часа. Это не исповедь, а кощунство над Таинством. А отделение Исповеди от Причастия придаст Таинству Исповеди большую глубину и значение. Люди будут уже к нему готовиться основательно. И для этого можно выбрать, назначить определенное время, когда и священник, и исповедники свободны. Тогда они смогут не спеша все рассказать, поговорить.

СТОРОНА "А"
Тогда Исповедь просто исчезнет из духовной жизни русских православных христиан. Вы не первый и не последний, кто предлагает провести подобную реформу. Еретики-католики ввели это новшество еще на Втором ватиканском соборе, и сейчас исповедь фактически исчезла из обихода католиков.

СТОРОНА "Б"
Ничего подобного: возможно, у католиков, как отпадших от Церкви, действительно так есть. Но вот в Греции нет обязательного соединения Исповеди с Причастием, и при этом Исповедь не исчезла. В Греции миряне исповедуются три раза в год.

СТОРОНА "А"
Обновленческая практика Элладской Церкви не может быть примером для нашей Церкви. Греки, подавляющее их большинство, живущие по новому стилю в своей поместной Церкви, находятся под анафемой трех Великих и Святых Константинопольских Соборов 1583, 1587, 1593 гг., а также под анафемами ряда православных восточных Патриархов. И эти анафемы не остались бездейственными. Например, у греков курение даже для священника уже не считается грехом!

Для нас пример и маяки в духовной жизни - Святые Отцы и их учение. А они советовали исповедоваться как можно чаще. В дореволюционной Оптиной, когда духовная жизнь братии целиком находилась под руководством преподобных Старцев, братия исповедовалась два раза в день: утром и вечером, что позволяло содержать сердце в чистоте. Эта исповедь называлась откровением помыслов и состояла в откровении старцу навязчивых мыслей. Это позволяло побеждать грех на его начальной стадии, пока он не успел развиться и дойти до осуществления на деле. Результатом откровения помыслов был мир души, легкое и радостное настроение, взаимная любовь. Миряне, духовно окормлявшиеся у Старцев, также старались исповедаться как можно чаще и от этого чувствовали великую пользу. Преподобный Иларион Оптинский пишет: «…[О] повседневной исповеди твоей пишешь, что чувствуешь в себе большую перемену и большую чувствуешь пользу, пиша о себе каждый день, и на сердце у тебя легко и хорошо, просишь объяснить твое недоумение, отчего с тобой так? В этом действует Таинство откровения, или Исповеди, которую ты пишешь, объясняя о себе, как на духу. И сама <на опыте> видишь – томившая тебя страшная тоска по написании оставляет – и это всегда так бывает от откровения» (Душеполезные поучения преподобных Оптинских Старцев. Оп. П., 2006. С. 313). Откровение помыслов существовало также в Сарове, на Валааме, в Дивеево и везде, где было старчество. И все старцы говорили о великой пользе этого делания.

Конечно, в наше время мы не можем исповедоваться два раза в день. Нет и таких старцев, какие были раньше, а если и есть, то их единицы, и у них нет возможности принимать всех желающих на откровение помыслов. Но можно открывать помыслы и священнику на Исповеди, и от этого тоже будет большая польза.

А теперь подумаем, если исповедаться один раз в четыре месяца, как получается у греков сейчас, за это время сколько помыслов разовьется и дойдет до дела? Сотни, если не тысячи. Даже из этого простого подсчета видно преимущество частой исповеди, практикующейся в нашей Церкви.

СТОРОНА "Б"
Открывайте эти грехи Богу. Все грехи, кроме хулы на Духа Святого, перечисляются в вечерних молитвах, и их уже не надо открывать священнику.

СТОРОНА "А"
Действительно, приносить покаяние за грехи сразу же после их совершения необходимо, как учит святой Иоанн Кронштадтский. И Господь слышит такое покаяние и прощает нас, грешных. «Возстенай горько, – пишет свт. Иоанн Златоуст, – вспомни о грехах своих, воззри на небо, скажи умом: «помилуй мя, Боже», – и твоя молитва кончена… Кто сказал: «помилуй», тот получил отпущение грехов» (свт. Иоанн Златоуст Пять слов об Анне, Слово 4-е, Беседы на книгу Бытия, т. 2, М., 1993. С. 819). Однако это покаяние не освобождает нас от обязанности исповедовать эти грехи священнику. Ибо Господь сказал: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18).

СТОРОНА "Б"
Но ведь священники причащаются без исповеди. Исповедь перед Причастием для них необязательна.

СТОРОНА "А"
Священник получает при хиротонии особую благодать, которая его очищает и коею он совершает Таинства, даже если он и недостоин их совершать. Но сам священник не получает духовной пользы от священнослужения, если пребывает во грехах. Понимая это, благоразумные священники при возможности стараются как можно чаще исповедаться.

Источник: http://dobrievesty.ru

<-назад в раздел

Русский календарь