23.03.2015
<-назад в раздел
О позиции нашей Церкви по вопросам экуменизма на предстоящем в 2016 году т.н. Всеправославном соборе. Диспут
В конце января - начале февраля этого года состоятся важнейшие церковные форумы, имеющие задачей формулирование общего мнения всего епископата, духовенства и верующего народа нашей Церкви по повестке предстоящего в 2016 г. Всеправославного собора. С 29 по 30 января пройдет очередной пленум Межсоборного присутствия, а 2-4 февраля состоится Архиерейское совещание. И уже далее 15 февраля делегация ОВЦС во главе с митр. Волоколамским Иларионом представит их решения на очередное заседание Всеправославной комиссии в Шамбези делегатам от других Поместных Церквей.
Рассмотрим три вопроса: Связь с другими христианскими конфессиями; Экуменическое движение; Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы. В чем суть этих вопросов? Какова должна быть позиция нашей Церкви по указанным темам?
ДИСПУТ:
СТОРОНА "A"
Фактически, это одна тема — экуменизм. Вторая из разбираемых тем содержит само это понятие в своем названии. В третьей теме экуменический диалог выступает как инструмент для «утверждения христианских идеалов мира, братства и свободы». А первая тема, хотя и не содержит в своем названии термина «экуменизм», однако это типично экуменическая постановка вопроса.
Неслучайно в проектах резолютивных документов, подготовленных Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора в 1968 г., тема экуменизма входит в качестве подпункта в состав проекта «Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Кстати, этим же блоком они обсуждались и на последнем заседании Всеправославной комиссии в Шамбези в сентябре-октябре прошлого года. Таким образом, одновременная постановка этих трех вопросов вполне оправдана и обоснована.
СТОРОНА "Б"
Эти проекты уже устарели. Владыка Иларион в своей речи в Питерской академии, посвященной предстоящему Собору по поводу отношений с другими христианами, заявил: «... к настоящему времени значительная часть данного документа устарела, и он нуждается в серьезной переработке, поскольку с 1986 года многие параметры межхристианского диалога претерпели серьезное изменение. Так, например, ряд протестантских деноминаций уклонился в крайние формы либерализма, узаконив такие явления, как женское священство и женский епископат, однополые союзы и рукоположения состоящих в них в священный сан. В силу этих обстоятельств Русская Православная Церковь прервала диалог с рядом протестантских групп».
Как видим, ничего нарушающего церковное учение в проекте не содержится.
СТОРОНА "А"
С рядом протестантских групп ОВЦС прервала диалог, а с еретиками-монофизитами, папистами и более умеренными протестантскими группами экуменический диалог продолжается. Экуменический диалог избран путем для т.н. «воссоединения», т.е. объединения с еретиками.
А по канонам святых Апостолов и Вселенских Соборов, а также по учению святых Отцов, во-первых, никакого разделения не было и быть не могло, соответственно — не может быть и воссоединения. Имело место постепенное отпадение народов Востока и Запада от Православной Церкви.
«В Церкви никогда не было разделения, было только отпадение от Церкви», от которой «в разное время откалывались и отсекались еретики и раскольники, которые впоследствии перестали быть членами Церкви и частями ее Богочеловеческого Тела», – пишет преп. Иустин Челийский.
Поэтому для них возможно не воссоединение, а только присоединение к Церкви Христовой. Во-вторых, такое присоединение бывает не при помощи экуменических собеседований или совместных молений, каковые практикуются на экуменических форумах и которые нарушают 10 и 45 правила святых Апостолов, а одним из трех чинов – через Крещение, Миропомазание или Покаяние.
СТОРОНА "Б"
Экуменические молитвы сейчас не практикуются, и никто не ведет речь о соединении с инославными. В последнее время налаживается сотрудничество православных с инославными в противостоянии воинствующему секуляризму и борьбе за традиционные нравственные ценности.
СТОРОНА "А"
А как же недавнее совместное моление папы римского с патриархом Константинопольским, во время визита Франциска I в Стамбул в храме святого вмч. Георгия? А как того же патр. Варфоломея совместное моление в том же храме с Бенедиктом XVI в 2006 г., во время которого патриарший архидиакон помянул первым папу, а лишь только потом своего «великого господина и отца»? Как вы это прокомментируете?
СТОРОНА "Б"
Наши иерархи и священники не участвовали в этих молениях.
СТОРОНА "А"
Но у нас идет речь о Всеправославном соборе, который собирает патр. Варфоломей. Он будет председательствовать на нем и стараться провести какие-либо антиканонические новшества. В частности, на последней встрече предстоятелей Поместных Церквей в Стамбуле в марте 2014 г. он устроил им строгий выговор за то, что некоторые из них дерзают не подчиняться решениям Всеправославных совещаний и комиссий, на которых были приняты документы, вводящие экуменические контакты в церковное правовое поле. И ни у кого, в том числе и у представителей нашей Церкви ни до, ни во время встречи, ни после эти речи возражения не нашли.
СТОРОНА "Б"
В официальных церковных СМИ никаких сообщений об этом не было.
СТОРОНА "А"
Информация была опубликована на сайте «Православный Апологет», который занимается переводом наиболее интересных греческих авторов и их статей.
СТОРОНА "Б"
Хорошо, но каким образом можно привязать вопрос мира, братства и свободы к экуменизму?
СТОРОНА "А"
Экуменический диалог в настоящее время избран политическими и церковными деятелями, и, в частности, патр. Варфоломеем, одним из главных инструментов достижения мира, братства и свободы. Разработана целая система — миссия диалога (для установления дружески отношений с представителями иных конфессий с целью поиска ненасильственных путей разрешения конфликтов), миссия примирения (провозглашение возможности примирения людей разных вер, национальности и т.д.), диалог жизни (общение христиан в бытовой и социальной сфере с людьми другого вероисповедания и идеологии, когда они, узнавая друг друга, учатся друг у друга).
СТОРОНА "Б"
Что плохого, если люди разных национальностей и вероисповеданий перестанут враждовать и установят между собой мир?
СТОРОНА "А"
Средства избраны неподходящие, которые осуждаются церковным законодательством и Священным Писанием. Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, говорит св. Ап. Павел (Тит. 3, 10). А движение за мир основано на нарушении этой заповеди. Оно построено на плотном и тесном общении с еретиками, при котором «православные» экуменисты заражаются религиозным индифферентизмом и чуждыми Православию идеями, а потом начинают их транслировать на православную паству. При этом войн в мире становится все больше и больше. Потому что не с того конца начали борьбу за мир.
Свт. Николай Сербский говорит, что «мир – дар Божий и приходит от Бога. Он дается как венец и плод многих нравственных усилий и добродетелей на вершине лестницы, первая ступень которой – покаяние. Прежде мир в человеке, затем между людьми. Сначала мир с Богом, и потом лишь мир с людьми. Каждый православный христианин своей молитвой может послужить установлению мира во всем мире, внести свой вклад в дело утверждения христианских идеалов мира, братства и свободы».
А поскольку наша Церковь именуется Апостольской и Соборной, то Русская Православная Церковь — крупнейшая Поместная Церковь просто обязана проповедовать учение и каноны святых Апостолов и Вселенских Соборов, отстаивать их учение.
Если говорить конкретно по этим трем темам, то необходимо всеправославно обсудить эти темы в свете Апостольских и Соборных канонов и святоотеческого учения и добиться принятия соборных решений в соответствие с церковным законодательством. А именно — призвать православных христиан воздержаться от всевозможных экуменических конгрессов за мир, а взяться ревностно за дело покаяния и добродетели, присоединив к ним молитву о мире, о прекращении войны или вражды. Обратиться к раскольникам и инославным, призвав их к покаянию и возвращению в Церковь, один и два раза. Тех, кто послушает, принять через Покаяние, Миропомазание или Крещение. А с остальными прервать бесполезный и крайне вредный духовно экуменический диалог, восстановив противокатолическую, противомонофизитскую и противолютеранскую миссии.
Наконец, выйти из Всемирного совета церквей из-за полного отсутствия каких-либо добрых плодов на поприще свидетельства инославным об истине Православия путем экуменического диалога.
Рассмотрим три вопроса: Связь с другими христианскими конфессиями; Экуменическое движение; Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы. В чем суть этих вопросов? Какова должна быть позиция нашей Церкви по указанным темам?
ДИСПУТ:
СТОРОНА "A"
Фактически, это одна тема — экуменизм. Вторая из разбираемых тем содержит само это понятие в своем названии. В третьей теме экуменический диалог выступает как инструмент для «утверждения христианских идеалов мира, братства и свободы». А первая тема, хотя и не содержит в своем названии термина «экуменизм», однако это типично экуменическая постановка вопроса.
Неслучайно в проектах резолютивных документов, подготовленных Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора в 1968 г., тема экуменизма входит в качестве подпункта в состав проекта «Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Кстати, этим же блоком они обсуждались и на последнем заседании Всеправославной комиссии в Шамбези в сентябре-октябре прошлого года. Таким образом, одновременная постановка этих трех вопросов вполне оправдана и обоснована.
СТОРОНА "Б"
Эти проекты уже устарели. Владыка Иларион в своей речи в Питерской академии, посвященной предстоящему Собору по поводу отношений с другими христианами, заявил: «... к настоящему времени значительная часть данного документа устарела, и он нуждается в серьезной переработке, поскольку с 1986 года многие параметры межхристианского диалога претерпели серьезное изменение. Так, например, ряд протестантских деноминаций уклонился в крайние формы либерализма, узаконив такие явления, как женское священство и женский епископат, однополые союзы и рукоположения состоящих в них в священный сан. В силу этих обстоятельств Русская Православная Церковь прервала диалог с рядом протестантских групп».
Как видим, ничего нарушающего церковное учение в проекте не содержится.
СТОРОНА "А"
С рядом протестантских групп ОВЦС прервала диалог, а с еретиками-монофизитами, папистами и более умеренными протестантскими группами экуменический диалог продолжается. Экуменический диалог избран путем для т.н. «воссоединения», т.е. объединения с еретиками.
А по канонам святых Апостолов и Вселенских Соборов, а также по учению святых Отцов, во-первых, никакого разделения не было и быть не могло, соответственно — не может быть и воссоединения. Имело место постепенное отпадение народов Востока и Запада от Православной Церкви.
«В Церкви никогда не было разделения, было только отпадение от Церкви», от которой «в разное время откалывались и отсекались еретики и раскольники, которые впоследствии перестали быть членами Церкви и частями ее Богочеловеческого Тела», – пишет преп. Иустин Челийский.
Поэтому для них возможно не воссоединение, а только присоединение к Церкви Христовой. Во-вторых, такое присоединение бывает не при помощи экуменических собеседований или совместных молений, каковые практикуются на экуменических форумах и которые нарушают 10 и 45 правила святых Апостолов, а одним из трех чинов – через Крещение, Миропомазание или Покаяние.
СТОРОНА "Б"
Экуменические молитвы сейчас не практикуются, и никто не ведет речь о соединении с инославными. В последнее время налаживается сотрудничество православных с инославными в противостоянии воинствующему секуляризму и борьбе за традиционные нравственные ценности.
СТОРОНА "А"
А как же недавнее совместное моление папы римского с патриархом Константинопольским, во время визита Франциска I в Стамбул в храме святого вмч. Георгия? А как того же патр. Варфоломея совместное моление в том же храме с Бенедиктом XVI в 2006 г., во время которого патриарший архидиакон помянул первым папу, а лишь только потом своего «великого господина и отца»? Как вы это прокомментируете?
СТОРОНА "Б"
Наши иерархи и священники не участвовали в этих молениях.
СТОРОНА "А"
Но у нас идет речь о Всеправославном соборе, который собирает патр. Варфоломей. Он будет председательствовать на нем и стараться провести какие-либо антиканонические новшества. В частности, на последней встрече предстоятелей Поместных Церквей в Стамбуле в марте 2014 г. он устроил им строгий выговор за то, что некоторые из них дерзают не подчиняться решениям Всеправославных совещаний и комиссий, на которых были приняты документы, вводящие экуменические контакты в церковное правовое поле. И ни у кого, в том числе и у представителей нашей Церкви ни до, ни во время встречи, ни после эти речи возражения не нашли.
СТОРОНА "Б"
В официальных церковных СМИ никаких сообщений об этом не было.
СТОРОНА "А"
Информация была опубликована на сайте «Православный Апологет», который занимается переводом наиболее интересных греческих авторов и их статей.
СТОРОНА "Б"
Хорошо, но каким образом можно привязать вопрос мира, братства и свободы к экуменизму?
СТОРОНА "А"
Экуменический диалог в настоящее время избран политическими и церковными деятелями, и, в частности, патр. Варфоломеем, одним из главных инструментов достижения мира, братства и свободы. Разработана целая система — миссия диалога (для установления дружески отношений с представителями иных конфессий с целью поиска ненасильственных путей разрешения конфликтов), миссия примирения (провозглашение возможности примирения людей разных вер, национальности и т.д.), диалог жизни (общение христиан в бытовой и социальной сфере с людьми другого вероисповедания и идеологии, когда они, узнавая друг друга, учатся друг у друга).
СТОРОНА "Б"
Что плохого, если люди разных национальностей и вероисповеданий перестанут враждовать и установят между собой мир?
СТОРОНА "А"
Средства избраны неподходящие, которые осуждаются церковным законодательством и Священным Писанием. Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, говорит св. Ап. Павел (Тит. 3, 10). А движение за мир основано на нарушении этой заповеди. Оно построено на плотном и тесном общении с еретиками, при котором «православные» экуменисты заражаются религиозным индифферентизмом и чуждыми Православию идеями, а потом начинают их транслировать на православную паству. При этом войн в мире становится все больше и больше. Потому что не с того конца начали борьбу за мир.
Свт. Николай Сербский говорит, что «мир – дар Божий и приходит от Бога. Он дается как венец и плод многих нравственных усилий и добродетелей на вершине лестницы, первая ступень которой – покаяние. Прежде мир в человеке, затем между людьми. Сначала мир с Богом, и потом лишь мир с людьми. Каждый православный христианин своей молитвой может послужить установлению мира во всем мире, внести свой вклад в дело утверждения христианских идеалов мира, братства и свободы».
А поскольку наша Церковь именуется Апостольской и Соборной, то Русская Православная Церковь — крупнейшая Поместная Церковь просто обязана проповедовать учение и каноны святых Апостолов и Вселенских Соборов, отстаивать их учение.
Если говорить конкретно по этим трем темам, то необходимо всеправославно обсудить эти темы в свете Апостольских и Соборных канонов и святоотеческого учения и добиться принятия соборных решений в соответствие с церковным законодательством. А именно — призвать православных христиан воздержаться от всевозможных экуменических конгрессов за мир, а взяться ревностно за дело покаяния и добродетели, присоединив к ним молитву о мире, о прекращении войны или вражды. Обратиться к раскольникам и инославным, призвав их к покаянию и возвращению в Церковь, один и два раза. Тех, кто послушает, принять через Покаяние, Миропомазание или Крещение. А с остальными прервать бесполезный и крайне вредный духовно экуменический диалог, восстановив противокатолическую, противомонофизитскую и противолютеранскую миссии.
Наконец, выйти из Всемирного совета церквей из-за полного отсутствия каких-либо добрых плодов на поприще свидетельства инославным об истине Православия путем экуменического диалога.
Источник: http://dobrievesty.ru