14.03.2015
<-назад в раздел
О позиции нашей Церкви по вопросу поста на предстоящем в 2016 году т.н. Всеправославном соборе
5 февраля завершило свою работу Архиерейское совещание, которое так и не сформулировало (или не огласило?) общего мнения всего епископата, духовенства и верующего народа нашей Церкви по повестке предстоящего в 2016 г. т.н. Всеправославного собора.
15 февраля делегация ОВЦС во главе с митр. Волоколамским Иларионом примет участие в работе очередного заседания Всеправославной комиссии в Шамбези совместно с делегатами от других Поместных Церквей.
Сегодня рассмотрим тему «Вопрос поста в современном мире». В чем суть этого вопроса? Какова должна быть позиция нашей Церкви по данной теме?
ДИСПУТ:
СТОРОНА "Б"
Суть вопроса довольно проста. Имеет каноническое обоснование только Великий пост и пост в среду и пятницу (69 Апостольское правило). Остальные посты возникли в позднее время. Для мирских людей, в общем-то, не обязательно поститься во все посты. Это монашеская практика и традиция.
СТОРОНА "А"
Посты возникли и были утверждены Святыми Отцами в эпоху Семи Вселенских Соборов. Ο Рождественском посте говорит свт. Анастасий Синаит, Патриарх Антиохийский, живший в VI в. в главе «О четыредесятнице» (Афинская Синтагма).
О посте святых Апостолов и об Успенском посте говорится в том же сочинении.
О посте в день Воздвижения и Усекновения главы Иоанна Крестителя сказано в посланиях Патриарха Антиохийского Феодора Вальсамона (XII в.) о постах. Таким образом, все посты имеют святоотеческое происхождение и установлены Святыми Отцами для всех православных христианах, а не только для монахов.
СТОРОНА "Б"
Толкуя 69-е Апостольское правило, Феодор Вальсамон пишет:«Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный перед Пасхой, ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и об них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как-то в пост святых Апостолов, Успения Святой Богородицы и Рождества Христова, не подвергаемся за сие стыду». Вот в чем разница между обязательным для всех и тем, что не обязательно.
СТОРОНА "А"
Если посты установлены Святыми Отцами Вселенских Соборов, а не Апостолами, это не означает, что их соблюдать не обязательно.
СТОРОНА "Б"
Нет ни одного канона, который бы об этом говорил.
СТОРОНА "А"
Святые Отцы соблюдением Рождественского, Успенского и Петрова поста лучше любых канонов подтвердили их необходимость и полезность для всех православных христиан, а не только монахов.
СТОРОНА "Б"
Истинный пост должен соизмеряться силам и возможностям христиан. В Церкви всегда сохранялась рассудительность в вопросе о посте и не налагалось бремени, превышающего возможности человеческого организма.
СТОРОНА "А"
Но у всякого разрешения есть какое-то ограничение. «Когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо, – говорит патр. Феодор. – Ибо вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании». Тут ясно показана разница между допустимым и недопустимым снисхождением.
СТОРОНА "Б"
Сейчас продукты дорогие, во время кризиса людям работающим на тяжелых работах трудно соблюдать пост. Для насыщения требуется большее количество постной пищи, чем скоромной. Не надо притеснять людей, ввергая их в лишние расходы.
СТОРОНА "А"
Святые Апостолы и Святые Отцы лучше знали немощь плоти человеческой и не возложили бы на нас бремени неудобоносимого. Пост не столько требует жертв, сколько воздает благ благодушно подъемлющим его благое и легкое иго. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту и помышлять о горнем, и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни».
Наша Церковь должна сделать все, чтобы сохранить устав поста в неприкосновенности.
15 февраля делегация ОВЦС во главе с митр. Волоколамским Иларионом примет участие в работе очередного заседания Всеправославной комиссии в Шамбези совместно с делегатами от других Поместных Церквей.
Сегодня рассмотрим тему «Вопрос поста в современном мире». В чем суть этого вопроса? Какова должна быть позиция нашей Церкви по данной теме?
ДИСПУТ:
СТОРОНА "Б"
Суть вопроса довольно проста. Имеет каноническое обоснование только Великий пост и пост в среду и пятницу (69 Апостольское правило). Остальные посты возникли в позднее время. Для мирских людей, в общем-то, не обязательно поститься во все посты. Это монашеская практика и традиция.
СТОРОНА "А"
Посты возникли и были утверждены Святыми Отцами в эпоху Семи Вселенских Соборов. Ο Рождественском посте говорит свт. Анастасий Синаит, Патриарх Антиохийский, живший в VI в. в главе «О четыредесятнице» (Афинская Синтагма).
О посте святых Апостолов и об Успенском посте говорится в том же сочинении.
О посте в день Воздвижения и Усекновения главы Иоанна Крестителя сказано в посланиях Патриарха Антиохийского Феодора Вальсамона (XII в.) о постах. Таким образом, все посты имеют святоотеческое происхождение и установлены Святыми Отцами для всех православных христианах, а не только для монахов.
СТОРОНА "Б"
Толкуя 69-е Апостольское правило, Феодор Вальсамон пишет:«Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный перед Пасхой, ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и об них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как-то в пост святых Апостолов, Успения Святой Богородицы и Рождества Христова, не подвергаемся за сие стыду». Вот в чем разница между обязательным для всех и тем, что не обязательно.
СТОРОНА "А"
Если посты установлены Святыми Отцами Вселенских Соборов, а не Апостолами, это не означает, что их соблюдать не обязательно.
СТОРОНА "Б"
Нет ни одного канона, который бы об этом говорил.
СТОРОНА "А"
Святые Отцы соблюдением Рождественского, Успенского и Петрова поста лучше любых канонов подтвердили их необходимость и полезность для всех православных христиан, а не только монахов.
СТОРОНА "Б"
Истинный пост должен соизмеряться силам и возможностям христиан. В Церкви всегда сохранялась рассудительность в вопросе о посте и не налагалось бремени, превышающего возможности человеческого организма.
СТОРОНА "А"
Но у всякого разрешения есть какое-то ограничение. «Когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо, – говорит патр. Феодор. – Ибо вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании». Тут ясно показана разница между допустимым и недопустимым снисхождением.
СТОРОНА "Б"
Сейчас продукты дорогие, во время кризиса людям работающим на тяжелых работах трудно соблюдать пост. Для насыщения требуется большее количество постной пищи, чем скоромной. Не надо притеснять людей, ввергая их в лишние расходы.
СТОРОНА "А"
Святые Апостолы и Святые Отцы лучше знали немощь плоти человеческой и не возложили бы на нас бремени неудобоносимого. Пост не столько требует жертв, сколько воздает благ благодушно подъемлющим его благое и легкое иго. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту и помышлять о горнем, и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни».
Наша Церковь должна сделать все, чтобы сохранить устав поста в неприкосновенности.
Источник: http://dobrievesty.ru