18.03.2015
<-назад в раздел
Можно ли считать законным гражданский брак без Таинства Венчания?
В последнее время часто можно услышать, что Таинство Венчания необязательно. Для того чтобы брак был законным, достаточно зарегистрировать его в ЗАГСе, убеждают некоторые священнослужители.
На чем основано такое мнение? Насколько оно согласуется с учением Церкви? Эти вопросы мы предложили на обсуждение участникам нашего форума.
ДИСПУТ:
СТОРОНА "Б"
В Византийской Империи браки заключали и священники, и должностные лица – екдики, и такой брак считался законным. Церковь не налагала епитимию на тех, чей брак заключил екдик. Фактически это был гражданский брак, прообраз нашего современного гражданского брака, государственной регистрации отношений.
СТОРОНА "А"
Не могу согласиться с такой трактовкой вопроса. Давайте разберемся подробнее.
Еще с первых веков существования Церкви установлен порядок, согласно которому совершать Таинства может либо епископ, либо священник. Священномученик Игнатий Антиохийский в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».
Потому гражданский брак, заключенный православным мирянином, не имеет силы, не есть брак пред Господом. Более этого, сожитие без венчания признается блудом. 26-е Правило святителя Василия Великого гласит: «Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше есть разлучати, аще возможно. Аще же всемерно держатся сожития, то да примут епитимию блуда, но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет».
СТОРОНА "Б"
Хорошо. Но есть еще один вопрос. Зачем и правомерно ли венчаться семейным парам, которые уже долгое время прожили в гражданском браке? Ведь в чинопоследовании Таинства говорится о тех, кто еще не начинал совместную жизнь, а не о сожителях!
СТОРОНА "А"
Хорошо. Но есть еще один вопрос. Зачем и правомерно ли венчаться семейным парам, которые уже долгое время прожили в гражданском браке? Ведь в чинопоследовании Таинства говорится о тех, кто еще не начинал совместную жизнь, а не о сожителях!
СТОРОНА "Б"
Но святой апостол Петр был женат, однако не проходил Таинства Венчания.
СТОРОНА "А"
Святой Апостол Петр женился еще до явления Христа народу, поэтому такое замечание несколько некорректно.
СТОРОНА "Б"
Сам обряд и чинопоследование Таинства Венчания появились лишь в конце IX века. Получается, что все эти века Церковь жила без Таинства Брака и признавала гражданские союзы.
СТОРОНА "А"
Не надо смешивать обряд обручения с Таинством Венчания. 69-е Правило святителя Василия Великого гласит: «Чтец, аще прежде брака смесится со своею обручницею, по отлучении на едино лето от служения приимется в чтеца, но да будет без производства в высшия степени. Если же без обручения тайно смесится, да престанет служити. Такожде и иподиакон».
СТОРОНА "Б"
А как быть нашим братьям и сестрам, находящимся за рубежом, которые решили связать свою жизнь с католиками, протестантами или представителями других христианских конфессий? Ведь над ними не положено совершать Таинство Венчания.
СТОРОНА "А"
Совершенно верно. 72-е Правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо, брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать».
Таковым, если они все же дорожат своей Православной верой и искренне желают спасения, лучше посоветовать связать свою жизнь не с инославными, а с православными христианами. Если же они упорно держатся сожития с еретиками, тогда возникает вопрос об их православности, насколько они искренне веруют, насколько чтут постановления своей Церкви.
И разве стоит в угоду таким псевдохристианам искажать церковное законодательство, разрешая браки с инославными? Благоразумно ли это? И нужны ли такие псевдохристиане Православной Церкви? Очевидно, что нет. Если же даже и не ставить вопрос так остро, тогда все равно необходимо оставить церковное законодательство в его неизменном первоначальном виде, отказавшись от своих домыслов. По крайней мере, люди, которые по немощи своей не находят в себе сил следовать ему во всей строгости, осознают свою греховность, смирятся и хоть так привлекут к себе милость Божию.
Таким образом, Церковь Христова не воспринимает гражданский брак достаточным для того, чтобы считать брачующихся мужем и женой, но настаивает на том, чтобы было совершено над ними Таинство Венчания.
На чем основано такое мнение? Насколько оно согласуется с учением Церкви? Эти вопросы мы предложили на обсуждение участникам нашего форума.
ДИСПУТ:
СТОРОНА "Б"
В Византийской Империи браки заключали и священники, и должностные лица – екдики, и такой брак считался законным. Церковь не налагала епитимию на тех, чей брак заключил екдик. Фактически это был гражданский брак, прообраз нашего современного гражданского брака, государственной регистрации отношений.
СТОРОНА "А"
Не могу согласиться с такой трактовкой вопроса. Давайте разберемся подробнее.
Еще с первых веков существования Церкви установлен порядок, согласно которому совершать Таинства может либо епископ, либо священник. Священномученик Игнатий Антиохийский в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет: «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».
Потому гражданский брак, заключенный православным мирянином, не имеет силы, не есть брак пред Господом. Более этого, сожитие без венчания признается блудом. 26-е Правило святителя Василия Великого гласит: «Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше есть разлучати, аще возможно. Аще же всемерно держатся сожития, то да примут епитимию блуда, но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет».
СТОРОНА "Б"
Хорошо. Но есть еще один вопрос. Зачем и правомерно ли венчаться семейным парам, которые уже долгое время прожили в гражданском браке? Ведь в чинопоследовании Таинства говорится о тех, кто еще не начинал совместную жизнь, а не о сожителях!
СТОРОНА "А"
Хорошо. Но есть еще один вопрос. Зачем и правомерно ли венчаться семейным парам, которые уже долгое время прожили в гражданском браке? Ведь в чинопоследовании Таинства говорится о тех, кто еще не начинал совместную жизнь, а не о сожителях!
СТОРОНА "Б"
Но святой апостол Петр был женат, однако не проходил Таинства Венчания.
СТОРОНА "А"
Святой Апостол Петр женился еще до явления Христа народу, поэтому такое замечание несколько некорректно.
СТОРОНА "Б"
Сам обряд и чинопоследование Таинства Венчания появились лишь в конце IX века. Получается, что все эти века Церковь жила без Таинства Брака и признавала гражданские союзы.
СТОРОНА "А"
Не надо смешивать обряд обручения с Таинством Венчания. 69-е Правило святителя Василия Великого гласит: «Чтец, аще прежде брака смесится со своею обручницею, по отлучении на едино лето от служения приимется в чтеца, но да будет без производства в высшия степени. Если же без обручения тайно смесится, да престанет служити. Такожде и иподиакон».
СТОРОНА "Б"
А как быть нашим братьям и сестрам, находящимся за рубежом, которые решили связать свою жизнь с католиками, протестантами или представителями других христианских конфессий? Ведь над ними не положено совершать Таинство Венчания.
СТОРОНА "А"
Совершенно верно. 72-е Правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо, брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать».
Таковым, если они все же дорожат своей Православной верой и искренне желают спасения, лучше посоветовать связать свою жизнь не с инославными, а с православными христианами. Если же они упорно держатся сожития с еретиками, тогда возникает вопрос об их православности, насколько они искренне веруют, насколько чтут постановления своей Церкви.
И разве стоит в угоду таким псевдохристианам искажать церковное законодательство, разрешая браки с инославными? Благоразумно ли это? И нужны ли такие псевдохристиане Православной Церкви? Очевидно, что нет. Если же даже и не ставить вопрос так остро, тогда все равно необходимо оставить церковное законодательство в его неизменном первоначальном виде, отказавшись от своих домыслов. По крайней мере, люди, которые по немощи своей не находят в себе сил следовать ему во всей строгости, осознают свою греховность, смирятся и хоть так привлекут к себе милость Божию.
Таким образом, Церковь Христова не воспринимает гражданский брак достаточным для того, чтобы считать брачующихся мужем и женой, но настаивает на том, чтобы было совершено над ними Таинство Венчания.
Источник: http://dobrievesty.ru