Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Чем опасен электронный «паспорт» с биометрией? 03.02.2015

Чем опасен электронный «паспорт» с биометрией?

1. О ДВУХ ЗАКОНОПРОЕКТАХ «ОБ ОСНОВНОМ ДОКУМЕНТЕ,
УДОСТОВЕРЯЮЩЕМ ЛИЧНОСТЬ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПАСПОРТА СССР
С декабря прошлого года в «Союз православных юристов» поступают звонки от граждан, обезпокоенных сообщениями некоторых СМИ (со ссылкой на проект Федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации») о прекращении с 1 января 2015 года действия паспорта СССР. В то же время проблема появления данного законопроекта весьма широка – она затрагивает права и интересы не только живущих со старыми документами людей, но и каждого гражданина России, ибо готовящиеся законодателями изменения коснутся всех нас.
Для ответа на вопрос о сроках действия паспорта СССР необходимо проанализировать конкретные положения законопроекта, который существует в двух вариантах (но пока ни один из них не внесен в Государственную Думу). Рассмотрим оба варианта.
Проект «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» от 28 января 2013 года был опубликован в электронной версии «Российской газеты» (http://rg.ru/2013/01/29/elektr-pasport-site-dok.html) и действительно предусматривал прекращение действия паспорта гражданина СССР с момента вступления в силу данного закона: «Статья 15. Переходный период <…>. Паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается недействительным» (Здесь и далее в цитируемых документах выделения сделаны автором. – Примеч. ред.).
После обнародования законопроекта тысячи граждан обращались к властям с требованиями его отклонения. Кроме того, «Союзом православных юристов» совместно с другими общественными объединениями было подготовлено и направленно в органы госвласти отрицательное «Заключение общественной экспертизы...» на этот проект (http://rodinaprav.info/ index.php/sotsialno-znachimye-zakonoproekty/96-zaklyuchenie-obshchestvennoj-ekspertizy-po-proektu-fz-ob-osnovnom-dokumente-udostoveryayushchem-lichnost-grazhdanina-rossijskoj-federatsii), в котором, в частности, указывалось: «После вступления в силу закона об электронном паспорте сотни тысяч граждан будут вынуждены проживать вообще без документа, удостоверяющего личность, что лишит их всех прав. Таким образом, проектом закона не учтены интересы значительного числа российских граждан. Законопроект разоблачает незаконные действия государственных ведомств, многие годы нарушающих права граждан, проживающих с паспортами СССР. <…> Нарушения прав этих граждан носят дискриминационный характер...» Эксперты пришли к выводам о непозволительности принятия закона.
Русская Православная Церковь в своих переговорах с государством также последовательно защищает интересы верующих, заявляя о недопустимости принуждения к принятию документов, создающих угрозу свободе и безопасности людей. Церковь ставит вопрос о необходимости сохранения традиционных форм удостоверений личности для граждан, не желающих использовать новые технологии.
Результатом активных совместных правовых действий стало появление другого варианта закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» – от 2 октября 2013 года (http://regulation.gov.ru /project/7312.html?point=view_project&stage=2&stage_id=4304). Но, к сожалению, и он имеет ту же антиконституционную направленность, предусматривая выдачу всем гражданам России документов в виде электронных карт. В качестве компромисса для верующих предлагается лишь продлить действие паспорта СССР до 2030 года: «Статья 16. Переходный период <…>. Действительный паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, сохраняет юридическую силу до 1 января 2030 года».
Из приведенной цитаты следует, что паспорт гражданина СССР имеет юридическую силу и действителен в настоящее время. Однако и здесь не обходится без уловок, направленных на дискриминацию людей, живущих со старыми документами. Хитрость кроется в одном слове – «действительный». На практике это означает, что продлено будет действие только тех паспортов, в которые вклеены фотографии в возрасте 45-ти лет. А ведь инициатору законопроекта – ФМС РФ – как никому другому прекрасно известно, что тысячам граждан сама же эта служба незаконно отказала во вклеивании фотографии в такой документ. Следовательно, и эта, казалось бы, «компромиссная» статья будет препятствовать нормальной жизни огромного количества верующих людей, лишив их возможности иметь не противоречащее убеждениям удостоверение личности.
Но поскольку, как мы уже сказали, ни один из вариантов закона еще не внесен в Госдуму, в настоящее время говорить о сроках прекращения действия паспорта СССР невозможно, – он остается функционирующим. Незаконные решения и поступки любых ведомств, нарушающих права обладателей таких документов, необходимо обжаловать.

СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ПАСПОРТА ГРАЖДАНИНА РФ

Законопроект от 28 января 2013 года предусматривал продолжение выпуска паспорта гражданина РФ до 2025 года, что давало людям пока хотя бы временную альтернативу, право выбора: получать паспорт на бумажном носителе или электронную карту. В последнем же проекте (от 2 октября 2013 г.) выбор уже не предусмотрен: согласно ему, с момента вступления закона в силу выпуск бумажных паспортов гражданина РФ прекращается.
Что же получается? Верующим с паспортами СССР наглядно показывают безчеловечность строящегося информационного общества. Не желали получать по религиозным убеждениям паспорт гражданина РФ – получите электронную карту, других вариантов нет! С человеческой точки зрения это – проявление изощренной жестокости к таким людям, в большинстве своем пожилым, больным, среди которых немало ветеранов и инвалидов!
В жесткие условия обязательности получения электронного удостоверения личности попадает и все молодое поколение. В случае принятия данного законопроекта паспорт гражданина РФ будет использоваться только теми гражданами, у которых он уже имеется, все же остальные, начиная с 14-летнего возраста, обязываются получать электронное удостоверение личности. Также будут лишены альтернативы и граждане, у которых паспорт РФ подлежит замене (в связи с достижением 20-ти или 45-ти лет), и те, кто его потеряет или утратит. Получение нового документа в случаях регистрации брака и изменения фамилии тоже повлечет за собой принятие электронной карты.
Таким образом, круг обладателей бумажного паспорта гражданина РФ с каждым годом будет сужаться. В идеале хозяева рынка электронных услуг, видимо, хотели бы как можно скорее поставить эти документы «вне закона», как это проделано с паспортами СССР. С увеличением технических возможностей «модернизаторы», управляющие информационными системами, будут создавать все больше трудностей для владельцев бумажных паспортов и одновременно – все больше льгот и возможностей для имеющих электронные карты.

АНТИКОНСТИТУЦИОННОСТЬ  КОНЦЕПЦИИ ОБОИХ ВАРИАНТОВ ЗАКОНОПРОЕКТА

Итак, законопроекты ФМС РФ различаются лишь в некоторых деталях, по сути же своей они идентичны и преследуют цель выдачи всем гражданам России электронного удостоверения личности.
Пояснительная записка к проекту от 2 октября ясно раскрывает сущность нововведений: «Предлагаемым законопроектом вводятся положения, согласно которым основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, будет являться удостоверение личности, содержащее визуальные и электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца, включая биометрические персональные данные. <…> Необходимость введения удостоверения личности взамен паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обусловлена, прежде всего, повышением качества обслуживания граждан, доступности и сокращением потерь времени при предоставлении государственных, муниципальных и иных услуг населению, а также повышением защищенности документа от подделки. Кроме того, существенным является, что удостоверение личности будет выдаваться всем гражданам Российской Федерации, начиная с рождения».
Однако, думается, каждый здравомыслящий человек понимает, что электронные удостоверения личности – это не «повышение качества жизни граждан», а обязательное условие предоставления электронных услуг, электронный носитель всей информации об их владельцах, включая биометрические данные, и электронный способ контроля за всеми действиями человека со дня его рождения.

2. ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БАЗА ДАННЫХ НА ВСЕХ ГРАЖДАН РОССИИ – ПОДАРОК НАШИМ ВРАГАМ

Огромную опасность для каждого жителя страны, получившего электронный паспорт, представляет предусмотренное обоими законопроектами введение всех его персональных сведений в реестр документов, удостоверяющих личность гражданина РФ. Указанный реестр в концентрированной электронной и фактически общедоступной форме будет содержать всю информацию о гражданах России (в т. ч. и биометрические данные людей), не исключая и военнослужащих. Это позволяет планировать и осуществлять любые преступные и диверсионные действия по отношению ко всему населению, т. е. создается реальная угроза нашей национальной безопасности.
Предлагаемые законопроекты разработаны в полном соответствии с положениями международных документов, требующими от России и других стран открытости информации на всех уровнях государственного управления. Итак, становится очевидным, что главная цель выдачи электронных паспортов и создания единого реестра документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, – прозрачность деятельности органов власти и жизни граждан для внешних наднациональных структур, «доступ к государственной информации и государственным службам в любом месте, в любое время, для кого угодно, с использованием любых устройств». Такие обязательства без согласия граждан нашей страны уже даны от имени России в международных документах (WSIS-03/GENEVA/DOC/5-R 12 декабря 2003 года, WSIS-05/TUNIS/DOC/ 6(Rev.1)-R 15 ноября 2005 г.)!

3. О ПРАВОВОЙ БАЗЕ «МОДЕРНИЗАЦИИ»

Вторая цель введения электронного учета – создание рынка электронных услуг и биометрических данных. Она была обозначена в российских документах еще в период, когда о таких новшествах мы, простые люди, даже не слышали. А руководители страны того периода уже готовили правовую базу для финансирования и технического оснащения нового рынка. Еще 28 мая 1999 года была принята «Концепция формирования информационного общества в России № 32», раскрывающая стратегию грядущих преобразований: «На начальном этапе создания социально значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обезпечения и др.) государство берет на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка. При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг» (http://iis.ru/library/riss).
В соответствии с данной Концепцией годами формировалась необходимая техническая база, организовывались информационные системы и центры, закупалось иностранное оборудование. Это и был «начальный этап создания информационно-коммуникационных систем». Государство, а вернее, – мы с вами, брали на себя основные расходы по созданию рынка электронных услуг (на это были пущены миллиарды рублей из бюджетных средств!). И теперь, на основании Федеральных законов, принятых без всенародного обсуждения и нашего согласия, нас хотят обязать эти услуги покупать и оплачивать!
«Три кита», на которых базируется законодательство по «модернизации» и созданию нового рынка, – это Конвенция Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», ФЗ-№152 «О персональных данных» и ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этими законами в нашей стране введен обязательный электронный, автоматизированный способ учета персональных данных и конституционные права людей в основных сферах жизни (образование, здравоохранение, трудовые, пенсионные правоотношения) трансформированы в платные электронные услуги. С помощью «китов» граждан загоняют в жесткие условия информационного общества, в котором нет места традиционным правовым и человеческим отношениям с собственным государством, но все продается и покупается – в электронной форме. Хозяева рынка – это владельцы информационных систем, покупатели – это мы, простые люди, выкупающие свои конституционные права у коммерческих структур и собственной страны.
Сегодня правовая база рынка электронных услуг готова, необходимые технические системы созданы. Т. е. наступил этап, на котором государство уже пытается «уйти с рынка», передав своих граждан коммерческим структурам – для получения «значительных финансовых ресурсов от населения в виде оплаты информационных и коммуникационных услуг». Рынок конституционных прав, превращенных в платные услуги, должен приносить большой доход. При чем же здесь в таком случае улучшение жизни граждан, о котором неустанно твердят «модернизаторы», буквально зомбируя людей через средства массовой информации?! Мы уже отдаем неадекватно большие денежные суммы за услуги ЖКХ, оплачиваем многие медицинские и иные услуги. Государство постепенно отказывается от своих конституционных полномочий по обезпечению наших основополагающих прав, и нас ожидает лишь усугубление финансовых тягот (Подробнее об этом см. в книге О.А. Яковлевой «Новые технологии и права человека». Рязань, 2012).
Электронные услуги не нужны и непосильны по оплате 90% граждан России! Разве для нас в настоящее время является первой необходимостью перевод обычных житейских дел в обязательную электронную форму? Людей волнуют совсем другие вопросы: размеры пенсий и заработной платы, ветхое и даже аварийное состояние жилищного фонда, отсутствие нормальных дорог в сельской местности и как следствие – ликвидация больниц и школ в деревнях и селах. Вот эти-то насущные проблемы и требуют скорейшего решения и огромных финансовых затрат! Но вместо этого правительство без согласия граждан выделяет миллиарды бюджетных денег на создание информационных систем и выпуск электронных документов!
До каких же пор наша страна будет бездумно выполнять опасные и вредные договоры и другие международные обязательства в угоду мировым структурам и в ущерб национальной безопасности, нашей экономике и интересам собственного народа?!

4. ПРАВОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН

Пока в России имеют силу международные документы и принятые в их исполнение Федеральные законы, «модернизация» продолжится, проекты по построению информационного общества с электронными правительством и населением будут финансироваться и развиваться. Прекращение этого деструктивного для страны и народа процесса возможно только правовым путем.
Реализуя законное право граждан на непосредственное участие в управлении делами государства, гарантированное статьей 32 Конституции РФ, «Союз православных юристов», движение «За право жить без ИНН, личных кодов и микрочипов» и другие общественные организации, а также тысячи людей направляют обращения о денонсации вышеуказанных «трех китов». Но, несмотря на усилия православной общественности и твердую позицию Русской Православной Церкви, предупреждающей об опасности электронных технологий, пока мы добились лишь небольших уступок от властей в виде «обсуждения возможности сохранения традиционной системы для граждан, не желающих по религиозным убеждениям использовать новые технологии учета». Никаких изменений законодательства не происходит! «Модернизаторам» даже выгодно рассматривать проблему непринятия электронных документов и способов учета в аспекте прав верующих, а не всего населения страны. Однако нужно понимать, что строящееся информационное общество затрагивает интересы каждого жителя России. «Модернизация» осуществляется с использованием иностранного оборудования и иностранной элементной базы, иностранного программного обезпечения и при эксплуатации западных операционных систем и систем управления базами данных, иностранном финансировании, патронаже и техническом руководстве. Посему, в условиях нынешней мировой обстановки, нам необходимо срочно освобождаться от кабальных обязательств перед наднациональными структурами и менять российское законодательство!
В сложившейся ситуации, действуя в соответствии с конституционными гарантиями, все граждане России имеют право требовать денонсации Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и признания утратившими силу ФЗ-№152 и ФЗ-№210, которые нарушают их конституционные права и создают угрозу информационной безопасности Отечества.

О.А. ЯКОВЛЕВА, председатель
«Союза православных юристов»,
адвокат Московской областной
коллегии адвокатов, Почетный
адвокат России, эксперт Комиссии
 по вопросам взаимодействия
Церкви, государства и общества
 Межсоборного присутствия
Русской Православной Церкви

Печатается с сокращениями
 
Обращение о денонсации Конвенции «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и признании утратившими силу ФЗ-№152 и ФЗ-№210 можно скачать на сайте «Союза православных юристов»: http://rodinaprav. info/index.php/obraztsy-dokumentov/158-obrashchenie-o-denonsatsii-konventsii-soveta-evropy.

Источник: Газета "Православный крест" № 123

<-назад в раздел

Русский календарь