Комментарий к речи митрополита Илариона в СПбПДА по поводу «Всеправославного собора»
Как сообщала Служба коммуникации ОВЦС, 2 ноября 2011 года митрополит Волоколамский Иларион посетил Санкт-Петербургскую православную духовную академию. Ученый совет СПбПДА присвоил ему звание доктора данного духовного учебного заведения honoris causa. После вручения креста и диплома председатель ОВЦС выступил с докторской лекцией на тему истории подготовки т. н. «Всеправославного собора». С момента этого события минуло уже боле трех лет, но прозвучавшая в стенах СПбПДА речь Владыки не утратила свой актуальности, а в связи с активизацией подготовительного предсоборного процесса видится заслуживающей особого внимания.
Лекция выдержана в псевдоапологетическом стиле. Ее цель – развеять подозрения православной общественности по поводу реформ, которые готовятся к внедрению в церковную жизнь посредством собора. Митрополит Иларион словно отвечает на вопросы невидимого оппонента, общий тон его слов – успокоительный. Однако в итоге главе ОВЦС все же не удалось внушить своим слушателям некое безмятежие, поскольку в его выступлении присутствовал ряд нестыковок и лукавых подмен, открывающихся при внимательном ее рассмотрении.
Лекция носила название «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви». Докладчик посвятил ее «светлой памяти» митрополита Никодима (Ротова) и уже одним этим фактом задал общий негативный тон своему выступлению. По словам владыки Илариона, именно этот иерарх стоял у истоков того процесса, который в конечном итоге должен привести к созыву «Святого и великого собора Православной Церкви». Думается, негативные особенности личности и деятельности митрополита Никодима хорошо известны многим верующим. Но чтобы не быть голословными, приведем здесь некоторые сведения.
Пожалуй, наиболее емкую характеристику Никодиму (Ротову) дал его ученик униатский ксендз Михаил Гаврилов: «Какие же были взгляды митрополита Никодима? Безспорно, его взгляды были католическими. Они очень напоминали взгляды Соловьева, кстати, портрет этого русского философа постоянно висел в кабинете митрополита. Наибольшую симпатию митрополит имел к Папе Иоанну XXIII, кардиналу Тиссерану, [униатскому] митрополиту Андрею Шептицкому и монахам-иезуитам, монашеские уставы которых митрополит постоянно возил с собой в портфеле-«сундучке» и постоянно их перечитывал. Духовность Игнатия Лойолы митрополит Никодим считал наиболее практичной, рациональной и эффективной». Несколько ниже тот же автор дополняет портрет Ротова: «Митрополит Никодим был человеком, не то что раздвоенным, а даже растроенным. В его лице было как бы три человека: Никодим как православный митрополит леґально-внешний, Никодим как патриот советского государства леґально-внешний, Никодим как убежденный католик подпольно-внутренний. Никодим как православный митрополит официально выступал от имени Русской Православной Церкви во всех богословских диалогах, проповедях и богослужениях. Никодим как патриот СССР и гражданин этого государства представлял его интересы, когда выезжал за границу, а также в отношениях Русской Православной Церкви с представителями государства. А показателем этого искреннего патриотизма была его сотрудничество с органами КГБ... Никодим как католик по убеждениям и вероятно католический епископ вынужден был скрывать дорогие его сердцу взгляды и высказывал их только в узком кругу людей, которым он доверял».
Таким образом, этот «католик по убеждениям и вероятно католический епископ» стоял у истоков процесса, который сейчас вызрел настолько, что грозит обернуться «восьмым вселенским» антисобором. Проведя линию председателей ОВЦС, митрополит Иларион обозначил себя преемником митрополита Никодима. Далее он изложил историю предсоборного процесса и то, «что мы можем ожидать от Всеправославного Собора, если он действительно состоится».
Во второй части своей речи Владыка приводит в пересказе пророчество преподобного Кукши Одесского о «восьмом соборе»: «Верующих пугают тем, что грядущий Собор станет «антихристовым», потому что на нем якобы будут приняты решения, идущие вразрез с учением Церкви, ее догматами, канонами и правилами: введут женатый епископат, отменят посты, пересмотрят основы вероучения. И тогда православным христианам не останется ничего другого, как покинуть ограду «официальной» Церкви и искать иные пути спасения». Приведем подлинные слова старца: «Скоро будет экуменический собор под названием „святой". Но это и будет тот самый „восьмой собор", который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во вселенской церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится…». Как бы ни ерничал митрополит Иларион по поводу этого пророчества, человеку, имеющему хоть чуточку духовной ясности, очевидно, что предостережение святого побуждает современных верующих иметь бдительность. Но это не явно для доктора богословия, который комментирует его следующим образом: «Подобные рассуждения не только не имеют под собой реальных оснований, но и свидетельствуют о незнании или умышленном искажении теми, кто их практикует, исторических фактов и церковной традиции. Согласно православной экклезиологии Собор православных епископов является высшей формой межправославного общения и выражения единства Вселенской Церкви». Но Церковь свидетельствует и о таком немаловажном факте: «Не всякое собрание епископов есть Собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине» (преп. Феодор Студит).
Затем митрополит Иларион рассматривает историю подготовки еще более углубленно и, на первый взгляд, противоречит сам себе. Ведь выше он сказал, что у истоков предсоборного процесса стоял митрополит Никодим, а теперь упоминает о т.н. Всеправославном совещании 1923 г., созванном патриархом-масоном Мелетием (Метаксакисом): «В начале XX века под эгидой Константинопольской Церкви состоялось два межправославных форума - в 1923 году Межправославный конгресс в Константинополе и в 1930 году Межправославная подготовительная комиссия в Ватопедском монастыре на Афоне. К сожалению, на данных собраниях имели место попытки утвердить некоторые положения откровенно обновленческого характера. Иерархи Русской Православной Церкви противостояли такой тенденции на Конгрессе 1923 года, а в 1930 году вовсе не принимали участия в работе Комиссии. В конечном счете, предсоборный процесс в 30-е годы остановился».
Где же истина? Действительно, родоначальником процесса подготовки собора стал Патриарх Мелетий. А владыка Никодим только активизировал застывшее на тридцать лет дело.
Митрополит Иларион упоминает о попытках утвердить на этих разбойничьих сборищах положения откровенно обновленческого характера. Что же это за положения, о которых он не пожелал распространиться подробнее? Это введение папского календарного стиля в ряде Восточных Поместных Церквей, разрешение епископам быть женатыми, а овдовевшему духовенству вступать во второй брак и т. п. Эти же новшества «узаконили» примерно в это же время и российские обновленцы на своем «поместном соборе». Какое «поразительное» совпадение взглядов у «наших» обновленцев с масонами-обновленцами из Константинополя! Это одно из наиболее ярких мест в речи председателя ОВЦС, обнажающее истинного главного инициатора предстоящего действа – лукавого. Здесь бы митрополиту Илариону прервать свой доклад, покаяться за своих предшественников – обновленцев и признать правоту преподобного Кукши и других Святых Отцов. Однако Владыка находит возможность продолжить выступление.
Но мы все же подробнее остановимся на данном свидетельстве. Угодники Божии (в частности, преподобный Исихий Иерусалимский) говорят, что сатана в человеке начинает свое действие с помысла. Он всевает в душу греховную мысль и смотрит, как человек на нее отреагирует. Если он медлит и рассматривает вражий прилог, то грех переходит во вторую стадию - собеседование. Затем, когда человек внутренне соглашается на совершение богопротивного поступка, бывает уже третья стадия – сосложение, за которой следует еще одна – решимость согрешить. Бывает, что в какой-либо момент у грешника пробуждается совесть, и многое зависит от того, вонмет ли он ее гласу, чтобы устоять в праведности, избежать падения, пока еще этот процесс не довершен, грех не совершен на деле. Если духовным взором присмотреться к крупным греховным деяниям и глобальным процессам («восьмому вселенскому собору»), то станет очевидно, что они имеют те же ступени развития от идеи до своего воплощения. Взглянем сквозь призму святоотеческого опыта на подготовку «всеправославного» форума и отметим все указанные выше этапы:
1. Идею проведения собора выдвинул обновленческий патриарх-масон Мелетий Метаксакис. И здесь совпадение в названиях «всеправославный» вовсе не случайность, а закономерность. Он и его повелители планировали провести его еще при своей жизни, но, к счастью, Господь замедлил этот процесс.
2. Долгое время процесс происходил «в стадии собеседования и сосложения» – когда иерархия отдельных Поместных Церквей сначала заражалась еретическими обновленческими идеями, а потом принимала решение о реформе, в первую очередь это касается новостильной реформы.
3. Согласно речи митрополита Илариона, в настоящее время епископат уже всех Поместных Церквей «сочетался» с помыслом о переходе на новый стиль и ищет только удобного момента – когда народ Божий утратит понимание важности совершения богослужений по тому календарю, по которому явился на землю Господь наш Иисус Христос и двадцать веков служили все Святые Апостолы, Святые Отцы, мученики, исповедники и подвижники благочестия.
4. Сейчас идет стадия «борьбы». Верующие активно противостоят реформам, а обновленцы из епископата и духовенства с упорно пытаются внедрить их в церковную жизнь на погибель себе и многим православным душам.
5. В итоге в настоящее время лишь пять Поместных Церквей удержали служение по святоотеческому календарному стилю, но многие их архиереи и священнослужители морально готовы к отказу от юлианского святоотеческого календаря. А остальные девять Церквей дошли до греха делом, попав под анафемы пяти Поместных Соборов.
Таким образом, владыка Иларион пытался показать, что экуменические иерархи во главе с ним отстаивают святоотеческую традицию, но получилась страшная картина их духовной измены.
Наконец, коснемся еще одного вопроса – проблемы лжеучения экуменизма. Митрополит Иларион и по этому поводу старался успокоить слушателей, заверив их, что с епископалами и англиканами, у которых уже совершаются «венчания» содомитов, а также «рукополагаются» содомское и женское «священство» и «епископат», у православных не будет экуменических контактов. Но ведь запрещенные церковным законодательством и Священным Писанием иные экуменические контакты - с еретиками-папистами, сектантами и иноверцами – продолжаются!
Итак, лекция председателя ОВЦС подтверждает тот факт, что как с первого этапа подготовка к собору была поставлена масонами на обновленческие рельсы, так по ним, никуда не сворачивая, процесс до сих пор продолжает успешно продвигаться в направлении к намеченной цели. Таким образом, опасения верующих, которые бьют тревогу о том, что на предстоящем соборе будут проведены обновленческие реформы, отнюдь небезосновательны.
Сергей Мартыненко