О духовном помрачении раскольников
В качестве примера такого помрачения можно привести В.В. Смирнова и его книгу «Падение III Рима» - о мнимом падении Русской Православной Церкви и Русского Царства. На стр. 8-9 своей книги В. Смирнов обрушивается с критикой на переводчиков, в прежние времена исправлявших богослужебные тексты, - за то, что они откорректировали слово «Исус», прибавив к нему еще одну букву «И». Он развивает целую апологию, доказывая, что надо писать и произносить имя Господа с одной «И». Но для нас очевидно заблуждение раскольников, у которых Господь отнял ясность ума, и они, прицепившись к буквам, оцеживают комаров и поглощают верблюдов (см.: Мф. 23, 24). Борясь за возвращение прежнего искаженногонаписания имени Господа Иисуса Христа, мнимые староверы лишаются своего спасения.
Если бы старообрядческие раскольники и их собратья-псевдоединоверцы имели духовный разум, они бы задумались хотя бы над таким фактом, что после исправления книг XVII века в Русской Православной Церкви просияли тысячи подвижников благочестия, которые, произнося имя Христа с двумя буквами «И», стяжали Его в своем сердце, освятились душой и телом, сияли нетварным светом, как новые Моисеи, сотворили тысячи чудес и способствовали спасению миллионов людей. Можно привести сотни примеров, но укажем лишь на один - преподобных Оптинских Старцев.
Вот выдержка из труда преподобного Паисия Величковского «Главы об умной молитве», гл. 1: «Призывание ли Имене Иисусова, мнится вам быти не полезно; но и спастися о ином ком несть возможно, точию о Имени Господа нашего Иисуса Христа». Желающих отсылаем к самой книге, в которой они найдут десятки и сотни подобных мест. А мы приведем из 2-й главы указанной книги старца отзыв об обличителе старообрядческих раскольников - святителе Димитрии Ростовском: «Святило же паки Российское Святитель Христов Дмитрий, Митрополит Ростовский, заблужения раскольническая и богопротивный и растленный их Писанию Святому противный разум, аки паученныя сети Духовным мечем слова растерзавый и многая учения на пользу Церкве святей премудрости Духа Святаго исполненная написавый, и о внутреннем молитвы мысленном делании слова духовныя преисполненны пользы сложивый свидетельств от Священнаго Писания употребляет сих: ты же егда молишися, вниди в клеть твою и проч.».
Основатель Оптинского старчества преподобный Лев, прозорливец и чудотворец, пишет: «Мы же, грешные, не умягчаемся и страданиями Господа Иисуса Христа, не поражает нас видимая ежечасная смерть какого-нибудь из братий наших, и оттого-то пренебрегаем спасением нашим» (Письма великих Оптинских старцев. Письмо 14-е).
А у преподобного Макария Оптинского, которого трепетали злые духи, есть небольшая работа, которая так и называется - «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву». В первой части сочинения старец наставляет: «Чтобы яснее увидеть истину, приведем на среду свидетельства святых и богоносных отцов о том, многим ли доступно умное делание молитвы Иисусовой и правильна ли и безопасна ли цель искать чрез сие делание дарований и утешений духовных».
А вот слова преподобного Амвросия Оптинского, который стяжал умно-сердечную молитву, и келейники видели его молящимся в воздухе: «При пострижении говорится постригаемому, что он должен всегда имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устех своих имети» («Не оставляй божественной молитвы. Оптинские старцы о молитве Иисусовой»).
Ученик его преподобный Анатолий Старший, о котором сам старец говорил, что «ему дана такая молитва, которая одному из тысячи дается», также и молился и учил молиться по-православному, произнося имя Господа «Иисус», а не «Иисус»: «Ты обязана иметь всегда на языке имя Иисусово, как обрученная невеста имеет пред глазами портрет своего жениха».
Преподобный Иосиф Оптинский, которого протоиерей Павел Левашов видел в неземном сиянии, поучает:«Понуждай себя проходить гласно и со вниманием при каждом ударе часов по 10 Иисусовых молитв…» («Собрание писем Оптинского старца Иосифа». Письмо 679).
А вот беседа преподобных Никона и Варсонофия Оптинских: «Батюшка спросил:
– Как внутреннее устроение? Имеете ли на устах имя Иисусово?
Я говорю:
– Стараюсь иметь, но очень часто забываю.
– В этом-то и дело, чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова» («Дневник послушника Николая Беляева». Запись 8 февраля 1908 г.).
Цитат и примеров можно было бы приводить еще тысячи, но мы этим ограничимся, поскольку сказанного достаточно, чтобы убедиться в ошибочности того духовного устроения, в котором пребывают нынешние раскольники и псевдоединоверцы. Духовный опыт наших святых удостоверяет, что Русская Православная Церковь правильно содержит учение Христово и правильно молится Его именем. Раскольники же заблудились, но мнят себя проводниками и учителями заблудших, однако, как сказал Господь: если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14). Да не смущают же нас духовные слепцы своими баснями, а пусть лучше позаботятся об исцелении своих умных очей, чтобы выбраться из пагубной трясины раскола, пребывая в которой, они не могут надеяться на спасение.
Владимир Кузнецов
Источник: http://www.christian-spirit.ru