12.01.2015
<-назад в раздел
Митр. Иларион высказался против календарной реформы, в целом все же одобрив новый стиль
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион 27 декабря 2014 года в эфире передачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» разъяснил позицию Русской Православной Церкви по поводу календарного вопроса и ответил на предложения перенести празднование Рождества Христова на 25 декабря, чтобы тем самым решить проблему искусительных гражданских торжеств в честь Нового года.
Владыка Иларион признал, что в дореволюционной России никакого широкого празднования Нового года не было, он отмечался после Рождества в рамках Святок, и соответственно у верующих не было тех проблем, с которыми сталкиваются современные христиане, всё чаще задаваясь вопросом: «стоит ли вообще отмечать эту дату?» Ответ на этот вопрос сегодня каждая верующая семья вынуждена давать сама, признал глава ОВЦС, добавив, что Церковь не собирается вмешиваться в эту область и предпринимать каких-либо календарных реформ, поскольку это может привести к расколу.
«Существует не очень широко известный факт, который я хотел бы привести. Один раз в Русской Церкви уже был принят новый стиль — это было 15 октября 1923 года, когда Патриарх Тихон распорядился перейти на новый стиль, — обратил внимание архипастырь. — Но уже 8 ноября того же года это распоряжение было приостановлено по серьёзным причинам. Прежде всего, в связи с тем, что церковный народ воспротивился этому нововведению, потому что новый стиль ассоциировался с революцией, с большевиками, с новым строем. Церковный народ не хотел, чтобы Церковь переходила на новый гражданский стиль. Кроме того, одной из причин, по которой Патриарх Тихон тогда предпринял попытку перейти на новый стиль, было решение межправославного совещания, которое в 1923 году прошло в Константинополе. Но, во-первых, это совещание не было всеправославным, в нем участвовали только некоторые Церкви, а, во-вторых, в других Поместных Церквах это же решение перейти на новый стиль привело к расколу».
В качестве примера печальных последствий такого шага архипастырь привёл возникновение разветвлённого старостильного раскола в православной Греции. «У них есть свои епископы, свои монастыри, свои приходы. Помню, как, впервые приехав в Грецию, я сел в автобус (я был в монашеской одежде) и спросил водителя дорогу в какой-то храм. Водитель остановил автобус, и, оставив пассажиров, вышел вместе со мной, сел на лавку и стал говорить, что мне не надо идти в этот храм, ибо я должен идти в истинный храм. И стал давать мне адреса храмов старостильной церковной юрисдикции. Получилось, что из-за календаря произошёл раскол Церкви. Нам этого совершенно не нужно», — подчеркнул митрополит Иларион.
В то же время владыка отметил, что не видит в календарном вопросе какой-то мистики. «В этом смысле у нас очень простой подход. В Православной Церкви фактически существуют два календаря: в некоторых Церквах принят новый стиль, в некоторых старый стиль, а в одной из Церквей — Финляндской — принят не только новый стиль, но ещё и западная пасхалия. Православный христианин может с чистой и спокойной совестью праздновать церковные праздники в тот день, когда они празднуются местной Церковью, то есть, если он находится на территории, где Поместная Православная Церковь празднует по новому стилю, значит, он может в этом участвовать», — пояснил владыка, добавив, что в свою бытность епископом в Австрии и Венгрии ему доводилось служить рождественскую службу в Будапеште 25 декабря, а в Вене 7 января.
Владыка Иларион признал, что в дореволюционной России никакого широкого празднования Нового года не было, он отмечался после Рождества в рамках Святок, и соответственно у верующих не было тех проблем, с которыми сталкиваются современные христиане, всё чаще задаваясь вопросом: «стоит ли вообще отмечать эту дату?» Ответ на этот вопрос сегодня каждая верующая семья вынуждена давать сама, признал глава ОВЦС, добавив, что Церковь не собирается вмешиваться в эту область и предпринимать каких-либо календарных реформ, поскольку это может привести к расколу.
«Существует не очень широко известный факт, который я хотел бы привести. Один раз в Русской Церкви уже был принят новый стиль — это было 15 октября 1923 года, когда Патриарх Тихон распорядился перейти на новый стиль, — обратил внимание архипастырь. — Но уже 8 ноября того же года это распоряжение было приостановлено по серьёзным причинам. Прежде всего, в связи с тем, что церковный народ воспротивился этому нововведению, потому что новый стиль ассоциировался с революцией, с большевиками, с новым строем. Церковный народ не хотел, чтобы Церковь переходила на новый гражданский стиль. Кроме того, одной из причин, по которой Патриарх Тихон тогда предпринял попытку перейти на новый стиль, было решение межправославного совещания, которое в 1923 году прошло в Константинополе. Но, во-первых, это совещание не было всеправославным, в нем участвовали только некоторые Церкви, а, во-вторых, в других Поместных Церквах это же решение перейти на новый стиль привело к расколу».
В качестве примера печальных последствий такого шага архипастырь привёл возникновение разветвлённого старостильного раскола в православной Греции. «У них есть свои епископы, свои монастыри, свои приходы. Помню, как, впервые приехав в Грецию, я сел в автобус (я был в монашеской одежде) и спросил водителя дорогу в какой-то храм. Водитель остановил автобус, и, оставив пассажиров, вышел вместе со мной, сел на лавку и стал говорить, что мне не надо идти в этот храм, ибо я должен идти в истинный храм. И стал давать мне адреса храмов старостильной церковной юрисдикции. Получилось, что из-за календаря произошёл раскол Церкви. Нам этого совершенно не нужно», — подчеркнул митрополит Иларион.
В то же время владыка отметил, что не видит в календарном вопросе какой-то мистики. «В этом смысле у нас очень простой подход. В Православной Церкви фактически существуют два календаря: в некоторых Церквах принят новый стиль, в некоторых старый стиль, а в одной из Церквей — Финляндской — принят не только новый стиль, но ещё и западная пасхалия. Православный христианин может с чистой и спокойной совестью праздновать церковные праздники в тот день, когда они празднуются местной Церковью, то есть, если он находится на территории, где Поместная Православная Церковь празднует по новому стилю, значит, он может в этом участвовать», — пояснил владыка, добавив, что в свою бытность епископом в Австрии и Венгрии ему доводилось служить рождественскую службу в Будапеште 25 декабря, а в Вене 7 января.