03.01.2015
<-назад в раздел
Культура и антикультура
овременное общество представляет собой арену жесткой и непримиримой борьбы духовных и антидуховных, нравственных и безнравственных сил. Массовая культура как порождение гедонистической идеологии активно участвует в формировании человека-потребителя, живущего лишь плотскими и отчасти душевными интересами. Идеальная модель общества потребления – это материальный «рай», где все, в том числе и низменные, инстинкты падшей человеческой природы получает возможность удовлетворения.
В области искусства массовая культура проявляется в направлении постмодерна, где патологические черты искаженного грехом человеческого естества – агрессия, насилие, культ смерти и т. п. – возводятся в ранг социально приемлемых, а значит, в какой-то степени поощряемых обществом.
Также мощным средством внедрения идеологии массовой культуры в сознание нашего современника служат СМИ. Анализ содержания телевизионных передач различных каналов показывает, что пропаганда агрессии, насилия, садизма, сексуальных извращений, недостойного поведения, а также алкоголизма, табакокурения, наркомании и других страстей стала неотъемлемой функцией современного телевидения. Кроме того, ряд каналов специализируется на внедрении в психику нашей молодежи оккультных установок. В транслируемых ими кинолентах магия и колдовство представляются не только «естественным» и приемлемым фактором бытия, но и интересной и даже позитивной областью самореализации. Например, небезызвестный Гарри Поттер, герой популярной серии англо-американских фильмов, при помощи сверхъестественных оккультных способностей, развитых в результате обучения магии, героически сражается со злом. Но к чему может подвигнуть современных детей просмотр такой картины?! А передача «Битва экстрасенсов»?! Несчастных бесоодержимых людей выставляют некими героями-провидцами, привлекая к ним новых клиентов и побуждая телезрителей к погружению в бездну темной мистики. О печальных последствиях такой «культурной» политики свидетельствуют статистические данные: Россия находится в числе стран, лидирующих по количеству детских и взрослых самоубийств и по распространению наркомании и алкоголизма…
Ко мне как к священнику обращается все больше и больше людей, пораженных тяжелыми духовными и психическими недугами. Участились случаи явной одержимости, в том числе и детской. Я уже не говорю о том, что стрессы, депрессии, разнообразные фобии стали бичами нашего века.
По данным д.п.н. Петраковой Т.И., современные научные исследования подтверждают изменение психологии учащихся и отмечают тенденции нарастания индивидуализма, противопоставления себя другим людям, прагматизма – и все это на фоне ниспровержения авторитетов, отказа от сложившихся на протяжении последних десятилетий общественных идеалов. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу и государству, снижается и доверие к старшему поколению, происходит переориентация на идею личного благополучия, выживания, самосохранения, усиливаются процессы индивидуализации и отчуждения (http://verav.ru/common/mpublic.php?num=808#_edn1). Прежде всего, интересы учащихся составляют материальные блага, которые занимают чуть ли не главнейшую роль в их жизни, тогда как культура и образование отодвигаются на периферию их системы ценностей.
Ярким видимым воплощением таких тенденций стала молодежная культура, выражающая стремление к разрушению, протест против благообразия во всем: в способах общения, одежде, поведении подростков, юношей и девушек. Научные исследования свидетельствуют об изменениях, происходящих на уровне сознания, которые проявляются в утилитарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента, в наличии «странных духовных образований» (Г.Л. Смирнов), когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимых типов мировоззрений: атеистического, православного, языческого, «восточного» и т. п. В настоящее время мы наблюдаем явную культурную деградацию значительной части нашей молодежи, которая все меньше читает, меньше интересуется высоким искусством, меньше руководствуется благородными идеалами в своей жизни, реже вступает в брак и рождает потомство. На мой взгляд, это результат воздействия именно массовой культуры, взращивающей человека-потребителя.
В свете всего вышесказанного очевидно, что наша насущная задача заключается в установке мощного культурного заслона на пути разрушительных явлений массовой культуры. Мы обязаны воспрепятствовать отрыву молодежи от нашей исторической, культурной и религиозной традиции. Для этого необходимо выстроить четкую ценностную систему, зиждущуюся на прочном фундаменте традиционного православного мировоззрения. Нашей интеллигенции следует разрабатывать, отстаивать и внедрять высококачественные культурные продукты во всех областях своей интеллектуальной и творческой деятельности. При этом надо принципиально противостоять разрушительному воздействию массовой культуры, не допускать ее навязывания в качестве нормы жизни современного общества.
В области искусства массовая культура проявляется в направлении постмодерна, где патологические черты искаженного грехом человеческого естества – агрессия, насилие, культ смерти и т. п. – возводятся в ранг социально приемлемых, а значит, в какой-то степени поощряемых обществом.
Также мощным средством внедрения идеологии массовой культуры в сознание нашего современника служат СМИ. Анализ содержания телевизионных передач различных каналов показывает, что пропаганда агрессии, насилия, садизма, сексуальных извращений, недостойного поведения, а также алкоголизма, табакокурения, наркомании и других страстей стала неотъемлемой функцией современного телевидения. Кроме того, ряд каналов специализируется на внедрении в психику нашей молодежи оккультных установок. В транслируемых ими кинолентах магия и колдовство представляются не только «естественным» и приемлемым фактором бытия, но и интересной и даже позитивной областью самореализации. Например, небезызвестный Гарри Поттер, герой популярной серии англо-американских фильмов, при помощи сверхъестественных оккультных способностей, развитых в результате обучения магии, героически сражается со злом. Но к чему может подвигнуть современных детей просмотр такой картины?! А передача «Битва экстрасенсов»?! Несчастных бесоодержимых людей выставляют некими героями-провидцами, привлекая к ним новых клиентов и побуждая телезрителей к погружению в бездну темной мистики. О печальных последствиях такой «культурной» политики свидетельствуют статистические данные: Россия находится в числе стран, лидирующих по количеству детских и взрослых самоубийств и по распространению наркомании и алкоголизма…
Ко мне как к священнику обращается все больше и больше людей, пораженных тяжелыми духовными и психическими недугами. Участились случаи явной одержимости, в том числе и детской. Я уже не говорю о том, что стрессы, депрессии, разнообразные фобии стали бичами нашего века.
По данным д.п.н. Петраковой Т.И., современные научные исследования подтверждают изменение психологии учащихся и отмечают тенденции нарастания индивидуализма, противопоставления себя другим людям, прагматизма – и все это на фоне ниспровержения авторитетов, отказа от сложившихся на протяжении последних десятилетий общественных идеалов. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу и государству, снижается и доверие к старшему поколению, происходит переориентация на идею личного благополучия, выживания, самосохранения, усиливаются процессы индивидуализации и отчуждения (http://verav.ru/common/mpublic.php?num=808#_edn1). Прежде всего, интересы учащихся составляют материальные блага, которые занимают чуть ли не главнейшую роль в их жизни, тогда как культура и образование отодвигаются на периферию их системы ценностей.
Ярким видимым воплощением таких тенденций стала молодежная культура, выражающая стремление к разрушению, протест против благообразия во всем: в способах общения, одежде, поведении подростков, юношей и девушек. Научные исследования свидетельствуют об изменениях, происходящих на уровне сознания, которые проявляются в утилитарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента, в наличии «странных духовных образований» (Г.Л. Смирнов), когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимых типов мировоззрений: атеистического, православного, языческого, «восточного» и т. п. В настоящее время мы наблюдаем явную культурную деградацию значительной части нашей молодежи, которая все меньше читает, меньше интересуется высоким искусством, меньше руководствуется благородными идеалами в своей жизни, реже вступает в брак и рождает потомство. На мой взгляд, это результат воздействия именно массовой культуры, взращивающей человека-потребителя.
В свете всего вышесказанного очевидно, что наша насущная задача заключается в установке мощного культурного заслона на пути разрушительных явлений массовой культуры. Мы обязаны воспрепятствовать отрыву молодежи от нашей исторической, культурной и религиозной традиции. Для этого необходимо выстроить четкую ценностную систему, зиждущуюся на прочном фундаменте традиционного православного мировоззрения. Нашей интеллигенции следует разрабатывать, отстаивать и внедрять высококачественные культурные продукты во всех областях своей интеллектуальной и творческой деятельности. При этом надо принципиально противостоять разрушительному воздействию массовой культуры, не допускать ее навязывания в качестве нормы жизни современного общества.
Священник Алексий МОРОЗ,
профессор богословия,
кандидат педагогических наук, член правления
Санкт-Петербургского отделения Союза
писателей России,
духовник и председатель Собора православной
интеллигенции
Источник: Газета "Православный крест" № 121
профессор богословия,
кандидат педагогических наук, член правления
Санкт-Петербургского отделения Союза
писателей России,
духовник и председатель Собора православной
интеллигенции
Источник: Газета "Православный крест" № 121