Отмечать Рождество с католиками в России не желают
Отмечать великий христианский праздник по старому стилю (7 января) собираются почти три четверти респондентов (72%), - среди последователей Православия эта доля еще выше – 87%. А вот по григорианскому календарю (25 декабря) эту дату будут праздновать только 6% опрошенных. Поздравлять с торжеством родных и близких планирует большинство опрошенных (75%). Придерживающиеся Православной веры заявляли об этом значительно чаще (88%), чем последователи других конфессий (33%) и атеисты (35%).
Встретить Рождество большинство наших соотечественников собирается дома, в кругу семьи (57%). Отрадно, что о намерении посетить в этот день храм и побывать на богослужении сообщили 10%. Также часть респондентов желает накрыть праздничный стол (8%) и отправиться в гости (6%).
По мнению 53% опрошенных в создании единого церковного календаря, который бы объединил даты празднования православного и католического Рождества, а также других религиозных праздников, нет необходимости. Среди православных этой позиции придерживаются 60%, среди последователей других религий – 28%, среди неверующих – 30%. Лишь десятая часть участников исследования (10%) полагает, что православным пришло время договориться об этом с католиками.
Напомним, что Рождество по католическому новостильному календарю отмечают некоторые Поместные Православные Церкви, вопреки церковным правилам принявшие папское летосчисление для непереходящих праздников. Известный подвижник благочестия архиепископ Серафим (Соболев) по этому поводу писал: «<…> Из всех приведенных нами канонических правил ясно и то, в какой великий грех впали католики, ниспровергнув святые каноны, не позволяющие нам праздновать Пасху одновременно с Пасхой иудейской. Этот грех хулы на Духа Святого, который не прощается Богом ни в сей, ни в будущей жизни. Ведь через святые каноны говорит Сам Бог Дух Святый, ибо канонические, как и догматические постановления Вселенских Соборов, выносились согласно с словами Божественного Писания: «Изволися Духу Святому и нам» (Деян 15,28). И не для того Божественный Дух, совместно с Апостолами, Вселенскими Соборами и святыми Отцами, устанавливал канонические истины, чтобы мы их потом исправляли и отменяли, как будто несовершенные и ошибочные. Такое отношение к святым канонам является совершенно недопустимым и кощунственным.
В этом и повинна Римско-католическая церковь, которая, в прямое нарушение и в упразднение канонических правил, праздновала Пасху в 1805, 1825, 1853, 1854… 1903, 1923, 1927 годах и во многие другие годы одновременно с Пасхой иудейской.
Этого мало. Новый стиль заставляет Римско-католическую церковь идти против Святого Евангелия нарушением хода евангельской истории. Из Евангелия видно, что Христианская Пасха совершалась после иудейской. Но у католиков, в силу новой Пасхалии, не только бывают годы, когда Пасха совпадает с иудейской, но когда она совершается до Пасхи иудейской, как это было в 1839, 1840, 1842, 1843, 1845, 1849, 1850, 1856, 1891, 1894 и во многие другие годы. А в 1921 году еврейская Пасха была 10 апреля, католическая же Пасха праздновалась 11 марта, т.е. почти на месяц раньше еврейской.
Но если, в силу канонических оснований, принятие нового стиля во всей его полноте для нас недопустимо, то точно также недопустимо для православных христиан принятие нового стиля и в компромиссной форме. Этот компромисс в последнее время наблюдается в жизни некоторых Православных Церквей и проявляется в том, что Пасха празднуется по старой Православной Пасхалии, а все непреходящие, неподвижные праздники празднуются по новому стилю. Но такой смешанный календарь не может быть принят православными, так как он влечет за собою нарушение других церковных установлений, о коих говорит нам «Устав» и которые свято и неуклонно нами должны соблюдаться, поскольку не должны мы выходить из послушания Матери нашей Церкви».
Елена Строгова
http://www.christian-spirit.ru/