24.12.2014
<-назад в раздел
Угроза неоязычества. Мнения священиков
Неоязычество как явление представляет собой искусственно создаваемое религиозное учение, имеющее ярко выраженный языческий этноцентризм. Русская Православная Церковь негативно относится к этому явлению,считая распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века. «Православный Взгляд» попросил экспертов дать оценку этой угрозе.
Иерей Димитрий Ненароков. Помощник атамана Центрального казачьего войска
Неоязычество — проект западных спецслужб, который был задуман как альтернатива православной вере. Неоязычество — это приманка, которая грамотно рассчитана на восприимчивую психику молодого человека, на его неравнодушное отношение к происходящим событиям. Эту проблему нельзя игнорировать, а нужно находить общий язык с молодыми людьми и своим примером переубеждать их. Например, на наши тренировки раньше приходили молодые люди, увлекающиеся неоязычеством, но они постепенно перестали быть неоязычниками, потому что видели пример живого Православия, живых отношений, получили ответы на свои вопросы. Вообще, хорошо было бы устроить православный фестиваль единоборств и пригласить на него представителей языческих общин. Спорт — это универсальная площадка для диалога. Можно найти и другие площадки. Сейчас нужно не делить российское общество, а наоборот объединять его, а для этого требуются усилия со стороны православных. Нужно не бояться идти к людям с Евангелием — с благой вестью, но нужно делать это с открытым сердцем. Просвещение важно, но люди больше верят искренности и общению на равных. У православных, особенно у неофитов, часто можно видеть высокомерие и чувство правоты по отношению к неправославным. Но в данном случае нужно убавить амбиции и быть «с иудеями как иудей, а с язычниками как язычник» (1 Кор. 9:20-21), то есть понять, чем живут эти люди, и помочь им в поисках истины.
Иерей Сергий Барышев. Настоятель Спасо-Преображенского храма, с. Орлино
Культы, подобные неоязычеству, становятся популярными среди молодежи, потому что мы не воспитали правильно своих детей. Родители не несут ответственности за своих детей, потому что не знают, как их воспитывать. Мы живем, как в диком лесу, и не показываем достойного примера детям, поэтому они с детства смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, а когда вырастают, увлекаются неоязычеством. Очень сложно вырвать ребенка из этой среды. Родители с самого детства должны занять своего ребенка, чтобы у него не было ни одной свободной минуты. Образование важно только тогда, когда помогает нашим детям стать более человечными, а воспитание имеет смысл только в Боге, чтобы ребенок ходил в Церковь и молился Богу. Сейчас дети поглощены интернетом, где находят друзей по интересам. Это происходит потому, что в их голове пустота, которую заняли нечистые духи.
Протоиерей Максим Волынец. Клирик Луганской епархии УПЦ МП
Неоязычество — это спецпроект, в котором приняли участие, в частности, родители второй жены Ющенко — Екатерины Чумаченко. Родители Чумаченко еще в Канаде подняли эту тему, потом насадили на Украине, и теперь в каждом украинском городе есть зарегистрированные немалочисленные общины неоязычников, хотя на востоке Украины их немного. В основном эти группы существуют на западе и в центре Украины. Это жестко выраженный национальный курс. Они хотели, что-то придумать, чтобы ярко отличиться, если не униатством, то неоязычеством. Бороться с неоязычеством легче, чем с псевдо-христианскими тоталитарными культами, потому что они выступают четко против христианства, обожествляют непонятные силы природы. Людям нужно просто все объяснить и разложить по полочкам. Они говорят, что ту религию, которая на Украине была до христианства, сейчас опять нужно исповедовать. Православным нужно работать не покладая рук, говорить людям правду, что язычество — не поклонение силам природы, как они считают, а поклонение бесам со всеми вытекающими отсюда последствиями. По сути, неоязычество — это маргинальное объединение, и только современная украинская власть может выдвинуть его на более высокий уровень.
Протоиерей Олег Стеняев. Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, известный богослов и миссионер
Надо понимать, о каком язычестве идет речь. Боги славян различались между собой, например, поляне, древляне, кривичи и вятичи имели разные представления о верховном боге и обрядах. В современной Индии имеет место храмово-локальная мифология, когда в каждой деревне свой верховный бог и в каждом храме по-разному интерпретируют священные тексты. Я знал одного молодого человека, который сначала увлекался славянским язычеством, потом, увидев в язычестве имитацию более древних религий и отсутствие литературных памятников, ушел к кришнаитам, стал бегать по Москве, бить в бубен и прославлять Кришну. Когда люди с помощью языческих представлений пытаются вернуться к неким истокам, совершенно непонятно, какие истоки имеются в виду, потому что в различных языческих системах различные истоки и представления.
Язычники должны ответить на один очевидный вопрос: что для них есть Бог? Концепция Бога предполагает веру в единый абсолют, который всемогущ и вездесущ. Возможно ли существование сразу множества всемогущих богов и абсолютов? Сократ и Аристотель, когда рассуждали о Боге, неизбежно приходили к мысли о том, что Бог — это Абсолют и что Он един! Христианское учение о Святой Троице — это учение о том, что есть одна божественная сущность, но в трех лицах — Отца и Сына и Святого Духа. Но христиане верят не в трех богов, а в Единого Бога. Если проанализировать все религиозные поиски, связанные с постижением божества, то даже в рамках индуистских философских систем люди неизбежно приходили к мысли о том, что Бог один. Когда мы говорим о божественном единстве, то это, прежде всего, единство любви. Бог-Отец любит Бога-Сына, Бог-Сын любит Бога-Отца; Бог-Отец имеет жизнь в самом себе — и Бог-Сын имеет жизнь в самом себе, и сама любовь обоих — это ипостась Духа Святого, Который имеет жизнь в самом себе. Это абсолютное единство Троицы в православном понимании, и оно несравнимо ни с каким другим единством. Человек тоже состоит из трех частей: духа, души и тела — и мы видим, насколько это разные вещи. Вера в единого Бога — это вера, которая заложена во все творения. Вот перед такими философскими рассуждениями язычество оказывается беспомощным.
Так называемое неоязычество — это имитация древности, которое носит, скорее всего, протестный характер. Думаю, что только духовно незрелый человек может броситься в объятия неоязыческого культа, который никак не связан с древними языческими системами. Дело в том, что язычники никогда не отрицали другие религиозные культы. Например, когда римские легионы приходили в германские леса, в первую очередь, они приносили жертву богам той местности. Этим они подчеркивали тот факт, что воюют не с германскими богами, а с германцами, а богов они почитают. Когда был пик гонений на христиан, в Сенате поставили золотую статую Христа. Тем самым язычники хотели показать христианам, что почитают Христа, а христиане должны были, в свою очередь, почитать языческих богов. Язычество заведомо не агрессивно по отношению к другим религиозным системам, потому что предполагает почитание множества богов. Агрессия неоязычников показывает, что их неоязычество — это имитация язычества, неоязычество образца made in США. Неслучайно, что идеологи современного российского неоязычества живут в Канаде и США.
Иерей Алексий Шляпин. Настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского, д. Ивакино Можайского р-на Московской области
Мы должны свидетельствовать об истине Православия. Свидетельство предполагает раскрывание правды об определенном явлении. Во-первых, нужно обличать язычество. В мире к слову «обличение» относятся с пренебрежением, а на самом деле оно четко выражает суть метода. Обличить — это значит показать всю мерзость язычества, и на волне обличения предложить человеку выбор — оставаться идолопоклонником или стать православным? У меня был случай полемики с неоязычниками. В полемике с ними я обратил внимание на то, что у них нет четкой доктрины. Начинаешь говорить с одними людьми, они выдвигают одни доводы, другие — совершенно противоположные доводы. В Православии есть понятие ортодоксия, у неоязычников этого нет. Это представляет сложность для полемики, потому что когда ты опровергаешь одно положение, они, видя несостоятельность этого положения, легко меняют доктрину. В споре с язычниками главное не вдаваться в нюансы, от которых они сами легко отказываютсся. Нужно обличать общее направление язычества, показывать его мерзость. Если посмотреть на языческий мир в целом, мы увидим в разных традициях и мифах разных народов одни и те же черты — детоубийство, проституцию, человеческие жертвоприношения. Язычество нужно обличать в целом, но это не исключает и частной полемики.
Иерей Димитрий Ненароков. Помощник атамана Центрального казачьего войска
Иерей Сергий Барышев. Настоятель Спасо-Преображенского храма, с. Орлино
Протоиерей Максим Волынец. Клирик Луганской епархии УПЦ МП
Протоиерей Олег Стеняев. Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, известный богослов и миссионер
Язычники должны ответить на один очевидный вопрос: что для них есть Бог? Концепция Бога предполагает веру в единый абсолют, который всемогущ и вездесущ. Возможно ли существование сразу множества всемогущих богов и абсолютов? Сократ и Аристотель, когда рассуждали о Боге, неизбежно приходили к мысли о том, что Бог — это Абсолют и что Он един! Христианское учение о Святой Троице — это учение о том, что есть одна божественная сущность, но в трех лицах — Отца и Сына и Святого Духа. Но христиане верят не в трех богов, а в Единого Бога. Если проанализировать все религиозные поиски, связанные с постижением божества, то даже в рамках индуистских философских систем люди неизбежно приходили к мысли о том, что Бог один. Когда мы говорим о божественном единстве, то это, прежде всего, единство любви. Бог-Отец любит Бога-Сына, Бог-Сын любит Бога-Отца; Бог-Отец имеет жизнь в самом себе — и Бог-Сын имеет жизнь в самом себе, и сама любовь обоих — это ипостась Духа Святого, Который имеет жизнь в самом себе. Это абсолютное единство Троицы в православном понимании, и оно несравнимо ни с каким другим единством. Человек тоже состоит из трех частей: духа, души и тела — и мы видим, насколько это разные вещи. Вера в единого Бога — это вера, которая заложена во все творения. Вот перед такими философскими рассуждениями язычество оказывается беспомощным.
Так называемое неоязычество — это имитация древности, которое носит, скорее всего, протестный характер. Думаю, что только духовно незрелый человек может броситься в объятия неоязыческого культа, который никак не связан с древними языческими системами. Дело в том, что язычники никогда не отрицали другие религиозные культы. Например, когда римские легионы приходили в германские леса, в первую очередь, они приносили жертву богам той местности. Этим они подчеркивали тот факт, что воюют не с германскими богами, а с германцами, а богов они почитают. Когда был пик гонений на христиан, в Сенате поставили золотую статую Христа. Тем самым язычники хотели показать христианам, что почитают Христа, а христиане должны были, в свою очередь, почитать языческих богов. Язычество заведомо не агрессивно по отношению к другим религиозным системам, потому что предполагает почитание множества богов. Агрессия неоязычников показывает, что их неоязычество — это имитация язычества, неоязычество образца made in США. Неслучайно, что идеологи современного российского неоязычества живут в Канаде и США.
Иерей Алексий Шляпин. Настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского, д. Ивакино Можайского р-на Московской области