Нужен ли Церкви Христовой новый Вселенский Собор?
Дорогие о Господе отцы, братия и сестры! Тема моего доклада – Семь Вселенских Соборов. Я расскажу о том, что собой представляли Вселенские Соборы, с какой целью они созывались и в чем их значение для нас, православных христиан. Также будет затронута проблема употребления эпитета «Вселенский» применительно к намеченному на 2016 год «Святому и Великому» или, как еще его называют, «Всеправославному» собору.
1. УТВЕРЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ «БОГОСЛОВОВ» О ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НОВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА И ПРОБЛЕМЕ УСВОЕНИЯ ЕМУ ЭПИТЕТА «ВСЕЛЕНСКИЙ»
В «Православной энциклопедии», издаваемой одноименным церковно-научным центром, в заключении статьи модернистского канониста протоиерея Владислава Цыпина о Вселенских Соборах сказано: «Несмотря на то что последний, Седьмой Вселенский Собор состоялся более 12-ти столетий назад, нет никаких догматических оснований для утверждения принципиальной невозможности созыва нового Вселенского Собора или признания одного из бывших ранее Соборов Вселенским»(Т. 9. С. 566–571).
Другой «богослов»-обновленец, выпускник иезуитского колледжа в Медоне и Парижского «богословского» института протоиерей Иоанн Мейендорф в своем докладе «Что такое Вселенский Собор?» (Stiftunsfonda Pro Oriente, Вена, Австрия, 5 мая 1972 г.) писал: «Вопрос, ставящийся некоторыми перед современным православным сознанием, таков: возможно ли проводить Вселенский Собор при настоящем состоянии разделения христианского мира? <…> Одна из самых основных предпосылок православной экклезиологии состоит в том, что единство Церкви – не дело рук человека, но есть дар Божий, который может быть лишь принят или (если он утрачен) обретен вновь. <…> Православная Церковь может, конечно, избежать использования слова „Вселенский" для обозначения своих Соборов, из-за прошлых и настоящих двусмысленностей, связанных с его употреблением, но она не может (без отречения от всей своей традиции) согласиться с тем, что авторитетное и „истинное" христианское учение уже невозможно (как это было обычно) выражать на Соборах после расколов V и XI веков» (т. е. отпадения от Церкви еретиков-монофизитов и католиков, – примеч. А.С.) (Протоиерей Иоанн Мейендорф. Православие в современном мире. М.: Путь, 1997. С. 68–86).
Модернистскому «богослову» вторит митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в своей речи перед учащимися и преподавателями Санкт-Петербургской Духовной академии «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви»: «Следуя апостольской традиции, Церковь всегда стремилась к тому, чтобы решать важные вопросы своего бытия соборным разумом. При этом известно, что ни один из Вселенских Соборов Православной Церкви не мог a priori рассматриваться как „Вселенский". Такое наименование усваивалось им на последующих Соборах для того, чтобы подчеркнуть значимость и общеобязательность их решений для всех христиан. Оценка деяний того или иного Собора всегда осуществлялась post factum. <…> Между тем, вопросы, которые требуют авторитетного общецерковного обсуждения, появляются в каждую историческую эпоху. <…> Возник целый ряд вопросов, требующих всеправославного обсуждения»(https://mospat.ru/ru/2011/11/03/news50923).
Итак, из приведенных цитат следует, что их авторы и единомысленные с ними священнослужители и миряне считают возможным и даже необходимым проведение нового Вселенского Собора. При этом они полагают, что при его созыве не обязательно использовать эпитет «Вселенский». Однако такое наименование может быть присвоено этому форуму впоследствии, post factum – для подчеркивания значимости и общеобязательности его решений для всех христиан.
2. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ И ИХ ЦЕЛИ. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРАХ
Что же такое Вселенский Собор? Для чего такие Соборы созывались?
По учению Святых Отцов, Вселенские Соборы – это органы высшей власти в Православной Церкви, выражавшие непогрешимые догматические определения. В своем Катехизисе святитель Филарет Московский подчеркивает, что они созывались «для утверждения истинного учения и благочиния между христианами». Всего, как известно, таких Соборов было Семь:
– Никейский (325 г.) – против еретика Ария, отвергавшего Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учившего, что Сын Божий есть только высшее творение;
– Константинопольский(381 г.) – против лжеучения Македония, отрицавшего Божество третьего Лица Святой Троицы, Святаго Духа, и называвшего Его тварью или сотворенной силой, служебной Богу Отцу и Богу Сыну, подобно Ангелам;
– Ефесский (431 г.) – осудивший Нестория, нечестиво учившего, что Пресвятая Дева Мария якобы родила простого человека Христа, с Которым затем Бог соединился нравственно (поэтому он именовал Господа Иисуса Христа богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву – христородицею, а не Богородицею);
– Халкидонский (451 г.) – против ереси Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Данное лжеучение получило название монофизитства, а его последователи – монофизитов (одноестественников);
– Константинопольский второй (553 г.) – по поводу сочинений Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых выражались несторианские заблуждения, а также лжеучения Оригена о предсуществовании человеческих душ;
– Константинопольский третий (680 г.) – против еретиков-монофелитов, неправо учивших о волях в Господе Иисусе Христе – признававших в Нем только одну Божественную волю;
– Никейский второй(787 г.) – в связи с ересью иконоборцев, отрицавших почитание святых икон.
3. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ ВЫРАЗИЛИ ЦЕРКОВНОЕ УЧЕНИЕ ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ
Основной итог Семи Вселенских Соборов – четкая формулировка православных догматов, утверждение Символа веры и раскрытие всех содержащихся в нем истин.
Митрополит Макарий (Булгаков) в своем «Православно-догматическом богословии» пишет о смысле и значении Вселенских Соборов: «Под именем христианских догматов разумеются откровенные истины, преподаваемые людям Церковью, как непререкаемые и неизменные правила спасительной веры. <…> Из представленного понятия о христианских догматах открывается, что они все имеют происхождение Божественное. Следовательно, ни умножать, ни сокращать их в числе, ни изменять и превращать, каким бы то образом ни было, никто не имеет права: сколько их открыто Богом вначале, столько и должно оставаться их на все времена, пока будет существовать Христианство. <…>
С тех самых пор, как люди начали усвоять себе догматы, преподанные в Откровении, и низводить их в круг своих понятий, эти священные истины неизбежно стали разнообразиться в понятиях разных неделимых (так бывает со всякой истиной, когда она становится достоянием людей), – неизбежно должны были явиться и явились разные мнения, разные недоумения насчет догматов, разные даже искажения догматов или ереси, намеренные и ненамеренные. Чтобы предохранить верующих от всего этого, чтобы показать им, чему именно и как они должны веровать на основании Откровения, Церковь с самого начала предлагала им, по преданию от самих Cвятых Апостолов, краткие образцы веры или символы. Здесь в немногих словах излагалась совокупность всех коренных догматов Христианства, и каждый член имел двоякое значение: с одной стороны – указывал истину Откровения, которую верующие должны были принимать за догмат веры, а с другой – предохранял их от какой-либо ереси, против которой был направлен. Так было в продолжение трех первых веков Христианства: в Церкви существовал не какой-либо один, а употреблялось несколько символов, которые, будучи сходны между собой по духу, были различны по букве, имея почти каждый некоторые особенности, направленные против заблуждений, какие возникали в том или другом месте, где известный символ употреблялся. <…>
С IV века, когда явились гибельнейшие ереси Ария и потом Македония и когда еретики начали особенно злоупотреблять словами, доселе употреблявшимися для означения разных истин веры, и начали издавать собственные символы по образцу православных, – Церковь увидела необходимость составить и обнародовать для руководства всех верующих один определенный символ, неизменный даже по букве, и вообще установить значение священных слов и церковно-богословский язык. Такой символ, действительно, и составлен на Первом Вселенском Соборе и, будучи дополнен на Втором, под именем Никео-Цареградского, по правилам Третьего и последующих Вселенских Соборов, сделался непреложным образцом веры для всего христианского мира и на все веки. <…>
Вероопределения Вселенских Соборов – Четвертого, Шестого и Седьмого – составляют необходимое дополнение к Никео-Цареградскому Символу, хотя и не внесены в него вследствие правил самих же Вселенских Соборов о совершенной его неприкосновенности и неизменности. <…> Так совершился второй, важнейший, период раскрытия или развития христианских догматов в Церкви, – важнейший и потому, что здесь раскрываемы и определяемы были догматы на Соборах Вселенских, непогрешимых; и потому, что были определены догматы коренные, заключающие в себе или под собой и все прочие, утвержден был окончательно на все века один неизменный образец веры как основание всего догматического богословия, определен и установлен с точностью самый церковно-богословский язык.
Поэтому-то Православная Церковь восточная ясно исповедует: „Наши догматы и учение нашей Восточной Церкви еще издревле наследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены святыми и Вселенскими Соборами; прибавлять к ним или отнимать от них что-либо непозволительно. Посему желающие согласоваться с нами в божественных догматах Православной веры должны с простотой, послушанием, без всякого исследования и любопытства последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием Отцов и утверждено святыми и Вселенскими Соборами, со времени Апостолов и их преемников, богоносных Отцов нашей Церкви" (Догматические Послания православных иерархов XVII–XIX веков о Православной вере. М., 1900. С. 143–144)» (Православно-догматическое богословие Макария, митрополита Московского и Коломенского. Т. 1. СПб., 1883).
4. СВИДЕТЕЛЬСТВА ГИМНОГРАФИИ О ДОГМАТИЧЕСКОЙ ПОЛНОТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ СЕМИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
О том, что в определениях Семи Вселенских Соборов церковное учение было выражено непогрешимо и окончательно, свидетельствуют и многочисленные песнопения из служб Святым Отцам Шести Вселенских Соборов, Отцам Седьмого Вселенского Собора и Недели Первой Великого Поста (в которую Церковь празднует Торжество Православия). Вот лишь некоторые из них:
– «Седмию Соборы священными Святых Отец честную Церковь уяснил еси, Христе, якоже седмих светильник светом прелести тьму прогнав далече» (Канон Святым Отцам Шести Вселенских Соборов, песнь 3);
– «Седмь убо духов, иже почиша на Христе, Исаия сие рече, на Седмих же Соборех почи Христос со Отцем и Божественным Духом» (Там же, песнь 4);
– «Седмь столпов утверди премудрость Божия, Твою Церковь, Владыко, седмочисленными Соборы Священных Отец неуклонну соблюдаему от всяких ересей» (Там же, песнь 6);
– «Якоже седмию трубами иерихонския стены в седьмом обхождении падоша, тако сими Седмию Соборы весь сонм на Бога возносящийся, низведен в бездну в Собрании Седьмом богогласных труб Духа» (Канон Святым Отцам Седьмого Вселенского Собора, песнь 4, тропарь 3);
– «Не ктому нечестивых еретиков ныне бровь вземлется: Божия бо сила Православие удержала есть»(Канон в Неделю 1-ю Великого Поста, песнь 3).
Как видим, в своих песнопениях Церковь заверяет нас, что Вселенские Соборы положили предел всем ересям, как бывшим, так и будущим. Это не значит, что после Седьмого Вселенского Собора не возникало новых лжеучений, что их не существует в наши дни. Напротив, как предупреждал Господь в Евангелии, с приближением конца времен они умножаются, однако в результате четкого обозначения Отцами Соборов основных догматов Православия любая ересь обличается сама собой как противная выраженному в них церковному учению. Так, латинская ересь «filioque» об исхождении Святаго Духа от Отца и Сына не соответствует определениям Второго и Третьего Вселенских Соборов, а ложное мнение протестантов о недопустимости поклонения святым иконам осуждено постановлениями Седьмого Вселенского.
5. НУЖЕН ЛИ НОВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР ДЛЯ ОСУЖДЕНИЯ ЕРЕСИ ЭКУМЕНИЗМА?
Как известно, в наши дни особенно распространено лжеучение экуменизма. Его последователи полагают, что Церковь Христова якобы разделилась на многочисленные осколки или ветви – Православие, католичество, протестантизм и т. д., «согрешила грехом разделения», и теперь нуждается в восстановлении путем объединения различных деноминаций. Но данное лжеучение противоречит девятому члену Никео-Цареградского Символа веры о Единстве и Святости Церкви Христовой. Поэтому даже для того, чтобы осудить эту наиболее опасную, по мнению многих современных богословов, ересь, сегодня нет необходимости созывать новый Вселенский Собор. Экуменисты, их неправые убеждения и противные канонам поступки могут быть осуждены на любом церковном собрании, на Соборе архиереев какой-либо одной или нескольких Поместных Церквей. Епископам уже нет необходимости доказывать еретичность их взглядов – при сопоставлении с четкими определениями Семи Вселенских Соборов она становится очевидной.
Следовательно, какие бы спорные вопросы, мнения, проблемы, «требующие всеправославного обсуждения», ни возникали в нашей Церкви, для их рассмотрения не нужен новый Вселенский Собор. Различные лжеучения, разногласия, позиции, задачи могут и должны обсуждаться епископами, однако не на уровне Вселенского Собора, а на основании учения Семи Вселенских Соборов Святых Отцов, на которых, как мы знаем, «почи Христос со Отцем и Божественным Духом».
6. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭПИТЕТА «ВСЕЛЕНСКИЙ» ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЕДСТОЯЩЕГО В 2016 ГОДУ СОБОРА
Теперь хочется сказать несколько слов о проблеме использования эпитета «Вселенский» применительно к готовящемуся «Святому и Великому» или «Всеправославному» собору.
Официальные представители нашей Церкви заверяют нас, что этот форум не будет иметь статуса Вселенского. «Собор, подготовка к которому вошла в завершающую фазу, носит название Святого и Великого, иногда его еще называют Всеправославным. Именование его Вселенским не принято и некорректно», – такое заявление сделал глава Синодального информационного отдела В.Р. Легойда в интервью «Интерфакс-Религии» (http://interfaxreligion.ru/ ?act=interview&div=391). «Это не Вселенский Собор, как некоторые считают, а Собор Православных Церквей», – сказал Патриарх Кирилл после состоявшейся весной этого года Стамбульской встречи, на которой была определена дата проведения собора. При этом Предстоятель нашей Церкви отметил, что «событие это – исторической важности, таких Соборов в истории практически не было»(http://patriarchia.ru/db/ text/3601356.html).
Так что же такое «Всеправославный» собор и чем он отличается от Вселенского?
Эпитет «Вселенский» по сути указывает на всеправославность, всеобщий характер собрания. Так, в Катехизисе святителя Филарета читаем: «Церковь одна, однако имеются отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская. Это частные Церкви, или части единой Вселенской Церкви. <…> Какое священноначалие может действовать от имени всей Православной Церкви? – Священноначалием, которое может действовать от имени всей Кафолической Церкви, является Вселенский Собор».
Т. е. статус Собора, на котором священноначалие всех Поместных Православных Церквей будет действовать от имени всей Церкви и определения которого станут обязательными для каждого православного христианина, соответствует Вселенскому.
Примечательно, что участники подготовки «Всеправославного» собора из других Поместных Церквей, где волнения паствы в связи с возможной реформацией церковных устоев не столь сильны, не скрывают стремления присвоить данному форуму такое наименование. В частности, в недавнем интервью Сербского Патриарха Иринея изданию «Политика» прозвучало: «Приближается Всеправославный Собор 2016 года. Каково значение этого события для православного мира и что уже известно о темах Собора? – Прошло много времени с момента проведения последнего Вселенского Собора, это было в VIII веке. Правда, за истекший срок состоялось несколько важных Соборов, но не на том уровне. Мы предлагаем провозгласить этот Собор 2016 года Вселенским. Мы провели в Стамбуле предсоборную встречу, согласились и решили, что он состоится там же в 2016 году, в храме святой Ирины, который древнее храма святой Софии. Подготовка к Собору идет уже давно. Состоялось несколько предсоборных конференций, они проводятся регулярно, темы для обсуждения в основном уже проработаны, но готовятся и некоторые новые. В основном, это вопросы, связанные с существом церковной жизни и требующие соборного решения. Если какое-либо мировое событие этому не воспрепятствует, мы надеемся, что Собор состоится, как было запланировано» (http://politika.rs/ rubrike/Drustvo/%20Vidovdan-je-pecat-nase-vecnosti.sr.html).
Намерение объявить «Всеправославный» собор «Вселенским» ранее не скрывалось и в трудах «богословов»-модернистов и иерархов-экуменистов нашей Церкви, в частности, в публикациях «Журнала Московской Патриархии» времен митрополита Никодима (Ротова) (желающие могут ознакомиться с ними и убедиться в этом). Вот цитата лишь из одного документа – Послания Родосского Всеправославного совещания 1961 года. В нем говорится о формировании каталога тем для предстоящего форума и подчеркивается, что «эти темы, уже давно привлекающие к себе внимание наших Поместных Православных Церквей и всего христианского мира вообще, были поставлены сейчас более определенным образом и нашли свое выражение в этом списке. Они подвергнутся должному изучению и исследованию на грядущем нашем Предсоборе и превратятся в благие и окончательные решения, Богу благоизволяющему, на имеющем быть собранным Вселенском Соборе»(ЖМП. 1961. № 11. С. 3–29).
7. ЗНАЧЕНИЕ СЕМИ СВЯТЫХ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
Итак, какое бы название не было усвоено предстоящему в 2016 году в Стамбуле собранию, очевидно, что его организаторы намерены объявить решения данного форума обязательными для членов всех Поместных Православных Церквей, т. е. для всей полноты Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Нам же важно помнить, что, как сказано в «Деяниях Вселенских Соборов», на них Отцы «оградили чистое исповедание Православной веры и внутреннюю жизнь Церкви от нововведений, несогласных с ее изначальным Преданием, и от всякого произвола мнений и распоряжений в ней. Оградили именно утверждением положительных оснований и образцов вероисповедания и духовного управления Церкви – на все времена. <…> Православная Кафолическая Церковь сознает себя и свою непогрешимую чистоту в вере и свою духовную целость во внутренней жизни, – утвержденною на Семи Вселенских Соборах как неизменном основании» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 3).
Источник: газета «Православный Крест», № 23 (119) (от 1 декабря 2014 г.)