Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Насколько современные формы миссионерской работы соотносятся с православной святоотеческой традицией? 17.11.2014

Насколько современные формы миссионерской работы соотносятся с православной святоотеческой традицией?

XX век внес в жизнь православного миссионерства новые формы, методы и понятия, например, - миссия диалога. В чем суть этого понятия? Что за ним стоит? Насколько оно соотносится с православной святоотеческой традицией? Эти вопросы предложены на обсуждение участникам форума "Добрые вести".

ДИСПУТ:

СТОРОНА "Б"

    Миссия диалога заключается в установлении братских отношенией с представителями иных конфессий с целью поиска ненасильственных путей разрешения конфликтов, возникающих из-за массовой легальной и нелегальной миграции. Миссия диалога должна основываться на миссионерской приветливости, открытости, социальной отзывчивости. Это обязанность каждого христианина.


СТОРОНА "А"
    Эта новая форма миссионерской деятельности не соответствует святоотеческой традиции. В понятии «миссия диалога» происходит смешение миссионерства и политики, духовной и государственной деятельности.

СТОРОНА "Б"
    Но это мешает мирному урегулированию межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

СТОРОНА "А"
    Миграция, как легальная, так и нелегальная, процесс негативный, вызывающий много вопросов. Почему 30 лет назад не было миграции? Кроме экономических и социальных причин, это зависит и от светских властей, которых происходящее, по всей видимости, устраивает, несмотря на то, что коренной, русский народ несет от этого не только материальный и моральный ущерб, но страдает - от гибели своих сыновей и дочерей. Еще: миграция сопровождается исламизацией исконно русских земель, где никогда не было ни ислама, ни исламистов. Исламисты, в том числе радикальные, приезжают в русские села и города и устанавливают свои, чуждые русскому менталитету порядки, основанные на шариате. По сути, идет прикровенная, скрытая оккупация. Приветливость, открытость и социальная отзывчивость по отношению к оккупантам – это, скажем так, нетрадиционная реакция на действительность. Православная Церковь благословляла народ на борьбу с оккупацией, в каких бы форма таковая не проводилась – в явных или тайных.

СТОРОНА "Б"
    Но это рассуждения человека плотского, а не духовного. Апостол Павел говорит: Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? (1 Кор. 3, 3). Духовный же человек стремится со всеми жить в мире и в любви: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 18-21).

СТОРОНА "А"
    Эти слова святой апостол Павел адресовал христианам, которые имели между собой разногласия. «Все, что сказано было выше, говорил к начальникам, гордившимся своею мудростью и благородством, а теперь обращается к подчиненным и говорит: я справедливо называю вас плотскими, потому что между вами есть зависть, споры и разногласия. Он мог обвинять их и в блудодеянии и многих других пороках; но так как между ними особенно усилились разногласия и споры, то о них и упоминает. Важно отметить, что везде соединяет зависть со спорами. Это потому, что от зависти происходят споры, а от споров разногласия. Но если все эти беспорядки есть у вас, то не по человеческому ли обычаю поступаете? то есть не о плотском ли, не о человеческом ли и земном помышляете?» (Блж. Феофилакт Болгарский). Из толкования хорошо видно, что эти слова не подходят к разбираемому нами вопросу.
И второй текст Апостола неприменим к миграции. Приезжие-иноверцы насаждают в России свои нечестивые порядки, убивают и насилуют наших братьев и сестер. Святые Отцы в таких случаях завещают оказывать  сопротивление злу. «Прекрасно сказал: если возможно с вашей стороны. Ибо иногда невозможно быть в мире, например, когда идет борьба за благочестие или за обиженных. Итак, внушает: исполняй свои обязанности и никому не подавай случая к вражде и смятению. Если же видишь, что оскорбляется благочестие, то восстань мужественно, сражаясь за истину, однако не против человека враждуя, но против нечестия, а о человеке, напротив, сожалея и щадя его. Таким образом, что прежде казалось невозможным, то становится возможным; ибо что касается тебя, то ты находишься в мире с ним, а брань ведешь с одним нечестием» (Там же).
Если вы с этим не согласны, то приведите примеры из слов святых Апостолов или миссионеров, которые бы так активно вмешивались в область, принадлежащую государственным структурам. Единственное, что приходит на память, - католичество с его псевдомиссионерством. Вот там совмещение миссионерской и, например, разведывательной деятельности вполне допустимо. Взять хотя бы ксендза Лазаря, которого задержали белорусские спецслужбы.

СТОРОНА "Б"
    Но диалог в любом случае будет продолжен, независимо от нашей его оценки.

СТОРОНА "А"
    Возможно, но речь идет не об этом, а о том, насколько этот новый метод миссионерства соотносится с православной традицией, имеет ли он в ней основание.

СТОРОНА "Б"
    Экуменический диалог уже получил освящение жизнью свт. Тихона патр. Московского, свт. Николая Сербского и многих других святых.

СТОРОНА "А"
   
Это вопрос спорный и, более того, не имеет значения. Канонизированы эти святые не за их эпизодический и сомнительный экуменизм, а за исповеднический подвиг. По некоторым источникам, святитель Тихон был убит врачами. Но в любом случае он, как мученик, омыл свои грехи кровью. А святитель Николай на ранних этапах своей биографии участвовал в экуменическом движении, не зная о его масонских корнях. Да и в 20-30-е годы прошлого века оно не было настолько откровенно сатанинским. Впоследствии он разобрался в богопротивности этого движения и прекратил всякие экуменические контакты.
Создается впечатление, что вмешательство некоторых миссионеров в не свойственную православному миссионерству сферу проблем легальной и нелегальной миграции является всего лишь благовидной отговоркой, чтобы оправдать свою экуменическую деятельность.

Источник: http://dobrievesty.ru


<-назад в раздел

Русский календарь