16.10.2014
<-назад в раздел
Богатырь – это человек, стяживающий Бога
Cергей Васильевич Пономарев – старший тренер по боевому самбо Пензенской области, мастер спорта, обладатель черного пояса 2-го дана по джиу-джитсу «Иригуми-го» (контактный раздел). Уже несколько десятилетий он трудится в детско-юношеской спортивной школе № 1 г. Кузнецка, передавая свой опыт подрастающему поколению защитников Отечества. Сергей Васильевич рассказал нам о своем спортивном пути и дороге к вере и разъяснил, кто такие богатыри и какую пользу получают русские мальчишки от занятий восточными единоборствами.
– Сергей Васильевич, расскажите, пожалуйста, о себе. Когда, где и при каких обстоятельствах Вы увлеклись борьбой?
– Родился я в 1956 году в Челябинской области. Бороться любил с детства, но тренироваться начал уже во время учебы в ветеринарном институте в городе Троицке в 70-х годах. Занимался в секциях вольной борьбы и самбо. Моим первым тренером стал мастер спорта СССР по самбо Евгений Александрович Ермаков, замечательный борец, на счету которого победные схватки в Японии…
– А почему Вы решили овладеть единоборствами?
– Цель у всех мальчишек, выбирающих в качестве спортивного увлечения боевые искусства, как правило, одна – приобрести навыки постоять за себя и научиться защищать своих близких.
– С каким званием Вы завершили спортивную карьеру?
– Кандидат в мастера спорта по самбо. Норматив мастера я выполнил уже на соревнованиях среди ветеранов, заняв второе место на чемпионате мира в Дании.
– Как и почему Вы стали тренером?
– Пути Господни неисповедимы. После окончания института приехал с дипломом ветеринара в Кузнецк, но по специальности устроиться не смог. Тогда в спорткомитете мне предложили тренерскую работу.
– А что Вас побудило заняться каратэ?
– Когда я служил в армии санинструктором в городе Унече на границе с Белоруссией, у меня был друг Володя. И однажды я стал свидетелем необычной сцены: с намерением побить его окружили трое ребят, положение казалось критическим, но через несколько секунд, к моему удивлению, обидчики лежали на полу, не в силах подняться, Вовка же не получил ни царапины. Так я впервые увидел, что такое каратэ. Потом друг показал мне азы этого вида борьбы. А после демобилизации я упросил его познакомить меня с президентом белорусской Федерации каратэ Олегом Кириенко.
У Кириенко все разговоры начинались со спарринга. Он протянул мне боксерские перчатки, и завязался бой. Его вес составлял 85 кг, мой – 60. Конечно, мне тогда хорошо досталось, но все же удалось несколько раз зацепить именитого каратиста. Под конец я уже еле держался на ногах, думал, не выстою. После схватки мы сели, и тогда уже он спросил: «Какое каратэ тебя интересует? Есть спортивное, есть боевое, существуют различные школы…» Он меня во многих вопросах наставил...
Потом я долго искал мастера, у которого можно было бы обучаться, но – безрезультатно. В Екатеринбурге занимался ушу, кун-фу. Однако ни то, ни другое меня всерьез не заинтересовало. На тренировках все было хорошо, а когда дело доходило до практики – обнаруживалась малая эффективность этих видов единоборств. А для меня главный критерий именно практика: победил в уличной драке – значит, мастер.
– Что дает каратэ человеку?
– Это ударный вид спорта, позволяющий справляться одновременно с несколькими противниками. Недавно по телевидению показывали японского мастера-каратиста Микио Яхара. Он всю жизнь проработал в полиции, специализировался на борьбе с организованной преступностью. Слыл грозой японских мафиози – в одиночку врубался в толпу и нейтрализовывал бандитов. А на вид – обычный дедушка невысокого роста.
– Верующие люди говорят, что каратэ открывает в сердце человека дверь для злых духов. Насколько это справедливо?
– В данном виде единоборств существует такое понятие, как «кимэ». Считается, что это некая внутренняя сила, получаемая каратистом извне. Ей обладают немногие мастера, и она передается от учителя к ученику. В бою кимэ проявляется в ярости и потому дает спортсмену определенное преимущество. Японские борцы убеждены, что эта сила, или дух, находится в нижней части живота. Со святоотеческой позиции, сила, приходящая к язычникам, это, конечно, не благодать Святаго Духа, а нечто прямо противоположное, что подтверждается и свидетельствами о духовном состоянии людей, обладающих кимэ: они часто испытывают приступы безпричинного уныния и тоски, а временами их охватывает сильная блудная страсть. Т. е. кимэ, безусловно, что-то бесовское.
– Как Вы пришли к Православию?
– К сожалению, в детстве меня не покрестили. А поскольку восточные единоборства тесно связаны с иной религией и оккультизмом, то увлекшись ими, я начал интересоваться и восточными религиозно-философскими учениями: конфуцианством, буддизмом и т. д. Искал смысл жизни, хотел все познать, постичь, разобраться. Но через какое-то время возникло осознание того, что медитация – непременный атрибут всех этих культов – это религиозная практика, и упражняясь в ней можно нанести серьезный вред душе. Поэтому я оставил восточные лжеучения.
– Вы, наверное, можете посоветовать: как молодым людям, увлекающимся восточными единоборствами, минимизировать духовный и физический вред от сопряженных с этими видами спорта религиозных практик?
– Православным ребятам нужно стараться игнорировать религиозную составляющую, например, ни в коем случае не делать поклонов залу, не уподобляться идолопоклонникам; найти тренера, понимающего суть всех этих ритуалов и не настаивающего на их исполнении.
– Каратэ какой школы осваивают Ваши ученики?
– Я обучаю окинавскому каратэ. Без медитаций и прочих лжерелигиозных атрибутов, это простой и технически надежный вид борьбы, укрепляющий здоровье.
– А как все-таки Вы стали православным?
– После восточных религий я некоторое время изучал ислам, пробовал читать Коран. Пытался, как говорится, «докопаться до сути», но все приобретаемые знания никак не складывались в стройную, законченную и убедительную систему. В то же время я наблюдал за мусульманами, присматривался к их поведению, и многое из увиденного и прочитанного убедило меня оставить ислам.
Интересовался я и оккультизмом. У нас в городе живет колдунья, показывающая людям различные бесовские чудеса. Однажды я к ней обратился, когда накануне важных соревнований неимоверно разболелась спина. Рассказал о своей проблеме, она велела: «Садись. Сейчас все сделаем». Опустился на стул, она встала сзади, как-то поколдовала, и резкая боль, как мне показалось, утихла. Но потом на исповеди батюшка мне объяснил, что призывание на помощь темных сил – большой грех. Конечно, я покаялся и с тех пор больше с подобными людьми дел не имею.
А к истинной вере – к Православию – меня приобщил священник Николай Коновалов. Придя в храм и приняв святое Крещение в возрасте 37-ми лет, я буквально окунулся в море чудес: Господь необыкновенным образом утешал, исполнял все молитвенные прошения…
– Приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) писал, что из 537-ми лет, прошедших со времени Куликовской битвы до момента окончания Первой мировой войны, Русь провела в боях 334 года, и наши предки успешно отражали все агрессивные поползновения неприятелей. Как им это удавалось?
– У них была серьезная разносторонняя система подготовки воинов. История и предание свидетельствуют о существовании особого священного богатырского служения, суть которого заключалась в защите народа Божия и истинной веры от врагов. Вам известно значение слова «богатырь»?
– Нет, разъясните, пожалуйста!
– В наши дни глагол «тырить» употребляется в смысле неправедного приобретения, а в церковно-славянском языке он был синонимом таких слов, как «собирать», «стяжевать», «копить», «хранить». Отсюда и богатырь – это человек, который стяжевает и хранит в своей душе Бога, Его благодать, сильный не только телом, но и духом. От этого же глагола происходит и слово «монастырь». «Монос» – «один» в переводе с греческого языка, т. е. в обителях люди в уединении обретают Божественную благодать.
– Сергей Васильевич, расскажите еще, пожалуйста, о турнире в честь воина-мученика Евгения Родионова, организацией которого Вы занимаетесь.
– В этом году состоялся уже пятый по счету Открытый чемпионат Пензенской области по боевому самбо памяти воина Евгения. На него, как и прежде, съехались десятки спортсменов со всего Поволжья, гости, в их числе и именитые чемпионы, мастера и кандидаты в мастера спорта из Самары, Тольятти, Саранска, Сызрани, Нижнего Ломова, Городища, Пензы и Кузнецка. Это мероприятие дает возможность рассказать о подвиге нашего великого земляка. Так, например, в позапрошлом году к нам приехал пожилой судья из Москвы, работающий на всероссийских и международных аренах. Он ничего не знал о воине Евгении и поразился его мужеством, благодарил нас за организацию этих соревнований. Уважением к Жениной личности и героизму проникаются даже спортсмены-мусульмане, которым участие в первенстве не возбраняется.
– А чем боевое самбо отличается от каратэ?
– Боевое самбо – это универсальная система, представляющая собой синтез наиболее эффективных приемов и ударной техники всех видов боевых единоборств, адаптированная к возможностям и особенностям организма русского человека. Это более жесткий вид спорта, чем каратэ, т. к. в последнем запрещена бросковая техника. Кроме того, в самбо разрешены удары в пах и удары головой. Это даже жестче, чем в боях без правил, поскольку наличие одежды приближает борцов к условиям уличного поединка.
– Что Вы пожелаете нашим читателям?
– У каждого из нас есть обязанности работать и защищать Родину, и мы должны делать это добросовестно и быть готовыми к различным испытаниям. Поэтому я желаю всем духовной крепости, которая приобретается посещением храма Божия, изучением священного Писания и трудов Святых Отцов, стремлением следовать их заветам в своей жизни. И да поможет Господь каждому без колебаний выполнять свой долг!
– Сергей Васильевич, расскажите, пожалуйста, о себе. Когда, где и при каких обстоятельствах Вы увлеклись борьбой?
– Родился я в 1956 году в Челябинской области. Бороться любил с детства, но тренироваться начал уже во время учебы в ветеринарном институте в городе Троицке в 70-х годах. Занимался в секциях вольной борьбы и самбо. Моим первым тренером стал мастер спорта СССР по самбо Евгений Александрович Ермаков, замечательный борец, на счету которого победные схватки в Японии…
– А почему Вы решили овладеть единоборствами?
– Цель у всех мальчишек, выбирающих в качестве спортивного увлечения боевые искусства, как правило, одна – приобрести навыки постоять за себя и научиться защищать своих близких.
– С каким званием Вы завершили спортивную карьеру?
– Кандидат в мастера спорта по самбо. Норматив мастера я выполнил уже на соревнованиях среди ветеранов, заняв второе место на чемпионате мира в Дании.
– Как и почему Вы стали тренером?
– Пути Господни неисповедимы. После окончания института приехал с дипломом ветеринара в Кузнецк, но по специальности устроиться не смог. Тогда в спорткомитете мне предложили тренерскую работу.
– А что Вас побудило заняться каратэ?
– Когда я служил в армии санинструктором в городе Унече на границе с Белоруссией, у меня был друг Володя. И однажды я стал свидетелем необычной сцены: с намерением побить его окружили трое ребят, положение казалось критическим, но через несколько секунд, к моему удивлению, обидчики лежали на полу, не в силах подняться, Вовка же не получил ни царапины. Так я впервые увидел, что такое каратэ. Потом друг показал мне азы этого вида борьбы. А после демобилизации я упросил его познакомить меня с президентом белорусской Федерации каратэ Олегом Кириенко.
У Кириенко все разговоры начинались со спарринга. Он протянул мне боксерские перчатки, и завязался бой. Его вес составлял 85 кг, мой – 60. Конечно, мне тогда хорошо досталось, но все же удалось несколько раз зацепить именитого каратиста. Под конец я уже еле держался на ногах, думал, не выстою. После схватки мы сели, и тогда уже он спросил: «Какое каратэ тебя интересует? Есть спортивное, есть боевое, существуют различные школы…» Он меня во многих вопросах наставил...
Потом я долго искал мастера, у которого можно было бы обучаться, но – безрезультатно. В Екатеринбурге занимался ушу, кун-фу. Однако ни то, ни другое меня всерьез не заинтересовало. На тренировках все было хорошо, а когда дело доходило до практики – обнаруживалась малая эффективность этих видов единоборств. А для меня главный критерий именно практика: победил в уличной драке – значит, мастер.
– Что дает каратэ человеку?
– Это ударный вид спорта, позволяющий справляться одновременно с несколькими противниками. Недавно по телевидению показывали японского мастера-каратиста Микио Яхара. Он всю жизнь проработал в полиции, специализировался на борьбе с организованной преступностью. Слыл грозой японских мафиози – в одиночку врубался в толпу и нейтрализовывал бандитов. А на вид – обычный дедушка невысокого роста.
– Верующие люди говорят, что каратэ открывает в сердце человека дверь для злых духов. Насколько это справедливо?
– В данном виде единоборств существует такое понятие, как «кимэ». Считается, что это некая внутренняя сила, получаемая каратистом извне. Ей обладают немногие мастера, и она передается от учителя к ученику. В бою кимэ проявляется в ярости и потому дает спортсмену определенное преимущество. Японские борцы убеждены, что эта сила, или дух, находится в нижней части живота. Со святоотеческой позиции, сила, приходящая к язычникам, это, конечно, не благодать Святаго Духа, а нечто прямо противоположное, что подтверждается и свидетельствами о духовном состоянии людей, обладающих кимэ: они часто испытывают приступы безпричинного уныния и тоски, а временами их охватывает сильная блудная страсть. Т. е. кимэ, безусловно, что-то бесовское.
– Как Вы пришли к Православию?
– К сожалению, в детстве меня не покрестили. А поскольку восточные единоборства тесно связаны с иной религией и оккультизмом, то увлекшись ими, я начал интересоваться и восточными религиозно-философскими учениями: конфуцианством, буддизмом и т. д. Искал смысл жизни, хотел все познать, постичь, разобраться. Но через какое-то время возникло осознание того, что медитация – непременный атрибут всех этих культов – это религиозная практика, и упражняясь в ней можно нанести серьезный вред душе. Поэтому я оставил восточные лжеучения.
– Вы, наверное, можете посоветовать: как молодым людям, увлекающимся восточными единоборствами, минимизировать духовный и физический вред от сопряженных с этими видами спорта религиозных практик?
– Православным ребятам нужно стараться игнорировать религиозную составляющую, например, ни в коем случае не делать поклонов залу, не уподобляться идолопоклонникам; найти тренера, понимающего суть всех этих ритуалов и не настаивающего на их исполнении.
– Каратэ какой школы осваивают Ваши ученики?
– Я обучаю окинавскому каратэ. Без медитаций и прочих лжерелигиозных атрибутов, это простой и технически надежный вид борьбы, укрепляющий здоровье.
– А как все-таки Вы стали православным?
– После восточных религий я некоторое время изучал ислам, пробовал читать Коран. Пытался, как говорится, «докопаться до сути», но все приобретаемые знания никак не складывались в стройную, законченную и убедительную систему. В то же время я наблюдал за мусульманами, присматривался к их поведению, и многое из увиденного и прочитанного убедило меня оставить ислам.
Интересовался я и оккультизмом. У нас в городе живет колдунья, показывающая людям различные бесовские чудеса. Однажды я к ней обратился, когда накануне важных соревнований неимоверно разболелась спина. Рассказал о своей проблеме, она велела: «Садись. Сейчас все сделаем». Опустился на стул, она встала сзади, как-то поколдовала, и резкая боль, как мне показалось, утихла. Но потом на исповеди батюшка мне объяснил, что призывание на помощь темных сил – большой грех. Конечно, я покаялся и с тех пор больше с подобными людьми дел не имею.
А к истинной вере – к Православию – меня приобщил священник Николай Коновалов. Придя в храм и приняв святое Крещение в возрасте 37-ми лет, я буквально окунулся в море чудес: Господь необыкновенным образом утешал, исполнял все молитвенные прошения…
– Приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) писал, что из 537-ми лет, прошедших со времени Куликовской битвы до момента окончания Первой мировой войны, Русь провела в боях 334 года, и наши предки успешно отражали все агрессивные поползновения неприятелей. Как им это удавалось?
– У них была серьезная разносторонняя система подготовки воинов. История и предание свидетельствуют о существовании особого священного богатырского служения, суть которого заключалась в защите народа Божия и истинной веры от врагов. Вам известно значение слова «богатырь»?
– Нет, разъясните, пожалуйста!
– В наши дни глагол «тырить» употребляется в смысле неправедного приобретения, а в церковно-славянском языке он был синонимом таких слов, как «собирать», «стяжевать», «копить», «хранить». Отсюда и богатырь – это человек, который стяжевает и хранит в своей душе Бога, Его благодать, сильный не только телом, но и духом. От этого же глагола происходит и слово «монастырь». «Монос» – «один» в переводе с греческого языка, т. е. в обителях люди в уединении обретают Божественную благодать.
– Сергей Васильевич, расскажите еще, пожалуйста, о турнире в честь воина-мученика Евгения Родионова, организацией которого Вы занимаетесь.
– В этом году состоялся уже пятый по счету Открытый чемпионат Пензенской области по боевому самбо памяти воина Евгения. На него, как и прежде, съехались десятки спортсменов со всего Поволжья, гости, в их числе и именитые чемпионы, мастера и кандидаты в мастера спорта из Самары, Тольятти, Саранска, Сызрани, Нижнего Ломова, Городища, Пензы и Кузнецка. Это мероприятие дает возможность рассказать о подвиге нашего великого земляка. Так, например, в позапрошлом году к нам приехал пожилой судья из Москвы, работающий на всероссийских и международных аренах. Он ничего не знал о воине Евгении и поразился его мужеством, благодарил нас за организацию этих соревнований. Уважением к Жениной личности и героизму проникаются даже спортсмены-мусульмане, которым участие в первенстве не возбраняется.
– А чем боевое самбо отличается от каратэ?
– Боевое самбо – это универсальная система, представляющая собой синтез наиболее эффективных приемов и ударной техники всех видов боевых единоборств, адаптированная к возможностям и особенностям организма русского человека. Это более жесткий вид спорта, чем каратэ, т. к. в последнем запрещена бросковая техника. Кроме того, в самбо разрешены удары в пах и удары головой. Это даже жестче, чем в боях без правил, поскольку наличие одежды приближает борцов к условиям уличного поединка.
– Что Вы пожелаете нашим читателям?
– У каждого из нас есть обязанности работать и защищать Родину, и мы должны делать это добросовестно и быть готовыми к различным испытаниям. Поэтому я желаю всем духовной крепости, которая приобретается посещением храма Божия, изучением священного Писания и трудов Святых Отцов, стремлением следовать их заветам в своей жизни. И да поможет Господь каждому без колебаний выполнять свой долг!
Беседовал Виктор ЗАРЕЧНЫЙ
Источник: Газета "Православный крест" № 116
Источник: Газета "Православный крест" № 116