08.10.2014
<-назад в раздел
Наши старцы – истинные богословы, просвещенные Духом Святым
Несмотря на принятие в феврале 2013 года Архиерейским собором документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», в церковной среде не утихают споры о внедряемых в нашу жизнь цифровых новшествах. Поскольку клирики и миряне РПЦ МП имеют различные мнения по этому вопросу, очевидно, что он нуждается в дальнейшем изучении и осмыслении, как и отмечено в церковном документе. Публикуя статьи православных юристов и экспертов в области электронных технологий, а также проповеди и интервью со священниками на тему глобализации, редакция вносит свою скромную лепту в этот непростой процесс. Предлагаем ознакомиться с полученным нами по электронной почте письмом священника Виталия и комментарием к нему нашего постоянного автора иеромонаха Петра (Семенова).
ПИСЬМО СВЯЩЕННИКА ВИТАЛИЯ:
Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишет вам православный священник (в сане с 1979 г.). В ответ на интервью со священником Георгием Правдолюбовым (см.: «ПК» № 24 (96) и 1 (97), – примеч. ред.) хочу высказать свое мнение об универсальной электронной карте. Его слова на эту тему бездоказательны, и митрополит Владимир Почаевский – ни для кого не авторитет (такое явление как настоятель монастыря в епископском сане чуждо Православию, кроме тщеславия здесь больше ничего нет).
Если отец Георгий опирается на мнение Филимонова В.П. по поводу неприятия ИНН, новых паспортов, УЭК и т. д., то он делает непростительную богословскую ошибку, т. к. Филимонов произвольно и самочинно толкует Апокалипсис, где говорится о печати антихриста (см.: Откр. 13, 16–18). Вопреки ясному толкованию Святых Отцов (св. Иринея Лионского), он взялся утверждать, что имя антихриста – «666» – не есть его имя, а это якобы электронное имя, данное человеку от антихриста. Это еретическое, самовольное, богохульное толкование. Святой Ириней Лионский назвал возможные имена антихриста, исходя из числа «666», – два греческих и одно римское (см.: «Против ересей»).
Ссылка на высказывания старца Паисия Афонского († 1994) об ИНН и других документах – тоже следствие заблуждения, т. к. Греция давно вступила в Евросоюз и там эти документы имеют полную юридическую силу, а РФ не входит в ЕС и у нас они остаются внутригосударственными бумагами. Так что можно брать эту пресловутую «страшную», замордованную, заклейменную профанами УЭК! Сам Господь наш Иисус Христос сказал об отношениях с государством: Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Тем более, что никакого антихриста в мире нет, а когда он явится, то будет ЗАСТАВЛЯТЬ отрекаться от Иисуса Христа в обмен на принятие печати. А в РФ никого не заставляют отрекаться от веры при получении УЭК.
Да хранит вас Господь! Будьте внимательны, когда печатаете какие-то статьи или интервью. Возможно, среди вас нет глубоких богословов. К сожалению, одного сана епископа или священника не достаточно для того, чтобы его высказывания делать достоянием гласности. Кстати говоря, ваша газета зарегистрирована государством, значит, вы все имеете и ИНН, и все остальное, а простых людей соблазняете и доводите до истерики и до неоправданной нищеты, убеждая не брать УЭК. Подумайте о своей ответственности перед Богом и ближними! Такими статьями вы берете большой грех на душу, приносите вред вместо пользы людям.
ОТВЕТ РЕДАКЦИИ «ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА»:
Здравствуйте, уважаемый отец Виталий, благословите! Благодарим Вас за письмо. Для нас всегда ценны отклики читателей, даже если они не разделяют редакционную позицию.
Будучи верующими людьми, мы вполне отдаем себе отчет, что и с какой целью публикуем, стараясь не забывать о предстоящем на Страшном Суде Божием ответе за всякое праздное слово. Тем более для нас важно не смутить читателей и не нанести им душевного вреда. Конечно, среди нас нет глубоких богословов, но мы советуемся с духовными отцами и проверяем все свои публикации на соответствие учению Православной Церкви.
Ваша точка зрения нам ясна. Мы постараемся опубликовать в газете Ваше письмо и попросим прокомментировать его кого-либо из священнослужителей.
Наш коллектив открыт к обсуждению этого и других актуальных вопросов современной церковной жизни.
Газетные статьи представляют собой авторские монологи, при получении же отзывов читателей завязывается некий диалог, поэтому я с интересом прочел письмо отца Виталия. С почтением относясь к сединам и священническому опыту пастыря, служащего с богоборческих советских времен, не смог не обратить внимание на отрицание им авторитета других уважаемых архипастырей, пастырей и старцев. Так, утверждения отца Георгия Правдолюбова, по словам отца Виталия, бездоказательны, мнение митрополита Почаевского Владимира – несущественно, а ссылки на высказывания старца Паисия – ошибочны. Иными словами, по мысли священника, старцы, иерархи и духовники могли и могут ошибаться. Это справедливо, и никто из благомыслящих не поспорит, что как сам священный сан, так и время служения в нем не могут быть гарантией непременной правоты. Но отсюда следует, что и автор письма не застрахован от ошибок.
Указывая на голословность утверждений отца Георгия, отец Виталий, к сожалению, не уточняет, в чем именно это проявляется. Перед составлением комментария я внимательно ознакомился с содержанием обсуждаемого интервью с отцом Георгием: слова батюшки достаточно обоснованы; это речь пастыря, твердо стоящего в истине, чьи убеждения зиждутся на святоотеческой традиции.
Как известно, огромное значение в духовной жизни христианина имеет присутствие опытного наставника, с помощью которого верующий человек может найти ответы на различные жизненные вопросы, в том числе и касающиеся сложных глобализационных процессов. Отцу Георгию посчастливилось пользоваться советами такого богомудрого руководителя – слава Богу! Но даже до людей, не имеющих старческого окормления, православные фильмы, сайты, газеты и журналы доносят антиглобалистскую позицию наших русских старцев – архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Николая Гурьянова, иеросхимонаха Рафаила (Берестова), архимандритов Ионы и Тита Одесских и многих других. Все эти высокодуховные лица современного Православия единодушно указывают на опасность внедряемых электронных новшеств, особенно четко выраженную в словах отца Кирилла (Павлова): «Сегодня – номер, завтра – карточка, послезавтра – печать».
Примечательно, что возвысившие свой голос против глобализационных процессов наши богомудрые старцы являются хранителями традиций православного монашества, которое всегда отличалось наибольшей ревностью в деле защиты Священного Предания и Православной веры. Укажу лишь на некоторые исторические примеры.
Основоположник отшельнического монашества преподобный Антоний Великий во время гонений на веру оставил пустыню и пришел в Александрию, чтобы укрепить мучеников и исповедников в их подвиге. Преподобный Максим Исповедник претерпел урезание языка и отсечение руки за обличение ереси монофелитов. Преподобный Иосиф Волоцкий со святителем Геннадием Новгородским отстояли Русскую Церковь в борьбе с ересью жидовствующих. Святитель Иннокентий Пензенский и архимандрит Фотий (Спасский) в XIX веке защищали нашу Церковь и страну от грозившей им масонской революции, отодвинув ее наступление почти на 100 лет. В безбожное советское время при настоятельстве архимандрита Гермогена (Голубева) Киево-Печерская лавра стала оплотом противостояния обновленчеству в Киеве и на всей Малой Руси. Тот же подвижник, уже в сане архиепископа, в 60-е годы почти в одиночку выступал против хрущевских гонений, пытаясь воспрепятствовать попранию прав Церкви. В 70-е годы XX века, проявив совершенное безстрашие, преподобный Амфилохий (Головатюк) не допустил закрытия Почаевской лавры богоборцами. А в Тбилиси, также в самый разгар строительства коммунизма, преподобный Гавриил (Ургебадзе) открыто проповедал пагубность безбожия, уничтожив на центральной площади Грузии портрет Ленина. Все они претерпели за свою стойкость в вере неисчислимые гонения и страдания, но сохранили верность Христу, Который прославил их различными чудесами.
Что же касается наших современных русских старцев – отцов Николая Гурьянова, Кирилла (Павлова), Адриана (Кирсанова), Петра (Кучера), Рафаила (Берестова) и иных, – то в свое время большинство из них сподобились духовного общения с новыми мучениками и исповедниками XX века. И почти все они сами претерпели гонения. Отец Виталий священствует с 1979 года, а иеросхимонах Рафаил, приняв священный сан гораздо ранее, примерно в 1980-м году уже ушел в пустыню. Десять лет он подвизался в отшельничестве, а затем стал проходить скитский образ монашеской жизни, и уже многие годы спасается со своими учениками на Афоне и в горах Абхазии. На Святой Горе к нему как к духоносному наставнику за советами обращается не только русская братия, но также сербы и болгары. Его духовный авторитет признают и греческие старцы (например, схимонах Гавриил). А отец Кирилл (Павлов) своими подвигами и духовными дарованиями уподобился преподобным Оптинским Старцам. Про батюшку же Николая Гурьянова еще при его жизни Пресвятая Богородица открыла одному монаху, что ныне нет ему равных на духовном пути.
И все эти подвижники предупреждали и предупреждают о духовной опасности процесса глобализации и принятия электронных документов. Неужели все они в прелести? Конечно, нет, напротив, это смиренные люди, и рядом с ними ощущаешь большую духовную радость и благодать Божию. Разве они не знакомы с текстом Апокалипсиса и не читали толкований на него? Нет, они прочли не одну, а множество святоотеческих книг с толкованиями, но кроме этого еще имеют духовное просвещение и пребывают в богообщении, на личном опыте испытав брань с духами злобы, одолев свои страсти и стяжав добродетели, а с ними и Духа Святаго, сообщающего им ведение тайн Божиих.
Да и Почаевский владыка Владимир, чье мнение нашему уважаемому оппоненту видится не заслуживающим внимания, тоже весьма духовно опытен. В его обители даже в советские годы не прерывалась традиция благодатного старчества, и он получил отличную духовную выучку. К тому же митрополит Владимир в своих взглядах не одинок. Его позицию разделяет митрополит Агафангел, старейший иерарх Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которому точно нельзя отказать в духовном авторитете. А как быть с многочисленными Обращениями Священного Синода УПЦ МП к властям, в которых указывается на «типологическое сходство» устанавливаемой сейчас системы с «ограничениями апокалиптических времен»? И можно ли игнорировать документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятый Архиерейским собором 2013 года, в котором признается обоснованность опасений верующих и недопустимость принуждения их к принятию электронных новшеств?..
Разумеется, у каждого человека есть свободная воля. И даже Сам Господь Бог не может принудить его, если тот не желает в чем-либо разбираться. Поэтому, конечно, проще назвать все приведенные доводы и факты бездоказательными и ошибочными, не вдаваясь в подробности, не будоража себя. Но лучше каждому человеку, будь то иерарх, священник или мирянин, отложить свои прежние устоявшиеся мнения и еще раз, без предубеждений, помолившись, изучить все аспекты этого непростого вопроса, имеющего прямое отношение к душевному спасению.
А по поводу трудов В.П. Филимонова нужно заметить, что они не содержат его личных толкований на Апокалипсис и ценны в первую очередь освещением технической стороны глобализационных процессов. Компетентность Валерия Павловича в данной области признает не только ученый мир, но и наше церковное священноначалие, привлекая его в качестве консультанта при рассмотрении проблем, связанных с внедрением новых технологий. Осведомленность и авторитет этого специалиста в указанных вопросах не ставят под сомнение и в Государственной Думе РФ, куда его приглашают для консультаций депутатов. Конечно, Валерий Павлович не застрахован от тех или иных неточностей и погрешностей, но до сих пор его взгляды на тему глобализации вполне соответствовали (и соответствуют!) святоотеческому учению и позиции современных богомудрых старцев.
Относительно цифровых документов в Греции можно согласиться, что на родине старца Паисия глобализационные процессы развиваются стремительнее, чем в России. Тем не менее, и подписанные нашими властями международные соглашения, и их публичные заявления, и исследования специалистов в области электронных технологий однозначно свидетельствуют, что внедряемые у нас «документы нового поколения» соответствуют всем мировым стандартам и их распространение направлено на встраивание России в глобальное наднациональное государство с единым электронным правительством.
Важно также отметить, что при формировании своей позиции в отношении электронных карт старец Паисий опирался не на личный – весьма богатый – духовный опыт, но по смирению искал вразумления от Бога через Его святых угодников. В ответ на усердные молитвы подвижнику явилась великомученица Евфимия Всехвальная и просветила его касательно вопроса электронных удостоверений и печати антихриста.
Конечно, мы не можем назвать себя глубокими богословами и полностью согласны со словами отца Виталия, что сам по себе священный сан не обязывает к тому, чтобы делать высказывания его носителя достоянием гласности. Однако что такое богословие и какой человек способен постичь его глубины? «Никто не может войти в богословие и сказать ничего достойного о Боге, как только Духом Святым», – говорит преподобный Никита Стифат. А святитель Василий Великий пишет: «Если хочешь со временем стать богословом, достойным Божества, соблюдай заповеди и не отступай от повелений Его. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию». Таким образом, очевидно, что наши старцы – отцы Николай, Кирилл, Иона, Рафаил и многие другие – и есть истинные православные богословы, просвещенные Духом Святым. Поэтому нам, грешным, при осмыслении того или иного вопроса, касающегося спасения, необходимо не только опираться на Священное Писание, церковное законодательство и святоотеческое наследие, но и прислушиваться к советам подлинных богословов – современных духоносных подвижников.
В заключение, если предостережений старцев и официальных церковных документов, свидетельствующих об опасности использования цифровых идентификаторов, недостаточно или они кажутся не вполне убедительными, укажем на один актуальный жизненный пример. Когда в конце прошлого года на Украине начались безпорядки, мятежники получили доступ к серверу, содержащему информацию частного характера о всех гражданах страны. В результате в адрес сдерживавших натиск бунтовщиков бойцов спецподразделения «Беркут» и их близких стали поступать многочисленные угрозы, а эти люди, как на ладони, оказались открыты своим врагам. Хочется надеяться, что хотя бы такой общеизвестный факт подвигнет сомневающихся переосмыслить свою позицию, еще раз внимательно изучив все стороны данной проблемы.
ПИСЬМО СВЯЩЕННИКА ВИТАЛИЯ:
Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишет вам православный священник (в сане с 1979 г.). В ответ на интервью со священником Георгием Правдолюбовым (см.: «ПК» № 24 (96) и 1 (97), – примеч. ред.) хочу высказать свое мнение об универсальной электронной карте. Его слова на эту тему бездоказательны, и митрополит Владимир Почаевский – ни для кого не авторитет (такое явление как настоятель монастыря в епископском сане чуждо Православию, кроме тщеславия здесь больше ничего нет).
Если отец Георгий опирается на мнение Филимонова В.П. по поводу неприятия ИНН, новых паспортов, УЭК и т. д., то он делает непростительную богословскую ошибку, т. к. Филимонов произвольно и самочинно толкует Апокалипсис, где говорится о печати антихриста (см.: Откр. 13, 16–18). Вопреки ясному толкованию Святых Отцов (св. Иринея Лионского), он взялся утверждать, что имя антихриста – «666» – не есть его имя, а это якобы электронное имя, данное человеку от антихриста. Это еретическое, самовольное, богохульное толкование. Святой Ириней Лионский назвал возможные имена антихриста, исходя из числа «666», – два греческих и одно римское (см.: «Против ересей»).
Ссылка на высказывания старца Паисия Афонского († 1994) об ИНН и других документах – тоже следствие заблуждения, т. к. Греция давно вступила в Евросоюз и там эти документы имеют полную юридическую силу, а РФ не входит в ЕС и у нас они остаются внутригосударственными бумагами. Так что можно брать эту пресловутую «страшную», замордованную, заклейменную профанами УЭК! Сам Господь наш Иисус Христос сказал об отношениях с государством: Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Тем более, что никакого антихриста в мире нет, а когда он явится, то будет ЗАСТАВЛЯТЬ отрекаться от Иисуса Христа в обмен на принятие печати. А в РФ никого не заставляют отрекаться от веры при получении УЭК.
Да хранит вас Господь! Будьте внимательны, когда печатаете какие-то статьи или интервью. Возможно, среди вас нет глубоких богословов. К сожалению, одного сана епископа или священника не достаточно для того, чтобы его высказывания делать достоянием гласности. Кстати говоря, ваша газета зарегистрирована государством, значит, вы все имеете и ИНН, и все остальное, а простых людей соблазняете и доводите до истерики и до неоправданной нищеты, убеждая не брать УЭК. Подумайте о своей ответственности перед Богом и ближними! Такими статьями вы берете большой грех на душу, приносите вред вместо пользы людям.
С уважением, отец Виталий
ОТВЕТ РЕДАКЦИИ «ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА»:
Здравствуйте, уважаемый отец Виталий, благословите! Благодарим Вас за письмо. Для нас всегда ценны отклики читателей, даже если они не разделяют редакционную позицию.
Будучи верующими людьми, мы вполне отдаем себе отчет, что и с какой целью публикуем, стараясь не забывать о предстоящем на Страшном Суде Божием ответе за всякое праздное слово. Тем более для нас важно не смутить читателей и не нанести им душевного вреда. Конечно, среди нас нет глубоких богословов, но мы советуемся с духовными отцами и проверяем все свои публикации на соответствие учению Православной Церкви.
Ваша точка зрения нам ясна. Мы постараемся опубликовать в газете Ваше письмо и попросим прокомментировать его кого-либо из священнослужителей.
Наш коллектив открыт к обсуждению этого и других актуальных вопросов современной церковной жизни.
С пожеланием помощи Божией,
редакция «ПК»
редакция «ПК»
КОММЕНТАРИЙ ИЕРОМОНАХА ПЕТРА (СЕМЕНОВА):
Газетные статьи представляют собой авторские монологи, при получении же отзывов читателей завязывается некий диалог, поэтому я с интересом прочел письмо отца Виталия. С почтением относясь к сединам и священническому опыту пастыря, служащего с богоборческих советских времен, не смог не обратить внимание на отрицание им авторитета других уважаемых архипастырей, пастырей и старцев. Так, утверждения отца Георгия Правдолюбова, по словам отца Виталия, бездоказательны, мнение митрополита Почаевского Владимира – несущественно, а ссылки на высказывания старца Паисия – ошибочны. Иными словами, по мысли священника, старцы, иерархи и духовники могли и могут ошибаться. Это справедливо, и никто из благомыслящих не поспорит, что как сам священный сан, так и время служения в нем не могут быть гарантией непременной правоты. Но отсюда следует, что и автор письма не застрахован от ошибок.
Указывая на голословность утверждений отца Георгия, отец Виталий, к сожалению, не уточняет, в чем именно это проявляется. Перед составлением комментария я внимательно ознакомился с содержанием обсуждаемого интервью с отцом Георгием: слова батюшки достаточно обоснованы; это речь пастыря, твердо стоящего в истине, чьи убеждения зиждутся на святоотеческой традиции.
Как известно, огромное значение в духовной жизни христианина имеет присутствие опытного наставника, с помощью которого верующий человек может найти ответы на различные жизненные вопросы, в том числе и касающиеся сложных глобализационных процессов. Отцу Георгию посчастливилось пользоваться советами такого богомудрого руководителя – слава Богу! Но даже до людей, не имеющих старческого окормления, православные фильмы, сайты, газеты и журналы доносят антиглобалистскую позицию наших русских старцев – архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Николая Гурьянова, иеросхимонаха Рафаила (Берестова), архимандритов Ионы и Тита Одесских и многих других. Все эти высокодуховные лица современного Православия единодушно указывают на опасность внедряемых электронных новшеств, особенно четко выраженную в словах отца Кирилла (Павлова): «Сегодня – номер, завтра – карточка, послезавтра – печать».
Примечательно, что возвысившие свой голос против глобализационных процессов наши богомудрые старцы являются хранителями традиций православного монашества, которое всегда отличалось наибольшей ревностью в деле защиты Священного Предания и Православной веры. Укажу лишь на некоторые исторические примеры.
Основоположник отшельнического монашества преподобный Антоний Великий во время гонений на веру оставил пустыню и пришел в Александрию, чтобы укрепить мучеников и исповедников в их подвиге. Преподобный Максим Исповедник претерпел урезание языка и отсечение руки за обличение ереси монофелитов. Преподобный Иосиф Волоцкий со святителем Геннадием Новгородским отстояли Русскую Церковь в борьбе с ересью жидовствующих. Святитель Иннокентий Пензенский и архимандрит Фотий (Спасский) в XIX веке защищали нашу Церковь и страну от грозившей им масонской революции, отодвинув ее наступление почти на 100 лет. В безбожное советское время при настоятельстве архимандрита Гермогена (Голубева) Киево-Печерская лавра стала оплотом противостояния обновленчеству в Киеве и на всей Малой Руси. Тот же подвижник, уже в сане архиепископа, в 60-е годы почти в одиночку выступал против хрущевских гонений, пытаясь воспрепятствовать попранию прав Церкви. В 70-е годы XX века, проявив совершенное безстрашие, преподобный Амфилохий (Головатюк) не допустил закрытия Почаевской лавры богоборцами. А в Тбилиси, также в самый разгар строительства коммунизма, преподобный Гавриил (Ургебадзе) открыто проповедал пагубность безбожия, уничтожив на центральной площади Грузии портрет Ленина. Все они претерпели за свою стойкость в вере неисчислимые гонения и страдания, но сохранили верность Христу, Который прославил их различными чудесами.
Что же касается наших современных русских старцев – отцов Николая Гурьянова, Кирилла (Павлова), Адриана (Кирсанова), Петра (Кучера), Рафаила (Берестова) и иных, – то в свое время большинство из них сподобились духовного общения с новыми мучениками и исповедниками XX века. И почти все они сами претерпели гонения. Отец Виталий священствует с 1979 года, а иеросхимонах Рафаил, приняв священный сан гораздо ранее, примерно в 1980-м году уже ушел в пустыню. Десять лет он подвизался в отшельничестве, а затем стал проходить скитский образ монашеской жизни, и уже многие годы спасается со своими учениками на Афоне и в горах Абхазии. На Святой Горе к нему как к духоносному наставнику за советами обращается не только русская братия, но также сербы и болгары. Его духовный авторитет признают и греческие старцы (например, схимонах Гавриил). А отец Кирилл (Павлов) своими подвигами и духовными дарованиями уподобился преподобным Оптинским Старцам. Про батюшку же Николая Гурьянова еще при его жизни Пресвятая Богородица открыла одному монаху, что ныне нет ему равных на духовном пути.
И все эти подвижники предупреждали и предупреждают о духовной опасности процесса глобализации и принятия электронных документов. Неужели все они в прелести? Конечно, нет, напротив, это смиренные люди, и рядом с ними ощущаешь большую духовную радость и благодать Божию. Разве они не знакомы с текстом Апокалипсиса и не читали толкований на него? Нет, они прочли не одну, а множество святоотеческих книг с толкованиями, но кроме этого еще имеют духовное просвещение и пребывают в богообщении, на личном опыте испытав брань с духами злобы, одолев свои страсти и стяжав добродетели, а с ними и Духа Святаго, сообщающего им ведение тайн Божиих.
Да и Почаевский владыка Владимир, чье мнение нашему уважаемому оппоненту видится не заслуживающим внимания, тоже весьма духовно опытен. В его обители даже в советские годы не прерывалась традиция благодатного старчества, и он получил отличную духовную выучку. К тому же митрополит Владимир в своих взглядах не одинок. Его позицию разделяет митрополит Агафангел, старейший иерарх Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которому точно нельзя отказать в духовном авторитете. А как быть с многочисленными Обращениями Священного Синода УПЦ МП к властям, в которых указывается на «типологическое сходство» устанавливаемой сейчас системы с «ограничениями апокалиптических времен»? И можно ли игнорировать документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятый Архиерейским собором 2013 года, в котором признается обоснованность опасений верующих и недопустимость принуждения их к принятию электронных новшеств?..
Разумеется, у каждого человека есть свободная воля. И даже Сам Господь Бог не может принудить его, если тот не желает в чем-либо разбираться. Поэтому, конечно, проще назвать все приведенные доводы и факты бездоказательными и ошибочными, не вдаваясь в подробности, не будоража себя. Но лучше каждому человеку, будь то иерарх, священник или мирянин, отложить свои прежние устоявшиеся мнения и еще раз, без предубеждений, помолившись, изучить все аспекты этого непростого вопроса, имеющего прямое отношение к душевному спасению.
А по поводу трудов В.П. Филимонова нужно заметить, что они не содержат его личных толкований на Апокалипсис и ценны в первую очередь освещением технической стороны глобализационных процессов. Компетентность Валерия Павловича в данной области признает не только ученый мир, но и наше церковное священноначалие, привлекая его в качестве консультанта при рассмотрении проблем, связанных с внедрением новых технологий. Осведомленность и авторитет этого специалиста в указанных вопросах не ставят под сомнение и в Государственной Думе РФ, куда его приглашают для консультаций депутатов. Конечно, Валерий Павлович не застрахован от тех или иных неточностей и погрешностей, но до сих пор его взгляды на тему глобализации вполне соответствовали (и соответствуют!) святоотеческому учению и позиции современных богомудрых старцев.
Относительно цифровых документов в Греции можно согласиться, что на родине старца Паисия глобализационные процессы развиваются стремительнее, чем в России. Тем не менее, и подписанные нашими властями международные соглашения, и их публичные заявления, и исследования специалистов в области электронных технологий однозначно свидетельствуют, что внедряемые у нас «документы нового поколения» соответствуют всем мировым стандартам и их распространение направлено на встраивание России в глобальное наднациональное государство с единым электронным правительством.
Важно также отметить, что при формировании своей позиции в отношении электронных карт старец Паисий опирался не на личный – весьма богатый – духовный опыт, но по смирению искал вразумления от Бога через Его святых угодников. В ответ на усердные молитвы подвижнику явилась великомученица Евфимия Всехвальная и просветила его касательно вопроса электронных удостоверений и печати антихриста.
Конечно, мы не можем назвать себя глубокими богословами и полностью согласны со словами отца Виталия, что сам по себе священный сан не обязывает к тому, чтобы делать высказывания его носителя достоянием гласности. Однако что такое богословие и какой человек способен постичь его глубины? «Никто не может войти в богословие и сказать ничего достойного о Боге, как только Духом Святым», – говорит преподобный Никита Стифат. А святитель Василий Великий пишет: «Если хочешь со временем стать богословом, достойным Божества, соблюдай заповеди и не отступай от повелений Его. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию». Таким образом, очевидно, что наши старцы – отцы Николай, Кирилл, Иона, Рафаил и многие другие – и есть истинные православные богословы, просвещенные Духом Святым. Поэтому нам, грешным, при осмыслении того или иного вопроса, касающегося спасения, необходимо не только опираться на Священное Писание, церковное законодательство и святоотеческое наследие, но и прислушиваться к советам подлинных богословов – современных духоносных подвижников.
В заключение, если предостережений старцев и официальных церковных документов, свидетельствующих об опасности использования цифровых идентификаторов, недостаточно или они кажутся не вполне убедительными, укажем на один актуальный жизненный пример. Когда в конце прошлого года на Украине начались безпорядки, мятежники получили доступ к серверу, содержащему информацию частного характера о всех гражданах страны. В результате в адрес сдерживавших натиск бунтовщиков бойцов спецподразделения «Беркут» и их близких стали поступать многочисленные угрозы, а эти люди, как на ладони, оказались открыты своим врагам. Хочется надеяться, что хотя бы такой общеизвестный факт подвигнет сомневающихся переосмыслить свою позицию, еще раз внимательно изучив все стороны данной проблемы.
С уважением и пожеланием
душевного спасения,
иеромонах
Петр (СЕМЕНОВ)
Источник: Газета "Православный крест" № 115
душевного спасения,
иеромонах
Петр (СЕМЕНОВ)
Источник: Газета "Православный крест" № 115