Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Наши старцы – истинные богословы, просвещенные Духом Святым 08.10.2014

Наши старцы – истинные богословы, просвещенные Духом Святым

Несмотря на принятие в феврале 2013 года Архиерейским собором документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», в церковной среде не утихают споры о внедряемых в нашу жизнь цифровых новшествах. Поскольку клирики и миряне РПЦ МП имеют различные мнения по этому вопросу, очевидно, что он нуждается в дальнейшем изучении и осмыслении, как и отмечено в церковном документе. Публикуя статьи православных юристов и экспертов в области электронных технологий, а также проповеди и интервью со священниками на тему глобализации, редакция вносит свою скромную лепту в этот непростой процесс. Предлагаем ознакомиться с полученным нами по электронной почте письмом священника Виталия и комментарием к нему нашего постоянного автора иеромонаха Петра (Семенова).

ПИСЬМО СВЯЩЕННИКА ВИТАЛИЯ:

Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишет вам православный священник (в сане с 1979 г.). В ответ на интервью со священником Георгием Правдолюбовым (см.: «ПК» № 24 (96) и 1 (97), – примеч. ред.) хочу высказать свое мнение об универсальной электронной карте. Его слова на эту тему бездоказательны, и митрополит Владимир Почаевский – ни для кого не авторитет (такое явление как настоятель монастыря в епископском сане чуждо Православию, кроме тщеславия здесь больше ничего нет).
Если отец Георгий опирается на мнение Филимонова В.П. по поводу неприятия ИНН, новых паспортов, УЭК и т. д., то он делает непростительную богословскую ошибку, т. к. Филимонов произвольно и самочинно толкует Апокалипсис, где говорится о печати антихриста (см.: Откр. 13, 16–18). Вопреки ясному толкованию Святых Отцов (св. Иринея Лионского), он взялся утверждать, что имя антихриста – «666» – не есть его имя, а это якобы электронное имя, данное человеку от антихриста. Это еретическое, самовольное, богохульное толкование. Святой Ириней Лионский назвал возможные имена антихриста, исходя из числа «666», – два греческих и одно римское (см.: «Против ересей»).
Ссылка на высказывания старца Паисия Афонского († 1994) об ИНН и других документах – тоже следствие заблуждения, т. к. Греция давно вступила в Евросоюз и там эти документы имеют полную юридическую силу, а РФ не входит в ЕС и у нас они остаются внутригосударственными бумагами. Так что можно брать эту пресловутую «страшную», замордованную, заклейменную профанами УЭК! Сам Господь наш Иисус Христос сказал об отношениях с государством: Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Тем более, что никакого антихриста в мире нет, а когда он явится, то будет ЗАСТАВЛЯТЬ отрекаться от Иисуса Христа в обмен на принятие печати. А в РФ никого не заставляют отрекаться от веры при получении УЭК.
Да хранит вас Господь! Будьте внимательны, когда печатаете какие-то статьи или интервью. Возможно, среди вас нет глубоких богословов. К сожалению, одного сана епископа или священника не достаточно для того, чтобы его высказывания делать достоянием гласности. Кстати говоря, ваша газета зарегистрирована государством, значит, вы все имеете и ИНН, и все остальное, а простых людей соблазняете и доводите до истерики и до неоправданной нищеты, убеждая не брать УЭК. Подумайте о своей ответственности перед Богом и ближними! Такими статьями вы берете большой грех на душу, приносите вред вместо пользы людям.

С уважением, отец Виталий

ОТВЕТ РЕДАКЦИИ «ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА»:

Здравствуйте, уважаемый отец Виталий, благословите! Благодарим Вас за письмо. Для нас всегда ценны отклики читателей, даже если они не разделяют редакционную позицию.
Будучи верующими людьми, мы вполне отдаем себе отчет, что и с какой целью публикуем, стараясь не забывать о предстоящем на Страшном Суде Божием ответе за всякое праздное слово. Тем более для нас важно не смутить читателей и не нанести им душевного вреда. Конечно, среди нас нет глубоких богословов, но мы советуемся с духовными отцами и проверяем все свои публикации на соответствие учению Православной Церкви.
Ваша точка зрения нам ясна. Мы постараемся опубликовать в газете Ваше письмо и попросим прокомментировать его кого-либо из священнослужителей.
Наш коллектив открыт к обсуждению этого и других актуальных вопросов современной церковной жизни.

С пожеланием помощи Божией,
редакция «ПК»

КОММЕНТАРИЙ ИЕРОМОНАХА ПЕТРА (СЕМЕНОВА):

Газетные статьи представляют собой авторские монологи, при получении же отзывов читателей завязывается некий диалог, поэтому я с интересом прочел письмо отца Виталия. С почтением относясь к сединам и священническому опыту пастыря, служащего с богоборческих советских времен, не смог не обратить внимание на отрицание им авторитета других уважаемых архипастырей, пастырей и старцев. Так, утверждения отца Георгия Правдолюбова, по словам отца Виталия, бездоказательны, мнение митрополита Почаевского Владимира – несущественно, а ссылки на высказывания старца Паисия – ошибочны. Иными словами, по мысли священника, старцы, иерархи и духовники могли и могут ошибаться. Это справедливо, и никто из благомыслящих не поспорит, что как сам священный сан, так и время служения в нем не могут быть гарантией непременной правоты. Но отсюда следует, что и автор письма не застрахован от ошибок.
Указывая на голословность утверждений отца Георгия, отец Виталий, к сожалению, не уточняет, в чем именно это проявляется. Перед составлением комментария я внимательно ознакомился с содержанием обсуждаемого интервью с отцом Георгием: слова батюшки достаточно обоснованы; это речь пастыря, твердо стоящего в истине, чьи убеждения зиждутся на святоотеческой традиции.
Как известно, огромное значение в духовной жизни христианина имеет присутствие опытного наставника, с помощью которого верующий человек может найти ответы на различные жизненные вопросы, в том числе и касающиеся сложных глобализационных процессов. Отцу Георгию посчастливилось пользоваться советами такого богомудрого руководителя – слава Богу! Но даже до людей, не имеющих старческого окормления, православные фильмы, сайты, газеты и журналы доносят антиглобалистскую позицию наших русских старцев – архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Николая Гурьянова, иеросхимонаха Рафаила (Берестова), архимандритов Ионы и Тита Одесских и многих других. Все эти высокодуховные лица современного Православия единодушно указывают на опасность внедряемых электронных новшеств, особенно четко выраженную в словах отца Кирилла (Павлова): «Сегодня – номер, завтра – карточка, послезавтра – печать».

Примечательно, что возвысившие свой голос против глобализационных процессов наши богомудрые старцы являются хранителями традиций православного монашества, которое всегда отличалось наибольшей ревностью в деле защиты Священного Предания и Православной веры. Укажу лишь на некоторые исторические примеры.
Основоположник отшельнического монашества преподобный Антоний Великий во время гонений на веру оставил пустыню и пришел в Александрию, чтобы укрепить мучеников и исповедников в их подвиге. Преподобный Максим Исповедник претерпел урезание языка и отсечение руки за обличение ереси монофелитов. Преподобный Иосиф Волоцкий со святителем Геннадием Новгородским отстояли Русскую Церковь в борьбе с ересью жидовствующих. Святитель Иннокентий Пензенский и архимандрит Фотий (Спасский) в XIX веке защищали нашу Церковь и страну от грозившей им масонской революции, отодвинув ее наступление почти на 100 лет. В безбожное советское время при настоятельстве архимандрита Гермогена (Голубева) Киево-Печерская лавра стала оплотом противостояния обновленчеству в Киеве и на всей Малой Руси. Тот же подвижник, уже в сане архиепископа, в 60-е годы почти в одиночку выступал против хрущевских гонений, пытаясь воспрепятствовать попранию прав Церкви. В 70-е годы XX века, проявив совершенное безстрашие, преподобный Амфилохий (Головатюк) не допустил закрытия Почаевской лавры богоборцами. А в Тбилиси, также в самый разгар строительства коммунизма, преподобный Гавриил (Ургебадзе) открыто проповедал пагубность безбожия, уничтожив на центральной площади Грузии портрет Ленина. Все они претерпели за свою стойкость в вере неисчислимые гонения и страдания, но сохранили верность Христу, Который прославил их различными чудесами.
Что же касается наших современных русских старцев – отцов Николая Гурьянова, Кирилла (Павлова), Адриана (Кирсанова), Петра (Кучера), Рафаила (Берестова) и иных, – то в свое время большинство из них сподобились духовного общения с новыми мучениками и исповедниками XX века. И почти все они сами претерпели гонения. Отец Виталий священствует с 1979 года, а иеросхимонах Рафаил, приняв священный сан гораздо ранее, примерно в 1980-м году уже ушел в пустыню. Десять лет он подвизался в отшельничестве, а затем стал проходить скитский образ монашеской жизни, и уже многие годы спасается со своими учениками на Афоне и в горах Абхазии. На Святой Горе к нему как к духоносному наставнику за советами обращается не только русская братия, но также сербы и болгары. Его духовный авторитет признают и греческие старцы (например, схимонах Гавриил). А отец Кирилл (Павлов) своими подвигами и духовными дарованиями уподобился преподобным Оптинским Старцам. Про батюшку же Николая Гурьянова еще при его жизни Пресвятая Богородица открыла одному монаху, что ныне нет ему равных на духовном пути.
И все эти подвижники предупреждали и предупреждают о духовной опасности процесса глобализации и принятия электронных документов. Неужели все они в прелести? Конечно, нет, напротив, это смиренные люди, и рядом с ними ощущаешь большую духовную радость и благодать Божию. Разве они не знакомы с текстом Апокалипсиса и не читали толкований на него? Нет, они прочли не одну, а множество святоотеческих книг с толкованиями, но кроме этого еще имеют духовное просвещение и пребывают в богообщении, на личном опыте испытав брань с духами злобы, одолев свои страсти и стяжав добродетели, а с ними и Духа Святаго, сообщающего им ведение тайн Божиих.
Да и Почаевский владыка Владимир, чье мнение нашему уважаемому оппоненту  видится не заслуживающим внимания, тоже весьма духовно опытен. В его обители даже в советские годы не прерывалась традиция благодатного старчества, и он получил отличную духовную выучку. К тому же митрополит Владимир в своих взглядах не одинок. Его позицию разделяет митрополит Агафангел, старейший иерарх Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которому точно нельзя отказать в духовном авторитете. А как быть с многочисленными Обращениями Священного Синода УПЦ МП к властям, в которых указывается на «типологическое сходство» устанавливаемой сейчас системы с «ограничениями апокалиптических времен»? И можно ли игнорировать документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятый Архиерейским собором 2013 года, в котором признается обоснованность опасений верующих и недопустимость принуждения их к принятию электронных новшеств?..
Разумеется, у каждого человека есть свободная воля. И даже Сам Господь Бог не может принудить его, если тот не желает в чем-либо разбираться. Поэтому, конечно, проще назвать все приведенные доводы и факты бездоказательными и ошибочными, не вдаваясь в подробности, не будоража себя. Но лучше каждому человеку, будь то иерарх, священник или мирянин, отложить свои прежние устоявшиеся мнения и еще раз, без предубеждений, помолившись, изучить все аспекты этого непростого вопроса, имеющего прямое отношение к душевному спасению.
А по поводу трудов В.П. Филимонова нужно заметить, что они не содержат его личных толкований на Апокалипсис и ценны в первую очередь освещением технической стороны глобализационных процессов. Компетентность Валерия Павловича в данной области признает не только ученый мир, но и наше церковное священноначалие, привлекая его в качестве консультанта при рассмотрении проблем, связанных с внедрением новых технологий. Осведомленность и авторитет этого специалиста в указанных вопросах не ставят под сомнение и в Государственной Думе РФ, куда его приглашают для консультаций депутатов. Конечно, Валерий Павлович не застрахован от тех или иных неточностей и погрешностей, но до сих пор его взгляды на тему глобализации вполне соответствовали (и соответствуют!) святоотеческому учению и позиции современных богомудрых старцев.
Относительно цифровых документов в Греции можно согласиться, что на родине старца Паисия глобализационные процессы развиваются стремительнее, чем в России. Тем не менее, и подписанные нашими властями международные соглашения, и их публичные заявления, и исследования специалистов в области электронных технологий однозначно свидетельствуют, что внедряемые у нас «документы нового поколения» соответствуют всем мировым стандартам и их распространение направлено на встраивание России в глобальное наднациональное государство с единым электронным правительством.
Важно также отметить, что при формировании своей позиции в отношении электронных карт старец Паисий опирался не на личный – весьма богатый – духовный опыт, но по смирению искал вразумления от Бога через Его святых угодников. В ответ на усердные молитвы подвижнику явилась великомученица Евфимия Всехвальная и просветила его касательно вопроса электронных удостоверений и печати антихриста.
Конечно, мы не можем назвать себя глубокими богословами и полностью согласны со словами отца Виталия, что сам по себе священный сан не обязывает к тому, чтобы делать высказывания его носителя достоянием гласности. Однако что такое богословие и какой человек способен постичь его глубины? «Никто не может войти в богословие и сказать ничего достойного о Боге, как только Духом Святым», – говорит преподобный Никита Стифат. А святитель Василий Великий пишет: «Если хочешь со временем стать богословом, достойным Божества, соблюдай заповеди и не отступай от повелений Его. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию». Таким образом, очевидно, что наши старцы – отцы Николай, Кирилл, Иона, Рафаил и многие другие – и есть истинные православные богословы, просвещенные Духом Святым. Поэтому нам, грешным, при осмыслении того или иного вопроса, касающегося спасения, необходимо не только опираться на Священное Писание, церковное законодательство и святоотеческое наследие, но и прислушиваться к советам подлинных богословов – современных духоносных подвижников.
В заключение, если предостережений старцев и официальных церковных документов, свидетельствующих об опасности использования цифровых идентификаторов, недостаточно или они кажутся не вполне убедительными, укажем на один актуальный жизненный пример. Когда в конце прошлого года на Украине начались безпорядки, мятежники получили доступ к серверу, содержащему информацию частного характера о всех гражданах страны. В результате в адрес сдерживавших натиск бунтовщиков бойцов спецподразделения «Беркут» и их близких стали поступать многочисленные угрозы, а эти люди, как на ладони, оказались открыты своим врагам. Хочется надеяться, что хотя бы такой общеизвестный факт подвигнет сомневающихся переосмыслить свою позицию, еще раз внимательно изучив все стороны данной проблемы.

С уважением и пожеланием
душевного спасения,
иеромонах
Петр (СЕМЕНОВ)


Источник: Газета "Православный крест" № 115

<-назад в раздел

Русский календарь