Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Царственные мученики – путеводная звезда для православных семей 20.09.2014

Царственные мученики – путеводная звезда для православных семей

Беседа с кандидатом исторических наук Сергеем Владимировичем Добронравовым, ревностным православным христианином и монархистом. Темой  встречи стала проблема сохранения христианского благочестия в православных семьях.

– Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о себе, как давно Вы воцерковились? С какими взглядами и убеждениями Вы вступили в супружескую жизнь? На каких примерах воспитывались, имели ли до свадьбы представление о том, что такое православная семья, для чего она созидается и какой должна быть?

– Мое воцерковление началось более 20-ти лет назад, и к моменту вступления в брак я понимал, что семья – это малая Церковь, благословленный Богом союз любящих сердец, что супруги должны рука об руку, поддерживая друг друга, идти по узкому и тернистому пути спасения.
Правильное представление о семье у меня сформировалось благодаря чтению духовной литературы, общению в православной среде, помогли и вдохновляющие примеры семейной жизни моих предков, в частности, прадеда, дедушек и бабушек. С детства я знал, что мой прапрадед был священником. Впоследствии при изучении родословной выяснилось, что по материнской линии я принадлежу к большому священническому роду, где свято чтились каноны православной семьи.
Был у меня перед глазами и пример семейного уклада родителей, которые очень любили друг друга. Хотя воцерковляться они стали в преклонном возрасте, но всегда старались соблюдать исконные благочестивые домашние традиции и порядки.

– Как Вы жили до брака? Что помогало оградиться от воздействия современного мира?

– Господь хранил – видимо, по молитвам предков. Поэтому, слава Богу, до Крещения, которое произошло в сознательном возрасте, каких-либо катастрофических жизненных ошибок я не совершил. Позже, уже в процессе воцерковления, появились понятия о грехе и средствах борьбы с ним.

– Как Вы познакомились со своей супругой? Сложились ли у Вас к тому моменту какие-то представления о будущей спутнице жизни, требования к ней? Чем руководствовались в своем выборе?

– Я, как и многие верующие, задавался вопросом: каков мой путь? Духовные лица в один голос советовали жениться. И я стал молиться о даровании спутницы жизни, просил молитв у священников, монашествующих, старцев. Считаю, что наше знакомство с супругой произошло по воле Божией. Оно было совершенно неожиданным для нас обоих. Я специально не искал, не высматривал будущую жену – верил, что судьбоносная встреча должна состояться сама собой. Так и получилось. Мы встретились, год пообщались, потом обручились и повенчались.
А что касается критериев, то их было всего два, но очень важных и обязательных: воцерковленность и целомудрие; на внешние данные я не ориентировался. Но Господь дал мне гораздо больше! Я очень люблю музыку, с детства воспитан на классике, но не мог и мечтать, что моя супруга будет дипломированным музыкантом. Она не только прекрасно играет на фортепиано, поет, но еще и сама пишет музыкальные произведения!

– Знаю, что в Вашей семье сугубо почитаются Царственные Мученики. Почему они вам особенно дороги?

– Да, мы глубоко чтим Царскую Семью, с которой в нашей жизни многое связано. Супруга молилась Царственным Мученикам об обретении верного спутника жизни, и я молился о создании православной семьи этим же святым, так что они – наши небесные покровители. После знакомства мы в первую очередь вместе посетили монастырь на Ганиной Яме и Среднеуральскую женскую обитель. Там как раз пребывала знаменитая «казачья» икона Царя Николая из Надыма, которая участвует в крестных ходах и монархических мероприятиях по всей России. Приложившись к этому святому образу, мы осознали, что сподобились благословения на брак от самого Государя.

– Согласны ли Вы, что Царственные Мученики – эталон православной семьи? Какие их нравственные черты, по Вашему мнению, вызывают сугубое благоговение и желание подражать?

– Конечно, Царская Семья близка к идеалу. На нее мы должны ориентироваться, как на путеводную звезду. Замечательны кротость и смирение Императора и Императрицы, но самое прекрасное в их отношениях – любовь и верность друг другу до самопожертвования. Эти высочайшие духовные качества Царственная Чета пронесла через всю жизнь, но ярче всего они проявились в тяжелый период восхождения на Екатеринбургскую Голгофу.

– Легко ли современным супругам ориентироваться на такой идеал?

– Идти по пути спасения всегда трудно. Господь сказал, что Царство Небесное нудится, и употребляющие усилия восхищают его (см.: Мф. 11, 12). Каждый человек на своем жизненном пути, в том числе и в семье, неизбежно сталкивается со многими проблемами, скорбями. Церковь учит нас правильно к этому относиться: все принимать, как из руки Божией, за все благодарить Творца. Мы, избравшие семейную стезю, должны пройти эту суровую школу жизни, все преодолеть, не предать Господа и своих близких.

– Апостол наставляет, что «муж есть глава жены, <…> жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 23, 33). Но в силу развития женской эмансипации далеко не все супружеские пары следуют этому правилу. Как оно воспринимается в Вашей семье?

– Священное Писание нужно понимать в соответствии с толкованиями Святых Отцов. Жена да боится своего мужа – что здесь имеется в виду? Не просто боится его, но страшится как-то его огорчить, сделать что-то ему неприятное, неодобрительное с его стороны. Т. е. самое главное – уважение, почитание по отношению к супругу. А мужу – главе – не следует превозноситься над женой. Семейные отношения должны быть пропитаны духом любви, поэтому – никакого диктата. Супружеской паре необходимо уяснить, что Господь так устроил: муж – глава, жена – помощница. В семье надо стараться, по возможности, все делать сообща. Хотя существуют и индивидуальные обязанности мужа и жены, но в общем основа православной семьи – взаимодействие, взаимопонимание, взаимопомощь.

– Духовные люди свидетельствуют, что мы живем в апостасийное время. Это накладывает свой отпечаток и на быт и поведение православных семей. Далеко не все верующие женщины считают необходимым всегда ходить с покрытой головой, носить только соответствующую своему полу одежду – платья, юбки и т. п., т. е. существует как бы разделение жизни на обыденную и церковную. Как Вы на это смотрите?

– Лично я воспринимаю церковные правила как норму, а все прочее – как отклонение от нее. Поэтому, конечно, и платки, и юбки для женщины необходимы, а косметика – ни к чему, совершенно излишнее. Это все прописано в канонах – недопустимость открытых, соблазнительных одежд, искажения образа Божия. Супруга, слава Богу, со мной солидарна, поскольку с детства воспитана именно так; здесь у нас нет проблем. Помню, даже еще в период нашего знакомства я как-то обмолвился о сережках, просто сказал, что не приветствую украшений. Так она сразу же их сняла и с тех пор больше не носила.

– Для многих остро стоит проблема духовно расслабляющего воздействия современных электронных устройств, телевидения и интернета. Как Ваша семья справляется с этим искушением?

– Телевидение, по-моему, православным не требуется, а вот разумно, избирательно пользоваться интернетом можно. У нас в доме нет телевизора, но есть компьютер. Я читаю новости на нескольких православных сайтах, различную аналитику. Супруга тоже подходит к компьютеру, но не часто – найти какие-либо стихи, ноты или кулинарный рецепт.

– Могут ли, по-Вашему, православные семьи позволить себе такой досуг, как посещение ресторанов, отдых на курортах?

– Мы в рестораны не ходим. Гостей лучше принимать дома, общаться в своем кругу, зачем идти в какое-то чуждое по духу общественное место? Вот деловую встречу можно провести в кафе, ничего предосудительного в этом не вижу. Но участие в бурных застольях и попойках для верующих недопустимо – ни в ресторане, ни дома.
Раньше существовала определенная культура быта и человеческих отношений. В советское время было принято встречаться с друзьями дома, рестораны предназначались для особенных случаев да и были не очень доступны. В общем же – это западный стиль, внедряемый у нас с начала 90-х годов. Какое удовольствие сидеть в помещении, где постоянно играет музыка и масса чужих людей разговаривает, шумит, смеется? И как в этой обстановке можно душевно поговорить, что-то обсудить? Мне это искренне не понятно.

– А что еще входит в эту, как Вы выразились, культуру православного быта?

– Встречи на церковные праздники, Пасху, Рождество, именины членов семьи, друзей и крестников; дни рождения, хотя в православном кругу они не всегда отмечаются. Еще – юбилеи, как светские, так и церковные. Например, круглая дата венчания – семейный праздник, почему бы не пригласить друзей?

– Какие развлечения приемлемы для верующих людей?
– Слово «развлечение» православному человеку режет слух, это синоним праздности. У нас все должно быть наполнено духовным смыслом, любое действие в жизни. Вот Вы упомянули курорты. Я считаю, что можно съездить с детьми на море, не осуждаю тех, кто отдыхает за границей, в Египте или Турции. Но мы с супругой любим Крым, стараемся выбираться туда каждый год и даже не столько ради купания, сколько с паломнической целью. Ведь там наши любимые царские места: Ливадия, Царская тропа, Георгиевский монастырь и еще множество святынь. Да, это – курорт, но его посещение приносит и духовную пользу, без которой такие поездки мне видятся ущербными. Отдых же в Турции или Египте – это только море, пляж, отель и еда.

– Давайте еще коснемся проблемы воспитания детей в православной семье. У Вас пока нет своих чад, но, вероятно, они в ближайшем будущем появятся. Исходя из каких принципов будете их растить?

– Во-первых, детей с младых ногтей необходимо воцерковлять. Нужно стараться как можно чаще приносить их в храм, причащать. А в чем состоит процесс воспитания – известно: ограждать от дурного и прививать хорошее.

– Перед верующими родителями неизбежно встает вопрос: как быть с образованием ребенка? Стремясь уберечь детей от дурного влияния современного общества, некоторые отдают их в православные учебные заведения, другие предпочитают самостоятельно обучать на дому. А Вы как планируете?

– К вопросу образования нужно подходить с рассуждением. Прежде чем ребенок поступит в какое-либо заведение, необходимо собрать о нем информацию, познакомиться с работающими там педагогами, чтобы узнать взгляды ответственных за учебный и воспитательный процессы людей. Ведь может статься, что родители будут всевать в детскую душу «разумное, доброе, вечное», а в школе начнут насаждать противоположное. К сожалению, таких примеров масса. Поэтому я вполне понимаю верующих, определяющих своих чад в православные гимназии-пансионы. Но в то же время это не идеальный вариант, потому что ребенок все-таки не должен быть оторван от родителей. Вот домашнее обучение мне более импонирует. Знаю, что есть родительские сообщества, когда несколько православных семей объединяются и организуют учебный процесс, т. к. силами одной семьи в полном объеме его обезпечить невозможно. Создание таких домашних школ – оптимальное решение, хотя массового распространения этот опыт не получит.
Основная задача родителей состоит в том, чтобы к шести годам – а дети сейчас взрослеют быстро – сформировать у ребенка духовный иммунитет, дабы в случае попадания в неблагоприятную среду он не повредился. Ребенок должен стать церковным человеком, четко понимать, что такое хорошо и что такое плохо, быть способным оградить себя от зла, а со временем научиться анализировать жизненные ситуации и свое поведение в них. Понятно, что его невозможно посадить под колпак, создать ему тепличные условия, сохранить абсолютно от всего дурного. Но это и не нужно. Просто к началу относительно самостоятельной школьной жизни детям должны быть привиты элементарные практические навыки борьбы со страстями.

– Следующая актуальная тема – глобализация, построение глобального информационного общества, что негативно воспринимается частью верующих в свете пророчеств Апокалипсиса и Святых Отцов о всемирной власти антихриста. Какова Ваша позиция по этому вопросу?

– Думаю, что мы действительно стали свидетелями исполнения предреченного в Священном Писании. Современное общество идет путем апостасии – все дальше отходит от Бога. И это отступление, к сожалению, есть и в церковной среде, что проявляется в теплохладности, безразличии духовенства и мирян к построению нового мирового порядка. С амвонов редко можно услышать предостерегающую проповедь о духовной опасности глобализма, и поэтому даже воцерковленным верующим непросто сориентироваться в происходящем. Но, тем не менее, тот, кто хочет понять, – поймет. В частности, я сформировал свою позицию под влиянием православной литературы и общения с духовными людьми, старцами, с отцом Кириллом (Павловым), от которого в свое время получил благословение противостоять глобализационным процессам.

– Как Вы видите жизнь верующего человека с антиглобалистскими убеждениями при активном внедрении различных электронных средств и форм учета персональных данных?

– Жизнь противников глобализма постепенно усложняется. Пожизненные и посмертные обезличивающие цифровые идентификаторы – ИНН и СНИЛС – уже присваиваются автоматически и, несмотря на требования православных, их, как правило, не аннулируют. Но в этих условиях, как говорят духоносные отцы, выход заключается в том, чтобы ими не пользоваться – тогда не будет греха. Пока у нас в стране еще существует наличное денежное обращение, можно устроиться на работу без оформления и предъявления этих идентификаторов. Однако на повестке дня – универсальная электронная карта, а дальше – электронное удостоверение личности, т. е. петля так называемого информационного общества, электронного концлагеря затягивается все туже. Понятно, что эти «документы» брать нельзя, старцы благословляют от них отказываться. Сколько еще мы просуществуем с бумажными паспортами и наличными деньгами – Одному Богу известно. Но я убежден, что если нам не предоставят альтернативы и станут жестко принуждать к принятию электронных «документов», Господь укажет верующим путь спасения.

– Вы сказали об апостасии в Церкви. Хотелось бы узнать Ваше мнение о таких ее проявлениях, как экуменические контакты и попытки реформации вековых православных уставов и устоев.

– На все это я смотрю с горечью и большой тревогой. Наши архипастыри и пастыри не должны забывать о данной перед хиротонией присяге неукоснительно соблюдать каноны, а экуменические контакты – это тяжкое каноническое преступление, чреватое извержением из сана. Иерархи и священники обязаны блюсти чистоту веры, ограждать своих пасомых от уклонения в ереси и расколы, от духовных повреждений. А получается, увы, так, что они сами становятся источниками угроз, и миряне уже вынуждены следить за их действиями, чтобы не сделаться соучастниками беззаконий.
Красная черта, которую мы не имеем права переступать, если хотим остаться православными, – это евхаристическое общение с еретиками, прежде всего, с католиками. Если такая практика установится без покаяния и отречения от лжеучений с их стороны, тогда всем нам предстоит определить для себя, где же та единственная истинная Церковь Христова, в которой не грешно молиться и участвовать в Таинствах.

– Мы переживаем непростой исторический период нарастания политического и духовного напряжения в России и мире. Православные подвижники давно предупреждают о грядущей войне, времени испытаний, гонений на Церковь. Каким Вы видите свой образ жизни в такой ситуации?

– Война уже идет в непосредственной близости от российской границы, существует реальная опасность ее перемещения на территорию нашей страны. Известно, что для мировых глобалистских сил православная Россия – последний бастион, препятствующий воплощению их человеконенавистнических планов. Натиск сил зла усиливается: нас окружают по границам горячими точками, пытаются инициировать политический кризис, дестабилизировать экономическую ситуацию.
Как нам вести себя в этих условиях? Конечно, надо готовиться к грядущим потрясениям. Сейчас мы еще благоденствуем, но, думаю, если начнутся какие-то драматические события, жизнь заставит пересмотреть свои потребности. Это коснется всех, но православным будет проще, если они внутренне подготовят себя к испытаниям.
Сейчас верующим людям необходимо, прежде всего, усилить молитву, быть более собранными, не рассеиваться, осознать, что обстановка очень сложная и ситуация продолжает усугубляться – и общеполитическая, и внутрицерковная. Поэтому надо стараться держаться вместе с единомышленниками, устанавливать связи, может быть, вступать в православные общины под руководством ревностных священников.

– И последний вопрос: как Вы считаете, можно ли провести параллели между нашим временем и предреволюционным, в которое жили святые Царственные Мученики?

– Какие-то сходства, безусловно, есть, но все же очевидна существенная разница: тогда была монархия, православная государственность, которая рушилась, и люди еще не понимали, что происходит. А сейчас, напротив, в церковной среде крепнет монархическое движение, народ молится о восстановлении православного Царства, видя в этом путь государственного спасения.
Есть пророчества Святых Отцов о возрождении самодержавия в нашей стране в последние времена. Но старцы также предсказывали, что Россия прежде должна пройти через огромные испытания. Думаю, они еще нам предстоят. И, безусловно, дарование Царя совершится не многомятежным хотением человеческим, а по воле Божией и таким образом, что ни у кого не останется сомнений, что именно этот человек – Небесный избранник, Помазанник Божий.

– А какое пожелание или, может быть, даже совет Вы бы хотели адресовать нашим читателям?

– Жить – не тужить, как говорил преподобный Оптинский старец Амвросий, а там уж – что Господь даст. Есть мудрые слова: делай, что должен, и будь, что будет. Нужно руководствоваться благословением духоносных отцов, исполнять возложенные на тебя послушания, раньше времени никуда не бежать. В общем, идти по пути спасения, не сворачивая с него, не страшась его тесноты и тернистости.

Беседовала
Анастасия ДЕРЖАВИНА

Источник: Газета "Православный крест" № 114

<-назад в раздел

Русский календарь