Чем больше трудностей – тем крепче вера
– Андрей Александрович, расскажите, пожалуйста, о военно-патриотическом лагере в Калужской области, где Вы занимались со своими воспитанниками из Краснодара. Какова цель его проведения, чему там обучают детей?
– Уже седьмой год по благословению духовника мы приезжаем в летний военно-патриотический лагерь, организованный местными казаками неподалеку от знаменитой Оптиной Пустыни, Шамордино и Клыково.
Лагерь этот – в первую очередь православный. Нас окружают древние монашеские обители, в которых почивают мощи Оптинских Старцев и других угодников Божиих. В субботние и воскресные дни мы с ребятами обязательно посещаем монастырские богослужения, мальчишки ходят на Исповедь, причащаются, постятся, молятся. Им это нравится. Они чувствуют себя наследниками древних воинов, искусно побеждавших врагов Отечества с помощью Божией. Вся атмосфера лагеря способствует духовно-нравственному воспитанию, воцерковлению наших подопечных.
К этому прилагается освоение военно-прикладных дисциплин: огневой подготовки, рукопашного боя, маскировки, ориентирования и многого другого. Так, у нас в гостях был калужский ДОСААФ (Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту», – примеч. ред.), проводился конкурс стрельбы из пневматического оружия, победители получили грамоты. Также в планах – поездка на полигон: будем стрелять из боевого оружия. Ездили и в местную воинскую часть, где подробно ознакомились с бытом солдат. Ребята готовятся стать военными, поэтому участвуют в таких мероприятиях с удовольствием. Также нас посещают разные интересные люди: чемпионы мира по самбо, кикбоксингу, рукопашному бою. Приезжал на днях атаман Калужского отдельского казачьего общества Комисаренко Борис Васильевич...
Дети в лагерь попадают разные, и мы делим их на группы. Передовой отряд называется «ДОН» – добровольцы особого назначения. Это крепкие парни с хорошей дисциплиной, для них – специальная подготовка, ночные выходы; они могут пройти за ночь 10, 20, 30 км. Средняя группа – это мальчишки, которые немного слабее по физическим показателям. Но если они будут серьезнее относиться к своим обязанностям, то подтянутся, станут в свое время бойцами «ДОНа». Есть и физически не развитые ребята, привыкшие проводить свободное время у телевизора и компьютера. Таким мы делаем послабление, даем нагрузку поменьше, обучаем их, воспитываем и надеемся, что наш труд рано или поздно принесет добрые плоды.
– А почему военно-патриотическое воспитание должно строиться на духовной основе, на православном фундаменте?
– Воинское искусство – как оружие, ему не место в руках недобрых людей. Поэтому прежде чем человек начнет овладевать теми или иными боевыми приемами, он должен научиться думать головой, – чтобы стать не преступником, а защитником своего Отечества.
Быть настоящим воином и одновременно духовно, нравственно неполноценным человеком – невозможно, это несовместимые понятия. Россия более тысячи лет остается державой Православной, Православие было нашей государственной религией. И все победы русского оружия связаны именно с верой Христовой, на ней зиждется вся наша жизнь, традиции. История свидетельствует, что в самые трудные времена наш народ всегда обращался ко Господу, к Пресвятой Богородице, святым угодникам Божиим, в том числе Оптинским Старцам, и это упование нас не посрамляло. В те годы, когда судьба России, казалось, была предрешена и враги грозили ей окончательным уничтожением, чудесным образом, с помощью Божией, Русь поднималась с колен, превозмогала неприятелей, возрождалась и продолжала свое существование.
Поэтому в воспитательной работе с детьми нужно в первую очередь заложить правильную основу – поставить во главу угла нашу святую веру. Учить их на конкретных примерах, таких как А.В. Суворов, который три дня молился и постился перед выходом на брань и всегда побеждал врагов, стал генералиссимусом; как Ф.Ф. Ушаков, тоже все творивший с молитвой и не знавший поражений, а ныне причисленный к лику святых. Все выдающиеся русские полководцы верили в Бога, исповедовали Православие, и потому Господь даровал им победы. И мы, если будем воинами Христовыми, сможем и в одиночку сражаться с полками. Пресвятая Богородица, наши святые будут помогать нам, наводить страх на наших противников. Потому что когда сто воинов бьются как тысяча, это любого неприятеля приведет в смятение, он отступит пред такой силой духа.
В то же время необходимы и физические тренировки – чтобы наши ребята, в случае вооруженного конфликта, не стали пушечным мясом. Чтобы воспитать из них сильных бойцов, надо заставлять их подтягиваться, отжиматься, научить крепко держать в руках автомат, метко стрелять, бороться. Нужны марш-броски: целый день, 30 или 40 км без остановки, нужна привычка терпеть голод и жажду, переносить все трудности; не обойтись и без умения оказывать первую медицинскую помощь. Но главное – это безропотное выполнение приказов командира. Когда в бой бросают «зеленых» ребят, они практически сразу все погибают; у обученных шансы выжить намного больше. А если они хорошо подготовлены, то есть надежда не только самим остаться в живых, но и уничтожить противников, выполнив поставленную Родиной задачу, победить.
– Бытует мнение, что молодежь сегодня духовно расслаблена, лишена патриотического духа, ищет в основном «легкой жизни», не осознает существующих угроз. Что Вы об этом думаете?
– Да, к сожалению, в наше время молодые люди действительно деморализованы и редко вспоминают о Боге. Их жизненные интересы – интернет, телефоны, компьютеры, развлечения. Да и подавляющая часть населения России, увы, далека от воцерковленности, хотя многие называют себя православными. Но я убежден, что это временное явление. Наша страна велика и богата, она имеет мировое влияние. С Россией и ее президентом считаются, несмотря на то, что и вводят против нас санкции. Россия была и остается мощным государством, и поэтому, естественно, у нас не может не быть врагов. Сегодня наша страна понемногу выходит на более высокую ступень развития, и, осознавая это, неприятели делают все, чтобы не допустить усиления Российской Федерации.
В такой исторический момент народ может сплотиться, объединиться только через Церковь, только святой Православной верой. Когда над человеком, его семьей, городом, страной нависнет смертельная опасность, тогда он не может не обратиться к Богу; в такую минуту даже последний атеист перекрестится и скажет про себя: «Господи, помоги!.. Господи, помилуй!..»
– Получается, что санкции против России можно рассматривать как милость Божию, вразумление во спасение?
– Да, конечно. И так в России было всегда: чем больнее нам делают, чем больший хотят нанести урон, яростнее стремятся уничтожить – тем сильнее мы становимся. Так было, например, во время Великой Отечественной войны. Сталин боролся с Церковью, с духовенством, а когда пришла беда, напали враги, тогда и храмы открыл, и многие тайно молились, и солдатики, и комиссары... И, по большому счету, именно вера победила в ту войну. Да что говорить – со времен земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: чем больше трудностей и страшней опасности – тем крепче вера, тем больше народ объединяется и воодушевляется.
– Знаю, что Вы вместе с ребятами из лагеря уже не первый год участвуете в Царском крестном ходе, который совершается в Козельске в день памяти святых Царственных Мучеников. Чем знаменательно для Вас это событие?
– Царский крестный ход – самое важное мероприятие как для организаторов лагеря, так и для детей. Лично я проходил этот путь пять раз.
Польза крестного хода в нашей работе двоякая – и физическая, и духовная. Во-первых, протяженность пути – около 36-ти км. Хороший марш-бросок, серьезное испытание, если принять во внимание палящее, как правило, в этот день летнее солнце, необходимость нести иконы и хоругви, а также возраст детей. Для наших подопечных – проверка выносливости, силы воли, терпения.
А с духовной точки зрения – мы несем Крест, иконы Господа Бога, Пресвятой Богородицы, Оптинских Старцев, Царской Семьи, все время молимся... Дети тоже участвуют в молитве, смотрят на других крестоходцев, общаются, слушают, впитывают в себя благодатную атмосферу шествия, узнают подробнее об убиенной Царской Семье. И по возвращении домой они будут об этом вспоминать, размышлять, рассказывать своим родным и близким…
Я считаю, что мученичество Царской Семьи – это великий подвиг. Ведь Царь мог и уехать, у него было множество вариантов, его принимали во всех европейских странах; могли бы вывезти его, и он бы жил там еще долгое время. Но он остался и взошел на крест. Он был глубоко верующим человеком, высокодуховным, истинным рабом Божиим. И Царская Семья своей кровью спасла Россию, утвердила нашу веру, Церковь, духовность, благодаря их жертве наша Родина не погибла, не угасла истинная вера Христова на нашей земле. Мученическую смерть претерпела и великая княгиня Елисавета Феодоровна, родная сестра Императрицы Александры, и святой Патриарх Тихон, и безчисленное множество архиереев, пастырей, монашествующих и мирян; было изъято практически все церковное имущество, закрыты и разрушены монастыри… Но, слава Богу, грянула Вторая мировая, и люди вновь обратились к вере, власти поняли, что нельзя без Церкви, без храмов, без Духа, что Дух Святый придает силы воинам, помогает противостоять агрессорам…
– Как Вы считаете, можно ли провести параллель между предвоенным временем в XX веке и сегодняшним днем?
– Думаю, параллели налицо, существенное отличие лишь в том, что в XX веке процветал террор. В стране тогда на самом деле было много врагов, диверсантов, шпионов, особенно перед войной; их ликвидировали, но в то же время нередко страдали и невиновные. Есть диверсанты, шпионы и провокаторы и в наше время. Тем более в связи с украинскими событиями – они активно себя проявили. Если представителей нынешней «пятой колонны» сейчас подсчитать, то, наверное, миллион наберется, а может и два… Да, мы видим начало новой войны, она уже развязана. Это агрессия против русского мира, который истребляется в Новороссии, где разрушают православные храмы, убивают наших священников, женщин, детей, стариков... И там люди теперь понимают, что без Господа Бога, без веры – им не выжить. Они только на этом стоят и благодаря этому держатся. Если бы не сила духа, если бы они искали в этой войне материальных выгод, власти, – их давно бы уже уничтожили. Но они воюют за правду Божию, защищают свою веру, народ, родную землю.
– Андрей Александрович, благодарю Вас за беседу! Что-нибудь пожелаете нашим читателям в заключение?
– Молитесь за наших братьев, за Новороссию. Просите Господа Бога, аще возможно, все-таки не попустить, чтобы эта война коснулась нас, России. Глубже воцерковляйтесь, больше общайтесь духовными людьми, с батюшками, с монашествующими, посещайте храм Божий. Приводите в Церковь детей, наставляйте их в вере, подавайте пример христианских добродетелей. У нас в храм ходят в основном женщины, матери. Они должны подтягивать за собой сыновей, мужей, как-то выдергивать их из мирского водоворота, молиться за них, понимая, что придет время, начнется война, – они уйдут и половина, а может и больше, не вернется…
Мужчинам необходимо становиться воинами, подумать о физической подготовке, обязательно овладеть оружием, заниматься спортом, чтобы беда не застала нас врасплох и мы смогли одолеть любого врага. Конечно, в случае войны – верю – мы все равно победим, даже если весь народ будет неподготовленным, – потому что Господь не оставит Россию, за которую пред Ним ходатайствуют такие великие святые, как преподобный Сергий Радонежский, Оптинские Старцы, святая Царская Семья и Сама Пресвятая Богородица. Вопрос лишь в том – какой ценой. Ведь если сегодня проверить уровень физподготовки наших мужчин, протестировать их на подтягивание, отжимание, метание гранаты, прыжки в длину и проч., то выясниться, что процентов 90 в лучшем случае сдадут на три балла. А это значит одно – когда завяжется брань, большая часть из них ляжет на поле боя. Слабые воины гибнут первыми – или от того, что нерационально, неправильно что-то делают, или из-за своей неподвижности, скованности страхом. Сильных же, сопротивляющихся, имеющих боевой дух и Господь хранит, и пуля боится.
Но есть еще один очень важный момент. Пока враг не подступил к нашим границам и мы имеем какое-то, пусть малое, время, нужно постараться предотвратить надвигающееся испытание духовными средствами. Если бы каким-то чудесным образом весь наш русский мир сейчас обратился к Богу, начал бы каяться, молиться, читать Священное Писание, жития святых, святоотеческое наследие, пришел бы в храмы, стал исповедоваться, причащаться, то, конечно, Россия бы изменилась и нам, возможно, уже не пришлось бы думать и говорить о предстоящей войне.
Беседовала Анастасия Державина
Источник: газета «Православный Крест», № 17 (113) (от 1 сентября 2014 г.)