Власти стремятся выдать всем гражданам электронную карту, несмотря на многотысячные протесты
Давайте сначала разберемся с содержанием проекта Указа Президента и изучим ситуацию в комплексе. Начнем с законопроекта «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», разработанного Федеральной миграционной службой РФ. Этот законопроект ускоренными темпами готовится к внесению в Государственную Думу. Далее необходимо проанализировать ряд российских и международных документов, после чего придет понимание, что борьба с конкретным документом, законопроектом необходима, но это не разрешит ситуацию в целом. Нам нужно знать реальные причины происходящих в нашей стране изменений.
ФМС спешит перебросить инициативу и ответственность на Президента РФ.
Чем вызвано появление проекта Указа?
Законопроект ФМС РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» встретил со стороны граждан жесткое сопротивление. К Президенту РФ, в Государственную Думу идут тысячи обращений об отклонении этого законопроекта и утверждении традиционного бланка паспорта гражданина РФ. Не удалось реализовать и «поголовное» введение универсальных электронных карт (УЭК).
Видя активное неприятие обществом введения УЭК, электронного паспорта, создания электронных баз персональных данных на всех граждан России, включающих в себя всю информацию о каждом из нас, ФМС РФ пытается перебросить инициативу и ответственность на Президента РФ.
С этой целью подготовлен проект Указа Президента Российской Федерации «О выдаче и применении удостоверения личности гражданина Российской Федерации нового поколения».
Модернизаторами делается ставка на возросший авторитет и высокий рейтинг Президента в связи с его решительными и грамотными действиями по вопросу присоединения Крыма и г. Севастополя. ФМС РФ пытается использовать этот авторитет как рычаг для продвижения к заветной цели.
До принятия федерального закона об основном документе ФМС спешит в опытном порядке ввести 300000 электронных удостоверений личности.
Проект Указа предусматривает выдачу с 1 января 2015 года основного документа, удостоверяющего личность, в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, содержащим в электронной и графической форме персональные данные гражданина, в том числе биометрические данные, а также размещенные на электронном носителе средства и ключи электронной подписи.
Не думая о возможных негативных последствиях, ФМС предлагает производить выдачу электронных удостоверений в Республике Крым, городе Севастополе, а также в Краснодарском крае и Ростовской области.
Для эксперимента бездумно, а возможно намеренно, выбраны регионы, где политическая и экономическая ситуации находятся под прицелом открыто враждебной Украины, заявляющей притязания на Крым и Севастополь, а также Евросоюза и США. Эти «партнеры» натравили на Россию братское государство, подпитывают финансово, поддерживают информационно и политически действия украинских властей, противоречащие Конституции Украины и международному законодательству. Европа и США пытаются оказывать давление на Россию путем санкций, дезинформируют мировое сообщество о событиях на Украине, безосновательно обвиняют нашу страну во вмешательстве в дела Украины. Несмотря на проявление сдержанности, приверженности нормам международного права, соблюдение всех договоренностей и договоров со стороны России действия Украины, Евросоюза и США однозначно демонстрируют их настрой на противостояние с нашей страной.
История показывает, что напряжение в отношениях между странами и международными союзами имеет свойство разряжаться в виде военных конфликтов.
Нет гарантий от такого развития событий и в сложившейся политической ситуации.
Это обязывает соблюдать предосторожность, необходимость повышенных мер безопасности в регионах, которые даже теоретически могут стать очагами военных конфликтов.
Выдача населению электронных документов, создание электронных баз персональных данных на собственное население опасно в любом регионе государства. Введение электронных удостоверений личности влечет за собой создание Единого реестра документов, удостоверяющих личность, предусмотренного проектом ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» и проектом ФЗ «О государственном реестре основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации». Указанный реестр должен содержать всю информацию о человеке, включая биометрические данные. Никаких исключений для военнослужащих и членов их семей не предусмотрено. Электронная база персональных данных на военнослужащих и их семьи – огромное подспорье для любых сил в борьбе против России. Однако такой простой вывод, который сделает любой здравомыслящий человек, видимо недоступен тем, кто спешит выполнить международные обязательства, данные в другой политической обстановке и опасные для страны в настоящее время.
Еще один необдуманный шаг по выполнению опасных обязательств – электронные карты военнослужащих. С 2014 года в Вооруженных силах Российской Федерации началось внедрение персональных электронных карт военнослужащего (военнообязанного). Эти нововведения вызывают обоснованную тревогу у военнослужащих и их семей. Опасность электронного учета персональных данных понимают не только граждане, но и трезвомыслящие и компетентные представители власти. Депутат Московской областной Думы, заместитель председателя Комитета по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации С.И. Зинина направила Министру обороны РФ обращение (№4-538-100 от 26.04.2014 года), в котором указала на опасность введения электронных карт военнослужащих: «...Существуют опасения, что с внедрением электронного паспорта призывника, специфические сведения о военнослужащих, включая их местоположение, могут оказаться в распоряжении непрофильных структур, в том числе и коммерческих и иностранных, задействованных в выпуске «чипов», средств слежения, программного и компьютерного обеспечения...
... Отечественные военные эксперты, специалисты в области электронных технологий в один голос утверждают, что «чипизация» личного состава Вооруженных сил, является весьма опрометчивым шагом, позволяющим перехватить контроль над нашей армией спецслужбам враждебно настроенных к нам государств, обладающих для этого достаточно развитой материально технической базой. При этом никакие, даже самые современные передовые средства защиты не могут устранить подобных угроз. Зачем тратить ресурсы и средства России, поставив на карту (в буквальном и переносном смысле этого слова) обороноспособность нашей страны и жизнь ее защитников?
В связи с тем, что вопрос выпуска электронных карт военнослужащих Российской Армии носит не только военный, но и социальный и политический характер, а применение электронных карт с чипами может принести существенный вред стране и ее гражданам, прошу Вас остановить внедрение электронного паспорта призывника».
Обоснованные предостережения не были услышаны.
Из ответа депутату С.И. Зининой Генерального штаба Вооруженных сил РФ с полной очевидностью следует, что силы, продвигающие Россию в мировое наднациональное государство, управляемое из единого электронного центра, не пугает потеря суверенитета страны и угроза безопасности ее граждан. Электронные карты военнослужащих – это лишь элемент единого плана «электронизации всего населения России». Для этого даже не нужны специальные федеральные законы. В ответе Генерального штаба РФ (№ 315/4/2390 от 21.05.2014 года) на обращение депутата открыто говорится, что введение электронных карт военнослужащих проводится во исполнение ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этим законом вводится универсальная электронная карта (УЭК), на основании которой все граждане получают доступ к электронным услугам. Этот закон предусматривает право отказа от получения УЭК. Ее получение не является обязательным, что прямо предусмотрено статьей 26 ФЗ-№210. Однако положение этой статьи в отношении призывников проигнорировано. Содержание ФЗ-№210 никакого отношения не имеет к обороне страны и вопросам документирования военнослужащих. Закон не содержит положений, обязывающих военнослужащих получать электронную карту. Выдача документов военнослужащим и их форма должны определяться Министерством обороны и осуществляться его ведомствами. Формы документов военнослужащих в первую очередь должны отвечать интересам национальной безопасности государства и его вооруженных сил.
Но для экспериментаторов на первом месте стоит сиюминутная и к тому же весьма призрачная выгода от продажи электронных услуг. Ради выгоды можно пожертвовать и национальной безопасностью и безопасностью военнослужащих.
Кроме того, выдача электронных карт призывникам еще один кирпичик в строительстве «электронного правительства», а также демонстрация выполнения обязательств и сроков перевода деятельности всех органов в «прозрачную электронную форму», оговоренных в международных договорах.
Призывники – одна из наиболее уязвимых категорий граждан, с которой можно «экспериментировать в приказном порядке» даже в ущерб национальным интересам.
По этим же критериям авторы проекта Указа Президента РФ «О выдаче и применении удостоверения личности гражданина Российской Федерации нового поколения» определили и регионы экспериментального внедрения 300000 электронных удостоверений личности.
Выбранные для опасного эксперимента Крым, Севастополь и граничащие с Украиной области создают самые благоприятные условия для враждебных действий как со стороны властей Украины, так и «Правого сектора». Множество примеров расправ над ополченцами, их семьями, журналистами, политическими и общественными деятелями широко известны. И данные на пострадавших людей нередко находили в интернете и электронных базах. Неужели в ФМС РФ не понимают, что электронные документы и электронные базы данных в этих регионах ставят под удар сотни тысяч их жителей, часть из которых – беженцы с Украины, почти у всех там остались родственники?
У «модернизаторов» свои резоны.
По мнению ФМС РФ Крым, Севастополь – очень удобные объекты для эксперимента, поскольку их жители, желая побыстрее оформить российское гражданство, не задумываясь о последствиях, готовы получить любой документ, чтобы стать гражданином России. Жители Крыма и Севастополя – еще одна уязвимая категория граждан, на которой легко пройдет реализация проектов, отторгаемых в большинстве регионов России.
Ради выполнения плана по выдаче всем гражданам России электронного удостоверения личности в жертву приносится национальная безопасность России, также безопасность граждан возвращенных территорий Крыма и Севастополя.
Под одну гребенку решили подстричь еще и граничащие с Украиной Краснодарский край и Ростовскую область.
Пока проект Указа Президента Российской Федерации «О выдаче и применении удостоверения личности гражданина Российской Федерации нового поколения» касается жителей только перечисленных субъектов РФ. В соответствии с Указом предельный объем выдаваемых в 2015 году удостоверений личности составляет 300000 штук.
В проекте Указа однозначно говорится о добровольности как получения самого удостоверения, так и добровольности внесения в него дополнительных биометрических данных (изображения папиллярных узоров двух пальцев рук):
«... ФМС Республики Крым, г. Севастополя, Краснодарского края и Ростовской области осуществлять с 1 января 2015 года выдачу удостоверений по желанию гражданина ...».
«... Размещение на электронном носителе дополнительных биометрических данных (изображения папиллярных узоров двух пальцев рук) осуществляется по желанию гражданина РФ или его законного представителя на основании письменного заявления в ФМС ...».
Остаются действительными и традиционные документы.
В проекте Указа говорится: «Гражданин не вправе иметь в качестве документа, удостоверяющего личность, одновременно удостоверение личности и паспорт гражданина РФ или действительный паспорт СССР». В совокупности с положениями о добровольности получения электронного удостоверения личности это дает гражданам возможность продолжать использовать паспорт гражданина РФ или паспорт гражданина СССР.
Однако успокаиваться рано, поскольку проект Указа Президента имеет дальний прицел.
Как сам проект Указа, так и пояснительная записка к нему раскрывают его истинные цели.
В проектах обоих документов откровенно сказано, что в Российской Федерации вводится новый основной документ в виде электронной карты. В пояснительной записке не скрывается, что эта сомнительная и опасная для страны и всех граждан операция должна быть оплачена самими гражданами из собственных средств:
«Реализация проекта Указа потребует выделения в 2015 году дополнительных средств из федерального бюджета в объеме 200 миллионов рублей, которые будут полностью компенсированы в 2015 году за счет пошлины за выдачу удостоверения личности».
Хороший трюк. Гражданам Крыма, Севастополя и двух регионов России навязывается эксперимент по получению электронных документов и предлагается этот эксперимент оплатить.
Найдутся ли 300000 граждан, желающих участвовать в эксперименте?
Будет ли соблюдаться добровольность получения электронных документов в ситуации, когда ФМС РФ уже дано обещание полностью окупить проект за счет граждан и получить с населения 200 миллионов рублей?
Мы поняли, что проект Указа направлен на введение в перспективе основного документа, удостоверяющего личность, оформленного в виде пластиковой карты, для всех граждан.
Из этого следует, что несмотря на многотысячные протесты желание власти выдать всем гражданам электронную карту остается неизменным.
Пробные 300000 экземпляров удостоверений – репетиция, главная цель – «отоварить» электронными картами все население России.
Для ускорения процесса в проекте Указа Правительству РФ дается задание в 2-х месячный срок (до 1 октября 2014 года) разработать и внести в Государственную Думу проект Федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» и проект изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Даже если предположить, что проект выдачи всем гражданам электронных документов не нанесет вреда национальной безопасности, будет ли он безопасен для отдельного гражданина, предоставившего всю, в том числе и биометрическую, информацию о себе? Во всем мире отмечается огромное количество киберпреступлений, жертвами которых являются обычные граждане.
Возможно ли за такой короткий срок разработать и изготовить защищенный вариант электронной карты? Конечно нет, это понятно из текста самого проекта Указа.
До 1 октября 2014 года разрабатывается сам законопроект об электронном удостоверении (паспорте). В Государственной Думе до сентября – летний перерыв. Осталось два месяца, законопроект еще не внесен в Государственную Думу, а ведь требуется время на его рассмотрение, одобрение Советом Федерации, подписание Президентом. Значит как все законопроекты по строительству информационного общества этот будет рассматриваться в «пожарном» порядке. Но на сегодняшний день даже этот «пожар» не начинался. «Модернизаторов» такие обстоятельства не смущают, они уже готовятся к реализации непринятого и даже не внесенного в Государственную Думу закона.
Но и тут у них провал. Из проекта Указа видно, что еще нет перечня сведений и данных, размещаемых на удостоверении личности, образца удостоверения, описания этого образца, технических требований к удостоверению.Все эти «пробелы» ФМС предлагает Правительству «доработать» в «летне-осенний период отпусков» до 1 октября 2014 года. Мы можем лишь догадываться о качестве такой работы.
Далее Правительству предписывается обеспечить изготовление удостоверений личности уже с 1 января 2015 года.
Поскольку за все эти электронные игры должны платить сами граждане, в проекте Указа не забыта и финансовая сторона вопроса. До 1 декабря 2014 года требуется внести изменения в законодательство о налогах и сборах для установления государственной пошлины за выдачу и замену паспортов.
Электронные удостоверения, эти «скороспелки-недоделки» по расчетам «модернизаторов» должны еще и прибыль принести!!!
Если с Крыма, Севастополя и двух приграничных регионов планируется получить 200 миллионов рублей, сколько же ожидают получить от нас, всех граждан России за опасный и ненужный обычному человеку электронный паспорт?
Изучим официальную информацию Министерства экономического развития РФ, опубликованную на сайте http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131220213925.shtml?print:«Прибыль бюджета РФ от введения электронных удостоверений личности оценивается в 20,3 млрд. руб.»
20.12.2013, Москва 21:39:25 Прибыль федерального бюджета РФ от введения в оборот в 2014-2020гг. электронных удостоверений личности взамен бумажных паспортов предположительно составит 20,3 млрд. руб. Об этом говорится в заключении об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», опубликованном Министерством экономического развития.
Согласно тексту документа, совокупные затраты из средств федерального бюджета в период 2014-2020гг. на обеспечение введения в РФ удостоверения личности гражданина составят 82 млрд. 844 млн. 115,82 тыс. руб.
Таким образом, затраты на один паспорт составят 611 руб. В связи с этим предполагается установить государственные пошлины за выдачу электронного удостоверения личности в размере 1 тыс. руб. Для лиц младше 14 лет и старше 60 лет госпошлина составит 500 руб. Госпошлина за потерянный документ составит 2 тыс. 400 руб.
Разработчики законопроекта предполагают, чтодоход федерального бюджета, исходя из устанавливаемых госпошлин, составит 103,2 млрд. руб., что на 20,3 млрд. руб. превышает расходы».
Минэкономразвития дало положительную оценку данному законопроекту.
Основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России, будет являться удостоверение личности гражданина, оформленное в виде пластиковой карты с электронным носителем информации. Кроме того, устанавливается, что пока (до 1 января 2019 года) обязанность иметь удостоверение личности не распространяется на граждан, не достигших 14-летнего возраста, и выдача удостоверений личности таким гражданам осуществляется по желанию их законных представителей.
Предполагается, что этот закон вступит в силу с 1 января 2016 года за исключением субъектов РФ, где будет производиться выдача пилотных экземпляров удостоверения личности и проводиться опытная эксплуатация. На территории этих регионов закон должен вступить в силу с 1 июля 2015 года.
Вот такие грандиозные планы строит Минэкономразвития, рассчитывая полностью окупить авантюру по введению электронных паспортов в размере 82 млрд. 844 млн. 115,82 тыс. рублей за счет граждан России в виде пошлины.
Но этого мало, модернизаторы хотят еще «содрать с граждан» и прибыль в 20,3 млрд. рублей.
И причем тут удобства граждан и якобы «необходимые каждому удобные электронные услуги»??? Реальные интересы граждан не имеют никакого значения.
Здесь жесткая задача – обеспечить всех граждан электронными картами и выбить из людей деньги.
В первом варианте законопроекта от 29 января 2013 года «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации»[2] предлагалось продолжать выдачу действующего паспорта гражданина РФ до 2025 года, т.е. у человека был выбор, альтернатива электронному удостоверению и, наверное, большинство граждан сделало бы его в пользу традиционного документа.
Поэтому в последующем варианте законопроекта от 17 октября 2013 года никакого выбора уже нет[3]. В статье 16 ч. 2 сказано: «После вступления в силу настоящего Федерального закона выдача паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, прекращается».
Почему ФМС предлагает ликвидировать альтернативу электронному удостоверению личности?
Ответ прост. Нужно выбивать из граждан 103,2 млрд. рублей, чтобы окупить его внедрение и получить прибыль.
В основе так называемой «модернизации», как обычно, лежат большие деньги 103,2 млрд. рублей и получить эти деньги планируется с нас, простых граждан, не спрашивая нашего согласия на это.
Не выдержали банки, не выдержали регионы – выдержат граждане
Введение УЭК на основании ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» широко рекламировалось властью и СМИ как величайшее благо и удобство для каждого человека. Это был этап, когда спонсорами проекта предполагались банки. Учредителями акционерного общества ОАО «УЭК» были Сбербанк, «Уралсиб» и «АК Барс». Это коммерческие образования с участием иностранного капитала. Как указывалось в газете «КоммерсантЪ», «предложения о вступлении в состав акционеров были направлены крупнейшим международным платежным системам (МПС) – «Master Card» и «Visa» (на них приходится около 85% российского рынка пластиковых карт). Источники «Ъ» в «MasterCard» и «Visa» подтвердили факт получения подобных предложений, отметив высокую заинтересованность в них...» [4].
Однако ситуация меняется. Куда-то исчезли приглашённые ранее в учредители МПС – «MasterCard» и «Visa», и на арене проекта УЭК в числе акционеров появляются новые игроки. По последним данным, акционерами оператора по внедрению универсальных карт ОАО УЭК являются Сбербанк (44%), Сбербанк КИБ (24%), банки «Уралсиб» (12,5%) и «АК Барс» (12,5%), компания «Ситроникс» (7%)[5]. Но и эти коммерческие структуры не выдержали финансовой нагрузки. Банки «не потянули» такие расходы. За дело берутся органы власти и переводят стрелки утопического многомиллиардного проекта на себя.
Модернизаторы нашли выход. Введение УЭК решили осуществить за счет средств регионов. И снова провал – как и следовало ожидать, финансировать проект, от которого отказались крупнейшие банковские образования, включающие иностранный капитал, российские региональные власти не смогли.
Из публикации газеты «Коммерсантъ» (февраль 2013 года) стало известно: «…Правительство фактически объявило о сворачивании одного из своих самых амбициозных проектов в финансовой сфере. Объявлено о намерениях свернуть программу по снабжению граждан универсальными электронными картами (УЭК). Об этом заявил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. По его словам, из закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» планируется исключить статью, предписывающую обязательную выдачу этих карт всем гражданам (за исключением письменно отказавшихся) с начала 2014 года. Официальное объяснение происшедшего – непомерная дороговизна проекта для регионов ...»[6].
Не стоит забывать и о коррупции. На модернизации «улучшающей и облегчающей нашу с вами жизнь» многие хотят заработать. Это у этих «многих модернизаторов» получается. Один из примеров.
В августе 2011 года на сайте Генеральной прокуратуры РФ появилась информация: «Генеральная прокуратура Российской Федерации направила в Следственный департамент МВД РФ материалы проверки о хищении около 300 млн. руб. бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 года)». Минкомсвязи России заключил с ОАО «Ростелеком» государственные контракты стоимостью более 2 млрд. руб. на выполнение работ в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В ходе проверки, проведенной Генеральной прокуратурой РФ, в Минкомсвязи России и ОАО «Ростелеком», были получены данные, свидетельствующие о хищении части этих средств путем обмана или злоупотребления доверием… В связи с этим Генеральная прокуратура Российской Федерации направила материалы проверки в Следственный департамент МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере)»[7].
По целому комплексу объективных финансовых и организационных причин внедрение УЭК в качестве обязательного документа, дающего доступ ко всем услугам, провалилось. Об этом открыто пишут чиновники Администрации Президента РФ.
Получен официальный ответ (№А-6-5195 от 4.06.2014 года) Помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ на открытое обращение депутата Государственной Думы Никитина В.С., депутата Мосгодумы Клычкова А.Е., в котором прямо говорится об отказе от обязательной выдачи гражданам УЭК: «...в настоящее время прорабатываются предложения о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части, касающейся исключения обязательности выдачи универсальных электронных карт гражданам Российской Федерации...».
Однако модернизаторы не отчаиваются. Не смогли ввести УЭК, от которой гражданину можно было отказаться, выдадим электронный паспорт, который и заменит УЭК и от которого отказаться уже нельзя.
И вот по сообщениям СМИ Минэкономразвития в срочном порядке должно внести в Правительство РФ законопроект об электронном паспорте с использованием чипа УЭК. Проект уже услужливо разработан ФМС РФ. Электронное удостоверение личности, предлагаемое ФМС РФ, должно включать биометрические данные человека. Выпуск и практическое внедрение такой карты значительно сложнее и дороже.
Где же взять миллиарды на очередной авантюрный и опасный проект?
Строители электронного государства и электронного правительства, не найдя средств у банкиров, в бюджете регионов, у иностранных спонсоров, пришли к единственному выходу – возложить финансирование утопических проектов на самих граждан. Люди должны сами оплатить изготовление и внедрение электронной карты, сдать свои персональные данные, включая биометрические, и пребывать в иллюзии «электронного счастья».
А еще необходимо посадить человека на «электронную иглу», без которой граждане уже не смогут существовать в социуме – получать деньги, оплачивать расходы, получать медицинскую помощь, пенсии, дотации, материнский капитал и т.д.
Именно электронное удостоверение личности планируется в качестве единого ключа доступа к любым электронным услугам. Об этом прямо говорится в проекте ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» и в ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
«Отоварив» всех граждан электронными документами, модернизаторы поспешат перейти к следующей «прибыльной фазе модернизации» – продаже электронных услуг. По их мнению – время пришло. Пора получать с граждан «значительные финансовые средства» за электронные услуги. Нам, обычным людям придется забыть, что раньше при получении справок, документов, информации, медицинской помощи, образования и т.д. денег с граждан не брали. В информационно-электронном обществе любое социально значимое действие – это электронная услуга, а за услуги нужно платить. Электронный талон в поликлинике, сберегательной кассе, электронная квитанция на оплату ЖКХ, да и все остальное больших денег стоит. Населению пора готовиться к электронным и значительным расходам. Это не выдумки или досужие рассуждения, а положения официальных документов.
Изучим Концепцию формирования информационного общества в России» (от 28 мая 1999 г. №32), в которой с полной откровенностью раскрывается стратегия сдачи конституционных полномочий государства по обеспечению прав граждан коммерческим структурам и перевод правоотношений во всех значимых сферах жизни на платную основу:
«На начальном этапе создания социально значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и других) государство берёт на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка. При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг…»[8]
Демонтаж суверенитета
Вторая причина бурной «модернизации» и «заботы об электронных удобствах граждан» – это все те же международные обязательства по вхождению России в глобальное наднациональное государство с единым электронным правительством.
Для удобства управления любой страной извне и внедряются электронные системы учета, электронные способы взаимодействия всех органов государственной власти и электронные документы для граждан. В новом, информационном обществе все должно быть прозрачно: и деятельность власти любого независимого государства, и жизнь его граждан. Одним из главных инструментов контроля и управления является наличие у каждого гражданина документа международного стандарта и баз персональных данных на все население страны, созданных также по стандартам, определенным хозяевами надгосударственных систем электронного государственного управления. Электронные услуги и электронные документы – это не удобства для граждан, это удобства для мирового электронного правительства всемирного электронного государства. И строиться это наднациональное глобальное государство должно за наши деньги и с нашим участием.
Основным исполнителем международных и российских документов по построению так называемого информационного общества в России является Министерство экономического развития и торговли РФ, которое ещё до принятия федеральных законов начало проводить в жизнь планы по демонтажу суверенитета страны и внедрению в нашей стране единых международных стандартов, позволяющих включить Россию в единую наднациональную структуру мирового электронного правительства. Так, в отчёте этого министерства(2003–2004 гг.) «Разработка типовых требований к процессам информатизации органов государственной власти, включая разработку единой методологии построения «электронного правительства»» имеется специальный раздел по адаптации передового опыта органов государственного управления других стран. В документе рассматривается использование международных стандартов и методологий для задач построения и внедрения «Электронного правительства» в органах государственной власти РФ.
Для включения России в единую функционально-информационную архитектуру (ЕФА) государственных органов предлагается выбрать объединение принципов, изложенных в концептуальных документах Канады, США и Дании[9]. Наши российские ведомства разрабатывают и внедряют в жизнь документы, которые по своей сути демонтируют суверенитет страны, делают ее не только полностью открытой, но и управляемой извне.
Эти документы находятся в строгом соответствии с требованиями базовых международных актов, требующих от России и других стран полной открытости информации на всех уровнях государственного управления.
Так, в женевском «Плане действий по построению глобального информационного общества» (2003 г.) предлагается: «Поддерживать инициативы по международному сотрудничеству в области электронного государственного управления в целях повышения прозрачности, подотчетности и эффективности на всех уровнях государственного управления…»[10].
«Тунисская программа для информационного общества» (2005 г.) предписывает суверенным государствам правила, полностью исключающие такие понятия как суверенитет, национальная безопасность, государственная тайна, личная безопасность отдельного гражданина: «Использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как инструмент реализации согласованных на международном уровне целей и задач в области развития... путём: разработки и внедрения приложений в областиэлектронного правительства, основанных на открытых стандартах, с целью повышения уровня развития и взаимодействия систем электронного государственного управления на всех уровнях, тем самым способствуя доступу к государственной информации и государственным службам и содействуя созданию сетей ИКТ и разработке услуг, которые были бы доступны в любом месте, в любое время, для кого угодно, с использованием любых устройств…»[11].
Вот она главная цель – прозрачность деятельности всех органов власти и жизни всех граждан для внешних наднациональных структур, доступ к государственной информации и государственным службам «в любом месте, в любое время, для кого угодно, с использованием любых устройств».
Проект Указа Президента РФ «О выдаче и применении удостоверения личности гражданина Российской Федерации нового поколения» – это продолжение прежней линии по встраиванию России во всемирное электронное государство с единым электронным правительством, где каждая отдельная страна – лишь сервер единой электронной системы.
В случае реализации перечисленных выше международных документов по созданию глобального информационного общества утрачивают свое значение понятия суверенитета любой страны и ее национальных интересов. Любое государство будет подчиняться указаниям мирового электронного правительства.
Построением неконституционного органа власти – «электронного правительства» в Российской Федерации занимаются наднациональные корпорации Евросоюза под контролем технического отдела Белого дома (США). Евросоюз выделил два миллиона евро на развитие в нашей стране электронного правительства. Реализация проекта возложена на ирландскую компаниюGDSI, действующую в консорциуме с Steinbeis GmBH(Германия)[12]. Жан-Жак Кудела, руководитель G2C – проекта «Поддержка электронного правительства в Российской Федерации»заявил «Российской газете»: «В информационное пространство, объединяющее сегодня Евросоюз, безусловно, должна быть включена и Россия...»[13].
Агентство Сnews опубликовало 25.02.2010 года статью «Американцы помогут России запустить электронное правительство». В ней сказано: «В ходе визита в Россию делегации ИТ-деятелей из США были достигнуты договоренности о сотрудничестве в сфере информационных технологий, включая электронное правительство... По словам представителя Совета по национальной безопасности США Говарда Соломона (Howard Solomon), "...это входит в национальные интересы США”»[14]
Кто встанет во главе такого правительства – догадаться не трудно.
Интересно еще одно высказывание Соломона: «...Концепция электронного правительства, разрабатываемая в США с 1993 г., подразумевает двунаправленное взаимодействие государственных ведомств и представителей бизнеса с государственным аппаратом. В свою очередь, чиновники освобождаются от многих рутинных дел, которые становятся автоматизированными»[15].
Из комментария непонятно, чьи чиновники – российские или США – освобождаются «от рутинных дел», возможно, Белый дом уже не делает различия?
Таким образом, официально заявлено, что концепция электронного правительства разработана в США и мероприятия, проводимые в России в этой области, «входят в национальные интересы США». Соответствуют ли национальным интересам России предлагаемые, финансируемые и реализуемые Евросоюзом и США проекты – большой вопрос. Если верить российским специалистам, напрашивается вывод: тотальная рыночная электронизация – угроза национальной безопасности России, поскольку перевод всей деятельности российских органов власти в электронную форму при работе на иностранном оборудовании в системах, созданных иностранными компаниями, делает её управляемой извне.
Здесь уместно предостережения заместителя председателя Фонда социального страхования РФ, доктора технических наук, академика РАЕН С.С. Ковалевского, высказанные им ещё 7 лет тому назад в интервью «Российской газете» от 28 декабря 2007 года: «… О какой безопасности может идти речь, когда всеми информационными ресурсами в России управляют западные ОС (операционные системы) и СУБД (системы управления базами данных), исходные коды которых известны только разработчикам.И никто, никакая правоохранительная система не сможет гарантировать информационную безопасность, когда потоками информации управляют «чёрные ящики».
Никто, кроме производителей, не знает точно, какие в них заложены недокументированные функции. Помните, во время "Бури в пустыне” в одну ночь были парализованы все системы иракских ПВО. Как это было сделано? Ошибка? Закладка? Попробуй, докажи обратное. Так что на кону сейчас стоит информационная безопасность России»[16].
Открытости и прозрачности требует от России и «Большая восьмерка»
Справка (из Свободной энциклопедии – Википедии) [17].
Группа восьми (англ. Group of eight, G8), «Большая восьмёрка» – международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Россию, США, Францию и Японию... «Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Поскольку G8 не имеет устава, официально принять статус члена этого института невозможно.
С 1996 года, после встречи в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе объединения.
По негласному правилу саммиты «восьмёрки» проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов. В России саммит состоялся в 2006 году в Санкт-Петербурге (встреча, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом).
В марте 2014 года на саммите по вопросам ядерной безопасности в Гааге лидеры стран «Большой семерки» приняли решение о приостановке членства России в G8. Руководители стран «Большой семерки» отказались от участия в Саммите в Сочи в июне 2014 года в связи с решением Совета Федерации разрешить возможное вооруженное вмешательство в события на Украине для обеспечения безопасности российских граждан, находящихся на территории этой страны.
В марте 2014 года в связи с Крымским кризисом ведущие политики стран G8 стали высказывать предложения об исключении России из клуба [18].
Неформальный клуб «Большая восьмерка» или уже «Семерка» приостановил членство России, решается вопрос об исключении нашей страны из «клуба», одновременно требуется выполнение подписанных ранее обязательств. Допустимо ли это? Соответствует ли выполнение обязательств, данных Россией до последних событий на Украине и в мире, интересам нашей страны?
Вопреки заверению о том, что «Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы», этот «международный клуб», не являющийся международной организацией, не имеющий устава и исполнительных органов, принимает решения, подрывающие национальную безопасность суверенных государств. Более того, документы, подписанные странами – участниками «восьмерки», не только указывают на их обязательность, но и требуют выполнения указанных в них сроков.
Рассмотрим один из документов, подписанных от имени Российской Федерации всего год назад, 18 июня 2013 года. Это «Хартия открытых данных» [19].
Положения Хартии являются обязательными к исполнению в установленные в ней сроки.
Мы, граждане страны, подписавшей Хартию, имеем право знать содержание этого документа.
Читая Хартию, любой человек понимает, что ее цель – установление полного контроля над подписавшей ее страной.
В Хартии закреплены принципы действий правительств стран-участниц: «Открытые данные «по умолчанию»; качество и количество; возможность использования всеми; публикация данных для улучшения управления.
Какую же информацию Россия обязана предоставить «Большой восьмерке» в соответствии с заявленными принципами и кто может использовать данные о нашей стране?
Обратимся к Хартии:
«…3. Принцип 3: Возможность использования всеми
19) Мы соглашаемся раскрывать данные таким образом, чтобы всем было удобно получать их и использовать в дальнейшем.
22) Мы обязуемся:
·размещать данные в открытом формате везде, где возможно, заботясь о том, чтобы данные были доступны как можно более широкому кругу пользователей в самых разнообразных целях;…»
Кто и как может использовать данные,ясно даже первокласснику: ВСЕ и В ЛЮБЫХ ЦЕЛЯХ.
А теперь посмотрим, что Россия обязана сообщать «Большой восьмерке». В Хартии приводится перечень наиболее важных и востребованных данных о стране. Это практически вся информация о государстве, его промышленности и предприятиях, природных ресурсах, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении, коммерческой деятельности и даже топографические данные, всегда считавшиеся государственной и военной тайной. Перечень необходимых сведений впечатлит даже человека, далекого от вопросов обороны и безопасности страны:
«…П.6.2 Действие 2: Раскрытие данных, имеющих большую значимость
·Примеры массивов данных» которые наиболее востребованы:
Компании/реестр предприятий
Статистика преступности, безопасность
Метеорологические данные/сведения о погоде, сельском хозяйстве, лесоводстве, рыбной ловле и охоте
Список школ; результативность работы школ, цифровые навыки
Уровни загрязнения, энергопотребление
Заключенные сделки, подписанные контракты, поданные заявки на участие в тендере, будущие тендеры, местный бюджет, национальный бюджет (планируемый и расходуемый)
Топография, почтовые индексы, национальные карты, местные карты
Предоставление помощи, продовольственная безопасность, добывающая промышленность, землепользование
Контактная информация для связи с правительством, результаты выборов, нормативно-законодательные акты и уставы, заработные платы (ставки заработной платы), знаки признательности/подарки
Данные о назначаемых препаратах, данные о результатах
Данные о геномах, исследовательская и образовательная деятельность, результаты экспериментов
Национальная статистика, перепись, инфраструктура, уровень благосостояния, профессиональные навыки
Жилищное обеспечение, медицинское страхование и пособие по безработице
Расписание общественного транспорта, точки доступа к широкополосным каналам…»
В Хартии указывается:
·«В соответствии с принципами «обеспечение предоставление данных «открытых по умолчанию»» и«обеспечение качества и количества» мы обязуемся способствовать расширению публикации таких данных;
·В первую очередь мы совместно создадим основные массивы данных по национальным статистикам, национальным картам, национальным выборам и национальным бюджетам, которые уже доступны либо могут быть получены (начиная с июня 2013 г.) и будем работать над их детализацией и доступностью (к декабрю 2013 г.)».
Содержание Хартии наглядно показывает полную согласованность этого документа с «Тунисской программой для информационного общества» 2005 года.
В информационном обществе суверенные государства обязаны обеспечивать доступ к информации и государственным службам «в любом месте, в любое время, для кого угодно, с использованием любых устройств».
Как можно оценить эти международные документы, подписанные и выполняемые Российской Федерацией в современной политической ситуации?
Наднациональными структурами США и Евросоюзом инициирована травля России в связи с вооруженным переворотом и развязанной при содействии и поддержке Запада и США войны в Украине. К нашей стране предъявляются необоснованные претензии, применяются политические и экономические санкции. Многие действия властей Украины, США и некоторых стран Евросоюза демонстрируют открытое желание втянуть Россию в военный конфликт. Политическими деятелями Запада и США уже высказываются открытые угрозы в адрес нашей страны и предпринимаются конкретные действия по подготовке возможных военных действий.
Тем не менее в такой политической ситуации продолжают действовать международные договоры и другие документы, обязывающие Россию к полному раскрытию информации о государстве и ее гражданах.
Выполнение только перечисленных выше международных документов со стороны России можно рассматривать как капитуляцию, проводимую в негласном режиме.
У нас, граждан России рождаются закономерные вопросы.
Почему не взирая на взрывоопасную политическую ситуацию, провокационные действия Украины, стран Евросоюза, США и НАТО российские ведомства продолжают тупо выполнять международные договоры, направленные на подрыв суверенитета и разрушение национальной безопасности? Почему бездумно, «в автоматическом режиме» идет внедрение Программ и Стратегий по построению информационного общества и электронного правительства? Почему Россия не остановила выполнение «Хартии открытых данных»?
Почему в ущерб национальной безопасности принимаются необдуманные решения, федеральные законы, ставящие под угрозу суверенитет нашей страны и безопасность каждого ее гражданина?
Почему игнорируются элементарные условия безопасности граждан Крыма, г. Севастополя и регионов, граничащих с Украиной, находящейся в состоянии войны?
Возможно у предприимчивых чиновников все таки проснется совесть, а также чувство самосохранения, присущее всем живым существам?
Мир кардинально изменился, старые правила и стереотипы нужно менять.
Это хорошо понимает Президент РФ. Он совершенно справедливо считает, что международные договоры и обязательства, подрывающие нашу национальную безопасность могут быть расторгнуты. Об этом говорится в публикации «Путин не исключил выхода России из международных договоров» [20]:
ЯЛТА, 14 августа. ПРАЙМ. РФ готова выходить из международных договоров в одностороннем порядке, если это отвечает интересам страны, заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с депутатами думских фракций в Ялте.
Президент сослался на опыт американцев. «Вон США взяли в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, и дело с концом», – напомнил он. – «Они исходили, как они считают, из соображений своей национальной безопасности», – пояснил Путин.
«И мы будем делать точно то же самое тогда, когда посчитаем выгодным и нужным для обеспечения наших интересов», – сказал президент.
Можно не сомневаться, что народ России позицию Президента поддерживает.
Одними их первых документов, которые необходимо пересмотреть с учетом сложившейся политической ситуации и антироссийской политики Евросоюза, США, НАТО, являются договоры и договоренности об открытости данных о нашей стране и ее гражданах. Их действие должно быть приостановлено, а сами договоры расторгнуты.
Из документов, размещенных на сайте Правительства РФ видно, что реализация «Хартии открытых данных» идет полным ходом, активно строится и так называемое информационное общество[21].
Мы, граждане России должны понимать, что создаваемое сейчас информационное электронное общество, управляемое наднациональным электронным правительством в будущем, уже не будет иметь ничего общего с суверенным государством под названием Россия.
Согласится ли народ России с таким сценарием зависит от каждого из нас.
Статья 32 Конституции РФ гарантирует гражданам право на непосредственное участие в управлении делами государства.В соответствии со статьей 33 Конституции граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 80 Конституции РФ главой нашего государства является Президент Российской Федерации. Он же является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, а также принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Именно Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
В соответствии со статьей 3 Конституции РФ народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации.
Обратимся ли мы к Президенту РФ с требованием расторжения кабальных договоров («Плана действий по построению глобального информационного общества» (2003 г.), «Тунисской программы для информационного общества» (2005 г.), Конвенции «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», «Хартии открытых данных» и др.), ставящих под удар нашу страну, встанем ли на защиту независимости и суверенитета нашего государства, решает каждый гражданин и все мы вместе. В наших руках судьба России, будущее наших детей.
О.А. Яковлева,Председатель «Союза православных юристов», адвокат Московской областной коллегии адвокатов, Почётный адвокат России, эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
[1]Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения, http://regulation.gov.ru/project/16116.html?point=view_project&stage=2&stage_id=10765
[2] Министерство экономического развития Российской Федерации, http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/doc20130128_04;«Российская газета» от 29.01.2013 г., http://www.rg.ru/printable/2013/01/29/elektr-pasport-site-dok.html
[3] Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения, http://regulation.gov.ru/project/7312.html?point=view_project&stage=2&stage_id=4304
[4] Универсальную карту отпустили на Запад // Коммерсант, 2011, 7 апреля. № 60.
[5]http://www.kommersant.ru/doc/2125515
[6] Баязитова А. УЭК-енд. Регионы не вытянули универсальную карту// Коммерсантъ, 2013.12 февраля. № 25 (5056) // http://www.kommersant.ru/doc/2125515
[7] http://genproc.gov.ru/news/news-73035?print=1
[8] Концепция формирования информационного общества в России URL : http://www.iis.ru/library/riss/
[9] http://cio.neweco.ru/2004/march/docs/part2.doc
[10] WSIS-03/GENEVA/DOC/5-R 12 декабря 2003 года
[11]WSIS-05/TUNIS/DOC/6(Rev.1)-R 15 ноября 2005 года
[12] http://www.rg.ru/2009/12/14/electron-pravitelstvo-site.html
[13] http://www.rg.ru/2011/12/14/reg-szfo/gosuslugi.html
[14] http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2010/02/25/380539
[15] РИА Новости, http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2010/02/25/380539
[16]http://nezavisroditeli.ucoz.ru/publ/personalnye_dannye/personalnye_dannye/ugroza_informacionnoj_bezopasnosti_rossii/18-1-0-269
[17] http://ru.wikipedia.org
[18] http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%EB%FC%F8%E0%FF_%E2%EE%F1%FC%EC%B8%F0%EA%E0
[19] Экспертный центр электронного правительства, http://d-russia.ru/xartiya-otkrytyx-dannyx-podpisannaya-na-vstreche-g8-opublikovana-na-russkom-yazyke.html
[20] http://news.mail.ru/politics/19200053/?frommail=1, 14 августа 2014, Политика, «ПРАЙМ»
[21] http://ria.ru/politics/20121213/914691392.html#ixzz38gMJ7oh6, http://government.ru/dep_news/7879vvv