Диакон Владимир Василик о подоплеке решения папы римского Франциска отречься от престола
Недавно, на пресс-конференции после визита в Южную Корею, римский папа Франциск заявил, что намерен последовать примеру своего предшественника Бенедикта XVI и отречься от престола, т.к. жить ему якобы осталось года 2-3, и он не имеет здоровья исполнять свои обязанности. Комментирует эту новость известный историк Церкви, к.филол.н., доцент СПбГУ диакон Владимир Василик.
«Мне менее всего хотелось бы обсуждать римо-католический мир, потому что эта "церковь" не принадлежит к Вселенской Церкви. Как говорил отец Иоанн Кронштадтский, это есть некое большое христианское образование, сообщество, которое невозможно именовать Церковью. Как говорит апостол Павел: "Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог" (1Кор. 5:12-13). Но поделюсь некоторыми наблюдениями. Обыкновенно отречение пап предшествовало неким бурным событиям, которые потрясали римо-католический мир, ставя его в жесткую зависимость от государств и структур века сего. К примеру, так произошло в ситуации с Целестином V, который отрекся в 1294 году, его место занял амбициозный папа Бонифаций VIII, который пытался бороться с французским королем Филиппом IV за власть над французской церковью. Для папства все закончилось катастрофой. Папа был захвачен канцлером короля Филиппа IV Гильомом Ногаре, подвергнут публичным унижениям и побоям. От таких событий папа сошел с ума и спустя месяц умер от безумия. Следующий папа Климент V стал пленником французского короля. Под предлогом безопасности он был перевезен в Авиньон, находившийся под французским контролем. С этого момента начался авиньонский период пленения пап. Этим событиям предшествовало отречение Целестина V, человека хорошего, но слабого духом. В "Божественной комедии" Данте Алигьери Целестин находился в преддверии ада, среди тех, кого отвергло небо. Их свергло небо, не терпя пятна; И пропасть ада их не принимает, Иначе возгордилась бы вина. Про Бенедикта XVI не скажешь, что он был беглец, при всех странностях его богословия и при всех уступках секулярному веку сему, он старался придерживаться традиционных ценностей, за которые до конца боролся. Но что-то возникло сильное и страшное, сподвигнувшее его отречься от престола. Заявление Франциска бзагадочнее и потому страшнее. Судя по его декларациям, Франциск еще более уступчив, чем Бенедикт: он сделал целый ряд реверансов в сторону западного общественного мнения, но, ему так и не удалось угодить сему миру. Его заявление - это вынужденный поступок. Странно звучит из его уст мысль о том, что спустя два-три года он умрет. Предположим, ему поставили диагноз: рак. Но, это заболевание во многих случаях лечится успешно. Особенно, если учитывать медицинские возможности главы Ватикана. Однако в любом случае можно бороться с болезнью. Мне известен целый ряд примеров, когда люди чудесным образом исцелялись или благодаря постоянной медицинской поддержке проживали долгие годы. Но, быть может, папе было видение?! В этом случае трудно не заподозрить в этом прелесть, учитывая католическую традицию. Если человеку осталось жить два-три года, то тем более он должен думать не о покое, а о том, как послужить церкви. За отведенное ему Богом время сотворить как можно больше добра, которое в католической традиции неразрывно связано с внешней деятельностью. Позвольте мне, читатель, предложить некую конспирологическую версию заявления Франциска. Возможно, что этот ход был связан с нажимом на папу, предупреждение о его возможной ликвидации через два-три года, а быть может и раньше. Это вынужденный шаг, за которым, возможно, следующего папу постигнет судьба Бонифация VIII. Как об этом писал Данте Олигьери: Но я страшнее вижу злодеянье: Христос в своем наместнике пленен, И торжествуют лилии в Аланье. Я вижу - вновь людьми поруган он, И желчь и уксус пьет, как древле было, И средь живых разбойников казнен. Возможно, что римо-католическую "церковь" ждут тяжелые времена, вся волна христофобии, которая невооруженным взглядом видна на Ближнем Востоке, коснется не только т.н. Дохалкидонских церквей, но и римо-католическую "церковь". Не исключено, что ее ждут серьезные беды и преследования. Конечно, такому развитию событий можно только посочувствовать. В любом случае ничего хорошего из этого акта не последует. Возможно, что на место Франциска предложат молодого либерала, который, подобно Горбачеву, будет заниматься демонтажем, только не СССР, а Римо-католической церкви. Некий аналог можно увидеть в судьбе Советского Союза. После смерти престарелых генеральных секретарей появился молодой реформатор, который все разрушил. В этом случае, папы также были преклонного возраста, правда, они не умирали, но отрекались. Ныне возможно повторится нечто подобное».