19.08.2014
<-назад в раздел
Паломничество в обитель Тихона Калужского
Наша паломническая поездка в Калужскую Свято-Успенскую Тихонову Пустынь состоялась 23 июня / 6 июля, в день празднества в честь Владимирской иконы Божией Матери, установленного в память о спасении Пресвятой Богородицей Москвы от нашествия орды хана Ахмата в 1480 году. Монастырь исторически связан с этим чудесным событием – в его окрестностях происходило знаменитое «Стояние на Угре», положившее конец татаро-монгольскому угнетению Руси.
Ордынское порабощение, продолжавшееся почти два с половиной века, начиная с Батыева погрома 1238 года, было крайне тягостным и унизительным. Татаро-монголы не имели с русскими князьями никаких родственных связей и не были их союзниками, как утверждают некоторые современные писатели-«историки», вероятно, наследники захватчиков. Иноземные властители нашей земли собирали с Руси дань, составлявшую не менее половины, а иногда и около двух годовых доходов крестьянина, обрекая людей на голод и нищенское существование. Непосредственно этим занимались баскаки-язычники, ставшие зримым воплощением ненавистного ига. Но еще большую жестокость проявляли стремившиеся к быстрому обогащению за счет увеличения поборов мусульманские купцы-бесермены, сбор дани которым в конце XIII века поручил хан Берке. Слово «басурманин» по сей день сохранилось в нашем языке как синоним злого, безсердечного человека, врага-иноверца, для которого нет ничего святого. Об одном из них – Чол-хане или Щелкане – в народном фольклоре сохранилось такое повествование: «У которого денег нет, у того дитя возьмет. У которого дитя нет, у того жену возьмет. У которого жены нет, того самого головой возьмет». Произвол ханских бесерменов спровоцировал волну народных восстаний, которые жестоко подавлялись татаро-монголами, опустошавшими русские земли и истреблявшими русских людей. Известно 15 таких эпизодов в течение лишь 25 лет, с 1275 по 1300 годы.
«Последствия монголо-татарского нашествия на Русь были поистине ужасны, – пишет историк С. Перевезенцев. – В канун монголо-татарского завоевания численность ее населения превышала 12 млн. человек. Этот показатель не будет достигнут даже в конце XVII века (11 млн.), а превышен он был только к началу XVIII столетия. А собственно в XIII веке население некоторых русских земель, по мнению многих исследователей, сократилось почти в десять раз! И если в домонгольской Руси насчитывалось до полутора тысяч укрепленных поселений, примерно треть которых были городами, то после монголо-татарского разорения не сохранились даже и названия многих городов, а, скажем, плотность населения в Среднем Поднепровье на момент вторжения полчищ Батыя в том же объеме восстановится лишь в XIX веке».
Таким образом, татаро-монгольское иго носило формы геноцида русского народа: из 12 млн. уцелело лишь около 1,2 млн. человек. Если предположить, что за полтора века, к 1380 году, народонаселение Руси увеличилось почти вдвое и составляло 2,5 млн., то получается, что на Куликово поле вышло практически все русское боеспособное мужское население – 150 тысяч ратников. Из них после сражения осталось только 40 тысяч человек – такие потери можно без преувеличения назвать катастрофическими. Но и после Куликовской битвы наши предки еще целое столетие платили дань татаро-монголам. И сколь велико было ликование русских людей в 1480 году, когда ненавистное иго наконец было сброшено!
Предыстория же открывшего новую страницу в истории Руси «Стояния на Угре» такова. В 1465 году в Большой Орде возвысился хан Ахмат, весь период правления которого ознаменовался противостоянием с Русью и с Крымским ханством. В 1472 году Великий Московский князь Иоанн III Васильевич прекратил выплату дани Орде. Неоднократно выражавший недовольство этим ордынский хан посылал на Русь карательные отряды, но всякий раз их наступления отражались московскими войсками. В июне 1480 года Ахмат инициировал так называемый «великий поход». Зная, что на Оке его встретят наши полки, он решил пройти по литовским землям и вторгнуться на русскую территорию через Угру, «пояс Пресвятой Богородицы», как называли эту реку наши святые предки. Хан подошел к окрестностям Тихоновой Пустыни и остановился на западном берегу потока. На восточном его уже ждала русская рать во главе с сыном Великого князя – Иоанном Младым и его дядей – Андреем Меньшим, чья ставка располагалась на месте нынешнего поселка Дворцы.
Татары неоднократно пытались форсировать Угру, но, наталкиваясь на мощное сопротивление московской рати, отступали. При очередной попытке, 8-го октября, произошел четырехдневный бой. Татаро-монгольская конница, переправившись через броды в приустьевых участках Угры, развернулась в речной долине и в Залидовских лугах. Но и эта наиболее удачная для захватчиков атака была отбита русскими войсками, впервые применившими в сражении огнестрельное оружие – пищали и тюфяки.
Тем временем вся Москва молилась Пресвятой Богородице перед Ее Владимирской иконой о спасении православной столицы и избавлении от поганого ига. Вняв молениям верующих, Царица Небесная вразумила Иоанна Младого дать войскам приказ отступить от берега. Увидев этот маневр русских, Ахмат решил, что они заманивают его в засаду, и также приказал своей орде отойти от реки. А ночью Царица Небесная навела на нехристей-иноплеменников такой ужас, что они, устрашившись гнева неведомого им Бога, в панике бежали. «Бежали же татары с Угры, а были наги и босы, ободрались», – отмечал летописец.
Но прервем наш экскурс в историю и вернемся к повествованию о паломничестве. В самом начале нашего пути мы побывали на месте стояния русских войск на Угре, находящемся за Дворцами, рядом со скитом Свято-Тихоновой Пустыни в честь Владимирской иконы Божией Матери. Ныне там установлен высокий поклонный крест с укрепленными на нем Владимирским и иными образами Богородицы, а в основание креста положена земля с Куликовского поля. Метрах в трехстах располагается еще один дачный поселок, с одной стороны от которого виднеется скитской Владимирский храм, а с другой раскинулись безкрайние русские просторы, увенчанные на горизонте лесами.
Что значит для нас праздник победы над татаро-монгольским игом? Потомки захватчиков-иноверцев помнят о былом поражении своих предков и, несомненно, надеются взять реванш. Например, в Казани националисты из организации «Азатлык» мечтают о создании нового халифата на берегах Волги и собираются устанавливать памятник хану Батыю. А провозглашенный не так давно национальным героем Китая Чингисхан почитается в Монголии издревле. Во время Олимпийских игр в Сочи монгольские спортсмены подарили русским коллегам статуэтки этого кровожадного варвара, которые те с благодарностью приняли. А если бы олимпийцы из Германии вручили нашим спортсменам изваяния Гитлера, они бы тоже порадовались таким дарам? И ведь это – лишь один из самых безобидных плодов забвения родной истории!
Поклонившись святому кресту и возблагодарив в душе Господа за столь дивную красоту этого места, мы решили посетить Владимирский скит. Храм в честь Владимирской иконы Богородицы оказался закрыт, а прочие скитские здания ремонтировались. Позже мы узнали, что в одном из них устанавливается диорама «Стояние на Угре», созданная недавно почившим выдающимся русским художником-патриотом Павлом Рыженко. Открытие намечено на осень этого года, как раз к дате отступления орды хана Ахмата из русских пределов.
Затем мы направились в Тихонову Пустынь. Основатель этой обители, преподобный Тихон Калужский, Медынский, подвизался в XV веке. Родиной святого считается Киев. По преданию, еще в молодом возрасте он пришел в Москву, где в Чудовом монастыре принял монашеский постриг. Навыкнув иноческим подвигам, с благословения настоятеля преподобный удалился в лесную пустыню в 17-ти верстах от Калуги и в 15-ти от Медыни и поселился на берегу реки Вепрейки, притока Угры, в дупле большого дуба. Питался святой Тихон дикорастущими травами (снытью, лебедой, крапивой), а жажду утолял водой из выкопанного им колодца при истоке Вепрейки.
Однажды владелец этого места князь Василий Ярославич во время охоты набрел на дуб преподобного. Рассердившись на непрошенного обитателя, он приказал подвижнику немедленно покинуть его владения и в гневе замахнулся на него плетью. В тот же миг рука князя онемела. Познав в случившемся вразумление Божие, он раскаялся, испросив у святого Тихона прощения.
Получив по ходатайству преподобного исцеление, Василий Ярославич умолил старца основать в его владениях святую обитель, обещая снабжать подвизающихся в ней всем необходимым. Преподобный Тихон смиренно внял просьбе князя, и вскоре на этом месте была воздвигнута деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, положившая начало Калужской Свято-Тихоновой Пустыни. К преподобному собралась братия, ищущая подвижнического благочестивого жития, и он управлял ею, подавая во всем пример – в смирении, терпении, кротости, молитве, отсечении своей воли и прочих христианских добродетелях и иноческих трудах. Святой игумен принимал странников, кормил голодных, заступался за притесняемых, исцелял больных. Отметим, что преподобный Тихон Калужский был современником событий «Стояния на Угре». И верим, что во многом благодаря его молитвам Господь и Матерь Божия даровали Руси окончательное освобождение от ордынского порабощения.
Почил святой в 1492 году, незадолго перед кончиной приняв великую схиму. По его преставлении дуб, в котором он нес подвиг столпничества, сохранялся еще четыре века; со временем над ним была возведена часовня.
В Смутное время польско-литовские оккупанты разорили обитель преподобного Тихона, позже, после освобождения от захватчиков, монастырь был восстановлен. Его возрождение и второй расцвет связаны с именем преподобного Льва Оптинского. Старец часто посещал Тихонову Пустынь, в XIX веке духовно и материально обустраивавшуюся трудами его учеников. А после его преставления в обитель была передана келейная икона преподобного – Владимирский образ Богородицы, наследие старца схимонаха Феодора Свирского, в свою очередь ранее данное ему как благословение преподобным Паисием (Величковским).
В 1887 году над колодцем преподобного Тихона возвели деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». От колодезной воды совершались многоразличные исцеления, число которых особенно возросло при жизни преподобного Оптинского старца Амвросия, благословлявшего своим страждующим посетителям окунаться в купальне на этом источнике. В настоящее время там обустроен еще один монастырский скит. В праздники и выходные дни множество людей приезжает в это святое место вознести свои молитвы к Богу и преподобному Тихону, набрать целебной водицы и погрузиться в святую купель.
В заключение скажем несколько слов и о самом монастыре. Его огромные величественные Успенский храм и Преображенский собор выдержаны в византийском стиле, а большинство находящихся в них икон отвечает древнерусским иконописным традициям. В Успенском храме наше внимание привлек большой ростовой образ святых Царственных Мучеников работы художника Ф. Москвитина, который, несмотря на свою живописность, настраивает душу на молитвенный лад. Главная святыня обители – мощи ее основателя, преподобного Тихона, ныне почивают под спудом в нижнем храме Преображенского собора, освященном в его честь.
Преподобне отче Тихоне, моли Бога о нас!
Ордынское порабощение, продолжавшееся почти два с половиной века, начиная с Батыева погрома 1238 года, было крайне тягостным и унизительным. Татаро-монголы не имели с русскими князьями никаких родственных связей и не были их союзниками, как утверждают некоторые современные писатели-«историки», вероятно, наследники захватчиков. Иноземные властители нашей земли собирали с Руси дань, составлявшую не менее половины, а иногда и около двух годовых доходов крестьянина, обрекая людей на голод и нищенское существование. Непосредственно этим занимались баскаки-язычники, ставшие зримым воплощением ненавистного ига. Но еще большую жестокость проявляли стремившиеся к быстрому обогащению за счет увеличения поборов мусульманские купцы-бесермены, сбор дани которым в конце XIII века поручил хан Берке. Слово «басурманин» по сей день сохранилось в нашем языке как синоним злого, безсердечного человека, врага-иноверца, для которого нет ничего святого. Об одном из них – Чол-хане или Щелкане – в народном фольклоре сохранилось такое повествование: «У которого денег нет, у того дитя возьмет. У которого дитя нет, у того жену возьмет. У которого жены нет, того самого головой возьмет». Произвол ханских бесерменов спровоцировал волну народных восстаний, которые жестоко подавлялись татаро-монголами, опустошавшими русские земли и истреблявшими русских людей. Известно 15 таких эпизодов в течение лишь 25 лет, с 1275 по 1300 годы.
«Последствия монголо-татарского нашествия на Русь были поистине ужасны, – пишет историк С. Перевезенцев. – В канун монголо-татарского завоевания численность ее населения превышала 12 млн. человек. Этот показатель не будет достигнут даже в конце XVII века (11 млн.), а превышен он был только к началу XVIII столетия. А собственно в XIII веке население некоторых русских земель, по мнению многих исследователей, сократилось почти в десять раз! И если в домонгольской Руси насчитывалось до полутора тысяч укрепленных поселений, примерно треть которых были городами, то после монголо-татарского разорения не сохранились даже и названия многих городов, а, скажем, плотность населения в Среднем Поднепровье на момент вторжения полчищ Батыя в том же объеме восстановится лишь в XIX веке».
Таким образом, татаро-монгольское иго носило формы геноцида русского народа: из 12 млн. уцелело лишь около 1,2 млн. человек. Если предположить, что за полтора века, к 1380 году, народонаселение Руси увеличилось почти вдвое и составляло 2,5 млн., то получается, что на Куликово поле вышло практически все русское боеспособное мужское население – 150 тысяч ратников. Из них после сражения осталось только 40 тысяч человек – такие потери можно без преувеличения назвать катастрофическими. Но и после Куликовской битвы наши предки еще целое столетие платили дань татаро-монголам. И сколь велико было ликование русских людей в 1480 году, когда ненавистное иго наконец было сброшено!
Предыстория же открывшего новую страницу в истории Руси «Стояния на Угре» такова. В 1465 году в Большой Орде возвысился хан Ахмат, весь период правления которого ознаменовался противостоянием с Русью и с Крымским ханством. В 1472 году Великий Московский князь Иоанн III Васильевич прекратил выплату дани Орде. Неоднократно выражавший недовольство этим ордынский хан посылал на Русь карательные отряды, но всякий раз их наступления отражались московскими войсками. В июне 1480 года Ахмат инициировал так называемый «великий поход». Зная, что на Оке его встретят наши полки, он решил пройти по литовским землям и вторгнуться на русскую территорию через Угру, «пояс Пресвятой Богородицы», как называли эту реку наши святые предки. Хан подошел к окрестностям Тихоновой Пустыни и остановился на западном берегу потока. На восточном его уже ждала русская рать во главе с сыном Великого князя – Иоанном Младым и его дядей – Андреем Меньшим, чья ставка располагалась на месте нынешнего поселка Дворцы.
Татары неоднократно пытались форсировать Угру, но, наталкиваясь на мощное сопротивление московской рати, отступали. При очередной попытке, 8-го октября, произошел четырехдневный бой. Татаро-монгольская конница, переправившись через броды в приустьевых участках Угры, развернулась в речной долине и в Залидовских лугах. Но и эта наиболее удачная для захватчиков атака была отбита русскими войсками, впервые применившими в сражении огнестрельное оружие – пищали и тюфяки.
Тем временем вся Москва молилась Пресвятой Богородице перед Ее Владимирской иконой о спасении православной столицы и избавлении от поганого ига. Вняв молениям верующих, Царица Небесная вразумила Иоанна Младого дать войскам приказ отступить от берега. Увидев этот маневр русских, Ахмат решил, что они заманивают его в засаду, и также приказал своей орде отойти от реки. А ночью Царица Небесная навела на нехристей-иноплеменников такой ужас, что они, устрашившись гнева неведомого им Бога, в панике бежали. «Бежали же татары с Угры, а были наги и босы, ободрались», – отмечал летописец.
Но прервем наш экскурс в историю и вернемся к повествованию о паломничестве. В самом начале нашего пути мы побывали на месте стояния русских войск на Угре, находящемся за Дворцами, рядом со скитом Свято-Тихоновой Пустыни в честь Владимирской иконы Божией Матери. Ныне там установлен высокий поклонный крест с укрепленными на нем Владимирским и иными образами Богородицы, а в основание креста положена земля с Куликовского поля. Метрах в трехстах располагается еще один дачный поселок, с одной стороны от которого виднеется скитской Владимирский храм, а с другой раскинулись безкрайние русские просторы, увенчанные на горизонте лесами.
Что значит для нас праздник победы над татаро-монгольским игом? Потомки захватчиков-иноверцев помнят о былом поражении своих предков и, несомненно, надеются взять реванш. Например, в Казани националисты из организации «Азатлык» мечтают о создании нового халифата на берегах Волги и собираются устанавливать памятник хану Батыю. А провозглашенный не так давно национальным героем Китая Чингисхан почитается в Монголии издревле. Во время Олимпийских игр в Сочи монгольские спортсмены подарили русским коллегам статуэтки этого кровожадного варвара, которые те с благодарностью приняли. А если бы олимпийцы из Германии вручили нашим спортсменам изваяния Гитлера, они бы тоже порадовались таким дарам? И ведь это – лишь один из самых безобидных плодов забвения родной истории!
Поклонившись святому кресту и возблагодарив в душе Господа за столь дивную красоту этого места, мы решили посетить Владимирский скит. Храм в честь Владимирской иконы Богородицы оказался закрыт, а прочие скитские здания ремонтировались. Позже мы узнали, что в одном из них устанавливается диорама «Стояние на Угре», созданная недавно почившим выдающимся русским художником-патриотом Павлом Рыженко. Открытие намечено на осень этого года, как раз к дате отступления орды хана Ахмата из русских пределов.
Затем мы направились в Тихонову Пустынь. Основатель этой обители, преподобный Тихон Калужский, Медынский, подвизался в XV веке. Родиной святого считается Киев. По преданию, еще в молодом возрасте он пришел в Москву, где в Чудовом монастыре принял монашеский постриг. Навыкнув иноческим подвигам, с благословения настоятеля преподобный удалился в лесную пустыню в 17-ти верстах от Калуги и в 15-ти от Медыни и поселился на берегу реки Вепрейки, притока Угры, в дупле большого дуба. Питался святой Тихон дикорастущими травами (снытью, лебедой, крапивой), а жажду утолял водой из выкопанного им колодца при истоке Вепрейки.
Однажды владелец этого места князь Василий Ярославич во время охоты набрел на дуб преподобного. Рассердившись на непрошенного обитателя, он приказал подвижнику немедленно покинуть его владения и в гневе замахнулся на него плетью. В тот же миг рука князя онемела. Познав в случившемся вразумление Божие, он раскаялся, испросив у святого Тихона прощения.
Получив по ходатайству преподобного исцеление, Василий Ярославич умолил старца основать в его владениях святую обитель, обещая снабжать подвизающихся в ней всем необходимым. Преподобный Тихон смиренно внял просьбе князя, и вскоре на этом месте была воздвигнута деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, положившая начало Калужской Свято-Тихоновой Пустыни. К преподобному собралась братия, ищущая подвижнического благочестивого жития, и он управлял ею, подавая во всем пример – в смирении, терпении, кротости, молитве, отсечении своей воли и прочих христианских добродетелях и иноческих трудах. Святой игумен принимал странников, кормил голодных, заступался за притесняемых, исцелял больных. Отметим, что преподобный Тихон Калужский был современником событий «Стояния на Угре». И верим, что во многом благодаря его молитвам Господь и Матерь Божия даровали Руси окончательное освобождение от ордынского порабощения.
Почил святой в 1492 году, незадолго перед кончиной приняв великую схиму. По его преставлении дуб, в котором он нес подвиг столпничества, сохранялся еще четыре века; со временем над ним была возведена часовня.
В Смутное время польско-литовские оккупанты разорили обитель преподобного Тихона, позже, после освобождения от захватчиков, монастырь был восстановлен. Его возрождение и второй расцвет связаны с именем преподобного Льва Оптинского. Старец часто посещал Тихонову Пустынь, в XIX веке духовно и материально обустраивавшуюся трудами его учеников. А после его преставления в обитель была передана келейная икона преподобного – Владимирский образ Богородицы, наследие старца схимонаха Феодора Свирского, в свою очередь ранее данное ему как благословение преподобным Паисием (Величковским).
В 1887 году над колодцем преподобного Тихона возвели деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». От колодезной воды совершались многоразличные исцеления, число которых особенно возросло при жизни преподобного Оптинского старца Амвросия, благословлявшего своим страждующим посетителям окунаться в купальне на этом источнике. В настоящее время там обустроен еще один монастырский скит. В праздники и выходные дни множество людей приезжает в это святое место вознести свои молитвы к Богу и преподобному Тихону, набрать целебной водицы и погрузиться в святую купель.
В заключение скажем несколько слов и о самом монастыре. Его огромные величественные Успенский храм и Преображенский собор выдержаны в византийском стиле, а большинство находящихся в них икон отвечает древнерусским иконописным традициям. В Успенском храме наше внимание привлек большой ростовой образ святых Царственных Мучеников работы художника Ф. Москвитина, который, несмотря на свою живописность, настраивает душу на молитвенный лад. Главная святыня обители – мощи ее основателя, преподобного Тихона, ныне почивают под спудом в нижнем храме Преображенского собора, освященном в его честь.
Преподобне отче Тихоне, моли Бога о нас!
Александр МАЛИНИН
Источник: Газеа "Православный крест" № 112
Источник: Газеа "Православный крест" № 112