Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
 Божественный призыв в картинах Павла Рыженко 04.08.2014

Божественный призыв в картинах Павла Рыженко

Накануне дня памяти святых Царственных Мучеников, 16-го июля с. г., от инсульта скоропостижно скончался заслуженный художник России Павел Викторович Рыженко.
Живописец, один из ведущих мастеров Студии военных художников им. Грекова, историк, философ… За свои 44 года он успел сделать многое – его работоспособность вкупе с неравнодушием и активной гражданской позицией поражала окружающих. Павел Викторович создал десятки монументальных произведений, посвященных духовному и нравственному выбору человека в канве драматических событий русской истории. Его работы о Куликовской битве, Первой мировой войне, эпохе Царствования Императора Николая II, русских святых подводили к размышлению, пробуждали совесть. Его возраст – только начало зрелого периода в жизни, и трудно даже представить, сколько еще он мог бы сделать на благо нашего Отечества – Святой Руси, ради возрождения которой неустанно трудился, преумножая свой богоданный талант…
«Я предлагаю людям еще раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте отразился великий дух нашего народа. Понять, что мы не серая масса, не „электорат“, а народ с богатой историей и исключительным самосознанием. Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой, „мишурной“ культуре, которая заставляет нас забыть о главных вопросах бытия», – так обращался художник к нам, русским православным людям, своим близким, друзьям, родным ему по духу.
23 июня с. г. в выставочном центре «Калуга EXPO Конгресс» (г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 133а) открылась выставка картин Павла Рыженко «Иду на вы». 76 представленных на ней полотен автор собирался передать в дар родному городу, который очень любил. Мы посетили экспозицию в начале июля, и подготовка публикации о выставке совпала с получением скорбного известия о кончине живописца. Редакция «Православного Креста» выражает глубокие соболезнования родным и близким Павла Викторовича, скорбит вместе со всей православной Россией, понесшей невосполнимую утрату, и молится о упокоении души художника.


Международный выставочный центр «Калуга EXPO Конгресс» находится на окраине Калуги, в промышленной зоне. Его архитектура выдержана в современном стиле, чем создается дополнительный контраст миру русской православной духовности и истории, в который погружают полотна Павла Рыженко. В качестве названия экспозиции выбраны знаменитые слова великого князя Киевского Святослава «Иду на вы», которыми тот перед бранью оповещал противников Руси о своем намерении сразиться с ними. И хотя сам Святослав Игоревич не запечатлен ни на одном холсте, его изречение вполне отражает духовный настрой всего творчества Павла Рыженко, во многих своих работах воспевавшего доблесть древнерусских витязей и героев.
Открывает выставку картина «После битвы на Калке», написанная художником во время обучения на последнем курсе Российской академии живописи, ваяния и зодчества, где, получив образование, он несколько лет преподавал.
В центре холста верхом на коне изображен татаро-монгольский батыр. Справа от него – гора из белых тел русских воинов, на которой кровавые победители-захватчики правят свой сатанинский пир. Перед батыром и позади него – поле, усеянное павшими в сражении, над которыми кружит воронье. Между всадником и сложенными человеческими телами стоит плененный русский князь Мстислав Удалой – его вяжет крепкими путами другой батыр. Эта картина открывает цикл работ живописца, посвященных русской истории – своеобразную беседу со зрителем при помощи художественных образов о наиболее значимых событиях нашего прошлого, помогающих понять причины современного всеобъемлющего кризиса и пути выхода из него.
«Битвой на Калке» Павел Рыженко хотел донести до нас мысль о пагубности гордыни человеческой, междоусобиц, непослушания и стремления к первенству. В запечатленном историческом моменте Русь представляли три князя Мстислава со своими дружинами, но взаимного согласия и соподчинения достичь они не сумели. Мстислав Удалой добился лидерства, желая стяжать себе лавры победителя, но при этом почти все русское войско полегло, а сам князь был пленен. Художник изобразил его в минуту позднего прозрения и раскаяния в грехах тщеславия и вражды с единоплеменниками. Автор полотна таким образом показывает, что междоусобная вражда русских, деление России на «удельные княжества» или, выражаясь современным языком, на «самостоятельные независимые государства», ее расчленение – неизбежно ведут к великому кровопролитию, утрате независимости и порабощению русского народа его исконными вероисповедными и национальными врагами. Это – вековая мечта всех недругов Православия и Руси, и все, кто поддерживает данную политику, становятся такими же христоненавистниками и богоборцами.
Следующая остановка в путешествии по русской истории – первая половина XIII века. Цикл из трех картин художник посвятил святому благоверному великому князю Александру Невскому.
На первом полотне изображен берег Невы после завершения Невской битвы. Князь Александр, сидя на камне или на пне, стирает со своего острого меча кровь врагов. На переднем плане видны шведские суда с торчащими из них стрелами – следами недавнего сражения. За спиной князя русские ратники собирают тела погибших. Шведы напали на Русь в тяжелейший исторический момент, когда она была опустошена и обезкровлена нашествием татаро-монголов. Но если ордынцы несли порабощение внешнее, территориальное, то шведы с «благословения» папы римского намеревались закабалить нас духовно. И хотя со времен Невской битвы минуло восемь веков, картина Павла Рыженко весьма актуальна: осатаневший антихристианский Запад снова нападает на нашу Родину, ее колыбель – Киевскую Русь, насилием внедряя, распространяя в наших пределах свой хаос, именуемый «новым мировым порядком».
На другом полотне триптиха князь Александр запечатлен в степи со своим побратимом – татарским Царевичем Сартаком, принявшем Крещение.
Центральный холст изображает святого стоящим у могилы одного из своих дружинников на берегу реки. На противоположной стороне пылает посад. Князь погружен в глубокую думу. Он уже приблизился к своей кончине – вскоре в Орде его отравят медленнодействующим ядом. Святой Александр готовится предстать перед вечным и неподкупным Судией. Он – единственный русский князь того времени, не участвовавший в междоусобных столкновениях, но в меру сил радевший об укреплении государственного единства. Преемником его линии объединения русских земель станет святой благоверный великий князь Димитрий Донской, эпоха которого нашла отражение в следующем цикле работ Павла Рыженко.
Открывает эту серию картина «Благословение преподобного Сергия»: святой старец напутствует великого князя Димитрия на битву на Куликовском поле. Еще два полотна посвящены преподобному Александру Пересвету. В миру он был славным витязем и начальствовал над 300 воинами. На первой картине святой изображен с копьем в руке и в великой схиме, в которую преподобный Сергий облек его и преподобного Андрея Ослябю перед Куликовской битвой. Воин-монах Александр погружен в молитву, призывая помощь Божию для предстоящего сражения.
Следующий холст воспевает его подвиг. Глаза схимника выражают полную отрешенность от земной жизни. Он смертельно ранен Челубеем, но еще держится в седле, в то время как его противник уже падает с коня. Великан Челубей был печенегом и исповедовал лжерелигию бон-по, в соответствии с которой веровал в силы космоса. Перед боем он приводил себя в особое экстатическое состояние и гипнотизировал противника, почему на его счету были сотни побед в поединках. Однако он не смог одолеть воина Христова, вооруженного не только копьем, но и щитом великой схимы и мечом молитвы.
Сподвижнику Пересвета, преподобному Андрею Ослябе, посвящена отдельная работа: цветущий сад; облокотившись на согнутую яблоньку, святой задумался об Отчизне, которой угрожает опасность. И хотя он монах, ушедший из мира, однако иноческие обеты не снимают с человека ответственности за судьбы Родины и своего народа.
Центральной работой рассматриваемого цикла является, вероятно, картина «Атака Засадного полка». На Куликовское поле, покрытое телами убитых и раненых воинов, из прилегающей к нему дубравы на полном скаку под стягом с изображением Спаса, практически не встречая никакого сопротивления, врывается Засадный полк во главе с князем Владимиром Серпуховским и воеводой Димитрием Боброком. И зрителю, даже если он не знаком с историей, уже ясно, чьей победой завершится сражение.
Ряд полотен экспозиции отражает период Смутного времени и предворявшую его эпоху правления благоверного Самодержца Иоанна Грозного. Холст «Царево молчание» изображает одиноко сидящего на резной скамье Иоанна Васильевича.

Царь кормит голубей; железная узорчатая дверь его палат открыта; на перилах лестницы восседает черный ворон. Голуби символизируют русский народ, мирно живший под управлением благочестивого Государя, а ворон изображает темные силы: готовившую захват власти боярскую верхушку, жидовствующих еретиков, покушавшихся разрушить Церковь и государство изнутри, и внешних врагов Православия и России – еретиков-папистов и ногайские, астраханские, казанские и крымские татарские орды. Господь даровал игумену земли Русской, как называл Царя Иоанна старец Николай Гурьянов, победы над Казанским и Астраханским ханствами, в результате чего от басурманской неволи избавились до ста тысяч российских подданных. Им также была присоединена к России Сибирь, на которую до сих пор завистливо посматривают наши зарубежные «партнеры». Но этому грозному врагам веры и Отечества Царю, как и многим его близким родственникам, не пришлось мирно окончить свою земную жизнь: он был отравлен. В 60-е годы прошлого века в его останках исследователи обнаружили многократно превышающее допустимый уровень содержание ртути и мышьяка.
На картине «Тайна Царева» запечатлен сын Иоанна Грозного – Феодор Иоаннович. Гордые бояре стоят, нахмурив брови, а смиренный Царь Феодор сидит на уровне их ног и гладит кошку. Этот правитель, в противоположность своему отцу, обладал мягким характером. Кто-то, возможно, полагает, что Царь Иоанн был излишне жесток с боярами. В таком случае при кротком Феодоре должны были установиться мир и благоденствие. Однако дальнейший ход истории избавляет нас от иллюзий: бояре убили наследника Престола Царевича Димитрия; после смерти бездетного Феодора Иоанновича, последнего Рюриковича, на престол взошел Борис Годунов, началась Смута. Затем боярская верхушка захватила власть в Москве (период Семибоярщины), но блага для России это не принесло. Бояре-изменники впустили в Кремль польский оккупационный гарнизон, посадили на Русский престол польского королевича-католика Владислава; в итоге русский народ понес неисчислимые беды и страдания.
Эпохе Смутного времени Павел Рыженко посвятил полотно, изображающее разгром Пафнутьева Боровского монастыря: монах прижимает к груди испуганного и заплаканного мальчика. Перед ними лежит пронзенный стрелой русский ратник…
Еще одна картина царского цикла – портрет Алексия Михайловича Тишайшего. Когда русские люди покаялись, Господь вернул им Свое благословение, даровав новую Династию – Романовых, за которую каждый был готов положить жизнь. Царя и народ связывала истинная евангельская любовь, их единство скреплялось Православной верой. Государь изображен сидящим на троне перед большим образом святителя Николая Чудотворца. В его взгляде угадывается молитвенная дума о судьбах подданных, о благополучии страны. Он – любящий отец и покровитель для всех православных христиан своей страны.
Ряд наиболее известных полотен художника воспевает подвиг святых Царственных Мучеников. На холсте «Прощание с войсками», входящем в триптих «Царская голгофа», Император Николай II в февральскую вьюгу расстается со своим конвоем. Некоторые из бывших царских конвоиров уже прикрепили к груди красные банты, лица и фигуры других выражают скорбь от сознания происходящего и горячее раскаяние. Но никто из них не сохранил верность присяге и не осмелился воспрепятствовать заговорщикам. «Кругом измена, трусость и обман», – эти слова из дневниковых записей Государя характеризуют  те трагические дни.
Вторая картина триптиха – «Александровский дворец». Цесаревич Алексий уснул с забинтованной ножкой, мать-Императрица тоже забылась тревожным сном в кресле у постели больного сына. И лишь Император бодрствует, с тревогой и укором взирая на зрителя…
О значении Царской власти для России в беседе с французским послом замечательно сказал министр юстиции Российской Империи Иван Григорьевич Щеголовитов: «Только бы русский народ не был смущен в своих монархических убеждениях, и он вытерпит все. Он совершит чудеса героизма и самоотвержения. Не забывайте, что в глазах русских, я хочу сказать – истинно русских, Его Императорское Величество олицетворяет не только верховную власть, но еще и религию, и Родину. Поверьте мне, вне царизма нет спасения, потому что нет России. Царь есть Помазанник Божий, посланный для того, чтобы быть верховным покровителем Церкви, всемогущим главой Империи». К сожалению, ко времени революции многие русские люди уже утратили понимание природы царской власти и ее значения для нашей страны. Это привело к убийству Царской Семьи инородцами и иноверцами при молчаливом попустительстве народа, за что Россия до сих пор расплачивается кровью своих сыновей, но пока все еще не пришла к осознанию необходимости всенародного покаяния.
Триптих заключает полотно «Ипатьевский дом. Расстрел», изображающее комнату Царской Семьи в доме Ипатьева после страшной казни. Повсюду разбросаны бумаги, игрушки, личные вещи Мучеников… В глубине комнаты восседает ее новый хозяин – красноармеец, один из палачей Царственных страдальцев. Это помещение – художественный образ послереволюционной России, того хаоса, который в ней тогда воцарился и сохраняется до сих пор. Покаяние в измене клятве на верность Дому Романовых, в богоотступничестве и цареотступничестве – единственный путь к возрождению нашей страны.
Главный герой другого триптиха – один из самых почитаемых и любимых русских святых, преподобный Серафим Саровский. Вот он молится на камне в лесу, а рядом бродит медведь. На другой картине батюшка уже кормит грозного зверя с руки. На последнем же холсте великий старец в сопровождении медведя выходит навстречу паломникам.
В экспозиции представлено немало пейзажей мастера. Скромная русская природа глубоко лирична, а наши благочестивые предки веками стремились ее одухотворить – построить храм, часовню, монастырь, поставить крест, что нашло отражение в стихотворении Ф.И. Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

Одухотворенность родной природы воспевал и художник в своих этюдах, будь то изображение русского поля, дороги или улочки Сергиева Посада с Лаврой Преподобного вдали. Павел Рыженко часто выбирал высокую точку обзора – писал с колоколен храмов, с балконов домов. Один из пейзажей, привлекших наше внимание, создан как раз с такого ракурса. С балкона открывается вид на речку, на берегу которой раскинулись дома, на горизонте темнеет лес, клонится к закату розово-оранжевое солнце. Рассматривая холст, невольно погружаешься в приятную атмосферу вечерней  прохлады этого уютного уголка русской глубинки.
В заключение расскажем еще об одном триптихе с символическим названием «Покаяние». Сюжет первой его картины следующий: красноармеец вместе со своими товарищами забрался на колокольню православного храма для установки пулемета. Нечаянно он задел веревку и услышал удар колокола, пробудивший в нем голос совести. Его сердце вздрогнуло и душа встрепенулась, подобно взлетевшей белой голубке, изображенной художником на фоне колоколов. На другом, центральном холсте уже раненый красноармеец, после кровавой победы над своими же братьями в гражданскую войну, в глубоком размышлении стоит на кладбище у креста над могилой жены. Наконец, на холсте под названием «Муравейник» изображен тот же человек, спустя многие годы принявший монашество и ставший старцем-пустынником. Гуляя по лесу, он утомился и присел на пенек, поставив на землю туесок с ягодами. Рядом с подвижником – муравейник, образ мирской суеты. Лицо старца умиротворено, он нашел и познал «единое на потребу» – внял укорам совести, очистил свое сердце покаянием и исправил свою жизнь, преуспев на пути доброделания.
Возможность изменения жизни с греховной на добродетельную есть у каждого из нас; Небесный Отец призывает к нему и предлагает Свою божественную помощь. Именно Он даровал талант приснопамятному художнику Павлу Рыженко, чтобы через его боговдохновенное творчество привлечь как можно больше душ к истинной вере, к Святой Церкви, миру света и добра. И пока еще люди откликаются на этот Божественный призыв, Господь продлевает жизнь нашего суетливого вселенского муравейника.

Александр МАЛИНИН
Источник: газета "Првославный крест" № 110

<-назад в раздел

Русский календарь