Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Пламенеющий пророк. 19 июля / 1 августа – 255-летие (260-летие) со дня рождения преп. Серафима Саровского 01.08.2014

Пламенеющий пророк. 19 июля / 1 августа – 255-летие (260-летие) со дня рождения преп. Серафима Саровского

Апостол Павел так говорит о святости в людях: Каждому дается проявление Духа на пользу. <…> Иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному толкование языков. Все же сие производит Один и Тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12, 7–11).
Задумаемся: разве может быть случайностью тот факт, что многие русские святые отличались, помимо обладания другими дарами Святаго Духа, еще и великой прозорливостью? Это и святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, и святой праведный Иоанн Кронштадтский, и преподобный Серафим Саровский, чьи пламенные (подстать имени, ибо «Серафим» означает «пламенеющий», «пламенный») пророчества о судьбах России остаются как бы в тени других его подвигов. Но обратимся к его словам, предрекающим нам о будущем, напомним о предсказанном саровским прозорливцем всем нам, ныне живущим христианам.
О чем же хотели предупредить святые Божии наш народ? В первую очередь – о тех грозных событиях, последствия которых мы не можем изжить и по сей день.
Прославление преподобного Серафима было совершено, как мы знаем, в 1903 году, в царствование последнего самодержца Николая II, святого Мученика. Об этом сохранилось следующее пророчество святого: «Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит» (Россия перед вторым пришествием. М., 1999).
О том, что саровский старец провидел самые истоки русской трагедии, говорит следующий эпизод: «Двадцатые годы XIX столетия. Саровская обитель. Старец Серафим, весь проникнутый любовью, добротою, строго взирает на приближающегося к нему офицера и отказывает ему в благословении. Прозорливец знает, что тот – участник заговора будущих декабристов. „Гряди, откуда пришел“, – решительно говорит ему преподобный. Подводит затем великий старец послушника своего к колодцу, вода в котором была мутной и грязной: „Так и этот человек, который приходил сюда,  намеревается возмутить Россию“» (Серафим Саровский о судьбах России. Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский монастырь, 1996).
А вот и точное определение, последовательно показывающее дальнейшее развитие событий: «Все то, что носит название „декабристов“, „реформаторов“ и, словом, принадлежит к „бытоулучшительной партии“, – есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению христианства на земле и отчасти Православия и закончится воцарением антихриста над всеми странами мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими славянскими странами и составит громадный океан, пред которым будут в страхе прочие племена земные» (Серафимо-Дивеевские предания. М., 2003).
Николай Александрович Мотовилов свидетельствует: «Батюшка отец Серафим пространно любил объясняться о сем, хваля усердие и ревность верноподданных к Царю, и, желая явственнее истолковать, сколько сии две добродетели христианские угодны Господу, говаривал: „После Православия они суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия“. Часто он от Давида переводил разговор к нашему великому Государю Императору и по целым часам беседовал со мною о нем и о Царстве Русском; жалел о зломыслящих противу всеавгустейшей особы его. Явственно говоря мне о том, что они хотели сделать, он приводил меня в ужас, а рассказывая о казни, уготовляемой им от Господа, и удостоверяя меня в словах своих, прибавлял: „Пройдет более чем полвека. Тогда злодеи поднимут высоко свою голову. Будет это непременно: Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их и на верх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля Русская обагрится реками кровей, и много дворян побиено будет за великого Государя и целость самодержавия его, но не до конца прогневается Господь и не допустит разрушиться до конца земле Русской, потому, что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского“» (Нилус С. Близ есть, при дверех. М., 2000); «До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних, уничтожение и разграбление богатства добрых людей; реки крови русской прольются, но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе. <…> На земле Русской будут великие бедствия: Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет» (Серафим Саровский о судьбах России).
Как видим, пророчества преподобного Серафима пока исполнились лишь в своей карающей части. Но должно ли нам отчаиваться? Обратимся вновь к записям Мотовилова: «Однажды был я в великой скорби, помышляя, что будет далее с Православною Церковью, если современное нам зло будет еще более и более размножаться, и, будучи убежден, что Церковь наша в крайнем бедствии как от преумножающегося разврата по плоти, так равно, если только не многим более, от нечестия по духу чрез рассеиваемые повсюду новейшими лжемудрователями безбожные толки, я весьма желал знать, что мне скажет о том батюшка Серафим. Распространившись подробно беседою о святом пророке Илие, он сказал мне на вопрос мой между прочим следующее: „Илия Фесвитянин, жалуясь Господу на Израиля, будто весь он преклонил колени Ваалу, говорил в молитве, что уж только один он, Илия, остался верен Господу, но уже и его душу ищут изъяти. Так что же, батюшка, отвечал ему на это Господь? – ‘Седмь тысящ мужей оставих во Израили, иже не преклониша колен Ваалу’. Так если во Израильском царстве, отпадшем от Иудейского верного Богу царства и пришедшем в совершенное развращение, оставалось еще семь тысяч мужей, верных Господу, то что скажем о России? Мню я, что во Израильском царстве было тогда не более трех миллионов человек. А у нас, батюшка, в России, сколько теперь?“ Я отвечал: „Около шестидесяти миллионов“. И он продолжил: „В двадцать раз больше. Суди же сам, сколько теперь у нас еще обретается верных Богу!..“ <…> В подтверждение же того, что еще много на земле Русской осталось верных Господу нашему Иисусу Христу, православно и благочестно живущих, батюшка отец Серафим сказывал некогда одному знакомому моему <…>, что однажды, бывши в духе, видел он землю Русскую, и была она исполнена и как бы покрыта дымом молитв верующих, молящихся ко Господу» (Нилус С. Указ. соч.).
И, наконец, нельзя не привести главного и наиболее таинственного пророчества преподобного Серафима, о котором сказано там же, у Мотовилова: «Мне, Ваше боголюбие, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но как к тому времени архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что и главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут, то Господу Богу благоугодно взять меня, убогого Серафима, до времени от сей привременной жизни и по сем воскресить, и воскресение мое будет, как воскресение семи отроков в пещере Охлонской во дни Феодосия Юнейшего <…>. Старец поведал мне, что по воскресении своем он из Сарова перейдет в Дивеев и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскресения, соберется народу великое множество cо всех концов земли <…>. И, проповедуя в Дивееве покаяние, батюшка Серафим откроет в нем четверо мощей, и по открытии их сам между ними ляжет. И тогда вскоре настанет и конец всему» (Серафим Саровский о судьбах России).
Все вышеприведенные пророчества исключительно важны теперь, когда нам, православным христианам, прививают некую аморфную аполитичность, нездоровую отрешенность от земного бытия нашей Родины, вопиющую теплохладность. Потому и пламенеющий Серафим, угодник Божий, еще при жизни стяжавший благодать Духа Святаго, является для нас истинным пророком.
Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Протоиерей Павел БОЯНКОВ,
клирик храма св. блгв.
кн. Александра Невского,
г. Минск

источник: Газета "Православный крест" № 110

<-назад в раздел

Русский календарь