Обращение к Патриарху за защитой
В последние годы грамотные правовые действия православной общественности, активная позиция Русской Православной Церкви стали началом диалога между верующими и властью.
Однако не нужно думать, что силы, втягивающие Россию во всемирное электронное государство с единым наднациональным электронным правительством, отказались от своих планов. Они идут на незначительные пока уступки, не дающие на практике реальных возможностей человеку нормально жить, если он отказался стать участником электронной системы, захватывающей все стороны жизни.
Впереди у нас тяжелый путь борьбы за свои права, за соблюдение нашей российской Конституции и сохранение суверенитета страны. И все эти задачи должны решать мы с вами, не перекладывая их на плечи чиновников и сильных мира сего. Наши действия должны быть грамотными с правовой точки зрения и адекватными ситуации, сложившейся на настоящий момент. А главное это должна быть система совместных правовых действий, целью которой являются кардинальные изменения законодательства, а не отдельные достижения временного характера.
Оценим наши последние совместные труды и их результаты.
Спланируем дальнейшие шаги.
1. Обращение к Патриарху за защитой.
2 октября 2013 года известные общественные деятели, представители православной общественности направили Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и всем правящим архиереям Русской Православной Церкви Открытое обращение о прекращении дискриминации православных граждан. Обращение подписали: О.А. Яковлева, Председатель «Союза православных юристов», адвокат Московской областной коллегии адвокатов, Почётный адвокат России, эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; В.П. Филимонов, писатель-агиограф, академик Петровской академии наук и искусств, специалист в области кибернетики и систем управления, эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; О.В. Леткова, руководитель Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, советник Российской Федерации I класса, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России (АРКС); священник Алексий Мороз, председатель Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга, гранд-доктор психологии, член Правления Союза писателей России;В.Ю. Катасонов, профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова; О.Н. Четверикова, доцент, к.и.н., помощник председателя Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова; В.П. Семенко, главный редактор «Информационно-аналитического портала о религии Amin.su»; Т.Л. Шишова, член правления Российского детского фонда, член Союза писателей России; И.Я. Медведева, член правления Российского детского фонда, директор Института демографической безопасности, член Союза писателей России, член Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС); К.В. Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук; Л.А. Рябиченко, председатель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество»; Т.С. Федяева, член Союза журналистов России, автор и ведущая «Народного радио» и другие (текст обращения – на сайте «Родина православная», в правовом бюллетене «Родина православная» №4 (28) за октябрь-ноябрь 2013 г., http://rodinaprav.info/index.php/pravovoj-byulleten).
Обращаясь к священноначалию и Святейшему Патриарху, мы просили направить Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Председателю Государственной Думы РФ обращения:
- о принятии незамедлительных мер по прекращению дискриминации граждан, отказывающихся от использования автоматизированного учета по религиозным и иным убеждениям, и законодательного закрепления права человека использовать традиционные документы и способы учета персональных данных;
- о законодательном закреплении:
·запрета на принуждение к использованию новых методов и способов учета данных, противоречащих религиозным и иным убеждениям человека;
·гарантии существования, технического оснащения и финансирования традиционной системы учета;
·запрета дискриминации граждан, использующих традиционную систему учета.
В обращении также говорилось о необходимости утверждения традиционного документа, удостоверяющего личность, который не должен содержать:
1) графы «личный код» и записей об иных цифровых идентификаторах человека, микрочипов, магнитных полос, штрих-кодов и других средств автоматической идентификации личности;
2) сведений о биометрических данных человека;
3) информации, недоступной или непонятной для прочтения владельцу паспорта;
4) символики, носящей кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющей чувства верующих;
5) должен иметь графу «национальность», которая заполняется по желанию гражданина.
В поддержку этого обращения от 2 октября 2013 года верующие отправили многочисленные письма и обращения, в которых сообщали конкретные факты нарушения их прав.
Необходимо сказать, что многочисленные обращения представителей общественности и граждан о разработке бланка паспорта, не оскорбляющего чувства верующих, о прекращении дискриминации граждан, отказывающихся от использования автоматизированного учета персональных данных, направлялись в органы государственной власти, Святейшему Патриарху и священноначалию на протяжении многих лет.
Важно знать, имеется ли результат наших правовых действий.
2. Святейший Патриарх обратился к Президенту РФ.
Результат есть и носит он серьезный правовой характер. В ответ на обращения верующих от 2 октября 2013 года Патриарх направил обращение Президенту РФ Путину В.В., в котором поддержал просьбы и предложения граждан. Обращение Патриарха нашло отклик у Президента.
3. Президент РФ против принуждения граждан к использованию новых технологий.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации направило Святейшему Патриарху Кириллуразъяснение от 22.01.2014 года №А6-403,подписанное Помощником Президента Российской Федерации, начальником Управления Л. Брычевой. Этот ответ был опубликован в правовом бюллетене «Родина православная» и на сайтах www.patriarchia.ru, http://rodinaprav.info, www.notinn.ru, www.ruskline.ru и других.
Не нужно недооценивать этот документ. В нем даны конкретные ответы на основные вопросы, поставленные в обращении общественности от 2 октября 2013 года.
Правовое управление от имени Президента РФ пишет Святейшему Патриарху о недопустимости принуждения граждан к использованию электронных технологий:
«Разделяя Вашу озабоченность по вопросу нежелания некоторой части российских граждан получать другой вид паспорта – документ нового поколения, содержащий электронные носители информации, полагаю возможным отметить, что любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы».
Выражено в Разъяснении и конкретное мнение по основному документу, удостоверяющему личность. От имени Президента его правовая служба официально заявила:
«...При этом граждане Российской Федерации должны иметь право выбора получать документы, удостоверяющие личность, в виде пластиковых электронных карточек или на бумажных носителях, с использованием электронных носителей информации или без таковых.Упомянутый Вами проект федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», разработанный ФМС России, ранее рассматривался в Администрации Президента Российской Федерации и по нему были высказаны замечания принципиального характера. При поступлении в Администрацию Президента Российской Федерации доработанного законопроекта он будет рассмотрен в установленном порядке с учетом мнения общественности, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и позиции Русской Православной Церкви» (http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).
Наши совместные правовые действия и действия Патриарха на сегодняшний день имеют конкретный результат – ясно выраженную позицию Президента о недопустимости принуждения граждан к использованию идентификаторов и необходимости документа на бумажном носителе без электронных элементов.
Гражданам, отказывающимся по религиозным убеждениям от ИНН, СНИЛС, других идентификаторов, электронных документов необходимо иметь это Разъяснение и предъявлять чиновникам при защите своих прав. К бюллетеню «Родина православная» копия этого документа прилагалась в виде отдельного листа. В электронном виде его можно найти на сайтах www.patriarchia.ru(раздел «Документы»), http://rodinaprav.info, www.notinn.ru, www.ruskline.ru и других.
4. Идут переговоры Церкви и власти о традиционном паспорте.
В связи с разработкой ФМС РФ проекта ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации»[1] окончательно назрела необходимость утверждения традиционного документа, удостоверяющего личность, о чем многие годы просят верующие.
Законопроект ФМС предусматривает введение в Российской Федерации основного документа в виде электронной карты, включающей в себя личные идентификаторы и биометрические данные человека.
Совершенно очевидно, что огромное количество верующих граждан откажутся от использования такого удостоверения личности.
4 марта 2013 года «Союзом православных юристов» и видными представителями православной общественности (О.А. Яковлева, В.П. Филимонов, О.В. Леткова, В.Р. Анищенков, Н.И. Юдина, В.Ю. Катасонов, О.Н. Четверикова, В.П. Семенко, Т.Л. Шишова, И.Я. Медведева и др.) дано отрицательное Заключение общественной экспертизы на этот законопроект от 29 января 2013 года (последующий вариант законопроекта от 17 октября 2013 года в своей антиконституционной концепции полностью повторяет первый вариант, различия носят непринципиальный характер).
Выводы общественной экспертизы от 4 марта 2013 года:
Проект ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» носит ярко выраженный антиконституционный характер, является одним из способов подавления свободы человека, ограничения всех его конституционных прав, включая право на социальную защиту государства, медицинскую помощь, личную неприкосновенность, право жить в обществе в соответствии со своими религиозными и иными убеждениями. Концепция законопроекта и его конкретные положения нарушают основополагающие нормы российской Конституции, закрепленные статьями 21, 22, 23, 24, 28, 29, 35, 38, 39, 41, 43, 51, 55. В случае принятия данного законопроекта будет создана угроза национальной безопасности Российской Федерации и всех ее граждан. Принятие данного законопроекта является недопустимым.
Заключение направлено руководителям всех фракций Государственной Думы и всем депутатам. (текст заключения – на сайте http://rodinaprav.info). От ряда депутатов Государственной Думы получены письма с поддержкой позиции общественности, выраженной в Заключении общественной экспертизы.
Депутатами Государственной Думы фракции КПРФ внесен законопроект №470924-6 «О паспорте гражданина Российской Федерации», который предусматривает возможность утверждения паспорта на бумажном носителе, с традиционными характеристиками, без использования средств автоматической идентификации личности.
По сообщению Председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Плигина В.Н. данный законопроект возвращен разработчикам в связи с отсутствием Заключения Правительства РФ (письмо №3.1-25/456 от 29.04.2014 года). После устранения авторами законопроекта выявленных нарушений он может быть направлен на рассмотрение в Государственную Думу.
Законопроект ФМС РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» еще не внесен в Государственную Думу.
Учитывая эти обстоятельства, в настоящее время преждевременно судить о том, какой законопроект одобрит Государственная Дума.
Однако в любом варианте закона об основном документе гражданина РФ (паспорте, электронной карте) должны быть обеспечены права сотен тысяч граждан России, не принимающих по религиозным или иным убеждениям автоматизированный учет персональных данных и электронные документы, являющиеся одним из средств этого учета.
Для обеспечения основополагающих конституционных прав (социальное обеспечение, медицинская помощь, образование, труд, свободное передвижение, распоряжение своей собственностью, избирательное право и др.) значительной по численности категории граждан России необходимо введение традиционного документа, удостоверяющего личность. Это стали понимать органы власти, этого добивается Русская Православная Церковь и простые граждане.
Между Церковью и властью идут конкретные переговоры о бланке традиционного паспорта. Представители Церкви и православной общественности настаивают на выполнении требований верующих.
Получен еще один ответ (№А-6-5195 от 4 июня 2014 года) Помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ. Он направлен на открытое обращение депутата Государственной Думы Никитина В.С., депутата Мосгодумы Клычкова А.Е. и представителей общественности. В этом документе еще раз повторяется позиция, высказанная в ответе Святейшему Патриарху о недопустимости принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов личности и автоматизированных средств обработки персональных данных.
Еще раз указано о необходимости учитывать позицию Русской Православной Церкви:
«...В связи с этим Президентом Российской Федерации дано указание Правительству Российской Федерации учесть позицию Русской Православной Церкви и значительной части российского общества о недопустимости принуждения людей к использованию автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных. Исполнение данного указания должно быть осуществлено на этапе согласования в Правительстве Российской Федерации упомянутого Вами проекта федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», разработанного ФМС РФ…».
Учитывая, что электронное удостоверение личности фактически должно заменить УЭК и стать ключом доступа ко всем услугам, отпадает необходимость обязательной выдачи этой несостоявшейся электронной карты. Поэтому в ответе уже открыто говорится об отмене обязательности ее получения:
«...Кроме того, в настоящее время прорабатываются предложения о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части, касающейся исключения обязательности выдачи универсальных электронных карт гражданам Российской Федерации (одновременно с рассмотрением проекта федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», учитывающем право граждан использовать традиционные документы удостоверения личности вместо электронных)».
Официальные ответы Государственно-правового управления Президента Российской Федерации дают основания полагать, что в ситуации с основным документом, удостоверяющим личность, и УЭК произошел серьезный сдвиг.
В органах власти, Церкви, среди активной части верующих идет работа, результатом которой, надеемся, будет утверждение бланка традиционного паспорта без электронных элементов и символов, оскорбляющих чувства верующих.
Не осталась без результата и работа граждан, направлявших заявления об отказе от получения УЭК и от согласия на обработку персональных данных.
Это итоги нашей с вами правовой работы.
Однако пройдена только часть пути. Впереди очередные задачи, которые будем решать общими силами.
5. Традиционный паспорт не решит проблемы верующих без изменения социальных законов.
Следует понимать, что даже в случае принятия в том или ином варианте закона о традиционном паспорте права верующих не будут защищены.
Вопрос – почему?
Наличие традиционного паспорта без внесения кардинальных изменений во все социально значимые законы станет препятствием к получению любых услуг, пенсий, медицинской помощи, материнского капитала, дотаций, пособий и т.д. Не сможет человек поступить на работу или в ВУЗ. Люди, получившие традиционный паспорт, окажутся в положении граждан, которые в настоящее время проживают с действительными паспортами СССР образца 1974 года.
Если даже их паспорт (1974 года) признается чиновником действительным, гражданину незаконно отказывают в основных правах: медицинской помощи, выдаче и назначении пенсий, пособий, в продаже билетов, в заключении сделок.
Такие отказы незаконны, однако подавляющее большинство государственных ведомств проводят целенаправленную политику дискриминации граждан с паспортами СССР даже при наличии вклеенной фотографии в возрасте 45 лет, штампа или справки о гражданстве РФ. Отказ в реализации прав является способом принуждения человека к получению паспорта гражданина РФ, который люди не могут получать по религиозным убеждениям. Несмотря на то, что такие действия пенсионного ведомства, медицинских учреждений, организаций являются нарушением статьи 29 Конституции РФ, запрещающей принуждение к отказу от религиозных и иных убеждений, практика складывается не в пользу граждан.
Почему нужны изменения законодательства по защите прав граждан, которые желают иметь традиционные паспорта и не хотят пользоваться автоматизированным учетом персональных данных?
Такую необходимость рождает действующее законодательство, которое однозначно защищает чиновников, нарушающих права граждан. При отказе в выплате или назначении пенсии, отказе в приеме на работу, в выплате материнского капитала без использования СНИЛС формально прав чиновник, поскольку положения об обязательности использования СНИЛС закреплены в федеральном законодательстве: Федеральном законе от 1 апреля 1996 года №27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»; Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №97; Федеральном законе от 17 декабря 2001 года №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Федеральном законе от 21 ноября 2011 года №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральном законе от 29 ноября 2010 года №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; Федеральном законе от 27 июля 2010 года №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; Федеральном законе от 29 декабря 2006 года №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; Федеральном законе от 17 июля 1999 года №178 «О государственной социальной помощи»; Федеральном закону от 27 июля 2004 года №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.
Налоговый кодекс включает положения обязательности использования ИНН.
В настоящее время все социально значимые законы имеют положения об обязательности использования СНИЛС, ИНН.
Человек, отказавшийся по религиозным или иным убеждениям от присвоения СНИЛС, ИНН, автоматически лишается всех своих конституционных прав.
Для реального обеспечения прав верующих граждан необходимо внести изменения во все социально значимые законы, содержащие требования обязательного использования СНИЛС и ИНН при реализации конкретных прав.
6. Обращение общественности от 3 апреля 2014 года об изменении социально значимых законов.
3 апреля 2014 года представители православной общественности (О.А. Яковлева, В.П. Филимонов, О.В. Леткова, священник Алексий Мороз, В.Ю. Катасонов, А.И. Нотин, Т.Л. Шишова, И.Я. Медведева, К.В. Сивков и другие) направили Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, руководителям всех фракций Государственной Думы, а также Святейшему Патриарху открытое обращение с настоятельной просьбой внесения во все социально значимые законы изменений:
1) о недопустимости любых форм принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации;
2) об исключении из федеральных законов (ФЗ от 1 апреля 1996 года №27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №97; ФЗ от 17 декабря 2001 года №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; ФЗ от 21 ноября 2011 года №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; ФЗ от 29 ноября 2010 года №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; ФЗ от 27 июля 2010 года №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; ФЗ от 29 декабря 2006 года №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; ФЗ от 17 июля 1999 года №178 «О государственной социальной помощи»; ФЗ от 27 июля 2004 года №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.) положения об обязательности наличия у человека и предоставления СНИЛС при получении социальных государственных услуг: пенсий, пособий, медицинской помощи, лекарств, материнского капитала, устройстве на работу и других социальных правоотношениях;
3) закрепить в указанных федеральных законах положения об обеспечении всех соответствующих прав граждан (пенсионное обеспечение, выплата пособий, дотаций, оказание медицинской помощи, распоряжение собственностью, устройство на работу и др.) без использования СНИЛС и других цифровых идентификаторов личности.
Без внесения данных изменений наличие паспорта гражданина РФ, действительного паспорта СССР и даже нового бланка традиционного паспорта не поможет человеку получить какую-либо услугу: пенсию, пособие, медицинскую помощь, оплатить коммунальные услуги, приобрести билет. Традиционные документы будут существовать отдельно, а реальная жизнь человека будет строиться только на применении электронных документов, а именно УЭК или электронного удостоверения личности. Основой обоих электронных документов является главный идентификатор – СНИЛС. Именно СНИЛС является ключом доступа во все базы данных, дополнительно необходим и ИНН.
Традиционные документы не имеют цифровых идентификаторов личности, а без них невозможно получить ни одну услугу.
Это не простые страхи или опасения обывателей, а ситуация, вытекающая из действующего сегодня законодательства и внедряемых программ, стратегий и других документов по построению информационного общества, в котором все правоотношения гражданина с государством и коммерческими структурами реализуются в безальтернативной электронной форме.
Об этом еще 23 декабря 2009 годатогдашний Президент РФ Дмитрий Медведев открыто заявил на заседании Госсовета: «К 2015 году в соответствии со стратегией развития информационного общества в России мы обязаны перевести все госуслуги в электронный вид…».
Говоря об обязательном переводе всех услуг в электронный вид, Президент Медведев ссылался на «Стратегию развития информационного общества в России»[2]. В своем выступлении Д. Медведев указал, что Стратегия подготовлена «с учётом международных обязательств Российской Федерации и в ней учтены основные положения Окинавской хартии информационного общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и других международных документов, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам развития информационного общества…».
Переход «на электронную форму жизни» активно продвигается. Выполняя международные обязательства, данные без согласия граждан России, заинтересованные ведомства навязывают обществу электронные «услуги» в «добровольно-принудительной» форме. Это выплата заработной платы по карточкам, различные электронные пропуска и билеты для школьников, электронные социальные карты, медицинские полисы и др.
В идеале «модернизаторы» планируют все эти пробные варианты свести к единой электронной карте международного образца –УЭК, либо электронному удостоверению личности.
При отсутствии альтернативы любой человек с любыми убеждениями будет вынужден получить электронный документ. В противном случае он просто выпадает из всех сфер социальной жизни.
Верующий гражданин будет поставлен перед выбором получать пенсию, медицинскую помощь, работать, учиться, учить и воспитывать детей, оплачивать свои расходы или отказавшись от электронного документа оказаться вместе со своей семьей, детьми выброшенным из жизни. Пока государство не собирается обеспечивать права верующих на законодательном уровне.
Декларируя недопустимость принуждения к использованию электронных технологий, власть не предпринимает правовых действий по обеспечению своих собственных заверений.
Обеспечить свои конституционные права могут только сами граждане своей активностью, своими грамотными правовыми действиями в сотрудничестве с Русской Православной Церковью.
7. Русская Православная Церковь поддерживает требования граждан
Огромную роль в защите прав верующих играет Русская Православная Церковь. Ее мнение безусловно должно быть услышано властью.
Уже есть реакция Церкви на Обращение общественности от 3 апреля 2014 года о внесении изменений в социально значимые законы.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выразил позицию Церкви в публикации «Человеку должна быть оставлена свобода» и указал на необходимость изменения социально значимых законов:
«…Отказываясь от «личного кода», выраженного в цифрах на каждом электронном документе, эти люди стараются защитить свою частную жизнь, отметил о. Всеволод. Но из-за отсутствия этих документов верующих зачастую лишают медицинской помощи, пенсионных выплат и разнообразных льгот. К тому же они не могут поступить учиться или устроиться на работу, поскольку статьи трудового кодекса предполагают предоставление при приеме на работу СНИЛС и ИНН. «Если человек отказывается предоставлять эти документы, работодатель делает выбор в пользу другого соискателя, а центры занятости отказываются ставить их на учет», – сказал протоиерей.
Отец Всеволод признался, что он сам не имеет ИНН, однако законным образом получает зарплату и отчитывается перед налоговыми органами. «Люди, у которых нет ИНН, могут жить и вступать в гражданские отношения и без него. Отсутствие электронного документа у человека не может являться основанием для нарушения его трудовых прав», – заметил представитель РПЦ. По его словам, «Союз православных юристов» собрал уже более 10 тысяч фактов нарушений конституционных прав граждан, связанных с отказом от использования электронных документов.
РПЦ настаивает на внесении изменений во все социально значимые законы страны и предлагает исключить из них положения об обязательности наличия у человека СНИЛС и других цифровых идентификаторов личности. Кроме того, православные христиане требуют закрепить в федеральном законодательстве положения об обеспечении прав граждан, не имеющих СНИЛС, на пенсионное обеспечение, выплату пособий, оказание медпомощи, распоряжение собственностью, трудоустройство. Кроме того, в РПЦ предлагают утвердить новый традиционный бланк паспорта без личных кодов и других средств автоматической идентификации личности...» (http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/29/cheloveku_dolzhna_byt_ostavlena_svoboda_vybora/).
Из приведенных цитат видно, что доводы обращения общественности от 3 апреля 2014 года услышаны. Церковь предлагает правовой путь решения проблем и конкретно ставит вопрос об изменении социально значимых законов, отмене положений об обязательном применении СНИЛС и ИНН, а также необходимости традиционного бланка паспорта без личных кодов и других средств автоматической идентификации личности.
8. Грамотный правой диалог общества и власти – путь решения проблем.
Статьей 32 Конституции РФ нам, гражданам гарантировано право на непосредственное участие в управлении делами государства. Реализуя это право, граждане могут и должны влиять на законотворческий процесс, а не быть сторонними наблюдателями.
На основании Конституции нужно требовать расторжения (денонсации) опасных и кабальных международных договоров и других документов, обязывающих Российскую Федерацию к построению информационного общества, основанного на электронных способах идентификации личности, электронном документообороте между органами государственной власти, обязательности электронных форм взаимодействия граждан со своим государством.
Понимая, что пересмотр международных договоров очень долгий процесс, в качестве неотложных мер защиты гражданам нужно требовать исключения из всех социально значимых законов в важнейших сферах жизни (здравоохранение, образование, социальная защита, труд и других) положений об обязательности использования СНИЛС, ИНН и других идентификаторов личности с сохранением всех прав граждан без использования средств автоматической идентификации личности.
У некоторых граждан может возникнуть вопрос, а вправе ли наша страна изменять национальное законодательство до того как будут расторгнуты международные договоры, обязывающие Россию к построению информационного общества и внедрению автоматизированных средств учета данных человека? Ведь некоторые утверждают, что в соответствии с п. 4 Конституции РФ нормы международного права имеют приоритет над нашим законодательством.Попробуем разобраться. Сначала изучим норму Конституции – п. 4 статьи 15:
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Во-первых, обратим внимание на то, что об обязательности применения международного договора говорится лишь в отношении «закона», но не Конституции РФ. Во-вторых, положение п. 4 не отменяет другого более важного положения п. 1 той же статьи 15, который гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Это положение означает, что высшую юридическую силу над всеми законодательными актами, в том числе и международными договорами, имеет Конституция Российской Федерации.
Наши российские законы, в первую очередь, должны соответствовать Конституции РФ, а не международным договорам, которые также не могут ей противоречить.
Еще один важный момент. Статья 15 является составной частью главы 1 Конституции РФ, устанавливающей основы конституционного строя нашей страны. Эта важнейшая часть Конституции РФ, о чем прямо сказано в статье 16: «1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации» (справка – глава 1 Конституции РФ включает в себя статьи с 1 по 16).
К основам конституционного строя относится и статья 2 Конституции, провозглашающая права и свободы человека высшей ценностью нашего государства и возлагающая обязанность по их обеспечению и защите на государство.
Главенствующее значение прав и свобод человека определено и в статье 18 Конституции: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием...».
Никакие международные договоры не имеют приоритета над положениями российской Конституции и не могут являться основанием нарушения прав граждан, закрепленных в ней.
Не может существовать такой договор или соглашение, результатом которых является лишение пожилых людей пенсий, больных и инвалидов – медицинской помощи, детей – права на образование.
Если договоры и соглашения, заключенные от имени Российской Федерации, противоречат интересам ее граждан, граждане вправе ставить вопрос об их пересмотре и расторжении.
Воспользуемся ли мы своим конституционным правом участвовать в принятии законов или нет – зависит от нас с вами.
Решая для себя этот вопрос, православному человеку следует вспомнить строки из основополагающего документа «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых Архиерейским Собором в 2008 году:
«...В своей деятельности, направленной на защиту прав и достоинства человека, Церковь стремится взаимодействовать с государством и общественными силами. Выбирая партнеров в обществе, Церковь памятует слова Христа Спасителя, сказанные Им апостолам: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9, 40)». (Часть V.3 Основ)
Нужно быть готовыми к диалогу со всеми силами, уметь донести мирно и грамотно свою точку зрения. Именно православные граждане – священнослужители и простые миряне должны нести обществу информацию о нарушении прав граждан, о правовых мерах их защиты. Защищая право жить по вере, гарантированное статьями 28, 29 Конституции РФ, христиане подают пример активной гражданской позиции, которой очень не хватает современному обществу.
К таким действия призывает нас Церковь: «Основываясь на церковном учении о достоинстве, свободе и правах человека, христиане призваны осуществлять нравственно ориентированное социальное действие.
Оно может проявляться в самых разных формах – например, в свидетельстве перед лицом власти, в интеллектуальных разработках, в проведении кампаний в защиту тех или иных категорий людей и их прав.
Не стремясь к революционному переустройству мира и признавая права других общественных групп на участие в общественных преобразованиях на основании их мировоззренческого выбора, православные христиане оставляют и за собой право на участие в таком устроении общественной жизни, которое бы не противоречило их вере и нравственным принципам. Эти же принципы Русская Православная Церковь готова отстаивать в диалоге с мировым сообществом и в сотрудничестве с верующими других традиционных конфессий и религий»…(Часть V.4 «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».)
О необходимости соработничества Церкви, общества и власти неоднократно говорил Святейший Патриарх Кирилл в своих выступлениях и публикациях. В этом соработничестве должны участвовать и мы, простые миряне. Как бы медленно и трудно не продвигалось решение проблемы, какой бы безнадежной не казалась ситуация сегодня, нельзя отчаиваться. Завтра все может измениться. Православный человек знает, решаем не мы – люди, решает Бог. Но решения эти зависят и от наших усилий, от их разумности, адекватности и единства.
По нашим трудам даруются и плоды. Главное не сдаваться духовно, действовать грамотно и верить в помощь Божию. Необходимо помнить, что помощь эта чаще приходит не такая какую мы ожидаем и просим, а иная, более мудрая и полезная для нас. Получая бездушные, зачастую умышленно безграмотные ответы чиновников, мы не должны унывать, это лишь подтверждение того, что наступление на веру, нравственные ценности и духовные традиции христианской цивилизации продолжается. Против граждан в России и простых людей во всем мире ведется информационная война. Машина разрушения продолжает свою работу, а значит должны действовать и мы. Бездействие – это капитуляция, переход на противоположную сторону в невидимой духовной войне.
О.А. Яковлева, Председатель «Союза православных юристов»,
адвокат Московской областной коллегии адвокатов, Почётный адвокат России,
эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
ВНИМАНИЕ:
Подробная информация о коллективных правовых действиях – в статье «В бомжи не уходить, а действовать разумно» http://rodinaprav.info/index.php/inn-uek-snils/147-v-bomzhi-ne-ukhodit-a-dejstvovat-razumno(раздел «ИНН, УЭК, СНИЛС)
Образцы обращений о пересмотре международных договоров и внесении изменений в социально значимые законы и другие обращения на сайте http://rodinaprav.info/index.php/obraztsy-dokumentov/158-obrashchenie-o-denonsatsii-konventsii-soveta-evropy, а также в разделах «Образцы документов», «ИНН, УЭК, СНИЛС».