17.07.2014
Активное взаимное притяжение Православной Церкви и армии, наблюдаемое в последнее время, отнюдь не случайно. По сути дела так лишь восстанавливаются давние многовековые связи. И объясняются эти связи просто: Церковь наша, как и армия, всегда жила и продолжает жить одной жизнью со своим народом. Более того, сегодня Православная Церковь – мощный фактор стабильности в обществе и одновременно – единственная скрепа, соединяющая славянские народы, единственный единый институт некогда целостной и великой державы.
Церковь оберегает свою паству от врага невидимого, духовного, подобно тому как армия защищает народ и страну от внешнего, видимого противника. Отсюда – и единство формы, дисциплины и единоначалия. Поэтому и Церковь называет себя воинством Христовым. Не менее существенно и то, что среди сонмов святых, прославленных Церковью, преобладают воины и монахи (т. е. духовные воины). Воинское звание первых не помешало им достичь вершин святости, подобно вторым.
Суть воинской службы не противоречит духу Святого Евангелия, напротив, эта суть прямо проистекает из слов Самого Спасителя: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Воин не имеет права подставлять врагу ни щеку, ни спину, ибо за ним – мирные люди, старики, женщины, дети, которых он обязан защищать, а если надо, то и положить за них жизнь свою. Потому-то святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн не призывал воинов к отказу от присяги и непротивленчеству, но сказал им только: Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием (Лк. 3, 14).
Но ведь война есть инструмент политики, а Церковь обязана быть вне политики, – могут возразить мне. Совершенно верно, – соглашусь я, – если речь идет о конъюнктурном политиканстве, построенном на древнем принципе «разделяй и властвуй!». Нас ведь всегда и пытались разделить, чтобы надежнее поработить. Но если государственная политика становится направленной против духовного и физического порабощения страны, то молитвы миллионов православных обращаются в ее поддержку.
Так повелось на нашей земле от дней святых благоверных князей и полководцев Александра Невского, Довмонта Псковского, Димитрия Донского, соединивших в себе ратную доблесть и православное благочестие. Во времена чужеземного ига, ставшего тяжкой расплатой за княжеские междоусобицы, одна только Церковь зримо объединяла Русь, исподволь собирала духовные силы народа и затем, в лице преподобного Сергия Радонежского, благословила русское войско на Куликовскую битву. Так было и в Смутное время, когда под стены Москвы на зов священномученика Патриарха Ермогена собралось ополчение Минина и Пожарского; и позднее, под Полтавой и на Бородинском поле.
С давних пор небесным покровителем сухопутных войск был великомученик Георгий Победоносец, морских сил – святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец, а с появлением в начале ХХ века авиации ее попечителем стал грозный пророк Илия. На земле же все тяготы воинской жизни делили с солдатами смиренные православные батюшки – полковые священники, исповедуя и причащая раненых и больных, а иногда с крестом в руках поднимаясь со всеми в атаку. Даже в годы Великой Отечественной войны, пережив жесточайшие безбожные гонения, Православная Церковь поддержала армию и народ в борьбе с захватчиками, направила на фронт танки и самолеты, созданные на пожертвования своих прихожан.
И в наше время понятия воинского долга, ратного служения, защиты Отечества продолжают оставаться по преимуществу понятиями нравственными, подрыв которых был, есть и будет важнейшей задачей противника. Воин не должен стать равнодушным наемником, ибо враг всегда готов щедро оплатить предательство. Исключительно важно уяснить себе духовную природу переживаемого нами кризиса. Мы проиграли духовную, скрытую от глаз войну, отсюда, как следствие, – разруха, развал, репарации и локальные войны. И не являемся ли мы свидетелями подготовки нового «Grang nach Osten», только более коварного, когда нам говорят: «Мир! Мир!», а мира нет (Иер. 6, 14)?
В создавшейся обстановке у армии нет более надежного и преданного союзника в деле нравственного, духовного, патриотического воспитания воинов, чем Православная Церковь, имеющая на этом поприще богатейшие традиции и опыт. Воцерковление армии должно стать в этой связи важнейшей стратегической задачей, решение которой сделает солдат христолюбивым воинством.
Христолюбивым, и поэтому непобедимым.
<-назад в раздел
Церковь и армия
Безверное войско учить –
что перегорелое железо точить.
Генералиссимус А.В. СУВОРОВ
что перегорелое железо точить.
Генералиссимус А.В. СУВОРОВ
Активное взаимное притяжение Православной Церкви и армии, наблюдаемое в последнее время, отнюдь не случайно. По сути дела так лишь восстанавливаются давние многовековые связи. И объясняются эти связи просто: Церковь наша, как и армия, всегда жила и продолжает жить одной жизнью со своим народом. Более того, сегодня Православная Церковь – мощный фактор стабильности в обществе и одновременно – единственная скрепа, соединяющая славянские народы, единственный единый институт некогда целостной и великой державы.
Церковь оберегает свою паству от врага невидимого, духовного, подобно тому как армия защищает народ и страну от внешнего, видимого противника. Отсюда – и единство формы, дисциплины и единоначалия. Поэтому и Церковь называет себя воинством Христовым. Не менее существенно и то, что среди сонмов святых, прославленных Церковью, преобладают воины и монахи (т. е. духовные воины). Воинское звание первых не помешало им достичь вершин святости, подобно вторым.
Суть воинской службы не противоречит духу Святого Евангелия, напротив, эта суть прямо проистекает из слов Самого Спасителя: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Воин не имеет права подставлять врагу ни щеку, ни спину, ибо за ним – мирные люди, старики, женщины, дети, которых он обязан защищать, а если надо, то и положить за них жизнь свою. Потому-то святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн не призывал воинов к отказу от присяги и непротивленчеству, но сказал им только: Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием (Лк. 3, 14).
Но ведь война есть инструмент политики, а Церковь обязана быть вне политики, – могут возразить мне. Совершенно верно, – соглашусь я, – если речь идет о конъюнктурном политиканстве, построенном на древнем принципе «разделяй и властвуй!». Нас ведь всегда и пытались разделить, чтобы надежнее поработить. Но если государственная политика становится направленной против духовного и физического порабощения страны, то молитвы миллионов православных обращаются в ее поддержку.
Так повелось на нашей земле от дней святых благоверных князей и полководцев Александра Невского, Довмонта Псковского, Димитрия Донского, соединивших в себе ратную доблесть и православное благочестие. Во времена чужеземного ига, ставшего тяжкой расплатой за княжеские междоусобицы, одна только Церковь зримо объединяла Русь, исподволь собирала духовные силы народа и затем, в лице преподобного Сергия Радонежского, благословила русское войско на Куликовскую битву. Так было и в Смутное время, когда под стены Москвы на зов священномученика Патриарха Ермогена собралось ополчение Минина и Пожарского; и позднее, под Полтавой и на Бородинском поле.
С давних пор небесным покровителем сухопутных войск был великомученик Георгий Победоносец, морских сил – святитель Николай, Мир Ликийских Чудотворец, а с появлением в начале ХХ века авиации ее попечителем стал грозный пророк Илия. На земле же все тяготы воинской жизни делили с солдатами смиренные православные батюшки – полковые священники, исповедуя и причащая раненых и больных, а иногда с крестом в руках поднимаясь со всеми в атаку. Даже в годы Великой Отечественной войны, пережив жесточайшие безбожные гонения, Православная Церковь поддержала армию и народ в борьбе с захватчиками, направила на фронт танки и самолеты, созданные на пожертвования своих прихожан.
И в наше время понятия воинского долга, ратного служения, защиты Отечества продолжают оставаться по преимуществу понятиями нравственными, подрыв которых был, есть и будет важнейшей задачей противника. Воин не должен стать равнодушным наемником, ибо враг всегда готов щедро оплатить предательство. Исключительно важно уяснить себе духовную природу переживаемого нами кризиса. Мы проиграли духовную, скрытую от глаз войну, отсюда, как следствие, – разруха, развал, репарации и локальные войны. И не являемся ли мы свидетелями подготовки нового «Grang nach Osten», только более коварного, когда нам говорят: «Мир! Мир!», а мира нет (Иер. 6, 14)?
В создавшейся обстановке у армии нет более надежного и преданного союзника в деле нравственного, духовного, патриотического воспитания воинов, чем Православная Церковь, имеющая на этом поприще богатейшие традиции и опыт. Воцерковление армии должно стать в этой связи важнейшей стратегической задачей, решение которой сделает солдат христолюбивым воинством.
Христолюбивым, и поэтому непобедимым.
Протоиерей Павел БОЯНКОВ,
клирик храма св. блгв.
кн. Александра Невского, г. Минск
Источник: Газета "Православный крест" № 110
клирик храма св. блгв.
кн. Александра Невского, г. Минск
Источник: Газета "Православный крест" № 110